Разработка урока по теме "Вычитание" с подробным самоанализом урока
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Тема данного урока «Вычитание» входит в раздел «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». На изучение данной темы отводится три часа. Данный урок первый. Материал логично связан с предыдущим: дети знают понятие противоположных чисел, правило сложения отрицательных чисел, с разными знаками и т.д. Рассматриваемый материал связан с последующей темой «Решение уравнений», где необходимо будет опираться на правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел. Тип данного урока – урок усвоения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1._vychitanie.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1. Тема «Вычитание».
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала – понятие вычитания отрицательных чисел; построение правила.
Задачи урока:
- Образовательная:
- обеспечить в ходе урока усвоение главного – правила вычитания чисел;
- сформировать умение выполнять вычитание по образцу.
- Воспитательная:
- воспитание культуры умственного труда.
- Задачи развития:
- развивать умение выделять главное;
- развивать самостоятельность и волю, используя для этого проблемную ситуацию;
- развивать познавательный интерес;
- уровня развития мыслительных операций: анализа и синтеза.
Структура урока:
1. Организационный этап. Целевая направленность.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
3. Этап усвоения новых знаний.
4. Этап закрепления новых знаний.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его
выполнению.
6. Результативность достижения целей урока.
Ход урока.
1. Организационный этап. Целевая направленность. (2 мин)
Сегодня на уроке мы постараемся самостоятельно вывести правило вычитания отрицательных чисел. Постараемся научиться выполнять задания на вычитание. Запишите в тетради число и тему нашего урока «Вычитание». Но пока немного повторим, посмотрим, что мы знаем, на что будем опираться в дальнейшем. (слайд 1)
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. (5-7 мин)
Повторение ранее изученного материала:
1. Что происходит с любым числом, если к нему прибавить положительное число? Отрицательное число? Увеличивается, уменьшается. (слайд 2)
2. Чему равна сумма двух противоположных чисел? Нулю.(слайд 3)
3. Какие числа называются противоположными? Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными. (слайд 4)
5. Приведите свои примеры. Посмотрите на мои. Найдите ошибку. (таблички).
6. Решить № № 1084 (устно), 1085 (а,б) записать на доске.
3. Этап усвоения новых знаний. (10-15 мин)
Итак, мы с вами рассмотрели вопросы, касающиеся сложения чисел с разными знаками. А как выполнить вычитание? Этим мы сегодня и займемся.
1. Скажите, как найти неизвестное слагаемое? Надо из суммы вычесть известное слагаемое. (табличка). Т. е. по заданной сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое. В этом и состоит смысл вычитания. (слайд 5)
2. Скажите, в каком случае можно получить такой же результат? Если к сумме прибавить число «– 56». (табличка, слайд 5).
3. Какие это числа 56 и – 56? Противоположные.(слайд 6)
4.Сделайте вывод сами. Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавит число, противоположное вычитаемому.
a – b = a + (-b). (табличка). Запишите вывод в тетрадь. (слайд 7)
5. Что вы можете сказать об этом: 24 – 20 = 24 + (-24); - 18 – 12 = -18 + (-12); m – n = m + (-n); - c – d + k = -с + (-d) + k? (таблички). Сделайте вывод: любое выражение, содержащее лишь знаки сложения и вычитания, можно представить в виде суммы.
(слайд 8)
4. Этап закрепления новых знаний. (15-20 мин)
Решить № 1077 на доске и в тетрадях с комментированием (противоположные числа):
а) -28 + 32;
б) -46 + (-30);
в) 50 + 24;
г) х + (-80);
д) -30 + (-p);
е) 6 + а.
Решить № 1075 (а, ж, к, л) на доске и в тетрадях:
а) 10 – (-3) = 10 + 3 = 13 – число 3 противоположно числу (-3);
ж) 2,5 – 8,5 = 2,5 + (-8,5) = -6;
к) – 7,62 – (-7,62) = -7,62 + 7,62 = 0 – сумма двух противоположных чисел равна нулю; если уменьшаемое и вычитаемое равны, то их разность равна нулю;
л) -0,21 – 0 = -0,21 – при вычитании нуля любое число не изменяется.
Решить № 1075 (б, в, д, з) самостоятельно с последующей проверкой: (слайд 9)
б) 26;
в) -2;
д) -2,8;
з) 40,6
Найдите сумму чисел -100 – 99 – 98 – … – 1 + 1 + 2 + … + 101 + 102. (слайд 10)
Ответ: 203.
Заполнить таблицу: вместо букв в таблице запишите такие числа, чтобы суммы их в каждой строке, столбце и диагонали были равными. (слайд 11)
О | 8 | Н | -14 |
2 | Т | -8 | -4 |
-6 | -2 | Ч | О |
4 | Л | -18 | И |
Сумма чисел по диагонали 4 – 2 – 8 – 14 = - 20;
о | т | л | и | ч | н | о |
- 12 | - 10 | - 16 | 10 | 0 | 6 | - 20 |
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его
выполнению. (3-4 мин)
Решить № 1093 (а-е) - выполнить действия, применяя правило вычитания; № 1095 - с помощью координатной прямой определить количество единичных отрезков; № 1100 - задача на проценты. (слайд 12)
6. Результативность достижения целей урока. (2 мин) (слайд 13)
- Что нового узнали вы в ходе этого урока?
- Какой смысл имеет вычитание?
- Как выполняют вычитание?
- Каким действием можно заменить вычитание числа а из числа в?
- Что лично для вас было полезным на уроке?
Поставить оценки за урок активным участникам урока, правильно справившимися с заданиями развивающего характера, работавшим у доски, правильно проверившим последнее задание № 1075. Прокомментировать. Если останется время, то решить задачу № 1091 (1). Можно записать только условие, без записи решения.
24 – 20
= 24 + (-24)
- 18 – 12
= -18 + (-12)
m – n
= m + (-n)
- c – d + k
= -с+(-d)+k
a – b = a + (-b)
3 и - 3; - 21 и 12; 5,6 и – 5,6;
0,01 и – 0,001;
1,11 и – 11,11;
- 1,0101 и 1,10101.
56 + х = 100
х = 100 – 56
х = 44
56 + х = 100
х = 100 + (– 56)
х = 44
х = 100 – 56 =
= 100 + (– 56) = = 44
О | 8 | Н | -14 |
2 | Т | -8 | -4 |
-6 | -2 | Ч | О |
4 | Л | -18 | И |
-12 | -10 | -16 | 10 | 0 | 6 | - 20 |
Самоанализ урока.
Тема данного урока «Вычитание» входит в раздел «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». На изучение данной темы отводится три часа. Данный урок первый. Материал логично связан с предыдущим: дети знают понятие противоположных чисел, правило сложения отрицательных чисел, с разными знаками и т.д. Рассматриваемый материал связан с последующей темой «Решение уравнений», где необходимо будет опираться на правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел. Тип данного урока – урок усвоения нового материала.
При отборе содержания данного урока учитывались реальные возможности обучающихся: они могут хорошо воспроизводить полученные знания, познавательная активность большинства школьников очень высокая, но есть группа ребят, которым необходимо неоднократное повторение, наглядность, все то, что использовалось на уроке. Также в классе есть дети, темп работы которых очень высокий. Для этих детей были подобраны задания развивающего характера.
Общая дидактическая цель урока была: восприятие и первичное осознание нового материала – понятие вычитания отрицательных чисел; построение правила. Она включала в себя три взаимосвязанных составляющих :
Образовательная:
- обеспечить в ходе урока усвоение главного – правила вычитания чисел;
- сформировать умение выполнять вычитание по образцу.
Воспитательная:
- воспитание культуры умственного труда.
Задачи развития:
- развивать умение выделять главное;
- развивать самостоятельность и волю, используя для этого проблемную ситуацию;
- развивать познавательный интерес;
- уровня развития мыслительных операций: анализа и синтеза.
С учетом особенностей класса стержневыми задачами выступали задачи образовательные и развивающие. Для раскрытия темы, решения поставленных задач были выбраны задания, которые раскрывают сущность, смысл вычитания, с опорой на знания обучающихся.
Структура данного урока была следующей:
1. Организационный этап. Целевая направленность.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
3. Этап усвоения новых знаний.
4. Этап закрепления новых знаний.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его
выполнению.
6. Результативность достижения целей урока.
Данная структура урока рациональна для такого типа урока. Все этапы данного урока взаимосвязаны между собой.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся объяснение сочетала с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков.
Изложение нового материала - основная часть этого типа урока - проводилось методом эвристической беседы, объяснения в форме фронтальной работы, но отслеживала темп работы группы детей (Гречка Дима, Сухушина Алена, Красноперова Настя и др.), так как они работают медленно и для них требуется дополнительное повторение, тем самым осуществляла дифференцированный подход. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо было использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение таблиц, что и было сделано. Начинала изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков был проведен с помощью решения задач, где отслеживалось умение работать по образцу, применяя полученные знания. Усвоение понятий также проводилось с помощью самоконтроля – дети самостоятельно делали выводы и тут же их проверяли.
Домашнее задание было дано с учетом того, что должны будем делать на следующем уроке: находить длину отрезка.
Подведение итогов урока проводила путем беседы в форме опроса. Предполагалось, что они будут более простыми и требовали достаточно коротких ответов.
Разнообразные виды учебной деятельности: рассказ, слушание, рассматривание наглядности, ответы на вопросы, самостоятельная работа, их чередование способствовало профилактике переутомления, высокому темпу проведения урока, учебная активность и работоспособность до конца урока не снижалась. Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась общением по типу сотрудничества.
На случай непредвиденной ситуации был продуман запасной методический ход: на повторение ранее изученного материала № 1091 (1).
Цель урока была достигнута. Поставленные задачи удалось реализовать полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству. Тема: Урок 2000...
Отсчёт европейского летосчисления идёт от Рождества Христова. Урок обращается к этой дате, истории стилей за два тысячелетия до наших дней , проблеме выбора своего стиля и своей позиции...
Разработка урока по русскому языку "Обобщающий урок по СПП с одним придаточным".
Обобщающий урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с одним придаточным"....
Разработка урока "Стертая прелесть старины" (интегрированный урок литературы и истории)
На данном уроке мы познакомимся с некоторыми страницами нашей истории – строительство храмов, соборов, чтоб увековечить славу русского народа, и отражение подвигов и красоты творчества в литерату...
Разработка урока "Башмачкин – несчастный или посмешище?" Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель».
Разработка урока "Башмачкин – несчастный или посмешище?" Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель»....
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...