Программа факультатива За страницами учебника математики.
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Куликова Татьяна Николаевна

 

Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Практическая полезность математики  обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения. Овладение практически любой современной профессией требует определённых математических знаний. Каждому человеку  приходиться выполнять расчёты, пользоваться вычислительной техникой, применять необходимые формулы, читать информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, владеть приёмами геометрических измерений и построений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ № 13

___________В.В. Героенко

Протокол Пед.Совета.

«   «___________2011 г.

СОГЛАСОВАНО

Заведующий ИМЦ

_________Л.А. Груздева

Рассмотрено на ШМО

Протокол №_______

«  « ___________2011 г.

Программа факультатива

«За страницами учебника математики»

Школа II ступени

35 часов

Разработал

Учитель математики

Куликова Т.Н.

Пояснительная записка.

Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Практическая полезность математики  обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения. Овладение практически любой современной профессией требует определённых математических знаний. Каждому человеку  приходиться выполнять расчёты, пользоваться вычислительной техникой, применять необходимые формулы, читать информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, владеть приёмами геометрических измерений и построений.

В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. И на вступительных экзаменах во многие ВУЗы математика является профилирующим предметом. Так как расширяется круг специальностей, требующих высокого уровня математического образования, то соответственно и увеличивается число школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом, Для таких учеников, заинтересованных в более глубоком  изучении математики, и нужно вести кружки, факультативы и другие дополнительные занятия.

Считаю, что на факультативе в 5 классе целесообразно изучение отдельных вопросов, не обязательно связанных  между собой. При отборе этих вопросов, наряду с их внутриматематической и прикладной значимостью , должна учитываться возможность их рассмотрения в доступной и занимательной форме. Поэтому  на факультативе использую такие формы как составление и разгадывание ребусов и кроссвордов, выпуск математических газет, выполнение заданий на развитие внимания и памяти, решение старинных задач, тестирование, решение нестандартных задач повышенной трудности.

На занятиях использую фронтальную, индивидуальную, групповую и итоговую форму контроля уровня достижений учащихся.

Соотношение часов теоретической и практической части равно 1/6(т.е.5/30).

На факультативе реализуются внутрипредметные и межпредметные связи.

Во время проведения практических и лабораторных работ применяются навыки, приобретённые на уроках физики. При составлении алгоритмов по курсу 5 класса осуществляется связь с информатикой. При проведении лекций и бесед «История возникновения и развития чисел», «Как измеряли в древности», «Исторические комбинаторные задачи» прослеживается связь с историей.

При выполнении практических работ учащиеся опираются на знания по темам: «Площадь прямоугольника», «Формулы», «единицы измерения площадей», «Прямоугольный параллелепипед», « Объёмы», «Окружность и круг», «Приближённые значения чисел. Округление»,  «Микрокалькулятор» и используют преемственность этих тем., а также используют навыки работы с чертёжными и вычислительными инструментами.

При разработке алгоритмов и решении задач и тестов опираются на знания по темам курса 5 класса.

Содержание факультатива.

История возникновения и развития чисел. Арифметика каменного века. Числа получают имена. Первые цифры. Древнеримская нумерация чисел. Магические числа .Великолепная семёрка. «Несчастливое» число.

Задачи-шутки .Задачи на развитие внимания, на тренировку памяти, на развитие интуиции, на применение жизненного опыта.(Викторина в форме КВН-а).

Любопытные свойства натуральных чисел. Числа правят миром. Числовые фокусы .Решение логических задач, задач на взвешивания и переливания.

Ребусы и кроссворды. Правила чтения и составления ребусов и кроссвордов. Составление ребусов и кроссвордов.

Задачи на смекалку. Составление выражений. Головоломки.

Математическое лото. Различные виды лото. Изготовление лото. Совершенствование вычислительных навыков и культуры труда.

Как измеряли в древности. Зачем человеку измерения. Первые единицы длины. Измерение площадей. Меры в Древнем мире.

Старые русские меры. Меры длины. Меры площадей. Меры объёма и веса.

Исторические комбинаторные задачи. Задачи Древнего Китая и Римской империи. Комбинаторика на шахматной доске.

Решение комбинаторных задач. Различные комбинации из трёх элементов. Поиск количества комбинаций и наилучшей из них. Составление и решение комбинаторных задач.

Граф-дерево возможных вариантов. Знакомство с граф-деревом и построение дерева выбора при решении комбинаторных задач.

Занимательные задачи тестов «Кенгуру»и игры «Совёнок». Разрезание фигур. Геометрия на клеточной бумаге. Чётность. Геометрия в пространстве.

Практические и лабораторные работы для 5 класса. (Вычисление периметра и площади прямоугольника и квадрата. Вычисление площади квартиры. Нахождение площади поверхности и объёма куба и прямоугольного параллелепипеда .Окружность и круг.

Составление алгоритмов по курсу  5 класса. (Алгоритм чтения выражений. Алгоритм выражения более крупных единиц  через более мелкие и наоборот. Алгоритм решения задач с помощью уравнений. Алгоритм измерения углов. Алгоритмы дейсвий с десятичными дробями и смешанными числами.

Рифы олимпиадных задач. Решение задач повышенной трудности, в том числе задач с городских олимпиад и Математического чемпионата  Центра развития одарённости.

Проверка усвоения знаний учащимися. Выпуск-конкурс математических газет. Составление различных задач, используя материал, пройденный на занятиях факультатива.

Тематический план курса.

№ п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Форма занятий

Форма контроля уровня достижений учащихся

1

История возникновения и развития чисел

1

Конкурс сообщений учащихся

Индивидуальный

2

Магические

числа

1

Лекция

Фронтальный

3

Задачи- шутки

1

Викторина

Групповой

4

Любопытные свойства натуральных чисел

1

2

Лекция

Урок-практикум

Фронтальный

Индивидуальный

5

Ребусы и кроссворды

3

Моделирование

Индивидуальный

6

Задачи на смекалку

2

Урок-практикум

Индивидуальный

7

Математическое лото

3

Моделирование

Индивидуальный

8

Математические игры

2

Математический КВН

Групповой

9

Как измеряли в древности

1

1

Лекция

Конкурс сообщений учащихся

Фронтальный

Индивидуальный

10

Старые русские меры

1

Беседа с учащимися

Фронтальный

11

Исторические комбинаторные задачи

1

Лекция

Фронтальный

12

Решение комбинаторных задач

1

Урок-практикум

Групповой

13

Граф-дерево возможных вариантов

2

Моделирование

Групповой

14

Занимательные задачи тестов «Кенгуру»

2

Урок-практикум

Индивидуальный

15

Практические и лабораторные работы для 5кл.

1

1

Моделирование

Урок-практикум

Групповой

Индивидуальный

16

Составление алгоритмов по курсу 5кл.

2

Моделирование

Групповой

17

Занимательные задачи игры «Совёнок»

2

Урок-практикум

Индивидуальный

18

Рифы олимпиадных задач

2

Урок- практикум

Итоговый

19

Проверка усвоения знаний учащимися-

Выпуск математической газеты

2

Моделирование

Итоговый

Методическое обеспечение курса

В результате  обучения на факультативе учащиеся:

понимают существо понятия алгоритма, умеют составлять алгоритмы учебных действий по темам курса 5 класса;

используют формулы для выполнения практических и лабораторных работ, для решения олимпиадных задач и тестов;

умеют решать несложные комбинаторные задачи;

умеют устно выполнять несложные арифметические действия, выполнять оценку числовых выражений,

умеют решать текстовые задачи с использованием справочных материалов и калькулятора;

умеют применять математические формулы в различных жизненных ситуациях (чтобы вычислить площадь квартиры, длину забора вокруг дачного участка, объём строительных материалов и финансовых затрат для ремонта квартиры;)

умеют работать над поставленной проблемой индивидуально, в группах, в парах.

На занятиях использую элементы проблемного обучения, ИКТ, игровых и групповых технологий.

На занятиях факультатива развиваются компетенции учащихся:

ценностно-смысловые:

учащиеся ориентируются в мире чисел, в итоге беседы «История возникновения и развития чисел», ориентируются в окружающем мире( умеют вычислять площадь комнаты и квартиры, вычислять длину забора вокруг дачного участка), умеют принимать решения в проблемных ситуациях;

общекультурные:

при проведении бесед  «Как измеряли в древности», «Старые русские меры», «Исторические комбинаторные задачи. Задачи Древнего Китая и Римской империи», на которых ученики ещё и понимают вероятностный характер закономерностей окружающего мира;

учебно-познавательные:

при самостоятельной познавательной деятельности( во время выполнения практических и лабораторных работ),

при решении задач с историческим содержанием,

развивается логическое мышление при решении задач и тестов повышенной сложности, где нужно применить знания в необычной ситуации,

совершенствуются навыки владения измерительными инструментами при выполнении лабораторных работ,

совершенствуются навыки культуры труда при изготовлении математического лото, ребусов и кроссвордов;

информационные:

при подготовке сообщений по темам курса учащиеся используют для поиска, сбора и анализа информации различную литературу, справочники и Интернет, для обработки информации ( её преобразования, сохранения и передачи) пользуются компьютером, принтером, сканером, флэш-картой;

коммуникативные:

при работе в парах, в группах учатся владеть различными социальными ролями, при проведении бесед – уметь задать вопрос, вести дискуссию.

Учебно-методическое обеспечение курса.

  • Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики», М., « Просвещение», 1989;
  • Глейзер Г.И. «История математики в школе», М. , «Просвещение», 1982;
  • Шуба М.Ю. «Занимательные задания в обучении математики», М. , «Просвещение», 1994;
  • Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. «Задачи на смекалку», М. , «Просвещение», 2006;
  • Бунимович Е. А, Булычев В.А. «Вероятность и статистика», М., «Дрофа», 2006;
  • Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. «Элементы статистики и теории вероятности», М., «Просвещение», 2004;
  • Мордкович А.Г., Семенов П.В. «События. Вероятности. Статистическая обработка данных», М., «Мнемозина», 2003;
  • Кенгуру-2006. Задачи. Решения. Итоги. Санкт-Петербург, «Институт продуктивного обучения», 2006;
  • Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», М., «Просвещение», 1984;
  • Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки», М., «Наука», 1984;
  • Петраков И.С. «Математические олимпиады», М., «Просвещение», 1982;
  • Никольская И.Л., Семенов Е.Е. «Учимся рассуждать и доказывать», М., «Просвещение», 1989;
  • Клименченко Д.В. «Задачи по математике для любознательных», М., «Просвещение», 1992;
  • Шапиро А.Д. «Зачем нужно решать задачи?», М., «Просвещение», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива «За страницами учебника математики» для учащихся 5 класса

Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 к...

Программа спецкурса "За страницами учебника математики" для 5-6 классов автор Шишигина Ю.В.

Программа спецкурса "За страницами математики " для 5-6 классов...

Рабочая программа факультатива "За страницами учебника математики"

Рабочая программа разработана для учащихся 5 класса .Включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование...

Дополнительная общеобразовательная программа "Репетитор" (За страницами учебника математики)

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 8-12 лет и рассчитана на два года обучения....

Рабочая программа курса "За страницами учебника математики" для обучающихся 6-х классов.

Программа курса по математике для 6 класса.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной пр...

Рабочая программа факультатива ,, За страницами учебника математики\'\' . 5 класс.

Программа составлена в соответствии с требованиями.на тот период времени....

Программа факультатива "За страницами учебника математики"

Подготовка к сдаче ГИА в 9 классе по математике...