Программа кружка по математике в 9 классе "Модуль"
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
В 9 классе проводим курсы по выбору (предпрофильная подготовка). Программа кружка в 9 классе "Модуль" содержит следующие разделы: Пояснительная записка (цели курса, задачи). Учебно-тематическое планирование. Краткое содержание программы. Литература для учителя и литература для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_9_kl_modul.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
дополнительного образования детей
детское объединение учащихся 9 класса
«Модуль в выражениях, уравнениях
и неравенствах, функциях»
1 год
Программу составил:
С.Н. Колупаева - педагог дополнительного образования
учитель математики МОУ СОШ пгт Кумены
( высшая квалификационная категория)
Пояснительная записка
Данная образовательная программа естественно-научного цикла направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач.
Цели курса:
-помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как:
а) преобразование выражений, содержащих модуль
б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль
в)построение графиков элементарных функций, содержащих модуль;
-создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;
-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки
зрения дальнейшей перспективы.
Задачи курса:
-формирование способностей учащихся решать различные математические задачи, содержащие модуль
-расширение и углубление знаний по математике:
-развитие самостоятельности и рационального мышления:
-воспитание математической культуры и способности к преодолению интеллектуальных затруднений.
Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов. Продолжительность курса - 34 часа.
Программа включает 4 основные темы математики, в которых наиболее часто встречаются задания с переменной под знаком модуля.
Программа предусматривает разные типы уроков : уроки - лекции, уроки - практикумы, уроки - зачеты, уроки изучения нового материала и уроки закрепления изученного.
Познавательная деятельность учащихся включает: анализ информационных источников, выдвижение гипотез, решение математических задач.
Контроль за усвоением содержания курса проводится в форме зачетов по каждой теме
В результате изучения курса учащиеся смогут освоить и закрепить следующие умения:
-выполнять арифметические действия с рациональными числами , сравнивать рациональные и действительные числа;
-осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
-выполнять преобразования рациональных выражений, раскладывать многочлен на множители;
-применять свойства арифметических квадратных корней для преобразования выражений;
-решать линейные и квадратные уравнения и системы уравнений;
-решать квадратные и линейные неравенства и их системы;
-исследовать функцию, определять свойства функций по её графику, описывать свойства функции и строить их графики.
Программа мобильна, т.е. дает возможность уменьшать количество заданий по данной теме ( так как многие задачи предназначены для отработки навыков по одному типу задач) при установлении степени достижения результатов.
Программа позволяет организовать повторение и закрепление понятия модуля , решение задач, содержащих модуль «блоками» и готовит к восприятию учебного материала в старших классах
Для учащихся, которые не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Модуль числа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Выражения, содержащие переменную под знаком модуля | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля: -Решение линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений вида|(х)|=а аналитически и геометрически; -Решение линейных, квадратных, дробно-рациональных выражений вида |(х)|=(х); -Решение линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений вида |(х)|=|(х)| -Решение уравнений, содержащих несколько модулей; -Решение уравнений с «двойным» модулем; -Решение уравнений с использованием свойств модулей; Зачет | 2 2 2 1 1 2 1 | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 1,5 1,5 !,5 0,5 0,5 1,5 1 |
4 | Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля: -Решение линейных, квадратных, дробно-рациональных неравенств вида |(х)|а, |(х)|а; -Решение линейных, квадратных, дробно-рациональных неравенств вида |(х)||(х)|, |(х)||(х)| -Решение систем неравенств с модулем; -Решение неравенств с использованием свойств модулей; -Зачет | 2 2 2 2 1 | 0,5 0,5 0,5 0.5 | 1.5 1,5 1.5 1.5 1 |
5 | Функции, заданные формулой, содержащей переменную под знаком модуля: -Графики линейных функций с модулями и их комбинации, -Графики квадратичных функций с модулем; -Графики дробно-рациональных функций с модулем; -Построение графиков вида |у|=(х), |у|=|(х)|, -Зачет | 2 2 2 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 1 1 |
6 | Итоговое занятие. Семинар «Методы решения уравнений и неравенств» | 1 | 1 |
Содержание программы:
- Модуль в выражениях ( 3 часа)
Определение модуля числа. Геометрический смысл модуля. Раскрытие знака модуля. Свойства модуля.
Тождественные преобразования выражений, содержащих знак модуля.
- Модуль в уравнениях (11 часов)
Линейные, квадратные, дробно-рациональные уравнения, содержащие модуль, их аналитическое и геометрическое решение.
Уравнения, содержащие несколько модулей. Уравнения с двойным модулем. Решение уравнений с использованием свойств модулей.
3.Модуль в неравенствах (11 часов)
Линейные, квадратные, дробно-рациональные неравенства с модулем разного вида;
|(х)|а, |(х)|а, |(х)|(х), |(х)|(х), |(х)||(х)|, |(х)||(х)|.
Решение систем неравенств. Решение неравенств с использованием свойств модулей.
- Модуль в функциях (8 часов)
Графики линейных функций с модулем:у=|х|, у= |кх + в|, у=к|х| + в и их комбинаций.
Графики квадратичных функций с модулем: у=| ах + вх + с|, у= ах + в|х| + с, у= |ах + в|х| + с|. Графики дробно- рациональных функций с модулем. Построение графиков |у|= (х), и |у|= |(х)|
Литература
Литература для учителя:
1.В.И.Маркова «Деятельностный подход в обучении математики в условиях предпрофильной подготовки и
профильного обучения»\ Киров: КИПК и ПРО, 2006
2.Сборник элективных курсов. Математика. 8-9 классы \авт.-сост. В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова -
Волгоград: Учитель, 2007
3.Гусев В.А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах: книга для учителя. - М.: Просвящение 1984
4.Егерман Е. «Задачи с модулем» 9-10 классы \\ Математика №23, 2004 г.
5.Звавич и др. Алгебра и начала анализа 8-9 классы.: пособие для школ с углубленным изучением математики - М.: Дрофа 1999
6.Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. - Тбилиси, 1992
Литература для учащихся:
1.Алгебра 8 кл.: учебн. для общеобраз. Учеб. Заведений \К.С.Муравин и др. - М.: Дрофа, 1997
- Виленкин Н.Я. и др. Алгебра 9 кл.: учебн. Пособие для уч. и классов с углубленным изучением математики. - М.: Просвещение, 1996
- Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: учебн. Пособие для учащихся и классов с углубленным изучением математики, М: Просвещение, 1995
- Шарыгин Н.Ф. Учебное пособие для 10 кл. общеобр. Учреждений. - М.: Просвещение, 1994
- Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. \Л.В. Кузнецова и др. - М.: - Просвещение, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК». 1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.2. Развитие математических, интеллектуаль...
Программа кружка по математике в 5 классе "Занимательная математика"
Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления. Кружок «Занимательная математика»...
Программа кружка по математике "Занимательная математика" 5-6 кл.
Данная программа расчитана на 2 года в 5-6 классах, распределены часы по неделям, по темам....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА кружка по математике «Эксперименты в математике» для обучающихся 9 класса
Рабочая программа предназначена для более глубокого в изучения математики в 9 классе и подготовке к сдаче ОГЭ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Основные вопросы математики в ЕГЭ» 11 класс
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике в 2015 году будет разделен на базовый и профильный уровни....
Рабочая программа кружка по математике: «Подготовка к ОГЭ по математике»
Программа кружка расчитана на дополнительную подготовку для сдачи экзамена в формате огэ...