Разработка урока по теме "Логарифмическая функция и её свойства"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logarifm.ppt | 2.04 МБ |
otkrytyy_urok_logarifmich._funktsiya.doc | 308 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Есть в математике тема одна, Логарифмической функцией называется она, Логарифм появился, чтобы легче считать, Логарифм – ПОКАЗАТЕЛЬ, Это надо знать! Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о свойствах логарифмической функции
Выполнять преобразования выражений Находить значения выражений Решать алгебраические неравенства Строить графики логарифмических функций Выполнять логарифмирование и потенцирование выражений Сравнивать выражения Основные умения Использование свойств логарифмической функции для выполнения заданий с логарифмами Решать логарифмические уравнения Решать логарифмические неравенства
«Я старался, насколько мог и умел, отделаться от трудности и скуки вычислений, докучность которых обычно отпугивает весьма многих от изучения математики» Джон Непер (Шотландия, 17 век)
Из истории логарифмов Слово логарифм происходит от греческого λογοφ ( число ) и ρίνμοφ ( отношение ) и переводится, следовательно, как отношение чисел . Выбор изобретателем (1594 г.) логарифмов Джоном Непером такого названия объясняется тем, что логарифмы возникли при сопоставлении двух чисел, одно из которых является членом арифметической прогрессии, а другое – геометрической.
Русский математик Аничков Д. С. о логарифмах «Ежели под геометрическою прогрессиею, начинающеюся с единицы, подписана будет арифметическая прогрессия, начинающаяся с нуля, то числа, внизу подписанные, называются для верхних – логарифмы. Положим, что даны прогрессии: геом. 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, арифм. 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Тогда логарифм 1 будет 0; логарифм 4 будет 2; а логарифм 32 будет 5 и проч.»
С Т Е П Е Н Ь Л О Г А Р И Ф М Определения: 1. а п = х (а > 0) 2. а 0 = 1 (а ≠ 0) 3. а 1 = а Свойства: 1. а х . а у = а х + у 2. а х : а у = а x - y 3. ( а х ) у = а х у при а > 0, a ≠ 1, x > 0, y > 0 Определения: 1. log a x = n <=> а п = х, т.е. a log a x = x 2. log a 1 = 0 3. log a a = 1 Свойства : 1. log a ( x . y ) = log a x + log a y 2. log a x / y = log a x – log a y 3. log a x n = n . log a x
График логарифмической функции у= log a x , a > 0 , a ≠ 1 y = log 2 x y = log ½ x а = 2 , 2 > 1 a = ½ , 0 < ½ < 1 функция возрастает функция убывает
Очевидно, что ¼ > 1/8 После приведения к основанию ½: ( ½ ) 2 > ( ½ ) 3 После логарифмирования по основанию 10: lg ( ½ ) 2 > lg ( ½ ) 3 По свойству логарифмов: 2 lg ( ½ ) > 3 lg ( ½ ) После сокращения на lg ( ½ ): 2 > 3 В чём ошибка? 2 > 3 ?!
ЗАПОМНИ ! Сладкая парочка! Два в одном! Два берега у одной реки! Два сапога – пара! Близки и неразлучны! Нам не жить друг без друга! Логарифм и ОДЗ вместе трудятся везде! ОН - ЛОГАРИФМ ! ОНА - ОДЗ!
Ответы к тесту 1 2 3 4 5 3 1 2 3 1 6 7 8 9 10 2 4 3 1 4
Логарифмы в деятельности человека в животноводстве в астрономии в экономике в электротехнике в музыке в технике
и в природе раковина галактика семечки подсолнуха паутина рога козла
По горизонтали: Название члена при делении Прямая, имеющая единственную общую точку с окружностью Равенство двух отношений Знак, меняющий значение выражения на противоположное Член многочлена, имеющий только числовое значение По вертикали: Расстояние от начала отсчета до точки, изображающей число Ось координатной плоскости Множество точек (Х; f (Х) ) на плоскости Действие, определяющее сумму Тригонометрическая функция
Значимость логарифмов «С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов по важности можно смело поставить рядом с другим, более древним великим изобретением индусов – нашей десятичной системой нумерации.» Успенский Я. В., русский математик
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме: «Логарифмическая функция и её свойства».
Автор: Филимонова Ольга Николаевна
Должность - преподаватель математики
Место работы: Государственное Автономное Образовательное Учреждение Среднего Профессионального Образования «Калужский колледж сервиса и дизайна» г. Калуга
Контакты:
Цели урока:
Обучающие:
- Закрепить, проверить, оценить, откорректировать знания учащихся о свойствах логарифмической функции.
- Активизирование работы учащихся за счет, разнообразных приемов на уроке.
- Повторить и запомнить свойства логарифмической функции.
- применять полученные знания при выполнении заданий с логарифмами.
- проверять правильность полученных решений;
Развивающие:
- Повысить интерес учащихся к предмету, через использование ИКТ.
- Ознакомление учащихся с историческим материалом по теме.
- Развитие мыслительной деятельности при использовании логарифмов в деятельности человека и в природе.
Воспитательные:
- Воспитать дисциплину на уроке.
- Развитие способности к восприятию прекрасного, в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире.
Тип урока:
Урок закрепления, проверки, оценки, коррекции знаний, умений, навыков.
Вид урока:
Комбинированный.
Материально-техническое оснащение:
- Компьютер
- Экран
- Проектор
- Диск, с презентацией темы
Методы и приемы:
- Использование презентации
- Фронтальная беседа
- Устная работа
- Игровые моменты
- Работа в парах
- Работа у доски
- Работа в тетрадях
План урока:
- Сообщение темы, целей урока. Мотивация учебной деятельности.
- Проверка знаний фактического материала (теории).
- Применение знаний в различных конкретных ситуациях.
- Самостоятельная работа (проверочный тест).
- Проверка, анализ, оценка самостоятельно выполненных заданий.
- Сообщение домашнего задания
- Итог урока
- Рефлексия.
Эпиграф урока:
«С точки зрения вычислительной практики,
изобретение логарифмов по важности
можно смело поставить рядом с другим,
более древним великим изобретением индусов
– нашей десятичной системой нумерации».
Я. В. Успенский
Ход урока (2 часа)
1. Сообщение темы, целей урока. Мотивация учебной деятельности.
1) С помощью таблицы «Степени некоторых чисел» решите устно примеры, записанные на доске, и сделайте вывод.
Таблица. Степени некоторых чисел
п | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | 256 | 512 | 1024 |
3 | 9 | 27 | 81 | 243 | 729 | ||||
5 | 25 | 125 | 625 | ||||||
6 | 36 | 216 | |||||||
7 | 49 | 343 |
а) 16 *32 б) 243 : 27 в) 25² г)
(Ответы: 512; 9; 625; 32).
2) Учитель:
Есть в математике тема одна,
Логарифмической функцией называется она.
Логарифм появился, чтобы легче считать,
Логарифм – п о к а з а т е л ь, это надо знать!
Демонстрация слайда № 2 из презентации
Об истории открытия логарифмов рассказывает учащийся c демонстрацией слайдов № 4-6 из презентации
3) Цели урока формулируют учащиеся:
- повторить и запомнить свойства логарифмической функции;
- применять полученные знания при выполнении заданий с логарифмами;
- проверять правильность полученных решений;
- познакомиться с историей логарифмов и их использованием в деятельности человека и в природе.
4) Учитель перечисляет умения, которые должны быть сформированы у учащихся, (слайд № 3) из презентации
2. Проверка знаний фактического материала (теории).
1) Учащийся формулирует определение логарифма положительного числа с положительным основанием, не равным единице.
2) С помощью таблицы «Степени и логарифмы» учащиеся сравнивают соответствующие определения и свойства.
Таблица. Степени и логарифмы(слайд№7)
С Т Е П Е Н Ь | Л О Г А Р И Ф М
|
Определения: 1. а п = х (а > 0) 2. а 0 = 1 (а ≠ 0) 3. а 1 = а Свойства: 1. а х . а у = а х + у 2. а х : а у = а x - y 3. ( а х ) у = а х у |
при а > 0, a ≠ 1, x > 0, y > 0 Определения: 1. log a x = n <=> а п = х, т.е. a log a x = x 2. log a 1 = 0 3. log a a = 1 Свойства: 1. log a ( x . y ) = log a x + log a y 2. log a x / y = log a x – log a y 3. log a x n = n . log a x |
3) Учащийся перечисляет свойства логарифмической функции, используя таблицу «График логарифмической функции»
Таблица. График логарифмической функции(слайд№8)
у = log a x , a > 0 , a ≠ 1
y = log 2 x y = log ½ x
а = 2 , 2 > 1 a = ½ , 0 < ½ < 1
функция возрастает функция убывает
3. Применение знаний в различных конкретных ситуациях.
1) Устная фронтальная работа с заданиями, записанными на доске.
а) Назовите логарифмы следующих чисел по основанию 3:
(Ответ: a > 0; b < 0; c = 0; поэтому b < c < a).
г) Найдите область значений функции:
(Ответ: у – любое число; в двух последних примерах у ≥ 0).
д) Найдите ошибку в решении, где в результате получается 2 > 3.
Демонстрация слайда № 9 из презентации
2) Выполнение заданий на доске и в тетрадях.
C учетом монотонности функции решите совокупность двух систем неравенств).
г) Найдите область определения функции
(Ответ: Решите неравенство с учетом монотонности функции )
4. Самостоятельная работа (проверочный тест).
1) Перед выполнением работы демонстрируется слайд № 10 из презентации о связи логарифма и ОДЗ.
2) Проводится инструктаж о выполнении работы:
- задания выполняются в рабочих тетрадях (калькулятор не используется );
- условия заданий в решения не переписываются;
- номера верных ответов записываются рядом с номерами заданий на отдельном листке;
- за каждое верно выполненное задание выставляется 1 балл;
- продолжительность работы – 10 минут.
3) Критерии оценки: «5» - 9-10 баллов; «4» - 7- 8 баллов; «3» - 5- 6 баллов.
4) Выполнение заданий проверочного теста учащимися.
1. Вычислите .
1) 28 2) 13 3) 75 4) 30
2. Вычислите
1) 0 2) 1 3) 4 4) 8
3. Вычислите .
1) 7 2) - 2 3) - 1 4) 1
4. Вычислите .
1) 45 2) 49 3) 47 4) 49 -
5. Найдите значение выражения .
1) 3,5 2) ln 32 3) ln 124 4) 32
6. Укажите значение выражения .
1) 2) 10 3) 100 4)
7. Решите уравнение
1) ± 7 2) 3) 4) Ø
8. Решите неравенство .
1) (1; 1,25) 2) (1; + ∞) 3) (1,25; + ∞) 4) (- ∞; 1,25)
9. Найдите область определения функции .
1) (0; 9); (9; + ∞) 2) 9 3) (0; + ∞) 4) (1; + ∞)
10. Укажите область значений функции
1) (0; + ∞) 2) (- ∞ 7) 3) (7; + ∞) 4) (- ∞ + ∞)
Ответы к тесту (слайд!!)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | 1 | 2 | 3 | 1 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 4 | 3 | 1 | 4 |
5. Проверка, анализ, оценка самостоятельно выполненных заданий.
Во время проверки и оценки учителем результатов тестирования учащийся рассказывает об использовании логарифмов в практической деятельности человека и в природе с демонстрацией слайдов №№12,13 из презентации.
6. Сообщение домашнего задания.
Из учебника «Алгебра и начала анализа. 10-11 классы» А. Н. Колмагорова учитель предлагает учащимся выполнить дома задания:
№ 499(а) № 501, № 504(а,г)
7. Итог урока.
1) Учитель объявляет результаты тестирования.
2) Учитель предлагает разгадать кроссворд «Логарифмы изображение которого помещено на экран.(слайд№14)
3) Ученик зачитывает высказывание Успенского Я. В. о значимости логарифмов с демонстрацией слайда № 15 из презентации.
По горизонтали:
- Название члена при делении
- Прямая, имеющая единственную общую точку с окружностью
- Равенство двух отношений
- Знак, меняющий значение выражения на противоположное
- Член многочлена, имеющий только числовое значение
По вертикали:
- Расстояние от начала отсчета до точки, изображающей число
- Ось координатной плоскости
- Множество точек (Х; f (Х) ) на плоскости
- Действие, определяющее сумму
- Тригонометрическая функция
7. Рефлексия.
Посмотрите внимательно на те цели которые мы с вами поставили для сегодняшнего урока:
- Что на ваш взгляд нам удалось сделать?
- Что получилось не очень хорошо?
- Что вам особенно понравилось и запомнилось?
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Моё настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
полезен / бесполезен | |
интересен / скучен | |
Домашнее задание мне кажется | лёгким / трудным |
интересно / не интересно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация. Тригонометрические функции и их свойства.
Данная презентация поможет закрепить свойства тригонометрических функций в решении сложных задач...
Разработка урока-семинара "Линейная функция"
Поэтапный ход урока-семинара в 7 класса с применением презентации по теме, созданной учителем...
Разработка урока с презентацией по теме "Химические свойства алканов"»
Представлена разработка трех урока из разработанного цикла уроков по теме «Предельные углеводороды». Уроки разработаны для 11 класса по программе Н.С.Новошинской и И.И.Новошинского. Цикл у...
Методическая разработка урока"Строение и функции кожи"
Урок рекомендован для 8-ого класса...
Разработка урока "Чтение графика функции"
ТЕМА «ЧТЕНИЕ ГРАФИКА ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ» Цель урока: формирование умений и навыков по определению свойств производной по графику функции, свойств функции по графику производной, сопо...
Разработка урока по теме: "Функции у = хn (nєN), их свойства и графики".
План -конспект урока с применением ЭОР и ЦОР....
Учебно-методическая разработка по теме "Графики функций и их свойства"
Учебно-методическая разработка по теме "Графики функций и их свойства". Подбор заданий для закрепления материала в форме устного счёта вначале урока....