урок в 6 классе "сложение отрицательных чисел"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_v_6_klasse.docx | 187.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
учитель МБОУ СОШ № 41 Лобанова Е.М.
Предмет | Математика | УМК | Виленкин Н.Я. и др. | Класс | 6 | |
Тема урока | Сложение отрицательных чисел | |||||
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | |||||
Цели | Формирование навыка сложения отрицательных чисел | |||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
-формирование навыков сложения отрицательных чисел; -отрабатывать технику применения выведенного алгоритма; | -уметь добывать и перерабатывать новую информацию, представленную в различных формах, наблюдать и делать самостоятельные выводы; -активно применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях. | -развивать логическое мышление; -формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; -способствовать эмоциональному восприятию материала; - осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию задачи. | ||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Положительные и отрицательные числа, модуль числа, сравнение целых чисел, сложение чисел с помощью координатной прямой. | |||||
Организационная структура урока | ||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время | |
учителя | обучающихся | |||||
1 | Организационный | Л: умение выделять нравственный аспект поведения Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей. К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»- эти слова А.С. Пушкина об открытиях, которые необходимы людям, для того чтобы человечество двигалось вперед. А какие открытия были в вашей жизни? А на уроке математики? Сегодня мы на уроке совершим открытия. Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя по критериям, которые указаны в листе самооценки. Приложение 1. |
| Презентация Слайд 1 | 2 мин |
2 | Мотивационный Актуализация знаний | Л: развитие мотивов учебной деятельности. Р: целеполагание. К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | -15; -2; -1,7; -9 -16; -26; -28 - 3,2; -1,9; -3,9; - 0,7 - что за числа записаны на доске? - как вы определили, что это отрицательные числа? - какие задания вы умеете выполнять с отрицательными числами? - найдите модуль данных чисел - найдите сумму чисел с помощью координатной прямой: -4+(-3); -2,5+(-6,2); -12+(-34) - все ли числа вы смогли сложить? назовите выражение, значение которого вы не смогли найти -почему возникло затруднение? Удобно складывать числа -456 и -287 по координатной прямой? Как же нам быть в подобных случаях? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке? Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение отрицательных чисел» Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. |
дробные, целые.
Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать
| Слайд 2 Интерактивная доска | 5 мин |
3 | Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа. | Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование. Р: составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала. К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения. П: умение осознанно строить речевое высказывание. | Фронтальная работа Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? Как достичь цели, что для этого будем делать? Продолжаем оценивать себя согласно критериям, указанным в листе самооценки. |
| 1 мин | |
4 | Реализация намеченного (изучение нового материала). Работа в группах. | Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. П: Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение | Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения отрицательных чисел. Выполните лабораторно - практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел. Проверьте себя по учебнику на стр.176. Приложение 2. |
| 7 мин | |
5 | Первичное осмысление и закрепление знаний. | Л: смыслообразование. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. П: способность к использованию выведенного алгоритма; | Давайте вернемся к примеру -456 + (-287) Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать? Поработайте в четверках по четыре примера для каждой группы. Выберите, кто будет выступать от группы.
-12+(-5)=7 -34 - 49= -83 -47+(-35)=-82 -53+(-19)= -35 Не забывайте про самооценку. Приложение 3. |
Выставляют баллы. | Интерактивная доска | 3 мин |
6 | Закрепление изученного. Физкультминутка и гимнастика для глаз | Л: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция. | Работа по учебнику: выполнить № 1045(а,б,д,е,и,к) у доски и в тетрадях. Физкультминутка и гимнастика для глаз Обучающая самостоятельная работа, с последующей самопроверкой (индивидуальная работа)
|
| Слайд 3 | 6 мин 2 мин 8 мин |
7 | Творческое применение знаний | П:сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение К: слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания. | Работа в группах. Заполните пустые квадратики в следующем задании Н + (-11) = -27 Д -74 + = -105 И + (-1000) = -1053 Я -240 + = -300 И -5 + = - 17 Расположите найденные числа с соответствующими им буквами в порядке убывания и прочитайте слово. Какое слово у вас получилось? В Индии великим математиком и астрономом были впервые сформулированы правила сложения отрицательных чисел и поскольку отрицательные числа тогда называли долг, а положительные имущество, то звучали они следующим образом: Сумма двух имуществ – имущество, Сумма двух долгов – долг. Приложение 4. |
Индия | Интерактивная доска | 5 мин |
8 | Домашнее задание. | Л.принятие социальной роли обучающегося Р. Адекватно осуществляют самооценку. П. Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения | Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров: П.32 выучить правило. №1056(а-е), 1057, задача 1059 и, по желанию, найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа. Оцените выбор домашней работы: 4 балла –выбрали все; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали 2 номера. |
| Слайд 4 | 2 мин |
9 | Рефлексия | Л: независимость и критичность мышления; Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность П: анализировать степень усвоения нового материала К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. | Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы. В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок. Постарайтесь объяснить свое оценивание. |
| 2 мин |
Приложение 1 Лист самооценки.
№ п/п | Деятельность учащегося | Критерии самооценки | Самооценка |
1 | Формулировка темы урока, цели и задач урока | Я сам смог определить тему, цель и задачи урока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов. | |
2 | Что я буду делать для достижения цели. | Я сам определил, как достичь цели урока 1балл. Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов. | |
3 | Выполнение лабораторно - практической работы в паре. | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | |
4 | Работа в группе по закреплению правила. Проверка правильности решения примеров | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | |
5 | Выполнение № 1045 | Сделал все примеры сам 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | |
6 | Выполнение самостоятельной работы | За каждый правильно решенный пример -1 балл | |
7 | Выполнение творческого задания (работа в группе) | Верно решил все примеры и угадал слово - 1 балл. Не нашел слова - 0 баллов. | |
8 | Выбор домашнего задания | 4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только 2 номера. |
Поставьте себе оценку: если вы набрали 9-11 баллов - «5»; 6 – 8 баллов – «4»; 3 – 5 баллов – «»
Приложение 2.
Лабораторно-практическая работа в парах
Тема: «Сложение отрицательных чисел»
Задача: Вывести правило сложения отрицательных чисел.
Ход работы: начертите координатную прямую.
С помощью координатной прямой выполните сложение чисел: Заполните таблицу:
Пример | Сравнить | Знак суммы | Ответ |
-5 + 3= | |-5| |3| | ||
7 + ( -3 )= | |7| |-3| | ||
-4 + 6 = | |-4| |6| | ||
-9 +1 = | |-9| |1 | | ||
-8 + 3= | |-8| |3| |
Обратите внимание на знак суммы. Сделайте вывод: при сложении отрицательных чисел какой знак может получиться?
________________________________
Обратите внимание на модуль суммы. Как он связан с модулями слагаемых? ________________________________________________
Сделайте вывод: при сложении отрицательных чисел модуль суммы равен __________________________________________________.
Основываясь на полученных выводах, не используя координатную прямую, сложите числа:
-36 +(-33)=
-92 +(- 12)=
-15 + (-18)=
-44 +(-56)=
Попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел: Чтобы сложить два отрицательных числа надо:
1) сложить их ___________________________;
2) поставить перед полученным числом ________.
Проверьте себя по учебнику на стр.176. (обрати внимание на вопросы авторов учебника , записанные после правила сложения отрицательных чисел).
Приложение 3.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «Найди ошибку».
В а р и а н т 1. Найдите значение суммы: | В а р и а н т 2. Найдите значение суммы: |
В а р и а н т 3. Найдите значение суммы: | В а р и а н т 4. Найдите значение суммы: |
«Угадай слово»
Заполните пустые квадратики в следующем задании
Н + (-11) = -27
Д -74 + = -105
И + (-1000) = -1053
Я -240 + = -300
И -5 + = - 17
Расположите найденные числа с соответствующими им буквами в порядке убывания и прочитайте слово. Какое слово у вас получилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме сложения, умножения, деления отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Урок - лабиринт по теме: "Сложение, умножение, деление отрицательных чисел и чисел с разными знаками". Формы подачи задач в виде таблиц, схем, блок - схем, лабиринтов. Содержатся вопросы, направленные...
Зачем нужны отрицательные числа? Примеры применения отрицательных чисел.
Презентация на тему: Зачем нужны отрицательные числа? Примеры применения отрицательных чисел....
Урок по теме "Положительные и отрицательные числа. Умножение положительных и отрицательных чисел" в 6 классе
Урок "Умножение положительных и отрицательных чисел" в 6 классе...
Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками
Урок-обобщение по теме "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками" разработан в форме дидактической игры...
Конспект урока по математике в 6 классе "Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"
Технологическая карта урока и презентация по математике в 6 классе по ФГОС к УМК под редакцией Виленкина Н.Я....
План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"
Урок изучения нового материала.Содержательная основа учебного занятия: 1)опорные знания: понятие координатной прямой, понятие отрицательных иположительных чисел, понятие модуля числа; 2) опорные ...
Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками
Урок математики в 6 классе по УМК Н.Я.Виленкина. Презентация к уроку "Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"...