Исследовательская деятельность учащихся в математике: из педагогического опыта
статья по алгебре по теме
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность учащихся в математике: из педагогического опыта.
Сегодня трудно себе представить, что именно 21 век многое изменил в подходах к преподаванию предметов естестаенно-математического цикла, и в этом нет ничего удивительного. Меняется время, меняемся мы учителя, меняются ученики, а наука идет вперед, появляются новые уникальные открытия, которые берут истоки из геометрии Эвклида, Платона, Пифагора, Эйлера, Леонардо Да Винчи и многих других. Математика по праву является царицей всех наук.
Важнейшая роль в работе с учащимися, которые успешно справляются с программой по математике, принадлежит организации исследовательской работы, которая предполагает самостоятельное изучение школьниками научно-популярной литературы, поиск информации в Интернете, творческую самостоятельную реферативную работу с последующей защитой. Одной из особенностей подготовительной работы является формулирование целей и задач, этапов исследования, продумывание ожидаемых результатов. Возможно, кому-то из вас покажется, что этот вид деятельности намного сложнее, чем контрольная или тестовая работа. Вы будете правы, но результат может превзойти ожидания и для вас откроются новые непознанные вопросы, которые захочется уточнить, проконсультироваться с учителем. Это прежде всего победа над самим собой. В этом, на мой взгляд, педагогическая изюминка и особая радость и гордость за достигнутое.
В большинстве рецензируемых мною работ учащихся («Удивительный квадрат», «Золотое сечение», «Геометрия Пифагора») представлены теоретические доказательства, продемонстрированы геометрические преобразования на плоскости, сформулированы основные признаки центральной симметрии, сформулировано современное практическое применение многогранников, «золотого сечения» в других науках, строительстве, архитектуре. В увлекательной форме учащиеся ознакомились с историческими фактами, легендами и преданиями, современным материалом, который математика подарила искусству. Также во многих работах ярко прослеживается связь математики, физики, химии, биологии и медицины. В организации исследовательской работы, в формировании мировоззрения учащихся, воспитании культуры умственного труда я вижу современный взгляд на реализацию образовательных стандартов второго поколения.
В инициативе «Наша новая школа» существенным является определение особой позиции и учителя, и ученика, для которых предоставлена ситуация выбора, ситуация успеха, возможна и ситуация неуспеха, ведь многое зависит от того, какие цели поставлены и как они реализовались и принесли ли обоюдную пользу.
Собранный учащимися интереснейший материал позволяет представить путь современной науки от математики к физике и химии, биологии и архитектуре, нанокластерам и наноструктурам, как в историческом, так и в теоретическом плане.
В ходе исследовательской работы учащиеся, к примеру выявили, что существуют удивительные геометрические связи между всеми многогранниками. Так, например, куб и октаэдр получаются друг от друга, если центры тяжести граней одного принять за вершины другого и обратно. Аналогичны примеры икосаэдр и додекаэдр. Додекаэдр получается из куба построением «крыш» на его гранях (способ Евклида), вершинами тетраэдра являются любые четыре вершины куба, попарно не смежные по ребру, то есть из куба могут быть получены все остальные правильные многогранники. Сам факт существования всего пяти правильных многогранников удивителен – ведь правильных многоугольников на плоскости бесконечно много!
В целом исследовательская работа в математике во многом способствует развитию мышления, умению анализировать, систематизировать, выявлять причинно- следственные связи между явлениями и объектами, дает возможность более глубоко изучить представленный в образовательной программе материал, вырабатывает мотивацию к постановке учащимися проблемных вопросов и поиску ответов, способствует расширению кругозора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль эксперимента в исследовательской деятельности учащихся по математике
В презентации рассмотрены виды экспериментов как с позиции числа их участникаов, так и по видам их организации и проведения...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (из опыта работы)
Приобщение школьников к исследованию художественных текстов способствует успешному их участию в олимпиадах по русскому языку и литературе. За последние 3 года мои учащиеся становятся призе...
Организация исследовательской деятельности учащимися во внеурочное время. Из опыта работы.
В данном выступлении обобщен мой опыт работы с учащимися во внеурочное время: работа в научном обществе учащихся, организация экскурсий, участие в научно-практических конференциях, работе школьн...
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по математике и информатике
Данная работа рассматривает вопросы об определении проектно-исследовательской деятельности по математике и информатике и предлагаются темы и виды работ на уроке и вовнеурочное время....
«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ»
В статье рассматривается опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются мною как на уроках, так и во внек...
Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (из опыта работы)
В статье опыт работы по изучению истории семьи.Возможно использовать в ходе занятия по проектной деятельности учащихся....