Бенефис логарифмической функции
презентация к уроку по алгебре (11 класс) на тему
Представленная разработка урока по теме "Логарифмическая функция" курса алгебры и начал анализа в 11 классе может быть проведена как на уроке, так и во внеурочное время. Урок построен в форме соревнования команд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
benefis_logarifmicheskoy_funktsii.doc | 359 КБ |
benefis.ppt | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солнечная средняя общеобразовательная школа № 1»
Разработка
внеклассного мероприятия
по математике
« Бенефис
логарифмической
функции»
Выполнила:
учитель первой категории
Кочухова И.М.
п. Солнечный
Тема урока: «Бенефис логарифмической функции», 11 класс
Вид урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели:
- обобщение и систематизация теоретического материала по данной теме;
- отработка умений и навыков применения формул для преобразования логарифмических выражений и решения уравнений;
- познакомить с историй логарифмов, областью их применения;
- воспитание эстетических качеств и умения общаться
Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент, сообщение темы урока. (Слайд 1).
Класс разделен на три команды.
Учитель. Что же такое бенефис? Бенефи́с (фр. benefice — доход, польза) — спектакль, устраиваемый в честь одного из выступающих актёров (например, как выражение признания его мастерства) или работников театра. Доход от таких представлений полностью поступал в пользу этого человека — за вычетом расходов по спектаклю.
Первый бенефис состоялся во Франции в 1735 году.
- Ребята, как вы думаете, как связать понятие «бенефис» и тему нашего урока? Верно, сегодня на уроке мы с вами чествуем «Логарифмическую функцию», а доходом от вашего выступления - будут ваши знания и умения. (Слайд 2).
Функция – одно из основных математических и общенаучных понятий, выражающее зависимость между переменными величинами. В школьном курсе изучается немало функций: линейная, квадратичная, степенная, дробно-линейная, тригонометрические функции и др. Сегодня на уроке мы постараемся узнать и доказать, что функция логарифмическая – самая важная и интересная.
(Слайд 3). Еще Г. Бокль заметил, что “Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которое делает человека лишь педантом, а в использовании фактов, которое делает его философом”.
Есть в математике тема одна,
Логарифмической функцией называется она.
Логарифм появился, чтобы легче считать,
Логарифм – п о к а з а т е л ь, это надо знать! (Слайд 4).
Слово логарифм происходит от греческого λογοφ (число) и ρίνμοφ (отношение) и переводится, следовательно, как отношение чисел. Выбор изобретателем (1594 г.) логарифмов Джоном Непером такого названия объясняется тем, что логарифмы возникли при сопоставлении двух чисел, одно из которых является членом арифметической прогрессии, а другое – геометрической. (Слайд 5).
(Слайд 6). Русский математик Аничков Д. С. Так сказал о логарифмах: «Ежели под геометрическою прогрессиею, начинающеюся с единицы, подписана будет арифметическая прогрессия, начинающаяся с нуля, то числа, внизу подписанные, называются для верхних – логарифмы.
Положим, что даны прогрессии:
геом. 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256,
арифм. 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Тогда логарифм 1 будет 0; логарифм 4 будет 2; а логарифм 32 будет 5 и проч.»
Так, чем же важна, интересна и полезна логарифмическая функция? (Слайд 7).
- Друзья, поверьте:
Самая интересная, полезная и лирическая Это – функция логарифмическая.
- Проходит график через точку (1;0)
И в том еще у графика есть соль,
Что в правой полуплоскости он «стелется»,
А в левую попасть и не надеется.
- Сама же функция порою убывает,
А командиром служит ей значенье а
И подчиняется она ему всегда.
При решении логарифмических уравнений необходимо помнить про нахождение области допустимых значений. (Слайд 8)
- И уравнения решая
Должны мы все не забывать,
Что ОДЗ и логарифмы
Вместе нужно записать! (Слайд 9).
Теперь полезность функции мы четко обоснуем
И яркую картину нарисуем.
Вот вы когда-нибудь слыхали
О логарифмической спирали? (Слайд 10).
Закручены по ней рога козлов
И не найдете вы на них узлов.
Моллюсков многих и улиток
Ракушки тоже все завиты.
И как сказал поэт великий Гете:
«Вы совершеннее строенья не найдете!»
И эту спираль мы повсюду встречаем:
К примеру, ножи в механизме вращая.
В изгибе трубы мы ее обнаружим –
Турбины тогда максимально послужат!
В подсолнухе семечки тоже закручены (Слайд 11).
И паука все плетенья заучены.
Наверняка, и том вы не знали,
Галактики тоже кружат по спирали!
Итак, начинаем нашу конкурсную часть урока с Представления команд (каждая команда по очереди выступает с презентацией своей команды). (Слайд 12).
Первый конкурс команд: Лови ошибку! Необходимо установить соответствие между данными первого и второго столбиков таблицы. Каждая исправленная ошибка принесет команде 1 балл. (Слайд 13-14).
Понятия | Формулы |
1.Определение логарифма числа по заданному основанию | |
2. Основное логарифмическое тождество. | |
3. Формула логарифм произведения. | |
4. Формула логарифм частного. | |
5. Формула логарифм степени. | |
6. Формула логарифмического перехода от одного основания к другому основанию. | |
7. Логарифм, значение которого равно единице | |
8. Логарифм, значение которого равно нулю | |
9. Запись числа через логарифм |
Следующий конкурс: «Логарифмический дартс».
Один представитель от команды с завязанными глазами выбирает поле и решает примеры. Каждый решенный правильно пример приносит команде 1 балл, чья команда быстрее справится с заданием получает, дополнительный балл. (Слайд 15).
Конкурс: «Основные свойства функции». Необходимо перечислить все свойства логарифмической функции, представленной на графике. (Слайд 16).
Следующее конкурсное задание: «Найти область определения функции». (Слайд 17). Верное решение – 2 балла.
Найти область определения функции.
Софизм (от греч. sóphisma — уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Аристотель называл софизмы "мнимыми доказательствами", в которых обоснованность заключения кажущаяся и обязана чисто субъективному впечатлению, вызванному недостаточностью логического или семантического анализа. Убедительность на первый взгляд многих софизмов, их "логичность", обычно связана с хорошо замаскированной ошибкой, с принятием ложных посылок за истинные, несоблюдением допустимых способов рассуждения (правил логического вывода), использования "неразрешенных" или даже "запрещенных" правил или действий, например деления на нуль. Итак, следующий конкурс «Софизм». (Слайд 18-19). За разгаданный софизм команда получает 5 баллов.
Очевидно, что ¼ > 1/8
После приведения
к основанию ½: ( ½ )2 > ( ½ )3
После логарифмирования
по основанию 10: lg ( ½ )2 > lg ( ½ )3
По свойству логарифмов: 2 lg ( ½ ) > 3 lg ( ½ )
После сокращения на lg ( ½ ): 2 > 3
В чём ошибка?
И заключительный конкурс: «Проба сил». Командам необходимо выполнить по три задания. Каждое верно решенное задание принесет команде 2 балла. Если команда выполняет вперед всех, значит получает еще 3 балла. (Слайд 20-22).
- Найти значение выражения:
- Реши уравнение:
- Найдите количество целых решений неравенства:
Подведение итогов. (Слайд 23).
Закончить наш урок хочется словами Джона Непера: «Я старался, насколько мог и умел, отделаться от трудности и скуки вычислений, докучность которых обычно отпугивает весьма многих от изучения математики». Желаю вам не бояться трудностей в изучении такой интересной дисциплины, как математика. Успехов вам в пути!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок-игра «Логарифмическая функция, логарифмические уравнения и неравенства».
Методическая разработка+ презентация...
Подготовка к ЕГЭ. Исследование показательной и логарифмической функций с помощью производной. (Показательная и логарифмическая функция в задачах типа В14 ЕГЭ).
Задания данного теста соответствуют теории по теме «Исследование показательной и логарифмической функций с помощью производной» в пределах учебного материала для выпускников 11 класса. Они предн...
Конспект обобщающего урока "Логарифмическая функция. Методы решения логарифмических уравнений", алгебра 11 класс.
Урок обобщения и систематизации знаний с использованием индивидуальной, фронтальной, коллективной форм работы. Используются разноуровневые задания.Урок позволяет создать условия для развития творчески...
Логарифмы. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства.
Обобщающий урок по алгебре и началам анализа в 11 классе на тему :"Логарифмы. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства."Цель урока: - обобщение и систематизация знаний, на...
Логарифмическая функция.Логарифмические уравнения.
Контрольная работа....
Логарифмы. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства
Урок алгебры и начал математического анализа в 11 А классе по теме « Логарифмы. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства»....
Дидактический материал по темам: "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы", "Показательная функция. Показательные уравнения, системы и неравества"
Тренировочные задания по темам:«Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и системы»«Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы»Данный дидак...