Урок по теме «Сравнение дробей» в 5 классе.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Родионова Г.М. // Урок математики в 5 классе//
Предлагаемый материал - конспект урока – исследование. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся с новым материалом и разгадывают кроссворд, который несет дополнительную информацию. Материал улучшает эмоциональный фон урока. Воспитывает познавательный интерес к предмету, расширяет кругозор.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сравнение дробей.
Тип урока: урок – исследование (изучение нового материала).
Форма урока: урок – кроссворд.
Цель урока:
довести до понимания правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, символику, терминологию.
Задачи урока:
- Совершенствовать знания учащихся в процессе выполнения нестандартных домашних заданий. Закрепить навыки решения упражнений на применение правил сравнения дробей с равными знаменателями.
- Развивать логическое мышление, математическую речь, навыки анализа и решения текстовых задач. Развивать познавательную активность учащихся, формировать умение доказывать свое мнение. Развивать творческую деятельность учащихся, инициативу, сообразительность.
- Воспитывать любознательность и математическую культуру.
Комментарии: к уроку прилагается презентация , к слайдам которой учитель обращается в течение урока.
Оборудование:
магнитная доска, опорные карточки, компьютер, ватман с нарисованным кроссвордом.
Оформление доски:
цитата: «Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики», домашнее задание.
План урока:
- Организационный момент ( 2мин.)
- Проверка домашнего задания (3 мин.)
- Разминка (5 мин.)
- Изучение нового материала (практическая работа исследовательского характера) (12 мин.)
- Закрепление изученного материала (12 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.)
- Итоги урока (2 мин.)
- Рефлексия урока (2 мин.)
Ход урока:
1.Организационный момент:
Приветствие детей. Сегодняшний урок у нас необычный. На протяжении всего урока мы будем разгадывать кроссворд.
2.Проверка домашнего задания.
1. №906 и № 909(а) фронтальная проверка.
2.Творческие задания (рисунки) :
Дан прямоугольник или квадрат. Построить часть его. Дана часть фигуры, а построить всю фигуру. Показать лучшие.
3.Разминка.
Вопрос. Как называется параллелепипед с равными измерениями? (куб)
В кроссворде это слово под цифрой 9.
Решение № 929. Попробуйте найти самый короткий путь по поверхности куба от точки А до точки В (рис.)
Вопрос. Равенство, содержащее букву, называют …? (уравнением)
В кроссворде это слово стоит под цифрой 1.
Решить уравнение (устно) (35 – у) : 2 = 10. (у = 15).
Вопрос. Значение буквы в уравнении называют? (корнем). В кроссворде это слово стоит под цифрой 6.
4.Изучение нового материала.
Вопрос. Выяснить, какая из двух дробей меньше или больше, значит, … их. Пропущенное слово стоит в кроссворде под цифрой 8. (сравнение)
Тема сегодняшнего урока «Сравнение дробей». Записать на доске. Учащиеся в тетради.
Практическая работа.
1. а) Нарисуйте прямоугольник, ширина которого 1 клетка, а длина 15 клеток.
б) Заштрихуйте его долю.
в) Заштрихуйте его долю, его долю, его долю.
г) Установите, каким действием можно определить, какая часть всего прямоугольника заштрихована.
д) Какие доли мельче: пятнадцатые или пятые?
е) Сколько пятнадцатых долей содержится в ?
Результат записывается: ( = ). Опорная карточка вешается на доске с помощью магнита.
Найдите дробь равную ( = ).
Сравните и . ( ). Опорная карточка вешается на доске с помощью магнита.
Вывод: из двух дробей с одинаковым числителем меньше та, у которой знаменатель больше и больше та, у которой знаменатель меньше.
ж) Заштрихуйте его долю.
з) Заштрихуйте его долю.
Сравните эти доли.
Вывод: . Опорная карточка вешается на доске с помощью магнита.
Из двух дробей с одинаковым знаменателем больше та, у которой … больше и меньше та, у которой числитель меньше. Пропущенное слово стоит в кроссворде под цифрой 7. (числитель)
2. Изобразим координатный луч с единичным отрезком 6 клеточек.
Вопрос. Положение точки на координатном луче определяется …?
Пропущенное слово стоит в кроссворде под цифрой 2 ( координата)
Отметим на числовом луче дроби: ,,,,,,.
Вопрос. Сколько среди них неправильных? (три)
Это слово стоит в кроссворде под цифрой 3.
Попробуем сделать вывод: какая точка будет лежать на координатном луче правее, а какая левее?
Вывод: точка на координатном луче, имеющая меньшую координату, лежит слева от точки, имеющей большую координату.
Значит можно записать: .
Вопрос. В каком порядке записаны дроби? (возрастания)
Это слово стоит в кроссворде под номером 10.
5.Закрепление.
Задание 1. Вставьте пропущенное слово.
- Всякая правильная дробь, … всякой неправильной дроби.
- Всякая правильная дробь … 1.
- Всякая … дробь больше 1.
Приведите примеры.
Сделайте соответствующие записи в тетради.
Задание 2. Игра « Математическое лото». Учащимся раздаются карточки (одинаковые), которые содержат таблицу с выполненными примерами на сравнение дробей. Сидящие за одним столом ученики вместе решают предложенное задание. Им необходимо закрыть те примеры, которые выполнены неверно. ( закрывают цветным прямоугольником, вырезанным по размеру клеточки таблицы) Учитель ходит по классу и проверяет правильность выполнения задания по рисунку, который получается у учеников. Отмечает тех, кто правильно выполнил задание. После того, как задание выполнено учитель показывает правильную картинку и проводит анализ ошибок.
1 | 1 |
| 2 = |
| 1 = | 2 < | = |
= | > | < | = |
1 | 1 |
| 2 = |
| 1 = | 2 < | = |
= | > | < | = |
Задание 3. Выберите среди чисел равные: , , , , 1, , , ;
Сделайте соответствующие записи на доске и в тетради.
Задания из учебника: №917, №923, №926, №932, № 933.
Домашнее задание: П. 24 (прочитать), решить №940, №941, №942, № 948.
Дополнительные задания:
- Начертите квадрат со стороной 5см. Разделите квадрат на 25 равных частей. Закрасьте зеленым цветом квадрата и желтым цветом квадрата. Какая часть квадрата осталась незакрашенной ?
- Ширина прямоугольника 28см. На сколько увеличится площадь этого прямоугольника, если его длину увеличить на 5см?
У нас остались неразгаданные два слова.
4.Как называется знак, с помощью которого записываются числа?
5. Что нужно развивать человеку, чтобы не допускать ошибок? (внимание)
Какое ключевое слово получилось по вертикали? (арифметика)
Учитель: арифметика - часть математики, древнейшая наука, её называют – царицей математики.
Первый учебник по математики на Руси был «Арифметика», автор Магницкий Л. Ф., изданный в 1703г. Этот учебник стал на многие годы основным школьным учебником по арифметике. Книга также включала некоторые разделы алгебры, геометрии, астрономии и навигации. (На экране изображением этого учебника)
Итоги урока (выставление оценок):
Оценки | |||
«5» | «4» | «3» | «2» |
17 | 8 | 2 | 0 |
Рефлексия урока.
- Что больше всего вас заинтересовало на уроке, что удивило?
- Что понравилось больше всего?
-Что интересного открыли для себя?
Литература:
Математика 5: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов и др.]. – 20-е изд. – М.: Мнемозина, 2007.
Окунев А. А.:Спасибо за урок, дети: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
Кроссворд
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 |
Опорные карточки
= ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по теме "Сравнение дробей"
Этот урок проблемный, первый в теме сравнение, дети сами выходят на формулировку темы, целей и приходят к правилам сравнения дробей...
открытый урок по теме "Сравнение дробей"
Этот урок проблемный, первый в теме сравнение, дети сами выходят на формулировку темы, целей и приходят к правилам сравнения дробей...
Презентация к урок по теме: "Сравнение десятичных дробей", 5класс
Цель: ознакомить учащихся с алгоритмом сравнения десятичных дробей, учить выполнять сравнение с опорой на алгоритм....
Урок по теме: "Сравнение дробей" 5 класс
Урок математики в 5 классе по теме«Сравнение дробей»...
Урок по теме « Сравнение дробей», МерзлякА.Г. 5 класс
Разработка урока по теме "Сравнение дробей, Мерзляк А.Г." с использованием учебника и образовательной платформы Учи.ру...
Презентация урока по математике 5 класса теме "Сравнение дробей" Урок №1
По учебнику Виленкин...