Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
материал по алгебре по теме
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья и благополучия человека. Каждый учитель на своих уроках стремится не только дать учащимся необходимые знания по предмету, но и, используя различные технологии, сохранить здоровье учащихся. Главной целью использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики является создание возможностей для сохранения здоровья обучающихся, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и их применение в повседневной жизни. Все здоровьесберегающие технологии, используемые на уроках, можно разделить на две основные группы:
- Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся;
- Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.
Используемые на уроках технологии базируются на таких принципах здоровьесберегающей педагогики как:
- оздоровительная направленность;
- активное обучение;
- формирование ответственности;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Математика – один из самых сложных предметов, требующий от учащихся постоянного внимания, высокой концентрации, поэтому готовясь к занятиям, учителю необходимо уделять большое внимание следующим факторам: комплексное планирование урока, в том числе включение задач, имеющих оздоровительную направленность; правильное соотношение между темпом урока и информационной плотностью; смена видов деятельности; построение урока с учетом работоспособности учащихся; благоприятный эмоциональный настрой.
Перед началом занятий необходимо проверить соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения (наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, организовать проветривание).
Индивидуально дозировать объём учебной нагрузки, дать ребятам разноуровневые задания. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок всё это позволяет избежать монотонности на уроке. Во избежание усталости учащихся чередовать различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), математический диктант, тесты, практические работы, творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Огромное внимание уделять психологическому климату на уроке. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Многим учащихся нелегко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Здесь важную роль играет стиль педагогического общения учителя с учащимися, степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам, соответствие используемых технологий обучения и методических приёмов возрастным и функциональным возможностям школьников. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, самопроверка учащимися друг друга.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, включать в содержание учебного материала, на уроках и во время внеурочных мероприятий задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока математики, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультурные минутки. Начиная с первых уроков в 5 классах, педагог внимательно следит за осанкой детей, проводит физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз. Это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока.
Система работы в данном направлении позволит добиться достаточно высокого показателя качества знаний, что в свою очередь будет свидетельствовать об интересе к математике. Используя, в том числе и здоровьесберегающие технологии, учитель формирует у детей и подростков ценностное отношение к жизни и здоровью, которое позволит им успешно адаптироваться во многих сферах жизни.
Набор задач по математике о здоровье
Для 5 класса
1. Сейчас в мире насчитывается 1 млрд. 300 млн. курильщиков, а согласно прогнозам, к 2025 году их количество вырастет еще на 400 млн. Сколько, по прогнозам ученых, будет курящих людей в мире к 2025 году?
2. После курения одной сигареты в кровь поступает 3 мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет?
3. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 минут. На сколько сокращает себе человек жизнь ежегодно, если он курит ежедневно 10 сигарет в день?
4. Каждый 10 российский школьник страдает от табачной зависимости. Какие неизвестные величины можно узнать?
5. После выкуривания 10 000 сигарет у человека наблюдается предраковое состояние лёгких, выкуривший в 2 раза больше – рискует заболеть раком лёгких. Определите «опасную дозу» заядлого курильщика.
6. Исследователи установили, что до 15 % рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8 ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения?
7. Сердце нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту; сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за сутки?
8. От одной сигареты разрушается 15 мг витамина С – треть дневной нормы человека. Какова недельная норма этого витамина для семьи, состоящей из 4, 5 человек?
9. Выкуривание 20 сигарет приводит к потере витамина С, равного его содержанию в 4 кг апельсинов. Поставьте различные вопросы к данному условию и решите полученные задачи.
10. По данным ВОЗ, от болезней, связанных с курением, ежегодно в мире умирает 5 млн. человек, из них десятая часть – в Европе. Сколько европейцев погибает от табакокурение?
11. В возрасте 50 лет и старше рак лёгкого встречается у каждого одного из 8 человек курящих, а у некурящих 1 из 200 человек. Какие вопросы можно поставить к данному условию?
12. Выкуренная за день пачка сигарет соответствует 500 рентгенам облучения за год. Поставьте различные вопросы к данному условию и решите полученные задачи.
13. За 30 лет курильщик выкуривает 160 кг табака. Определите количество табака, выкуренного за 10, 15 лет человеком?
14. Скорость передачи сигналов по нервным путям 430 км / час. Какой длины был нервный проводящий путь, если на прохождение сигнала потребовалось 2 с?
15. Сердце качает кровь с такой силой, что каждой клетке крови нужна всего одна минута, чтобы пробежать свой путь по телу. Какое расстояние пробегает за сутки кровяная клетка, если рост ученика 5 класса составляет 145 см?
16. В классе 20% учащихся имеют хронический тонзиллит. Сколько учеников в классе, если болеют 6 человек?
17. С позиции здорового питания в день пятиклассник должен употреблять в пищу 0,4 кг овощей без учета картофеля. Известно, что хомяк собирает на зиму около 90 кг гороха. Кто больше и во сколько раз съедает овощей: человек за год или хомяк за зиму?
Для 6 класса
1. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 65 лет?
2. В России каждые 9 секунд умирает 1 человек от болезней, вызванных курением. Сколько в России умирает ежемесячно, ежегодно от курения?
3. Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в посёлке курят около 900 человек.
4. Смертельная доза никотина для человека составляет от 50 до 100 мг. В сигарете LM содержится 0,9 мг никотина, из которых вдыхается в лёгкие. Сколько мг никотина попадает в лёгкие? Результат округлите до десятых.
5. Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?
6. Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков - 60%, девочек - 40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек.
7. Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300г. Если у ребенка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125г, если курит мать – меньше на 300г. Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если: А) курит папа; Б) курит мама. Ответ округлите до единиц.
8. Голова человека составляет 1/8 размера тела. Каков будет рост человека, если голова имеет длину 21 см?
9. Длина новорождённого составила 52 см. Какова длина его головы, если она составляет ¼ его тела?
10. Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины?
11. Масса крови взрослого человека составляет 3/40 от массы его тела. Сколько литров крови у человека массой 72 кг? Если у человека 6 л крови, то сколько приблизительно он весит?
12. Человеческие волосы обычно прекращают расти, достигнув длины в 90 см, что составляет 25% от наибольшей документально подтверждённой длины. Какой длины волосы удалось вырастить польской крестьянке в 18 веке?
13. Человеческий глаз отчётливо воспринимает изображение, мелькающее со скоростью 24 кадра в секунду, что составляет всего 2/25 от способностей насекомых. Сколько картинок может воспринимать в секунду муха, пролетающая над классом?
14. Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у нее будет 4% ошибок. Сколько ошибок сделает машинистка на этой странице? Сколько будет у нее ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше.
15. Неразумный молодой человек выкуривает в день пачку сигарет по цене 24,8 р. Какой процент своего месячного заработка он тратит на сигареты, если он зарабатывает 3500 рублей в месяц?
16. Уровни шума, составляющие 1 3/13 от уровня шума громкого разговора, запрещены на производстве, как наносящие вред здоровью. А уровень шума громкого разговора составляет 2 1/6 от нормального уровня шума, не вредящего здоровью. Выясните, какой шум создают галдящие школьники, и на сколько они тише шума заводских станков, если нормальный шум равен 30 дб.
17. Высокий уровень шума, воздействующий на органы слуха в течении нескольких часов, может привести к снижению остроты слуха. Выясните, какой шум опасен для вашего здоровья, если он составляет 367% от нормального уровня шума в 30 дб.
18. Среднее арифметическое двух чисел 32,5. Найти эти числа, если известно, что 20% первого составляют 2/3 от второго. Найденные вами числа покажут вам, сколько витамина С и витамина Е в миллиграммах должен ежедневно получать человек.
Для 7 класса
1. В скелете новорождённого сына на 94 костей больше, чем в скелете счастливого отца. Вместе у них 506 костей. Сколько костей у родителей младенца вместе, если у всех взрослых людей число костей в скелете одинаково?
2. У саранчи мышц в 1,5 раза больше, чем у человека. На сколько у человека мышц меньше, чем у саранчи, если вместе у них 1500 мышц?
3. Количество литров крови у ребёнка приблизительно на 2 л меньше, чем у взрослого. Сколько литров у каждого, если вместе у них 8 л?
4. За 70 лет жизни красный костный мозг человека в среднем производит 1650 кг лейкоцитов и эритроцитов. Сколько лейкоцитов производит красный костный мозг на протяжении всей жизни, если эритроцитов он производит на 350 кг меньше, чем лейкоцитов?
5. Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, ещё 50 лет он бодрствует. Какова продолжительность жизни человека?
6. В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе — на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?
7. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.
Для 8 класса
1. Масса мозга среднего человека, выраженная в килограммах, записывается обыкновенной дробью, у которой числитель на 2 больше, чем знаменатель. Если его числитель умножить на 2, а к знаменателю прибавить 3, то получится дробь 13/4. Какова масса мозга среднего человека?
2. Найдите двузначное число, у которого цифра десятков на 5 меньше цифры его единиц, а произведение числа и суммы его цифр равно 1222. Определив это число, вы узнаете, какова максимальная документально подтверждённая длина ногтя.
Для 9 класса
1. Разность между объёмом крови, прокачиваемой сердцем спортсмена и сердцем нетренированного человека – 18 л. А произведение этих объёмов равно 1008 л. Определите, каковы способности сердца тренированного человека.
2. Масса скелета взрослого человека 9 кг. Произведение массы воды, входящей в состав скелета, на массу твёрдых веществ, составляющих кости, на 31 меньше, чем разность квадратов их масс. Сколько воды входит в скелет взрослого человека?
3. Сумма квадратов цифр двузначного числа равна 25. Если к этому числу прибавить 9, то получится число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Найдите это число, и вы узнаете, какую талию должна была иметь фрейлина Екатерины Медичи.
4. Два насоса, мощность которых соответствует мощности человеческого сердца в состоянии сна и активного движения, работая одновременно, могут налить бассейн за 8 ч 20 мин. Один из них, работая отдельно, может наполнить этот бассейн на 40 ч быстрее, чем второй. За сколько часов может наполнить бассейн каждый насос, работая самостоятельно? Во сколько раз активнее работает человеческое сердце в момент активной деятельности по сравнению с работой во сне?
5. Если задуманное двузначное число умножить на цифру его единиц, то получится 504, а если из задуманного числа вычесть двузначное число, записанное теми же числами, но в обратном порядке, то получится 45. Задуманное число – это среднее количество ударов пульса в минуту, найдите его.
Комплекс упражнений для физкультурных минуток
на уроках математики.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Физкультминутка для снятия утомления с туловища
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Физкультминутка общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти
И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 - медленный.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы. Карлейль Т. Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится перво...
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Одна из важнейших задач, которую ставит перед собой школа является обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе.Материал полезен для проведения МО,семинаров, ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики(презентация)
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики....
здоровьесберегающие технологии на уроках математики
обобщение опыта в виде устной презентации по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"...
презентация здоровьесберегающие технологии на уроках математики
презентация здоровьесберегающие технологии на уроках математики...
Доклад на тему ИКТ- технологии и здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Использование ИКТ-технологий и технологии здоровьясбережения позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучаю...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.
Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...