Рабочая программа элективного курса по математике
рабочая программа (алгебра, 11 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по математике составлена для 11 класса и помогает при подготовке к ЕГЭ
Цель курса: Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Задачи:
1. Овладение расширенными математическими знаниями, не входящими в программу 11 класса.
2. Развитие мышления, логики, самостоятельности, умения работать с различными источниками, необходимыми для изучения выбранных тем.
3. Развитие творческих способностей учащихся, желающих глубже знать математику.
4. Дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, возможность углубленного изучения основного курса путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода при своем решении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivniy_kurs_po_matematike_11_klass.docx | 36.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Красночетайская средняя общеобразовательная школа»
Красночетайского района Чувашской Республики
ПРИНЯТО на заседании ШМО учителей математики Протокол заседания № 1 Руководитель ШМО ___________ «___»________________2013 г. | СОГЛАСОВАНО На заседании методического совета председатель ________ «__» ___________2013г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Красночетайская СОШ» ___________ Приказ № ______________ «___»____________2013 г. |
Рабочая программа
Элективного курса «Математика в задачах»
для 11А класса
(уровень: базовый)
на 2013-2014 уч. г.
Автор: учитель математики
МБОУ «Красночетайская СОШ»
Альгешкина Т.П.
с. Красные Четаи-2013
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «»составлена на основе:
- федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (алгебра и начала математического анализа) на базовом уровне;
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы. / сост. Т.А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2010.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся по всем выбранным темам курса, повышению уровня математической подготовки через решение большого класса задач как экзаменационного, так и олимпиадного характера. Характерной особенностью данного элективного курса является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков по каждой выбранной теме. Наряду с основной задачей обучения математики – овладение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предметам физико-математического цикла, выявление и развитие математических способностей, ориентирование на профессию, в которой математика играет важную роль.
В процессе изучения данного курса будут использованы приемы индивидуальной, парной, групповой деятельности для осуществления самооценки, взаимоконтроля; развиваться умения и навыки работы с математической литературой и использования интернет-ресурсов.
Цель курса: Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Задачи:
- Овладение расширенными математическими знаниями, не входящими в программу 11 класса.
- Развитие мышления, логики, самостоятельности, умения работать с различными источниками, необходимыми для изучения выбранных тем.
- Развитие творческих способностей учащихся, желающих глубже знать математику.
- Дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, возможность углубленного изучения основного курса путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода при своем решении.
Подготовить учащихся к сдаче ЕГ экзамена
Количество учебных часов:
В год -33 часа (1 час в неделю)
Содержание тем учебного курса:
- Производная
Вычисление производных сложных функций. Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения сложных функций.
- Текстовые задачи
Решение задач практической направленности с применением производной.
Применение производной при решении прикладных задач. Использование монотонности функции. Применение теоремы Лагранжа. Обобщить, систематизировать и углубить знания о решении текстовых задачах и их применении в различных сферах деятельности человека. Познакомить со способами построения и исследования простейших математических моделей
- Преобразование выражений
Преобразование выражений, содержащих радикалы. Преобразование выражений , содержащих степени с рациональным показателем. Преобразование тригонометрических выражений.
- Уравнения и неравенства
Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем, содержащих переменную под знаком модуля. Сведение решения иррационального уравнения к решению тригонометрического уравнения.
Решение тригонометрических уравнений и их систем, с применением комбинированных и нестандартных методов.
- Логарифмическая и показательная функции
Показательная функция. Условия существования решений показательных уравнений. Решение показательных уравнений и неравенств (содержащих модуль). Логарифмическая функция. Условия существования решений логарифмических уравнений. Решение логарифмических уравнений и неравенств (содержащих модуль).
- Решение задач с модулем
Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.
График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|.
Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое действительное число.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.
Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.
Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.
- Решение задач с параметрами
Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.
Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).
Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.
Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.
Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.
Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.
- Планиметрия
Обобщить, систематизировать и углубить знания о треугольниках, четырехугольниках, окружности, круге, многоугольниках, координатах и векторах. Познакомить с решением заданий ЕГЭ типа С4.
- Стереометрия
Обобщить, систематизировать и углубить знания о прямых, плоскостях и векторах в пространстве, многогранниках, телах вращения. Ознакомить с приемами решения стереометрических задач повышенной сложности, с решением заданий ЕГЭ типа С2.
Тематическое планирование
№ урока | Название раздела | Тема урока | Элементы содержания, основные понятия | Требования к уровню подготовки | Оборудование |
1 | Производная | Производная. Исследование функции с помощью производной. | геометрический и механический смысл производной применение производной к исследованию функции | Знать: геометрический и механический смысл производной Уметь: применять производную для исследования функций | Электр. презентация |
2 | Производная. Исследование функции с помощью производной. | ||||
3 | Текстовые задачи | Задачи с практическим содержанием | задачи на «проценты» и «смеси» задачи на «движение» задачи на «работу» | Уметь: решать задачи по теме | Индив. карточки |
4 | Задачи с физической формулировкой | Задачи с физической формулировкой | Уметь: решать задачи по теме | Электр. презентация | |
5 | Преобразо вание выражений | Рациональные выражения, арифметический корень | преобразования выражений с модулем выражения, содержащие степень с дробным показателем преобразование дробно-рациональных выражений решение заданий из части «С» ЕГЭ | Уметь: решать задачи по теме | тесты |
6 | Тождественные преобразования тригонометрических выражений | формула одного и того же элемента тригонометрические функции двойного угла тригонометрические функции половинного угла формулы сложения формулы приведения формулы преобразования тригонометрических сумм в произведение преобразование тригонометрических произведений в сумму соотношение для обратных тригонометрических функций | Уметь: решать задачи по теме | ||
7 | Уравнения и неравенства | Решение тригонометрических уравнений | решение уравнений разложением на множители решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям высших степеней, решение однородных тригонометрических уравнений введение дополнительного аргумента решение уравнений, содержащих тригонометрическую функцию под знаком радикала, отбор корней | Уметь: решать задачи по теме | Индив. карточки |
8 | |||||
9 | Рациональные уравнения | метод « уединения» радикалов и возведения в степень, применение формул сокращённого умножения ; уравнения, в которых одно или несколько подкоренных выражений являются полным квадратом уравнения со взаимно обратными величинами, метод введения вспомогательной переменной, анализ области определения функций, входящих в уравнение | Уметь: решать задачи по теме | ||
10 | Иррациональные уравнения | Уметь: решать задачи по теме | |||
11 | |||||
12 | Иррациональные неравенства | основные методы решения иррациональных неравенств | Уметь: решать задачи по теме | ||
13 | |||||
14 | Логарифмическая и показательная функции | Показательные уравнения и неравенства | Основные методы решения показательных уравнений и неравенств | ||
15 | Решение логарифмических уравнений и неравенств | Основные методы решения логарифмических уравнений и неравенств | |||
16 | Смешанные уравнения | Нестандартные методы решения уравнений | |||
17 | Решение задач с модулем | Модуль действительного числа. | Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0. | Уметь: решать задачи по теме | Электр. презентация |
18 | График функции у=|х|, у=| ах+в |. | Построение графиков функций, связанных с модулем | Уметь: решать задачи по теме | ||
19 | Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули. Графическая интерпретация. | Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|. Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое действительное число. Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация. | Уметь: решать задачи по теме | Электр. презентация | |
20 | |||||
21 | Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений | Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений. | Уметь: решать задачи по теме | Электр. презентация | |
22 | |||||
23 | Решение задач с параметрами | Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. | Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры. Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.). | Уметь: решать задачи по теме | |
24 | Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в. | Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в. | Уметь: решать задачи по теме | ||
25 | Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным. | Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным | Уметь: решать задачи по теме | ||
26 | Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена. | Квадратные уравнения с параметром. | Уметь: решать задачи по теме | ||
27 | |||||
28 | Количество корней в зависимости от значений параметров | ||||
29 | Планиметрия | Задачи на нахождение площади, периметра, объема | треугольники, четырехугольники, окружность, круг, многоугольник, координаты и векторы. | Уметь: решать задачи по теме | Электр. презентация |
30 | |||||
31 | Стереометрия | Решение задач | Примеры решения стереометрических задач повышенной сложности, с решением заданий ЕГЭ типа С2 | Уметь: решать задачи по теме | Электр. презентация |
32 | |||||
33 | Зачет | Проверка ЗУН |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся 11 класса должны уметь:
- находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, значения тригонометрических выражений на основе определений и основных свойств, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций;
- строить графики линейной, квадратичной, тригонометрических, степенной, показательной и логарифмической функций;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
- решать рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, их системы;
- решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
- вычислять производные и первообразные элементарных функций;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленови простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
- решать геометрические задачи с применением соотношений и пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике, основных теорем для произвольного треугольника;
- решать геометрические задачи на клетчатой бумаге.
Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:
- навыки коллективной и самостоятельной работы со справочной литературой и таблицами;
- эффективное использование дополнительной литературы и интернет-ресурсов для самообучения и самоконтроля;
- составление и использование алгоритмов решения типичных задач практической направленности;
- умения решать уравнения и неравенства, задачи различного вида;
- умения исследовать элементарные функции при решении разных задач.
учащийся должен знать/понимать
- математические формулы, методы решения уравнений и неравенств, приемы применения их для решения задач;
- как можно функционально описать реальные зависимости;
- основные алгоритмы решения примеров и задач;
- решать задания, приближенные к заданиям ЕГЭ.
Перечень учебно-методических средств обучения
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1.Алгебра и начала анализа. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.-М.: Просвещение, 2013
2. Алгебра и начала анализа. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.-М.: Просвещение, 2013
Дополнительное пособие:
3. Математика. ЕГЭ 2013. Книга 1/ Д.А. Мальцева, А.А. Мальцев, Л.И. Малбцева. – Ростов н/Д: Народное образование, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике "Математика в твоей профессии"
Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии» для учащихся 9 классов предпрофильных классов общеобразовательных школ составлена учителем математики первой квалификационной к...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"
Сдача экзамена в форме ЕГЭ требует от учащихся обширных знаний по всему школьном...
Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса
Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Данный курс направлен на коррекцию знаний у...
Рабочая программа элективного курса по математике «За границами учебника математики» 6 класс.
Программа элективного курса по математике «За границами учебника математики» в 6 классе рассчитана на 35 часов и направлена на то, чтобы увеличить интерес учеников шестого класса к математ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Единый экзамен по математике: теория и практика решения задач».11 класс
Изучение данного курса позволит повторить школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии, подготовить учащихся к сдаче экзамена .Поэтому в содержание курса вкл...