Программа факультатива За страницами учебника математики.
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме
Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения. Овладение практически любой современной профессией требует определённых математических знаний. Каждому человеку приходиться выполнять расчёты, пользоваться вычислительной техникой, применять необходимые формулы, читать информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, владеть приёмами геометрических измерений и построений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa_za_stranitsami_uchebnika_matematiki.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 13
___________В.В. Героенко
Протокол Пед.Совета.
« «___________2011 г.
СОГЛАСОВАНО
Заведующий ИМЦ
_________Л.А. Груздева
Рассмотрено на ШМО
Протокол №_______
« « ___________2011 г.
Программа факультатива
«За страницами учебника математики»
Школа II ступени
35 часов
Разработал
Учитель математики
Куликова Т.Н.
Пояснительная записка.
Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения. Овладение практически любой современной профессией требует определённых математических знаний. Каждому человеку приходиться выполнять расчёты, пользоваться вычислительной техникой, применять необходимые формулы, читать информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, владеть приёмами геометрических измерений и построений.
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. И на вступительных экзаменах во многие ВУЗы математика является профилирующим предметом. Так как расширяется круг специальностей, требующих высокого уровня математического образования, то соответственно и увеличивается число школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом, Для таких учеников, заинтересованных в более глубоком изучении математики, и нужно вести кружки, факультативы и другие дополнительные занятия.
Считаю, что на факультативе в 5 классе целесообразно изучение отдельных вопросов, не обязательно связанных между собой. При отборе этих вопросов, наряду с их внутриматематической и прикладной значимостью , должна учитываться возможность их рассмотрения в доступной и занимательной форме. Поэтому на факультативе использую такие формы как составление и разгадывание ребусов и кроссвордов, выпуск математических газет, выполнение заданий на развитие внимания и памяти, решение старинных задач, тестирование, решение нестандартных задач повышенной трудности.
На занятиях использую фронтальную, индивидуальную, групповую и итоговую форму контроля уровня достижений учащихся.
Соотношение часов теоретической и практической части равно 1/6(т.е.5/30).
На факультативе реализуются внутрипредметные и межпредметные связи.
Во время проведения практических и лабораторных работ применяются навыки, приобретённые на уроках физики. При составлении алгоритмов по курсу 5 класса осуществляется связь с информатикой. При проведении лекций и бесед «История возникновения и развития чисел», «Как измеряли в древности», «Исторические комбинаторные задачи» прослеживается связь с историей.
При выполнении практических работ учащиеся опираются на знания по темам: «Площадь прямоугольника», «Формулы», «единицы измерения площадей», «Прямоугольный параллелепипед», « Объёмы», «Окружность и круг», «Приближённые значения чисел. Округление», «Микрокалькулятор» и используют преемственность этих тем., а также используют навыки работы с чертёжными и вычислительными инструментами.
При разработке алгоритмов и решении задач и тестов опираются на знания по темам курса 5 класса.
Содержание факультатива.
История возникновения и развития чисел. Арифметика каменного века. Числа получают имена. Первые цифры. Древнеримская нумерация чисел. Магические числа .Великолепная семёрка. «Несчастливое» число.
Задачи-шутки .Задачи на развитие внимания, на тренировку памяти, на развитие интуиции, на применение жизненного опыта.(Викторина в форме КВН-а).
Любопытные свойства натуральных чисел. Числа правят миром. Числовые фокусы .Решение логических задач, задач на взвешивания и переливания.
Ребусы и кроссворды. Правила чтения и составления ребусов и кроссвордов. Составление ребусов и кроссвордов.
Задачи на смекалку. Составление выражений. Головоломки.
Математическое лото. Различные виды лото. Изготовление лото. Совершенствование вычислительных навыков и культуры труда.
Как измеряли в древности. Зачем человеку измерения. Первые единицы длины. Измерение площадей. Меры в Древнем мире.
Старые русские меры. Меры длины. Меры площадей. Меры объёма и веса.
Исторические комбинаторные задачи. Задачи Древнего Китая и Римской империи. Комбинаторика на шахматной доске.
Решение комбинаторных задач. Различные комбинации из трёх элементов. Поиск количества комбинаций и наилучшей из них. Составление и решение комбинаторных задач.
Граф-дерево возможных вариантов. Знакомство с граф-деревом и построение дерева выбора при решении комбинаторных задач.
Занимательные задачи тестов «Кенгуру»и игры «Совёнок». Разрезание фигур. Геометрия на клеточной бумаге. Чётность. Геометрия в пространстве.
Практические и лабораторные работы для 5 класса. (Вычисление периметра и площади прямоугольника и квадрата. Вычисление площади квартиры. Нахождение площади поверхности и объёма куба и прямоугольного параллелепипеда .Окружность и круг.
Составление алгоритмов по курсу 5 класса. (Алгоритм чтения выражений. Алгоритм выражения более крупных единиц через более мелкие и наоборот. Алгоритм решения задач с помощью уравнений. Алгоритм измерения углов. Алгоритмы дейсвий с десятичными дробями и смешанными числами.
Рифы олимпиадных задач. Решение задач повышенной трудности, в том числе задач с городских олимпиад и Математического чемпионата Центра развития одарённости.
Проверка усвоения знаний учащимися. Выпуск-конкурс математических газет. Составление различных задач, используя материал, пройденный на занятиях факультатива.
Тематический план курса.
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля уровня достижений учащихся |
1 | История возникновения и развития чисел | 1 | Конкурс сообщений учащихся | Индивидуальный |
2 | Магические числа | 1 | Лекция | Фронтальный |
3 | Задачи- шутки | 1 | Викторина | Групповой |
4 | Любопытные свойства натуральных чисел | 1 2 | Лекция Урок-практикум | Фронтальный Индивидуальный |
5 | Ребусы и кроссворды | 3 | Моделирование | Индивидуальный |
6 | Задачи на смекалку | 2 | Урок-практикум | Индивидуальный |
7 | Математическое лото | 3 | Моделирование | Индивидуальный |
8 | Математические игры | 2 | Математический КВН | Групповой |
9 | Как измеряли в древности | 1 1 | Лекция Конкурс сообщений учащихся | Фронтальный Индивидуальный |
10 | Старые русские меры | 1 | Беседа с учащимися | Фронтальный |
11 | Исторические комбинаторные задачи | 1 | Лекция | Фронтальный |
12 | Решение комбинаторных задач | 1 | Урок-практикум | Групповой |
13 | Граф-дерево возможных вариантов | 2 | Моделирование | Групповой |
14 | Занимательные задачи тестов «Кенгуру» | 2 | Урок-практикум | Индивидуальный |
15 | Практические и лабораторные работы для 5кл. | 1 1 | Моделирование Урок-практикум | Групповой Индивидуальный |
16 | Составление алгоритмов по курсу 5кл. | 2 | Моделирование | Групповой |
17 | Занимательные задачи игры «Совёнок» | 2 | Урок-практикум | Индивидуальный |
18 | Рифы олимпиадных задач | 2 | Урок- практикум | Итоговый |
19 | Проверка усвоения знаний учащимися- Выпуск математической газеты | 2 | Моделирование | Итоговый |
Методическое обеспечение курса
В результате обучения на факультативе учащиеся:
понимают существо понятия алгоритма, умеют составлять алгоритмы учебных действий по темам курса 5 класса;
используют формулы для выполнения практических и лабораторных работ, для решения олимпиадных задач и тестов;
умеют решать несложные комбинаторные задачи;
умеют устно выполнять несложные арифметические действия, выполнять оценку числовых выражений,
умеют решать текстовые задачи с использованием справочных материалов и калькулятора;
умеют применять математические формулы в различных жизненных ситуациях (чтобы вычислить площадь квартиры, длину забора вокруг дачного участка, объём строительных материалов и финансовых затрат для ремонта квартиры;)
умеют работать над поставленной проблемой индивидуально, в группах, в парах.
На занятиях использую элементы проблемного обучения, ИКТ, игровых и групповых технологий.
На занятиях факультатива развиваются компетенции учащихся:
ценностно-смысловые:
учащиеся ориентируются в мире чисел, в итоге беседы «История возникновения и развития чисел», ориентируются в окружающем мире( умеют вычислять площадь комнаты и квартиры, вычислять длину забора вокруг дачного участка), умеют принимать решения в проблемных ситуациях;
общекультурные:
при проведении бесед «Как измеряли в древности», «Старые русские меры», «Исторические комбинаторные задачи. Задачи Древнего Китая и Римской империи», на которых ученики ещё и понимают вероятностный характер закономерностей окружающего мира;
учебно-познавательные:
при самостоятельной познавательной деятельности( во время выполнения практических и лабораторных работ),
при решении задач с историческим содержанием,
развивается логическое мышление при решении задач и тестов повышенной сложности, где нужно применить знания в необычной ситуации,
совершенствуются навыки владения измерительными инструментами при выполнении лабораторных работ,
совершенствуются навыки культуры труда при изготовлении математического лото, ребусов и кроссвордов;
информационные:
при подготовке сообщений по темам курса учащиеся используют для поиска, сбора и анализа информации различную литературу, справочники и Интернет, для обработки информации ( её преобразования, сохранения и передачи) пользуются компьютером, принтером, сканером, флэш-картой;
коммуникативные:
при работе в парах, в группах учатся владеть различными социальными ролями, при проведении бесед – уметь задать вопрос, вести дискуссию.
Учебно-методическое обеспечение курса.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики», М., « Просвещение», 1989;
- Глейзер Г.И. «История математики в школе», М. , «Просвещение», 1982;
- Шуба М.Ю. «Занимательные задания в обучении математики», М. , «Просвещение», 1994;
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. «Задачи на смекалку», М. , «Просвещение», 2006;
- Бунимович Е. А, Булычев В.А. «Вероятность и статистика», М., «Дрофа», 2006;
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. «Элементы статистики и теории вероятности», М., «Просвещение», 2004;
- Мордкович А.Г., Семенов П.В. «События. Вероятности. Статистическая обработка данных», М., «Мнемозина», 2003;
- Кенгуру-2006. Задачи. Решения. Итоги. Санкт-Петербург, «Институт продуктивного обучения», 2006;
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», М., «Просвещение», 1984;
- Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки», М., «Наука», 1984;
- Петраков И.С. «Математические олимпиады», М., «Просвещение», 1982;
- Никольская И.Л., Семенов Е.Е. «Учимся рассуждать и доказывать», М., «Просвещение», 1989;
- Клименченко Д.В. «Задачи по математике для любознательных», М., «Просвещение», 1992;
- Шапиро А.Д. «Зачем нужно решать задачи?», М., «Просвещение», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива «За страницами учебника математики» для учащихся 5 класса
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 к...
Программа спецкурса "За страницами учебника математики" для 5-6 классов автор Шишигина Ю.В.
Программа спецкурса "За страницами математики " для 5-6 классов...
Рабочая программа факультатива "За страницами учебника математики"
Рабочая программа разработана для учащихся 5 класса .Включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование...
Дополнительная общеобразовательная программа "Репетитор" (За страницами учебника математики)
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 8-12 лет и рассчитана на два года обучения....
Рабочая программа курса "За страницами учебника математики" для обучающихся 6-х классов.
Программа курса по математике для 6 класса. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной пр...
Рабочая программа факультатива ,, За страницами учебника математики\'\' . 5 класс.
Программа составлена в соответствии с требованиями.на тот период времени....
Программа факультатива "За страницами учебника математики"
Подготовка к сдаче ГИА в 9 классе по математике...