Урок закрепления изученного по теме "Как построить график функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)."
план-конспект урока (алгебра, 8 класс) по теме
Данный урок поможет в игровой форме закрепить умение строить графики функций, используя алгоритмы параллельного переноса графика функций и построения дополнительной системы координат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_algebre_8_klass_k_konkursu_uchitel_goda.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: алгебра 8.
Тема: Как построить график функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x).
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Метод обучения: эвристический (постановка учебной задачи).
УМК под редакцией А.Г.Мордковича
Класс: 8, 2013-2014 учебный год.
Учитель Белогородцева Елена Александровна.
Цели урока:
Образовательная: отработать умение строить график функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x).
Воспитательная: развивать инициативность, взаимопонимание, творческую активность, используя различные формы работы на уроке, умение работать в команде.
Развивающие: развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, контролировать свои действия.
Оборудование: проектор, экран, набор карточек для сбора заданий, карточки с заданием тестов, индивидуальные оценочные листы.
Характеристика исходных умений и навыков, необходимых для усвоения темы и постановки учебной задачи.
Учащиеся знают:
- свойства функций y=kx2; y=k/x, y=√x, y=|x|;
- алгоритм построения графика функции y=f(x+l);
- алгоритм построения графика функции y=f(x)+m;
- алгоритм построения графика функции y=f(x+l)+m.
Учащиеся умеют:
- строить графики функций y=kx2; y=k/x, y=√x, y=|x|;
- строить графики функций y=f(x+l), y=f(x)+m, y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x);
- строить графики кусочной функции.
Структура урока.
- Проверка домашнего задания (проводится с помощью проектора) (1 мин).
- Актуализация опорных знаний (16 мин).
- Постановка темы и целей урока (1 мин).
- Закрепление изученного материала (16 мин).
- Проверка уровня усвоения темы (10 мин).
- Подведение итогов урока (1мин).
- Постановка домашнего задания (1 мин).
Ход урока.
- Проверка домашнего задания: на экран проецируется слайд с домашним заданием, учащиеся проводят самооценку.
- Актуализация опорных знаний.
Тест 1.(работа в парах)
- (2 б.) Соединить линиями соответствующие названия графиков функций:
- (4 б.) Заполните пропуски в описании способа построения графика.
а) Чтобы построить график функции у=2 (х-2)2-3 надо выполнить перенос графика функции у=__________ на _______ единицы ________ вдоль оси абсцисс, а затем выполнить перенос графика функции у=______ на ______ единицы ___________ вдоль оси ординат.
б) Чтобы построить график функции у=4/(х-5)+2 надо выполнить перенос графика функции у=__________ на _______ единицы ________ вдоль оси абсцисс, а затем выполнить перенос графика функции у=______ на ______ единицы ___________ вдоль оси ординат.
- (2 б.) Выберите из списка а)-г) формулу, задающую функцию, если ее график получен переносом графика функции у=-х2 влево вдоль оси абсцисс на 1 единицу и вверх вдоль оси ординат на 4 единицы:
а) у= –(х-1)2+4; б) у= –(х+1)2-4; в) у= –(х+1)2+4; г) у= –(х-1)2-4.
4. (2 б.) Запишите формулу, задающую функцию, если ее график получен параллельным переносом графика функции у=7/х влево вдоль оси абсцисс на 2 единицы и вниз вдоль оси ординат на 3 единицы. _________________
Проверка правильности выполнения теста организуется с помощью проектора, учащиеся заносят полученное количество баллов в личную карточку.
Задание 2 (7 баллов).
2 учащихся у доски с помощью карточек (9 карточек у каждого) собирают таблицу:
Построение графиков функций.
Смещение по оси абсцисс | Смещение по оси ординат | Смещение по двум координатным осям |
у=(х-4)2 | у=х2+2 | у=-(х+6)2-1 |
у=√х+3 | у=|х|-3 | у=|х+6|+10 |
у=|х+2| | у=2/х-5 | у=√х-2+4 |
В это время остальные учащиеся решают тест 2.
Тест 2 (7 баллов)
Для каждого графика укажите соответствующую ему формулу и запишите соответствующие буквы в таблицу.
Вариант 1 Вариант 2
у=(х-2)2+1
у=-(х+2)2+1
у=|х-1|+2
у= -|х+1|-1
у= 2/(х-4)-3
у= -2/(х+4)-2
у=√х-2+4
у=(х+2)2+1
у=-(х+2)2-1
у=|х+1|+2
у= -|х-1|-1
у= 2/(х+4)-3
у= -2/(х+4)+2
у=√х+2-4
Организуется взаимопроверка в парах (в результате работы учащиеся должны получить слова «алгебра», «графики»), учащиеся получают по 1 баллу за каждое верное соединение.
- Постановка темы и цели урока.
Учитель предлагает учащимся сформулировать алгоритм построения графика функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x). Учащиеся формулируют два алгоритма: параллельный перенос графика или построение вспомогательных осей координат. Таким образом, учитель вместе с учащимися формулирует тему и цели урока.
Тема «Как построить график функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)»;
Цель урока: закрепить умение строить график функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x).
- Закрепление изученного материала.
Учащиеся разбиваются на группы по четыре человека. Каждая группа получает карточки с заданием (8 баллов):
- построить графики функций:
а)у=-(х+6)2-1
б)у=|х+6|+10
в)у=2/(х-4)-3
г)у=√х-2+4
- записать формулы, задающие график функции, изображенной на рисунке:
а) у=(х-4)2+2
б) у=|x-4|-3
в) у=-2/(х+3)+4
г) у=√х+3-2
Проверка работы группы осуществляется через презентацию, каждая группа представляет один из графиков функций.
- Проверка уровня усвоения учебного материала.
Учащиеся самостоятельно строят график кусочной функции по вариантам с последующей взаимопроверкой в парах, затем правильное решение демонстрируется на экран.
1 вариант (5 б.)
у=(х+4)2+2, если -7≤х≤-1;
у=|х+6|+10, если -7≤х≤-5;
у=|х+4|+10, если -5≤х≤-3;
у=|х+2|+10, если -3≤х≤-1;
х=-4 при -6≤у≤2;
у= -(х+6)2-1, если -6≤х≤-4;
у=-2х-13, если -6≤х≤-4.
2 вариант (5 б.)
у=(х-4)2+2, если 2≤х≤6;
у= -0,5(х-4)2+8, если 2≤х≤6;
у=8, если 3≤х≤5;
у= -(х-4)2+9, если 3≤х≤5;
у=6, если 2,5≤х≤3,5 и 4,5≤х≤5,5;
х=4 при 4≤у≤5;
у=(х-4)2+3, если 3≤х≤5
- Подведение итогов урока.
1) Учащиеся повторяют алгоритм построения графика функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x).
2) Учащиеся подсчитывают количество набранных за урок баллов, заносят результат в личную карту, переводят количество баллов в отметку:
отметка «5» ставится, если ученик набрал за урок 26 баллов и более;
отметка «4» ставится, если ученик набрал от 21 до 25 баллов;
отметка «3» ставится, если ученик набрал от 15 до 20 баллов;
отметка «2» ставится, если ученик набрал менее 15 баллов.
- Постановка домашнего задания.
Домашнее задание дается дифференцированно, в зависимости от той отметки, которую ученик получил на уроке:
§;
«5»;
«4»;
«3», «2»;
творческое задание для всех: составить кусочную функцию так, чтобы получился рисунок.
Самоанализ урока.
На данном уроке учащиеся повторяют алгоритм построения графика функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x), отрабатывают навык построения графиков функций y=kx2; y=k/x, y=√x, y=|x|. Это необходимо для дальнейшей работы с построением графиков функций, решением уравнений и неравенств графическим способом.
Данный урок является вторым уроком в теме «Как построить график функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)». В ходе урока необходимо повторить алгоритмы построения графиков функций с помощью параллельного переноса и с помощью построения дополнительных осей координат, отработать умение учащихся применять эти алгоритмы при построении графиков функций y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x).
Данный урок по типу – урок закрепления изученного материала. Он включает в себя все основные этапы урока:
- актуализация опорных знаний;
- сообщение темы, цели, задачи урока, мотивация учебной деятельности;
- решение учебной задачи;
- закрепление материала в решении упражнений;
- проверка уровня усвоения темы;
- самооценка, самоконтроль;
- постановка домашнего задания;
- подведение итогов урока.
При подготовке данного урока учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Урок проводился в профильном классе классе, поэтому задания в основном выполнялись учащимися самостоятельно или в парах, были использованы игровые моменты и мультимедийная техника для поддержания интереса учащихся на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Как построить график функции y=mf(x), если известен график функции y=f(x)"
Используя презентацию, научить строить графики функции вида y = mf(x), если известен график функции y=f(x). При усвоении материала главную роль играют наглядность - слайды. Учитель использовал сл...
Урок усвоения новых знаний "Как построить график функции y=f(x+l)+m"
Как построить график функции...
Презентация к уроку "Как построить график функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)".
В данной презентации показаны способы построения графиков функций с использованием алгоритмов параллельного переноса графиков основных функций....
Как построить график функции y=f(x+1)+m, если известен график функции y=f(x)
Разработка урока по теме "Как построить график функции y=f(x+1)+m, если известен график функции y=f(x)", 8 класс будет интересна для учителей....
презентация к уроку "Как построить графи функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x) "
презентация к уроку "Как построить график функции "...
Самостоятельная работа по алгебре 8 класс по теме: «Как построить график функции у = f (х + l) + m , если известен график функции у = f (х)».
Самостоятельная работа по алгебре 8 класс по теме: «Как построить график функции у = f (х + l) + m , если известен график функции у = f (х)». состоит из двух вариантов.. Построить...
Урок по теме «Как построить графики функций y=f(x)+m, если известен график функции y=f(x)?»
Урок изучения нового материала в 8 классе по УМК Мордковича А. Г. по теме «Как построить графики функций y=f(x)+m, если известен график функции y=f(x)?» представлен конспектом и презентацией. Дидактич...