Разработка урока - зачет по теме «Основы логики»
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме

Илюхина Татьяна Анатольевна

 

Вашему вниманию предлагается проект урока в 10 классе физико – математического направления.

Тема урока:  Зачет по теме «Основы логики»

Место урока в теме: заключительный

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся.

Цели и задачи:

1 Цели педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся).

Обучения: определение уровня знаний, сформированности УН, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний, коррекция ЗУН.

Развития: формирование надпредметных умений: сравнение, абстрагирование, подведение под понятие, специализация, самостоятельности мышления.

Психологического развития: память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, коммуникативность.

Воспитания: формирование личностной позиции: такая позиция включает в себя самосознание, самоопределение, самовыражение, самоутверждение, самореализация, саморегуляция.

2. Цели  развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские).

Основная диагностическая цель — определение зоны ближайшего развития учащихся после изучения ими темы «Основы логики».

Основная познавательная цель— определение результативности и эффективности ряда дидактических и методических приемов и технологических операций.

Основная исследовательская цель— определение возможностей подходов к конструированию урока обеспечивающего возможность работы ученика в соответствии с его способностями (выбор уровня задания; времени выполнения, отводимое на выполнение отдельных этапов урока; коррекцию самооценки по необходимости ).

3. Цели  профессионального и личностного саморазвития учителя.

Собственные цели прежде всего в совершенствовании, с помощью продуктивных замечаний, а также моей профессиональной рефлексии.

В результате проведения зачета учащиеся должны показать следующие

знания:

·                    Определения логики, законов логики, форм мышления;

·                    Диаграммы Эйлера – Венна;

·                    Определения логических операций;

·                    Формулировок законов алгебры логики;

·                    Базовых логических элементов и их обозначений;

·                    Алгоритмов составления таблиц истинности выражений;

·                    Алгоритм составления логических схем;

·                    Алгоритм составления логических выражений по таблице истинности, по логической схеме, в соответствии с предложениями на естественном языке;

·                    Алгоритм перевода выражений с естественного языка на язык алгебры логики и обратно;

·                    Алгоритм решения логических задач;

·                    Различные способы решения логических задач

умения и навыки:

·                    Составлять логические выражения;

·                    Преобразовывать логические выражения в соответствии с законами алгебра логики;

·                    Составлять таблицы истинности для функций;

·                    Использовать таблицы истинности для доказательства тождеств и теорем;

·                    Осуществлять перевод высказываний с естественного языка на язык алгебры логики;

·                    Решать логические задачи;

·                    Использовать диаграммы Эйлера – Венна для графической интерпретации данных;

·                    Составлять логические схемы;

·                    Создавать проекты на основе заданий по логики с использованием компьютерных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx236.84 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта.

Вашему вниманию предлагается проект урока в 10 классе физико – математического направления.

Тема урока:  Зачет по теме «Основы логики»

Место урока в теме: заключительный

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся.

Цели и задачи:

1 Цели педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся).

Обучения: определение уровня знаний, сформированности УН, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний, коррекция ЗУН.

Развития: формирование надпредметных умений: сравнение, абстрагирование, подведение под понятие, специализация, самостоятельности мышления.

Психологического развития: память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, коммуникативность.

Воспитания: формирование личностной позиции: такая позиция включает в себя самосознание, самоопределение, самовыражение, самоутверждение, самореализация, саморегуляция.

2. Цели  развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские).

Основная диагностическая цель — определение зоны ближайшего развития учащихся после изучения ими темы «Основы логики».

Основная познавательная цель— определение результативности и эффективности ряда дидактических и методических приемов и технологических операций.

Основная исследовательская цельопределение возможностей подходов к конструированию урока обеспечивающего возможность работы ученика в соответствии с его способностями (выбор уровня задания; времени выполнения, отводимое на выполнение отдельных этапов урока; коррекцию самооценки по необходимости ).

3. Цели  профессионального и личностного саморазвития учителя.

Собственные цели прежде всего в совершенствовании, с помощью продуктивных замечаний, а также моей профессиональной рефлексии.

В результате проведения зачета учащиеся должны показать следующие

знания:

  • Определения логики, законов логики, форм мышления;
  • Диаграммы Эйлера – Венна;
  • Определения логических операций;
  • Формулировок законов алгебры логики;
  • Базовых логических элементов и их обозначений;
  • Алгоритмов составления таблиц истинности выражений;
  • Алгоритм составления логических схем;
  • Алгоритм составления логических выражений по таблице истинности, по логической схеме, в соответствии с предложениями на естественном языке;
  • Алгоритм перевода выражений с естественного языка на язык алгебры логики и обратно;
  • Алгоритм решения логических задач;
  • Различные способы решения логических задач

умения и навыки:

  • Составлять логические выражения;
  • Преобразовывать логические выражения в соответствии с законами алгебра логики;
  • Составлять таблицы истинности для функций;
  • Использовать таблицы истинности для доказательства тождеств и теорем;
  • Осуществлять перевод высказываний с естественного языка на язык алгебры логики;
  • Решать логические задачи;
  • Использовать диаграммы Эйлера – Венна для графической интерпретации данных;
  • Составлять логические схемы;
  • Создавать проекты на основе заданий по логики с использованием компьютерных технологий

В связи с этим проектная гипотеза предполагает достижение обозначенных целей с помощью ряда дидактических, технологических и методических средств.

1. Выбор оптимальной дидактической структуры урока.

Часть урока

Количество минут

Форма проведения

Примечания

1

2

3

4

5

6

Начало урока. Актуализация темы.

Решение организационных моментов.

Зачет.

1 этап. Тестирование

2 этап. Практическая работа

3 этап. Работа в группах.

4 этап. Защита результатов исследования.

Конец урока.

Подведение итогов

5

17

18

25

10

5

Работа с использованием  ПК.

Компьютерный практикум.

Работа по карточкам.

Выступление учащихся

    С элементами

     исследования

Такая дидактическая структура соответствует как обучающим целям урока, так и его типу.

2. Конструирование вариативных сценариев урока. Как и любой проект, проект урока не может иметь жесткого плана, он может иметь несколько саморазворачивающихся сценария, где элементом устойчивости выступает дидактическая структура, а элементами саморазвития (вариативности) – совместная деятельность учителя и учеников, обратная связь процессом управления.


Оформление доски.

Дата:

Тема: Зачет по теме «Основы логики»

Эпиграф:

Если человек окажется подлинно искусным в логике и проявляет как здравое суждение, так и изобретательность, ему суждены большие дела, особенно когда времена этому благоприятствуют.

Фрэнсис Бэкон

План урока:

Начало урока. Актуализация темы.

Решение организационных моментов.

Зачет.

             1 этап. Тестирование.

             2 этап. Проектная работа

             3 этап. Исследовательская

                          работа.

             4 этап. Защит результатов

                         исследовательской работы.            

 Конец урока. Подведение итогов

Оформление рабочих мест

Раздаточный материал:

  1. Маршрутный лист;
  2. Карточки с заданиями для проектной деятельности ;
  3. Карточки с задачами для исследования;
  4. Карточки с дополнительными задачами.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Учитель объясняет ход урока.:

«Зачет проводится в три этапа:

1 этап. Тестирование.

Выполняется с использованием ПК.

Для этого этапа разработан проект с тестом.

  1. Ответить на вопросы теста, при этом учесть то,  что исправления могут вноситься до тех пор, пока не нажата кнопка «Ответить».
  2. По окончании работы изучить информации о неправильных ответах и полученной оценке.
  3. Проект оставить на Рабочим столе в открытом виде.

2 этап. Практический

Выполняется с использованием ПК.

  1. Для данной функции провести исследование зависимости значения функции от значений аргумента, с использованием таблицы истинности.
  2. С помощью среды программирования построить модель, реализующую визуализацию решения задачи.
  3. Провести с помощью построенной модели исследование зависимости значений функции от значений аргумента. Заполнить таблицу.
  4. Сопоставить результаты полученные аналитическим способом и в ходе компьютерного эксперимента.
  5. Сдать работу учителю.

3 этап. Исследовательский

Выполняется  по карточкам.

  1. Определить проблемное поле.
  2. Выдвинуть гипотезу(гипотезы).
  3. Доказать или опровергнуть выдвинутые предположения.
  4. Подготовить аргументированный ответ.
  5. Предоставить защиту результатов работы в виде выступления.

4 этап. Дополнительный. (необязательный)

  1. Выполнить предлагаемые задания.
  2. Сдать учителю.

Слушают объяснения учителя, следя по маршрутным листам.

Метод обучения –

Словесный. наглядный

Прием учебной деятельности –

Анализ;

наблюдение;

Контроль –

Учитель;

Самоконтроль;

Форма организации учебной деятельности –

Коллективная.;

Формирование -

Теоретических знаний,

Развитие –

словесно – логического мышления, памяти, воли,


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Осуществляет общий контроль.

Осуществляет проверку работ с тестами.

Осуществляет проверку проектных работ.

Координирует действия учащихся.

Осуществляет экспертную помощь.

1 этап.

Выполняют работу с тестами.

Осуществляют самоконтроль по листам с ответами.

2 этап.

Решают поставленную задачу аналитически. Разрабатывают логическую модель. Проводят компьютерный эксперимент. Проводят сравнение проведенных исследований различными способами

3 этап.

Выполняют исследование в соответствии с заданием.

Готовят выступление по защите работы.

Осуществляют защиту полученных результатов.

4 этап.

Выполнившие все задания и успешно сдавшие зачет, выполняют решение дополнительных задач.

Метод обучения –

Репродуктивный; практический; поисковый,

индуктивный;

Прием учебной деятельности –

Анализ;

сравнение;

заключение по аналогии;

обобщение;

индуктивное умозаключение;

абстрагирование;

классификация;

подведение под понятие;

Контроль –

Учитель;

Самоконтроль;

Форма организации учебной деятельности –

Коллективная.;

Индивидуальная.

Формирование -

Фактических знаний, практических умений,

Развитие –

Самостоятельности мышления;

словесно – логического мышления, памяти, воли,

навыков учебного труда;

эмоций

Метод обучения –

практический; поисковый,

индуктивный, дедуктивный;

Прием учебной деятельности –

Анализ;

сравнение;

заключение по аналогии;

обобщение;

индуктивное умозаключение;

абстрагирование;

классификация;

подведение под понятие;

Контроль –

Учитель;

Самоконтроль;

Форма организации учебной деятельности –

Коллективная.;

Индивидуальная.

Формирование -

Фактических знаний, практических умений,

Развитие –

Самостоятельности мышления;

словесно – логического мышления, памяти, воли,

навыков учебного труда;

воли; эмоций

Метод обучения –

практический; поисковый, дедуктивный,

индуктивный;

Прием учебной деятельности –

Анализ;

сравнение;

заключение по аналогии;

обобщение;

индуктивное умозаключение;

абстрагирование;

классификация;

подведение под понятие;

Контроль –

Учитель;

Самоконтроль;

Форма организации учебной деятельности –

Групповая,

Индивидуальная.

Формирование -

Фактических знаний, практических умений, познавательного интереса

Развитие –

Самостоятельности мышления;

словесно – логического мышления, памяти, воли,

навыков учебного труда;

воли; эмоций , речи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Подводит итоги зачета по следующим пунктам:

  • Лучшие ответы
  • Вопросы, вызвавшие наибольшие затруднения
  • Вопросы, не вызвавшие трудностей

Слушают подведение итогов.

Метод обучения –

Словесный;

Прием учебной деятельности –

Анализ;

Сравнение;

Обобщение;

Контроль –

Учитель;

Самоконтроль;

Форма организации учебной деятельности –

Коллективная.

Формирование -

Теоретических знаний;

Познавательного интереса.

Развитие –

Наглядно – образного мышления;

Самостоятельности мышления;

Памяти;

Навыков учебного труда;

Воли;

Эмоций


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Объясняет домашнее задание:

  • Тест другого варианта
  • Упражнения
  • Задача

Домашнее задание раздается в электронном виде

Слушают учителя.

Метод обучения –

Словесный;

Прием учебной деятельности –

Анализ;

Контроль –

Самоконтроль;

Форма организации учебной деятельности –

Коллективная.


Маршрутный лист.

(работа учащихся)

1 этап. Тестирование.

Выполнить тест, сохранив результат на экране ПК, сдать работу учителю. Результат проверить по готовым ответам.

2 этап. Практическая работа (с элементом исследования).

Выполняется с использованием ПК.

  1. Для данной функции провести исследование зависимости значения функции от значений аргумента, с использованием таблицы истинности.
  2. С помощью среды программирования построить модель, реализующую визуализацию решения задачи.
  3. Провести с помощью построенной модели исследование зависимости значений функции от значений аргумента. Заполнить таблицу.
  4. Сопоставить результаты полученные аналитическим способом и в ходе компьютерного эксперимента.
  5. Сдать работу учителю.

3 этап. Работа в группах (с элементам исследования).

Выполнить задание и оформить в соответствии с печатной основой.

  1. Изучить текст задачи.
  2. Решить ее.
  3. Оформить в соответствии с шаблон.
  4. Подготовить аргументированный ответ – защиту своего решения.
  5. Выступает группа или ее представитель с результатами исследования. Результаты аргументировать.

4 этап. Дополнительная работа.

(выполняется при наличии времени)

Изучить текст заданий. Представить письменное решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийнная презентация у уроку информатики на тему "Основы логики"

Мультимедийная презентации к уроку информатики на тему " Логика", содержит историческую справку, логические упражнения и задачи на виды логических операций....

Урок-презентация на тему "Основы логики"

Предмет: информатика и ИКТТип урока: урок-презентацияЦель урока: познакомить учащихся с этапами развития логики, с основными понятиями логики;Задачи урока:сформировать  понятие форм мышления;разв...

разработка урока-зачета по теме:Предельные и непредельные углеводороды.

Урок -зачет помогает готовиться к экзаменам,облегчает овладение наиболее сложным материалом,способствует у учащихся успешной самостоятельной работе дома перед зачетом и после его проведения...

разработка урока-зачета по теме:Предельные и непредельные углеводороды.

Урок -зачет помогает готовиться к экзаменам,облегчает овладение наиболее сложным материалом,способствует у учащихся успешной самостоятельной работе дома перед зачетом и после его проведения...

Разработка урока-зачета по теме:Предельные и непредельные углеводороды

Урок- зачет помогает готовиться к экзаменам,облегчает овладение сложным материалом,способствует у учащихся успешной самостоятельной работе дома перед зачетом и после его проведения....

Технологическая карта урока информатики по теме Основы логики

Технологическая карта урока информатики по теме Основы логики...