Исследовательская и проектная деятельность школьников
статья по алгебре по теме

Комарова  Наталья Анатольевна

Важным принципом развивающего образования в школе является демонстрация учащимся конструктивных путей решения актуальных проблем современного общества.

 Одним из способов реализации этого принципа может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников.

В данной статье дано определение метода проектов и исследовательской деятельности школьников, рассмотрены их характерные оличия и общие черты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost_shkolnikov.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Учитель математики ГБОУ СОШ №404

Комарова Н.А.

Важным принципом развивающего образования в школе является демонстрация учащимся конструктивных путей решения актуальных проблем современного общества.

 Одним из способов реализации этого принципа может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников. Данное научно-практическое направление требует последовательного решения сразу нескольких дидактических задач:

1. Использование учащимися базовых знаний и умений, усвоенных ими на уроках, для формулировки и поиска решений разнообразных проблем.

2. Многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения нескольких наук.

3. Повышение общей компетентности учащихся в  различных областях знаний, формирование способности самостоятельного критического анализа предлагаемых и используемых в настоящее время производств и технологий.

4. Развитие способностей работы в творческом коллективе и способностей к самостоятельной поисковой деятельности.

5. Освоение начальных понятий о исследовательской и проектной деятельности.

В основе  метода  проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,  умений самостоятельно  конструировать  свои знания,  умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это  из области  дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания .

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Из истории метода проектов.

Обратимся к истории метода проектов. Можно выделить пять основных этапов развития данного метода:

1 этап: Парижская Королевская Академия Архитектуры  в 1702 г. объявила конкурс строительных планов, эскизы которых были названы впервые проектами. Конкурсные работы требовали от участников проявление сотрудничества и креативности.  

2 этап: В первой половине 19 века замысел метода проектов из Французской Академии распространяется на территорию немецкоязычных стран и выражается в методике обучения в рабочих школах, т.е.  в профессионально-техническом образовании.

3 этап: Далее из Европы метод проектов переходит в Америку. В 1878 г. при Вашингтонском университете  в Сент-Луисе основана школа ручного обучения. Учащиеся школы должны были не только разработать проект, но и выполнить их реально в технических мастерских. При этом соблюдалось три принципа: ориентация на учеников, ориентация на реальность, ориентация на продукт.

4 этап: В период между 1900 и 1915 годами возникает самое настоящее проектное движение. Основывалось оно на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э.Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».

5 этап: В 1915-1965 годах происходит  переосмысление метода проектов и его «переселение» с американского континента обратно в Европу. Этому способствовал выход книги «Метод проектов» Х.Килпатрика, американского психолога и педагога.

С 1965 года — по настоящее время: новое «открытие» метода проектов, третья волна его международного распространения.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Сторонники метода проектов в советской России В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся.

 Однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:

 - отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

 - слабая разработанность методики проектной деятельности;

 - гипертрофия метода проектов в ущерб другим методам обучения;

 - сочетание метода проектов с педагогически неграмотной идеей комплексных программ.

 Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании.

         К сожалению, значительная часть специалистов не видит разницы между исследованием и проектированием, а исследовательское обучение отождествляет с обучением по «методу проектов».

Что бы разобраться во всех тонкостях дадим точные определения понятий.

Проект – (от латинского — projectus). Буквальный перевод— «брошенный вперед».

В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа, третье значение — какой-либо замысел или план.

Проектирование можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). Здесь следует отметить, что проектирование проявлялось на разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно вмешаться в несовершенство окружающего мира (а также в свое несовершенство) на основании исследовательских знаний о нем. «Чего не сможем купить, то обязаны придумать».У. Черчилль.

Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

К научным исследованиям предъявляют обычно следующие требования: объективности, доказательности, точности. Результат научной деятельности заключается в описании реальности, прогнозировании развития процессов и последствий событий.

К числу главных отличий научного исследования от всех других видов обычно относят, три главные особенности:

 - в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;

- измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;

- всегда определять место изучаемого в системе известного.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Проектирование и исследование тесно связаны с прогнозированием. При построении прогнозов  будущее обычно раскладывается на три составляющие:

 детерминированную — полностью предсказуемую, обусловленную действием известных причин;

вероятностную — предсказуемую с большой долей вероятности;

случайную — принципиально не поддающуюся никакому прогнозированию.

 Проектирование разворачивается и развивается в основном в рамках первой предсказуемой, «детерминированной» составляющей. Исследование находится преимущественно на другом полюсе — в поле третьей, «случайной» составляющей. «Вероятностная» составляющая может присутствовать и при проектировании, и в проблемных исследованиях.

Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательские, и проектные виды деятельности доступны школьникам и чрезвычайно значимы в системе среднего образования. Они имеют как общие характеристики, так и различные, специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

* общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования;

* структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты;

* требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;

* итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников.

Вместе с общими чертами существуют и значительные различия, которые заключаются в следующем.

1. Проект направлен на получение вполне конкретного задуманного разработчиком результата – продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. В ходе научного исследования организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работ.

2. Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно составляет план достижения результата и только после этого приступает к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

3. Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный» результат, тоже результат. Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…

Литература

1. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой.

 - М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

2. Метод проектов в интернет-образовании.  Полат Е.С., д. п. н., проф., ИОСО РАО под ред. А.А. Елизарова, МЦИО, 2004 г. – 67 с.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.

4. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании.

Савенков А.И., доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития МПГУ http://www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/a_1xitfn.html

5. Новоселов С.А., Зверева Т.В. Феномен проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе.//Педагогическое образование. -2009г-№3.-с. 38-42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер классу "Исследовательская и проектная деятельность школьников в биологическом образовании"

План мастер - класса:Цель: передача коллегам личного профессионального опыта, в сфере организации и проведения исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи :создание условий для пр...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

В данной статье описан опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности по экологии. Приведены темы исследовательских проектов, выполненных учащимися, а так же выделены цели и зад...

Организация исследовательской и проектной деятельности школьников

Важным принципом развивающего образования в школе является демонстрация учащимся конструктивных путей решения актуальных проблем современного общества.Одним из способов реализации данного принципа мож...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ             И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Исследовательская и проектная деятельность школьников

В школьной практике часто возникает проблема чёткого разделения понятий «исследование», «проект», «исследовательский проект». В своей работе я сделала попытку разобраться в этом вопросе.Для этого...

Современный подход к организации исследовательской и проектной деятельности школьников

Презентация к практической части кружка "Математические проекты", стандарт современного проекта CDIO, полный жизненный цикл проекта, инженерные проекты, образовательный центр "Сириус"...