Сложение и вычитание десятичных дробей.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с тем, что действия с десятичными дробями более простые, особенно сложение и вычитание, и похожи на правила действий с натуральными числами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_i_vychitanie_desyatichnykh_drobey.rar405.57 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка участника конкурса «КОМПЬЮТЕР И ШКОЛА» в номинации «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»

Фамилия, Имя, Отчество

Соловьева Наталья Викторовна

Город

Красногорск

Регион

Московская область

Организация

Красногорская общеобразовательная школа №12

Должность

Учитель математики

Телефон организации

(495) 562-91-25

Адрес домашний

143400, Московская область, город Красногорск, улица Королева, дом 5, кв. 68

Телефон для контакта

(495) 565-04-68, 8-910-486-65-90

Е-mail

Номинация

Лучший урок с использованием презентации

Предмет

Математика

Тема урока

Сложение десятичных дробей

Класс

5

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Предмет: математика, изучение нового материала.

Тема: Сложение десятичных дробей.

Продолжительность: 1 урок, 45 минут

Класс: 5

Технологии: Мультимедийная установка, компьютер, экран.

 Урок математики в 5 классе

 по теме «Сложение  десятичных дробей»

(Слайд №1)

Эпиграф урока:

«Учиться можно только весело… .

Чтобы переваривать знания,

Надо поглощать их с аппетитом!»

Ян Амос Коменский

Ян Амос Коменский - чешский педагог-гуманист,

основоположник педагогической науки.

(Слайд №2)

Цели урока:

  1. Научить  складывать  десятичные дроби; закреплять изученные вычислительные приемы, умение читать и сравнивать десятичные дроби; научить сопоставлять известный материал и уметь делать выводы.
  2. Убедить в практической значимости теории десятичных дробей.
  3. Развивать познавательную активность учащихся; умение объективно оценивать свою работу
  4. Развивать интерес к математике и смекалку для решения сложных задач.

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщить тему урока, сформулировать цели урока (2 мин.)
  2. Актуализация знаний учащихся. Повторение пройденного материала: обыкновенные дроби, десятичные дроби. Опрос учащихся (7 мин.)
  3. Объяснение темы (10 мин.)
  4. Отработка навыков сложения десятичных дробей (17 мин.)
  5. Самостоятельная   работа с последующей проверкой(5 мин.)
  6. Итог урока (2 мин.)
  7. Домашнее задание  (2 мин.)

Оборудование:

  1. Карточки для решения заданий у доски (Приложение 1-3)
  2. Цветные мелки.
  3. Карточки для устного счета  (красная и зеленая)
  4. Алгоритм сложения десятичных дробей (Приложение 4)
  5. Листочки для самостоятельной работы.
  6. Мультимедийная установка, компьютер, экран.

Ход урока.

  1. Слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Подготовьтесь и настройтесь на урок. Я желаю вам ребята успеха на уроке.

 Мы продолжаем изучение темы «Десятичные дроби». Позади знакомство с десятичными дробями, сравнение десятичных дробей.

В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с тем, что действия с десятичными дробями более простые, особенно сложение и вычитание, и похожи на правила действий с натуральными числами.

Сегодня мы научимся складывать  десятичные дроби.

Но прежде чем приступить к основному этапу, выполним несколько устных и письменных заданий, которые  помогут нам понять действие сложения  десятичных дробей. (На экране появляются один за другим слайды, позволяющие повторить ранее изученные правила сложения и вычитания обыкновенных дробей, запись  и сравнение десятичных дробей, их озвучивает учитель и после каждого слайда подводит итог).

  1. Устная работа (Слайд №3)
  1. Прочитайте числа и уравняйте количество знаков после запятой:

0,1; 63,72; 8,08; 0,414; 15,006; 3,7061; 0,31415.

  1.  Сравните числа:

а) 6,727 и 6,7; б) 20,567 и 21,567; в) 0,75 и 0,3456.

 (Слайд №4)

  1.  Выполните действия с обыкновенными дробями:

2 + ; ; 3; ; 4 -  

7; 6; 8; 3; 7.

(Слайд №5)

  1.  Найдите закономерность и определите четвертое число:

а) 0,3456 ↔ 0,4356      б) 12,325 ↔ 32,512     в) 0,4321 ↔ 0,1234   г) 501,78 ↔ 10,578

    0,2345 ↔ 0,3245           47,263 ↔ 26,347         0,5793 ↔ 0,3975       904,35 ↔ 40,935

(С помощью анимационной настройки правильные ответы появляются на экране)

  1. Слово учителя:

А сейчас ребята поработаем в тетрадях. Ваша задача верно решить   предложенные задания.

Работа в тетрадях (Слайд №6)

Дан ряд дробей: .

Вопрос: Какое общее качество объединяет эти дроби? (Это обыкновенные, правильные дроби).

Задание: Разделите эти дроби на группы таким образом, чтобы дроби одной группы имели что-то общее. Запишите эти группы в тетрадь.

Проверка (Слайд №7)

Дроби, у которых числитель 1. Как называются эти дроби? (единичные дроби). Но у них  есть еще одно название – аликвотные ( от лат. аliquot – «несколько»). Эти дроби появились раньше других дробей. В Древнем Египте математики «настоящими» считали только аликвотные дроби и отдавали им предпочтение. Самая большая аликвотная дробь -а самой маленькой не существует.

Дроби, у которых в знаменателе единица и один или несколько   нулей.

Как можно короче записать дроби со знаменателями 10, 100, 100 и т.д.?

(Эти числа можно записать в виде десятичной дроби).

 Слово учителя:

Умея складывать  обыкновенные дроби, вы без труда сможете проделать тоже самое с десятичными дробями, предварительно записав их в виде обыкновенных дробей.

Работа в тетрадях (Слайд №8)

Запишите десятичную дробь в виде обыкновенной дроби и выполните действия. Результат запишите в виде десятичной дроби.

0,7 + 0,2 = 0,9

1,32 + 8,64 = 1 = 9,96

7,019 + 12,342 =  7

(Решение появится на экране после того, как ученики записали свое решение в тетрадях).

Согласитесь ребята, что не всегда удобно  складывать десятичные дроби таким способом. Обычно десятичные дроби складывают  «столбиком» и я вам сейчас покажу, как это делать.

(Те же самые дроби сложить в «столбик», показывает учитель).

Десятичные дроби складываются поразрядно, начиная с младшего разряда: тысячные доли складываются с тысячными, сотые доли - с сотыми, десятые доли - с десятыми, единицы – с единицами, десятки – с десятками. Правило поразрядного сложения позволяет складывать десятичные дроби точно так же, как натуральные числа «столбиком». Надо только внимательно подписать числа, чтобы одноименные разряды оказались друг под другом, а запятая оказалась под запятой.

Решите следующие примеры (Слайд №9):  К доске вызываются учащиеся по одному, начиная с сильных учеников (учитель раздает задания на карточках и в то же время на экране для остальных  высвечивается задание).

15,7 + 3,2;           1,32 + 8,64;                    7,019 + 12,342;                        15,732 + 13,546.

Введение алгоритма сложения десятичных дробей.

Вычислите: 3,75 + 2,1463;

Чем данное задание отличается от предыдущих? ( Разное количество знаков после запятой).

Как следует поступать в данном случае? (Уравнять количество знаков после запятой).

Почему вы так думаете? (При сравнении десятичных дробей с разным числом знаков после запятой мы уравнивали количество знаков).

Верно ребята, аналогично поступают при сложении десятичных дробей.

(Слайд №10)

3,75 + 2,1463 = 3,7500 + 2,1463 = 5, 8963

(С помощью анимационной настройки появляется подчеркнутое решение).

Далее учитель те же самые дроби  складывает  в «столбик»: записываем дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой. Выполняем сложение, как сложение натуральных чисел, не обращая внимание на запятую. В полученном результате поставим запятую под запятой.

 Разбирается алгоритм сложения десятичных дробей (Слайд №11). Итак, ребята, давайте разберем алгоритм сложения десятичных дробей, появляется на экране.

Алгоритм сложения десятичных дробей

План действий

Решение

  1. Уравнять количество знаков после запятой

3,7500 + 2,1463

  1. Записать дроби друг под другом? Так чтобы запятая оказалась под запятой.

  1.  Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую

  1. Поставить запятую  под запятой в данных дробях

  1. Записать ответ

3,7500 + 2,1463 = 5,8963

Слово учителя: ребята у вас на партах лежит листок, на котором записан алгоритм сложения  десятичных дробей. Его можно взять домой и использовать при выполнении домашнего задания.

  1. Отработка навыков сложения десятичных дробей, усвоение алгоритма сложения десятичных дробей.

а) Выполните сложение (Слайд №12)

 К доске вызываются по одному  учащиеся с заданиями на карточке (на экране высвечивается задание для остальных учащихся).

а)  5,8 + 22,191;

б)  13,75 + 8,2;

в)  0,68 + 8,9021;

г)  2,87 + 1,429;

 б) Выполните сложение (Слайд №13)

1) 5,6 +4,4;

2) 3,59 + 7,41;

3) 13 + 19,325;

4) 16,5069 + 24.

 б)  № 1213 (а, б, в) – в учебнике на стр. 192.

5. Самостоятельная    работа по теме «Сложение десятичных дробей» с последующей проверкой.

(Слайд №14)

Вариант 1

Вариант 2

1

17,52 + 2,13

1

15,41 + 3,18

2

0,39 + 0,046

2

0,068 + 0,39

3

241,608 + 24,7

3

32,5 + 732,804

4

24 + 3,1807

4

21 + 2,315

5

85,423 + 7,377

5

37,135 + 2,265

Проверка (Слайд №15)

Вариант 1

Вариант 2

1

19,65

1

18,59

2

0,436

2

0,458

3

266,308

3

765,304

4

27,1807

4

23,315

5

92,8

5

39.4

Подведение итогов самостоятельной работы: учащиеся после окончания самостоятельной работы обмениваются листочками с соседом по парте. На экране высвечиваются правильные ответы по вариантам. Учащиеся проверяют и ставят согласно критериям оценку карандашом. Учитель спрашивает учащихся, какие оценки они получили. Листочки сдаются учителю для дополнительной проверки.

Критерии оценок (Слайд №16)

«5» - выполнены верно  все  пять заданий

«4» - выполнены верно  четыре  задания

«3» - выполнены верно  три задания

«2» - выполнены верно два и меньше заданий

6. Итог урока, постановка домашнего задания:

Что нового вы сегодня ребята узнали на уроке? (Научились складывать десятичные дроби).

На следующем уроке мы поговорим о вычитании десятичных дробей.

Запишите домашнее задание.

7. Домашнее задание (Слайд №17)

Домашнее задание учащиеся получают с учетом результатов работы на уроке.

  1. № 1255, № 1257;
  2. № 1251;
  3. Задача на смекалку: Три курицы за три дня дают 3 яйца. Сколько яиц дадут 12 кур за 12 дней?

(Слайд №18)

Спасибо вам ребята за урок, до свидания!

Раздаточный материал

Приложение 1

Карточка 1

Карточка 2

15,7 + 3,2

1,32 + 8,64

Карточка 3

Карточка 4

7,019 + 12,342

15,732 + 13,546

Приложение 2

Карточка 1

Карточка 2

5,8 + 22,191

13,75 + 8,2

Карточка 3

Карточка 4

0,68 + 8,9021

2,87 + 1,429

Приложение 3

Карточка 1

Карточка 2

5,6 + 4,4

3,59 + 7,41

Карточка 3

Карточка 4

13 + 19,325

16,5069 + 24

Приложение 4

Алгоритм сложения десятичных дробей

План действий

Решение

  1. Уравнять количество знаков после запятой

3,7500 + 2,1463

  1. Записать дроби друг под другом? Так чтобы запятая оказалась под запятой.

  1.  Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую

  1. Поставить запятую  под запятой в данных дробях

  1. Записать ответ

3,7500 + 2,1463 = 5,8963

ПАСПОРТ УРОКА

  1. Класс: 5
  2. Продолжительность: 45 минут
  3. Урок математики
  4. Тема «Сложение десятичных дробей»
  5. Тип урока: изучение новой темы
  6. Цели урока: Научить  складывать  десятичные дроби; закреплять изученные вычислительные приемы, умение читать и сравнивать десятичные дроби; научить сопоставлять известный материал и уметь делать выводы.

Убедить в практической значимости теории десятичных дробей.

Развивать познавательную активность учащихся; умение объективно оценивать свою работу.

Развивать интерес к математике и смекалку для решения сложных задач.

  1. Задачи:

Образовательная: изучение, проверка и коррекция ЗУН учащихся по теме «Сложение десятичных дробей».

Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, развитие навыков самопроверки.

Воспитательная: воспитание чувств дружественной атмосферы в классе и умение работать в парах.

  1. Дидактические средства: раздаточный материал (Приложение 1-4)
  2. Средства ТСО: мультимедийная установка, экран, компьютер.

10.Список литературы:

1. Учебник «Математика» 5 класс. Автор: Н.Я. Виленкин и др., 2007 год.

2. Методические рекомендации для учителей. Преподавание математики в 5-6 классах. Автор: В.И. Жохов., 2005 год.

3. «Математика» дидактические материалы 5 класс. Автор: И.И. Кнутова, А.Б. Уединов и др., 2007 год.

4. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, 5 класс. Автор: И.Л. Гусева, С.А. Пушкин и др., 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...