Статья "Реализация информационных и информационно-деятельных модулей в обучении".
консультация по алгебре по теме
Даны методические рекомендации по использованию компьютерных технологий с учащимися и основы использования этого метода в обучении математики. Приведены: 1) методы построения информационно-деятельных средств учебного назначения; 2) методические цели использования электронных средств учебного назначения; 3) методика использования электронных учебных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация информационных и информационно-деятельных модулей в обучении.
Введение
В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, а сферы их применения постоянно расширяются, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Сегодня, для получения всего спектра информации, человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние Интернет и компьютерные технологии (ИКТ) оказывают на школьников. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый через различные информационные источники. Ученики средней школы являются уверенными пользователями персонального компьютера (ПК), и поэтому современному учителю необходимо использовать в обучении информационные и компьютерные технологии.
ИКТ, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к обучению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Благодаря современным компьютерным технологиям учащийся способен самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и обрабатывать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Перед современной школой стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования и подходов к образовательному процессу, с появлением новых и преобразованием старых педагогических технологий, в том числе информационно-деятельных, возможности решения задачи развития познавательной активности школьников существенно расширились.
Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-деятельных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности школьников.
Основные методические цели использования электронных средств учебного назначения в образовательном процессе
Индивидуализация и дифференциация процесса обучения
Данная методика основана на индивидуальном подходе к каждому ученику, выборе индивидуального содержания и траектории обучения, в развитии личности учащегося. Индивидуальный и дифференцированный подходы реализуются за счет включения учащихся в те или иные виды самостоятельной деятельности, обучения по индивидуальному плану (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности).
Обучение не может стать индивидуализированным до тех пор, пока класс рассматривается только как нечто целое, единое. Полноценное развитие личности каждого ученика основано на максимальном учете его психофизиологических особенностей и при условии его активного самовыражения и саморазвития.
Для этого и применяются средства ИКТ, которые способствует существенному расширению возможностей индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляя каждому ученику персонального педагога, роль которого выполняет ПК.
Осуществление автоматизированного контроля с диагностикой ошибок самоконтроля и само коррекции
Современные программы на сегодняшний день позволяют не только оценивать результаты учебной деятельности, но и фиксировать ошибки и затруднения в ответах ученика, выявлять наиболее часто встречаемые ошибки, констатировать причины ошибочных действий и предъявлять на экране компьютера соответствующие комментарии, выдавать рекомендации ученикам и обобщенные данные педагогам. Системы данного рода обеспечивают возможность анализировать действия школьника, использовать коммуникации между учеником и учителем, реализовать широкий спектр образовательных воздействий, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного индивидуума, уровня его знаний, умений, навыков, осуществлять компьютерное управление рассылкой заданий и т.д. К примеру, системы могут показать, что большая часть класса не отвечает на вопросы по какой-то теме, или обратить внимание учителя на то, что ученики хорошо отвечают на простые вопросы, но не умеют решать задачи.
Предоставление каждому ученику возможности самостоятельного приобретения знаний, а также обеспечение условий, способствующих его саморазвитию, самообучению и самообразованию; использование электронных средств учебного назначения и электронных учебников позволяет организовать самостоятельную учебную деятельность каждого ученика на занятии, предоставляя, таким образом, ему возможность для самообучения, формирования культуры учебной деятельности; а так же создаются условия для возникновения активности школьника.
Самостоятельная работа учащегося с электронными средствами приводит к смещению акцентов на самоконтроль, самоуправление, что способствует развитию волевых качеств личности и творческого мышления, становлению неповторимой индивидуальности ребенка.
Автоматизация трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с числовым анализом
Автоматизация сложных вычислений позволит ученику сконцентрировать внимание на понимании сущности изучаемого явления или процесса, а освободившееся учебное время можно использовать на занятии более продуктивно. Умение перевести проблему из реальной действительности в адекватную модель, исследовать эту модель, правильно интерпретировать результаты исследования — важнейшие элементы информационной культуры школьников.
Наглядность учебной информации
Данный раздел включает в себя: моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений, демонстрация на экране компьютера или интерактивной доске объекта, его составных частей или их моделей — компьютерная визуализация учебной информации, которой можно добиться при помощи специальных программ. Компьютерные моделирующие программы не только являются электронным дополнением к традиционным учебным пособиям, но и позволяют использовать компьютер в качестве настольной мини-лаборатории, реализуя при этом интерактивный режим работы ученика с системой.
К методическим целям использования электронных средств учебного назначения в образовательном процессе можно отнести: создание и применение информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности; усиление мотивации обучения, например, за счет использования игровых ситуаций; формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации; формирование информационной культуры ученика, к примеру, за счет применения текстовых редакторов, электронных таблиц, баз данных и т.п.
Реализация перечисленных требований позволит учителю сформировать у ученика умение самостоятельно приобретать знания, развивать способности к самообучению, саморазвитию, самообразованию; усилить познавательную мотивацию за счет возможности самоконтроля, индивидуального дифференцированного подхода к каждому обучаемому.
Методика использования электронных учебных материалов
Данный подраздел повествует об основных принципах разработки технологии создания электронных учебных пособий по математике, позволяющих использовать компьютер как основное средство обучения, применимое и во время уроков и для самостоятельной работы, дающих учителю возможность вносить структурную и содержательную правку в содержание пособия очень актуальная тема. Методика использования электронного учебного пособия по математике как открытой информационной системы для работы с учащимися на занятиях и организации самостоятельной работы, на этапе тренировки, заключается в решении задач, когда вербальное знание переходит в умение и навык, приобретает четкость, определенность. Решение задач превращается в главное средство обучения, происходит дифференцирование исходного знания, оно наполняется частными, деталями. Этот этап, осуществляется при минимальной помощи со стороны учителя или даже при полном ее отсутствии.
Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. В связи с этим, ИКТ не только может оказать положительное влияние на понимание школьниками строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие. Использование ИКТ позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно в процессе обучения.
Поэтому для успешного внедрения в школу компьютерного обучения необходим научный подход, «серьезный систематический анализ "знаний и умений” с точки зрения содержащихся в них свёрнутых умственных действий и операций, являющихся внутренней основой этих "знаний и умений", которую как раз и нужно развернуть в программах pa6оты учебных компьютеров».
При этом имеется в виду, компьютерное обучение — новый способ формирования знаний, воздействие которого на учащихся может быть только положительным, но и отрицательным, т.е. при определенных условиях оно может приводить учебный процесс к негативным результатам и наносить вред психике учащихся.
Литература
1)Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999г.
2)Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007
3)Тимиргалиева Татьяна Константиновна «МЕТОДИКА ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» http://discollection.ru/
4)Бронфман В. В., Дунин С. М. «Методика использования электронного учебника на уроках физики» http://xreferat.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная деятельность человека
Презентация к теме "Информационная деятельность человека"...
Презентация на тему "Информационная деятельность человека"
Презентация для урока информатики и ИКТ в 9 классе по теме "Информационная деятельность человека"....
Библиотечный урок «Структура книги как инструмент информационной деятельности»
Данный материал можно использовать для проведения занятий во втором классе по внеурочной деятельности "В мире книг" ....
Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.
Краткое изложение (конспект для учащихся) по теме "Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека."...
таблица к модулю 1 по теме "Федеральные государственные стандарты и место информационно-образовательной среды в достижении результатов обучения".
В таблице указаны функции и компоненты информационно- образовательной среды....
Информационные ресурсы. Этические и правовые нормы информационной деятельности людей.
Представлены виды информационных ресурсов современного общества, национальные ресурсы, услуги и продукты. Право собственности ресурсами и этические нормы....
Методические рекомендации для текущего контроля результатов обучения по разделу «Информационная деятельность человека»
На основании данной методической разработки преподаватель может конструировать многовариантные подборки задания для проведения контрольных мероприятий: теоретических контрольных работ, теоретических т...