Урок по теме «Сравнение дробей» в 5 классе.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Родионова Галина Михайловна

Родионова Г.М. // Урок  математики в 5 классе//

Предлагаемый материал  - конспект урока – исследование. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся с новым материалом  и  разгадывают кроссворд, который  несет дополнительную информацию. Материал  улучшает эмоциональный фон урока. Воспитывает познавательный интерес к предмету, расширяет кругозор. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Сравнение дробей.

Тип урока: урок – исследование  (изучение нового материала).

Форма урока: урок – кроссворд.

Цель урока:

довести до понимания  правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, символику, терминологию.

Задачи урока:

  •  Совершенствовать   знания учащихся в  процессе выполнения  нестандартных   домашних   заданий. Закрепить навыки решения упражнений на применение правил сравнения дробей с равными знаменателями.
  • Развивать  логическое мышление, математическую речь, навыки анализа и решения текстовых задач. Развивать познавательную активность учащихся, формировать умение доказывать свое мнение.   Развивать творческую  деятельность учащихся,   инициативу, сообразительность.
  • Воспитывать любознательность  и  математическую  культуру.

Комментарии:  к уроку прилагается презентация , к слайдам которой учитель обращается в течение урока.

Оборудование:

магнитная доска, опорные карточки, компьютер, ватман с нарисованным кроссвордом.

Оформление доски: 

 цитата: «Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики»,  домашнее задание.

План урока:

  1. Организационный момент ( 2мин.)
  2. Проверка домашнего задания  (3 мин.)
  3. Разминка  (5 мин.)
  4. Изучение нового материала (практическая работа   исследовательского характера) (12 мин.)
  5.  Закрепление изученного материала  (12 мин.)
  6. Домашнее задание  (2 мин.)
  7. Итоги урока  (2 мин.)
  8. Рефлексия урока  (2 мин.)

 Ход урока:

1.Организационный момент:

Приветствие детей.  Сегодняшний  урок у нас необычный. На протяжении всего урока мы будем разгадывать кроссворд.

2.Проверка домашнего задания.

1. №906 и № 909(а) фронтальная проверка.

2.Творческие задания  (рисунки) :  

Дан прямоугольник  или  квадрат.  Построить  часть его.                             Дана часть фигуры, а  построить всю фигуру.                                     Показать лучшие.  

3.Разминка.

Вопрос.  Как  называется параллелепипед с равными измерениями? (куб)

  В кроссворде  это слово под цифрой  9.

Решение № 929. Попробуйте найти самый короткий путь по поверхности куба от точки А до точки В  (рис.) 

Вопрос.  Равенство,  содержащее  букву,  называют  …?   (уравнением)

 В  кроссворде это слово стоит под цифрой   1.  

Решить уравнение (устно)    (35 – у) : 2 = 10.   (у = 15).

Вопрос. Значение  буквы в уравнении называют?  (корнем).                       В  кроссворде это слово стоит под цифрой  6.

4.Изучение нового материала.

Вопрос. Выяснить,  какая   из  двух  дробей  меньше  или  больше, значит, … их.  Пропущенное слово стоит в кроссворде под цифрой  8. (сравнение)

Тема сегодняшнего урока «Сравнение дробей». Записать на доске. Учащиеся в тетради.

 

Практическая работа.

 1. а) Нарисуйте прямоугольник, ширина которого 1 клетка, а длина 15 клеток.

б) Заштрихуйте      его долю.

в) Заштрихуйте     его долю,  его  долю,  его долю.

г) Установите, каким действием можно определить, какая часть всего прямоугольника заштрихована.

д) Какие доли мельче: пятнадцатые или пятые?

е) Сколько пятнадцатых  долей содержится в  ?

 Результат записывается: (   =  ).  Опорная карточка вешается на доске с помощью магнита.

Найдите дробь равную     (   =   ).

Сравните    и     .    (    ).  Опорная карточка вешается на доске с помощью магнита.

Вывод:   из двух дробей с одинаковым числителем меньше та, у которой знаменатель больше и больше та,  у которой знаменатель меньше.

ж)  Заштрихуйте     его долю.

з) Заштрихуйте     его долю.

Сравните эти доли.

   Вывод:   .   Опорная карточка вешается на доске с помощью магнита.

 Из двух дробей с одинаковым знаменателем  больше та,  у  которой …  больше  и  меньше та,  у которой числитель меньше.                     Пропущенное слово стоит в кроссворде под  цифрой  7. (числитель)

2. Изобразим координатный  луч с единичным отрезком 6 клеточек.

Вопрос. Положение точки на координатном  луче определяется …?

 Пропущенное слово стоит в кроссворде под цифрой 2 ( координата)

Отметим на  числовом луче дроби: ,,,,,,.

Вопрос. Сколько среди них неправильных?  (три)

 Это слово стоит в кроссворде под цифрой 3.

Попробуем сделать вывод: какая точка будет лежать на координатном луче правее, а какая левее?  

 Вывод: точка на координатном луче, имеющая меньшую координату, лежит слева от точки, имеющей большую координату.

Значит можно записать:        .

Вопрос. В каком порядке записаны дроби?  (возрастания)

Это слово стоит в кроссворде под номером 10.

5.Закрепление.

Задание 1. Вставьте пропущенное слово.

  • Всякая правильная дробь, … всякой неправильной дроби.
  • Всякая правильная дробь … 1.
  • Всякая … дробь больше 1.

Приведите примеры.

Сделайте соответствующие записи в тетради.

Задание 2. Игра « Математическое лото». Учащимся раздаются карточки  (одинаковые),  которые  содержат таблицу с выполненными  примерами на сравнение дробей. Сидящие  за одним столом ученики вместе решают предложенное задание. Им необходимо закрыть те примеры,  которые выполнены неверно. ( закрывают цветным прямоугольником,  вырезанным по размеру клеточки таблицы) Учитель ходит по классу и проверяет правильность выполнения задания по рисунку, который получается у учеников. Отмечает тех, кто правильно выполнил  задание.  После того, как задание выполнено учитель показывает правильную картинку и проводит анализ ошибок.

  1

1   

    

2  =  

  

1 =  

2 <  

  =  

  =  

  >  

  <  

   =  

  1

                1   

    

2  =  

  

1 =  

2 <  

   =  

  =  

  >  

  <  

   =  

Задание 3. Выберите среди чисел  равные:   ,  , , , 1,   , , ;

Сделайте  соответствующие записи  на доске и в тетради.

Задания из учебника: №917, №923, №926, №932, № 933.

Домашнее задание:  П. 24 (прочитать), решить №940, №941, №942,          № 948.

Дополнительные задания:

  1. Начертите квадрат со стороной 5см. Разделите квадрат на 25 равных частей. Закрасьте зеленым цветом   квадрата и желтым цветом  квадрата. Какая часть квадрата осталась  незакрашенной ?
  2. Ширина прямоугольника 28см. На  сколько увеличится площадь этого прямоугольника, если его длину увеличить на 5см?

У нас остались неразгаданные два слова.

4.Как называется  знак,  с помощью которого записываются  числа?

5. Что нужно развивать человеку, чтобы не допускать ошибок? (внимание)

Какое ключевое слово получилось по вертикали?  (арифметика)

Учитель: арифметика  - часть математики,  древнейшая наука,  её  называют – царицей математики.

Первый учебник по математики на Руси был  «Арифметика»,  автор Магницкий Л. Ф., изданный в 1703г. Этот учебник стал на многие годы основным школьным учебником по арифметике. Книга также включала некоторые разделы  алгебры,  геометрии,  астрономии и навигации. (На экране   изображением этого учебника)

 Итоги урока (выставление оценок):

 

Оценки

«5»

«4»

«3»

«2»

17

8

2

0

 

Рефлексия урока. 

- Что  больше всего вас заинтересовало на уроке, что удивило?

- Что понравилось больше всего?

-Что интересного открыли для себя?

 

Литература:

Математика 5: учеб. для общеобразоват. учреждений / [  Н.Я.Виленкин,  В.И. Жохов и др.]. – 20-е изд. – М.: Мнемозина, 2007.

Окунев А. А.:Спасибо за урок, дети: книга для учителя. – М.:  Просвещение, 1988.  

Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Опорные  карточки

   =  ,    

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме "Сравнение дробей"

Этот урок проблемный, первый в теме сравнение, дети сами выходят на формулировку темы, целей и приходят к правилам сравнения дробей...

открытый урок по теме "Сравнение дробей"

Этот урок проблемный, первый в теме сравнение, дети сами выходят на формулировку темы, целей и приходят к правилам сравнения дробей...

Презентация к урок по теме: "Сравнение десятичных дробей", 5класс

Цель: ознакомить учащихся с алгоритмом сравнения десятичных дробей, учить выполнять сравнение с опорой на алгоритм....

Урок по теме: "Сравнение дробей" 5 класс

Урок математики в 5 классе по теме«Сравнение дробей»...

Урок по теме « Сравнение дробей», МерзлякА.Г. 5 класс

Разработка урока по теме "Сравнение дробей, Мерзляк А.Г." с использованием учебника и образовательной платформы Учи.ру...