Сложение и вычитание десятичных дробей.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с тем, что действия с десятичными дробями более простые, особенно сложение и вычитание, и похожи на правила действий с натуральными числами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_i_vychitanie_desyatichnykh_drobey.rar | 405.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка участника конкурса «КОМПЬЮТЕР И ШКОЛА» в номинации «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»
Фамилия, Имя, Отчество | Соловьева Наталья Викторовна |
Город | Красногорск |
Регион | Московская область |
Организация | Красногорская общеобразовательная школа №12 |
Должность | Учитель математики |
Телефон организации | (495) 562-91-25 |
Адрес домашний | 143400, Московская область, город Красногорск, улица Королева, дом 5, кв. 68 |
Телефон для контакта | (495) 565-04-68, 8-910-486-65-90 |
Е-mail | |
Номинация | Лучший урок с использованием презентации |
Предмет | Математика |
Тема урока | Сложение десятичных дробей |
Класс | 5 |
Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
Предмет: математика, изучение нового материала.
Тема: Сложение десятичных дробей.
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Класс: 5
Технологии: Мультимедийная установка, компьютер, экран.
Урок математики в 5 классе
по теме «Сложение десятичных дробей»
(Слайд №1)
Эпиграф урока:
«Учиться можно только весело… .
Чтобы переваривать знания,
Надо поглощать их с аппетитом!»
Ян Амос Коменский
Ян Амос Коменский - чешский педагог-гуманист,
основоположник педагогической науки.
(Слайд №2)
Цели урока:
- Научить складывать десятичные дроби; закреплять изученные вычислительные приемы, умение читать и сравнивать десятичные дроби; научить сопоставлять известный материал и уметь делать выводы.
- Убедить в практической значимости теории десятичных дробей.
- Развивать познавательную активность учащихся; умение объективно оценивать свою работу
- Развивать интерес к математике и смекалку для решения сложных задач.
План урока:
- Организационный момент. Сообщить тему урока, сформулировать цели урока (2 мин.)
- Актуализация знаний учащихся. Повторение пройденного материала: обыкновенные дроби, десятичные дроби. Опрос учащихся (7 мин.)
- Объяснение темы (10 мин.)
- Отработка навыков сложения десятичных дробей (17 мин.)
- Самостоятельная работа с последующей проверкой(5 мин.)
- Итог урока (2 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.)
Оборудование:
- Карточки для решения заданий у доски (Приложение 1-3)
- Цветные мелки.
- Карточки для устного счета (красная и зеленая)
- Алгоритм сложения десятичных дробей (Приложение 4)
- Листочки для самостоятельной работы.
- Мультимедийная установка, компьютер, экран.
Ход урока.
- Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Подготовьтесь и настройтесь на урок. Я желаю вам ребята успеха на уроке.
Мы продолжаем изучение темы «Десятичные дроби». Позади знакомство с десятичными дробями, сравнение десятичных дробей.
В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с тем, что действия с десятичными дробями более простые, особенно сложение и вычитание, и похожи на правила действий с натуральными числами.
Сегодня мы научимся складывать десятичные дроби.
Но прежде чем приступить к основному этапу, выполним несколько устных и письменных заданий, которые помогут нам понять действие сложения десятичных дробей. (На экране появляются один за другим слайды, позволяющие повторить ранее изученные правила сложения и вычитания обыкновенных дробей, запись и сравнение десятичных дробей, их озвучивает учитель и после каждого слайда подводит итог).
- Устная работа (Слайд №3)
- Прочитайте числа и уравняйте количество знаков после запятой:
0,1; 63,72; 8,08; 0,414; 15,006; 3,7061; 0,31415.
- Сравните числа:
а) 6,727 и 6,7; б) 20,567 и 21,567; в) 0,75 и 0,3456.
(Слайд №4)
- Выполните действия с обыкновенными дробями:
2 + ; ; 3; ; 4 -
7; 6; 8; 3; 7.
(Слайд №5)
- Найдите закономерность и определите четвертое число:
а) 0,3456 ↔ 0,4356 б) 12,325 ↔ 32,512 в) 0,4321 ↔ 0,1234 г) 501,78 ↔ 10,578
0,2345 ↔ 0,3245 47,263 ↔ 26,347 0,5793 ↔ 0,3975 904,35 ↔ 40,935
(С помощью анимационной настройки правильные ответы появляются на экране)
- Слово учителя:
А сейчас ребята поработаем в тетрадях. Ваша задача верно решить предложенные задания.
Работа в тетрадях (Слайд №6)
Дан ряд дробей: .
Вопрос: Какое общее качество объединяет эти дроби? (Это обыкновенные, правильные дроби).
Задание: Разделите эти дроби на группы таким образом, чтобы дроби одной группы имели что-то общее. Запишите эти группы в тетрадь.
Проверка (Слайд №7)
Дроби, у которых числитель 1. Как называются эти дроби? (единичные дроби). Но у них есть еще одно название – аликвотные ( от лат. аliquot – «несколько»). Эти дроби появились раньше других дробей. В Древнем Египте математики «настоящими» считали только аликвотные дроби и отдавали им предпочтение. Самая большая аликвотная дробь -а самой маленькой не существует.
Дроби, у которых в знаменателе единица и один или несколько нулей.
Как можно короче записать дроби со знаменателями 10, 100, 100 и т.д.?
(Эти числа можно записать в виде десятичной дроби).
Слово учителя:
Умея складывать обыкновенные дроби, вы без труда сможете проделать тоже самое с десятичными дробями, предварительно записав их в виде обыкновенных дробей.
Работа в тетрадях (Слайд №8)
Запишите десятичную дробь в виде обыкновенной дроби и выполните действия. Результат запишите в виде десятичной дроби.
0,7 + 0,2 = 0,9
1,32 + 8,64 = 1 = 9,96
7,019 + 12,342 = 7
(Решение появится на экране после того, как ученики записали свое решение в тетрадях).
Согласитесь ребята, что не всегда удобно складывать десятичные дроби таким способом. Обычно десятичные дроби складывают «столбиком» и я вам сейчас покажу, как это делать.
(Те же самые дроби сложить в «столбик», показывает учитель).
Десятичные дроби складываются поразрядно, начиная с младшего разряда: тысячные доли складываются с тысячными, сотые доли - с сотыми, десятые доли - с десятыми, единицы – с единицами, десятки – с десятками. Правило поразрядного сложения позволяет складывать десятичные дроби точно так же, как натуральные числа «столбиком». Надо только внимательно подписать числа, чтобы одноименные разряды оказались друг под другом, а запятая оказалась под запятой.
Решите следующие примеры (Слайд №9): К доске вызываются учащиеся по одному, начиная с сильных учеников (учитель раздает задания на карточках и в то же время на экране для остальных высвечивается задание).
15,7 + 3,2; 1,32 + 8,64; 7,019 + 12,342; 15,732 + 13,546.
Введение алгоритма сложения десятичных дробей.
Вычислите: 3,75 + 2,1463;
Чем данное задание отличается от предыдущих? ( Разное количество знаков после запятой).
Как следует поступать в данном случае? (Уравнять количество знаков после запятой).
Почему вы так думаете? (При сравнении десятичных дробей с разным числом знаков после запятой мы уравнивали количество знаков).
Верно ребята, аналогично поступают при сложении десятичных дробей.
(Слайд №10)
3,75 + 2,1463 = 3,7500 + 2,1463 = 5, 8963
(С помощью анимационной настройки появляется подчеркнутое решение).
Далее учитель те же самые дроби складывает в «столбик»: записываем дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой. Выполняем сложение, как сложение натуральных чисел, не обращая внимание на запятую. В полученном результате поставим запятую под запятой.
Разбирается алгоритм сложения десятичных дробей (Слайд №11). Итак, ребята, давайте разберем алгоритм сложения десятичных дробей, появляется на экране.
Алгоритм сложения десятичных дробей
План действий | Решение |
| 3,7500 + 2,1463 |
| |
| |
| |
| 3,7500 + 2,1463 = 5,8963 |
Слово учителя: ребята у вас на партах лежит листок, на котором записан алгоритм сложения десятичных дробей. Его можно взять домой и использовать при выполнении домашнего задания.
- Отработка навыков сложения десятичных дробей, усвоение алгоритма сложения десятичных дробей.
а) Выполните сложение (Слайд №12)
К доске вызываются по одному учащиеся с заданиями на карточке (на экране высвечивается задание для остальных учащихся).
а) 5,8 + 22,191;
б) 13,75 + 8,2;
в) 0,68 + 8,9021;
г) 2,87 + 1,429;
б) Выполните сложение (Слайд №13)
1) 5,6 +4,4;
2) 3,59 + 7,41;
3) 13 + 19,325;
4) 16,5069 + 24.
б) № 1213 (а, б, в) – в учебнике на стр. 192.
5. Самостоятельная работа по теме «Сложение десятичных дробей» с последующей проверкой.
(Слайд №14)
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | 17,52 + 2,13 | 1 | 15,41 + 3,18 |
2 | 0,39 + 0,046 | 2 | 0,068 + 0,39 |
3 | 241,608 + 24,7 | 3 | 32,5 + 732,804 |
4 | 24 + 3,1807 | 4 | 21 + 2,315 |
5 | 85,423 + 7,377 | 5 | 37,135 + 2,265 |
Проверка (Слайд №15)
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | 19,65 | 1 | 18,59 |
2 | 0,436 | 2 | 0,458 |
3 | 266,308 | 3 | 765,304 |
4 | 27,1807 | 4 | 23,315 |
5 | 92,8 | 5 | 39.4 |
Подведение итогов самостоятельной работы: учащиеся после окончания самостоятельной работы обмениваются листочками с соседом по парте. На экране высвечиваются правильные ответы по вариантам. Учащиеся проверяют и ставят согласно критериям оценку карандашом. Учитель спрашивает учащихся, какие оценки они получили. Листочки сдаются учителю для дополнительной проверки.
Критерии оценок (Слайд №16)
«5» - выполнены верно все пять заданий |
«4» - выполнены верно четыре задания |
«3» - выполнены верно три задания |
«2» - выполнены верно два и меньше заданий |
6. Итог урока, постановка домашнего задания:
Что нового вы сегодня ребята узнали на уроке? (Научились складывать десятичные дроби).
На следующем уроке мы поговорим о вычитании десятичных дробей.
Запишите домашнее задание.
7. Домашнее задание (Слайд №17)
Домашнее задание учащиеся получают с учетом результатов работы на уроке.
- № 1255, № 1257;
- № 1251;
- Задача на смекалку: Три курицы за три дня дают 3 яйца. Сколько яиц дадут 12 кур за 12 дней?
(Слайд №18)
Спасибо вам ребята за урок, до свидания!
Раздаточный материал
Приложение 1
Карточка 1 | Карточка 2 |
15,7 + 3,2 | 1,32 + 8,64 |
Карточка 3 | Карточка 4 |
7,019 + 12,342 | 15,732 + 13,546 |
Приложение 2
Карточка 1 | Карточка 2 |
5,8 + 22,191 | 13,75 + 8,2 |
Карточка 3 | Карточка 4 |
0,68 + 8,9021 | 2,87 + 1,429 |
Приложение 3
Карточка 1 | Карточка 2 |
5,6 + 4,4 | 3,59 + 7,41 |
Карточка 3 | Карточка 4 |
13 + 19,325 | 16,5069 + 24 |
Приложение 4
Алгоритм сложения десятичных дробей
План действий | Решение |
| 3,7500 + 2,1463 |
| |
| |
| |
| 3,7500 + 2,1463 = 5,8963 |
ПАСПОРТ УРОКА
- Класс: 5
- Продолжительность: 45 минут
- Урок математики
- Тема «Сложение десятичных дробей»
- Тип урока: изучение новой темы
- Цели урока: Научить складывать десятичные дроби; закреплять изученные вычислительные приемы, умение читать и сравнивать десятичные дроби; научить сопоставлять известный материал и уметь делать выводы.
Убедить в практической значимости теории десятичных дробей.
Развивать познавательную активность учащихся; умение объективно оценивать свою работу.
Развивать интерес к математике и смекалку для решения сложных задач.
- Задачи:
Образовательная: изучение, проверка и коррекция ЗУН учащихся по теме «Сложение десятичных дробей».
Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, развитие навыков самопроверки.
Воспитательная: воспитание чувств дружественной атмосферы в классе и умение работать в парах.
- Дидактические средства: раздаточный материал (Приложение 1-4)
- Средства ТСО: мультимедийная установка, экран, компьютер.
10.Список литературы:
1. Учебник «Математика» 5 класс. Автор: Н.Я. Виленкин и др., 2007 год.
2. Методические рекомендации для учителей. Преподавание математики в 5-6 классах. Автор: В.И. Жохов., 2005 год.
3. «Математика» дидактические материалы 5 класс. Автор: И.И. Кнутова, А.Б. Уединов и др., 2007 год.
4. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, 5 класс. Автор: И.Л. Гусева, С.А. Пушкин и др., 2006 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Сложение и вычитание десятичных дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...
Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...
5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей» 6 класс«Сложение и вычитание отрицательных и положительных чисел»
Урок для РВГ...
Урок математики в 5 классе. Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Разложение десятичных дробей по разрядам»
Конспект урока. Особое внимание уделяется работе с текстом....
Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"
Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...
Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"
Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...