Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Калинина Лариса Евгеньевна

В статье описывется система развития у учащихся ключевых компетенций на уроках математики. Приводятся примеры задач, напрвленных на развитие умения использовать знаний в повседневной жизни. К статье предлагается использовать презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Таким образом, идея компетентностно-ориентированного образования стала ответом системы образования на новые запросы мира труда.

В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый автор понимает его по-своему. В России в 2001 году были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого – компетентность. Существует более 10 различных взглядов учёных на реализацию компетентностного подхода в образовательных учреждениях. Классификация ключевых образовательных компетенций А.В. Хуторского является наиболее отвечающей требованиям компетентностного подхода.

Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

(Слайд)

У учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, и начинать их формировать можно с 5 класса.

(слайд) Ценностно-смысловая компетенция.

Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы.

  •  Перед изучением новой темы учитель рассказывает о ней, а учащиеся формулируют вопросы по этой теме: «зачем», «почему», «как», «чем», о чем». В результате учащиеся четко представляют, что, когда и как они будут изучать.
  • Самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта.
  • Проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания.

Рассмотрим предложенную детям задачу: «Вася учится в 11 классе, а Коля – в 7 классе. В каком классе учился Коля, когда Вася был в 6 классе?» При решении данной задачи ученикам важно выделить в её решении два действия: а) нахождение разницы в возрасте между детьми, б) нахождение конечного ответа. Большинство учеников найдут верный ответ, но лишь несколько из них, как показывает опыт, смогут правильно составить краткую запись – наглядное изображение задачи, и именно у этих учеников развито математическое мышление, они смогли интерпретировать текст задачи схематически.

  • Профориентационная работа, требующая не только знания математики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.

Задачи из практики работы в швейной мастерской.

  • Проем в окне имеет высоту 2 м 26 см и ширину 1 м 48 см. Сколько потребуется ткани шириной 85 см для занавески, закрывающей весь проем окна, если на подшивку одного конца занавески требуется 2 см, на продольный шов по 1 см от полосы и на закрытие стен по краям проема 10 см?
  • Окружность груди 96 см для построения чертежа выкройки необходимо найти,  чему равна четверть полуокружности груди.

Задачи из практики работы с картоном и жестью.

  • Каких размеров потребуется лист картона для изготовления коробки без крышки длиной 19 см, шириной 12 см и высотой 3 см?
  • Сколько коробок без крышек размером 220 мм × 105 мм × 35 мм можно сделать из картона размером 100 см × 70 см?

Задачи из практики работы в столярной мастерской.

  • На каком равном расстоянии друг от друга и от концов лестницы можно расположить 7 ступенек шириной 4 см на лестнице длиной 2 м 68 см?
  • Крышка сиденья на табуретке имеет форму квадрата со стороной 34 см 8 мм. Сколько таких сидений можно вырезать из фанеры, имеющей форму квадрата со стороной 1 м 50 см, если на пропил идет 2 мм?

Задачи, связанные с элементарным строительством.

  • Сколько погонных метров линолеума шириной 2 м потребуется для покрытия пола длиной 5 м и длиной 8 м?
  • Для приготовления 1 кг замазки требуется 200 г олифы и 800 г мела. Сколько потребуется олифы и мела, чтобы приготовить 5 кг замазки?

Задачи из практики работы в саду, огороде, поле.

  • У помидор «Грунтовые грибовские» первые плоды созревают на 110 после посева. Когда были посеяны помидоры, если первые зрелые плоды были 20 августа?
  • На 1 кв.м. должно быть 12 растений кукурузы. Сколько растений кукурузы должно быть на 1 гектар [1]?
  • Миша за 3 часа может вскопать  огорода, а его отец за это же время –  огорода. Какую часть огорода могут вскопать Миша с отцом за 1 час совместной работы [3]?

(слайд) Общекультурная компетенция

Говоря об использовании сведений из разных областей знаний, следует иметь ввиду не только использование материала из других наук на уроках математики, но и использование понятий и методов математики на других уроках и в жизни. Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации. Например, при решении текстовых физических задач с помощью систем уравнений дети испытывали трудности по нескольким причинам:  «зашумленность» физической ситуации – сложно построить математическую модель процесса, присутствие непривычных символов; непонимание условия задачи, ее особенностей, стратегии ее решения, неспособность применить математический аппарат в новых обозначениях. Существует несколько путей решения этой проблемы.

  • Учитель  демонстрирует некоторые способы работы с символическим текстом, раскрывая смысл, логику, особенности преобразований.
  • Самостоятельная работа индивидуальная или групповая работа с символическим текстом, в которой необходимо перевести  текст с обычного языка на математический, с геометрического – на язык векторов.
  • Составление математического словаря, написание математических диктантов, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. Например, во время устной работы может быть проведена следующая работа: математический диктант, выявляющий умение записывать числа (натуральные, обыкновенные и десятичные дроби);
  • Написание сказок, фантастических историй, рассказов на заданные темы: «Натуральные числа и ноль», «Отрицательные и положительные числа».
  • Решение задач с недостающими данными или со скрытой информативной частью. Например: «Известно, что ученик второго класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?». Таким образом, работая над данной задачей, ребёнок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы.

Задачи со скрытой, неявной информативной частью не сложны в работе и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.

  • По уравнению, схеме к задаче составляются различные текстовые задачи, которые решаются при помощи этого уравнения.

(Слайд) Учебно-познавательная компетенция

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.

Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при:

  • Решение нестандартных, занимательных, исторических задач, задач – фокусов.
  • Проблемное изложение новой темы с опорой на личный опыт ребенка. Например, при изучении начального геометрического материала (длина окружности, периметр и площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда) можно дать следующие задачи:
  • Задача на нахождение периметра прямоугольника. Например: купец Порфирий заказал кузнецу Даниле сделать чугунную ограду вокруг своей усадьбы, которая имеет форму прямоугольника. Сколько метров ограды надо будет изготовить Даниле, если длина усадьбы 50 метров, а ширина – 20 метров?
  • Задача на координатной плоскости: соединить отрезками точки с заданными координатами, в результате получится фигура.
  • Мини- исследования на основе изучения геометрического материала. Учащийся по развертке делает модели многогранников, исследуя простейшие свойства стереометрических фигур, получая начальные геометрические сведения. В качестве домашнего задания в 6 классе можно дать домашнее задание-исследование: «Определение зависимости длины окружности от радиуса». Результатом экспериментальной деятельности с помощью реальных, доступных шестикласснику предметов (нитка, посуда, имеющая форму цилиндра) становится приближенное значение числа π.
  • Проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.

(слайд) Информационная компетенция

Обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у учащихся информационную компетенцию.

Для развития данного вида ключевых компетентностей целесообразно использовать следующие приемы.

  • Решение расчетных задач на движение и стоимость. За одну – две недели до урока-практикума учащимся выдается карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя доступные им источники.
  • При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия. например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…,  в космонавтике модуль – это…
  • Проведение уроков –семинаров, уроков – конференций.
  • Работа с Интернетом или других ресурсов: найти и распечатать таблицу длин, весов древности, с переводом этих значений на современную таблицу мер и длин. Этот вид компетенции в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т.е. на уроке математики мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями.
  • Использование задач прикладного характера.

Для развития данного вида компетентности можно предложить учащимся компетентностно-ориентированные задачи – задания с практическим содержанием, ориентирующие учащихся на математические исследования явлений реального мира. Следующая задача является таким примером [13].

  • Перед вами тексты задач, которые помогут вам осуществить вашу мечту – путешествие.

Задача

Решение

Ответ

1

1 литр бензина в 2006 г. стоил 15 рублей. В 2007 г. он подорожал на 13%. Вычислите стоимость бензина в 2007 году? (ответ округлите до целых)

2

Определите по карте расстояние, которое будет пройдено автобусом от г. Кирова до г. Сочи. Используя свойство пропорция, рассчитать количество бензина, которое будет затрачено на дорогу туда и обратно, если известно, что на 100 км требуется 8 литров.

3

В таблице указана стоимость билета в плацкартном вагоне.

месяц

Стоимость

Июнь

1000 р.

Июль

1200 р.

август

1500 р.

Вычислите сумму денег, затраченную группой из 20 учащихся на проезд туда и обратно?

4

Вычислить количество денег, затраченное на бензин, если известно, что 1 л бензина стоит 17 рублей и израсходовано 312 литров?

5

Рассчитать количество денег, затраченное на проживание группой из 20 человек за 14 дней (13 ночей)?

месяц

Проживание в г.Сочи (на одного человека в сутки)

Июнь

250 р.

Июль

300 р.

Август

350 р.

6

Рассчитать количество денег, затраченное группой из 20 человек на ночлег в пути (1 ночь)?

месяц

Ночлег (на машине)

Июнь

250 р.

Июль

270 р.

Август

300 р.

7

Вычислить сумму денег, затраченную на приобретение газированной воды в дороге, если, известно, что в г. Кирове она стоила 7 рублей, а на каждой следующей остановке, где покупали, стоимость увеличивалась на 1,5 рубля? (покупали газ. воду 4 раза)

8

Вычислить сумму, затраченную на приобретение постельного белья для группы из 20 человек, если 1 комплект стоит 55 рублей? (туда и обратно)

9

Ежедневно на питание группа тратит 4700 рублей. Вычислите количество денег, затраченное на питание за 14 дней?

10

В 2006 году сумма, затраченная на питание в дороге, составила 3700 рублей. Вычислите сумму, которая будет затрачена в 2007 году, если известно, что продукты подорожали на 6%?

(слайд) Коммуникативная компетенция

Этот вид компетенции не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Данные приёмы активно используются в современной школе и им посвящено множество исследований.

Главным при реализации данной компетенции является соблюдение принципа полезности проводимой работы.

Развитию способствуют следующие методы и приемы.

  1. Использование на уроках математических софизмов, например: «Возьмем верное равенство . Вынесем в каждой части общий множитель за скобки. . Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5 = 6. Задание: объясните, в чем ошибка
  2. Сдача различных устных зачетов, проведение уроков – семинаров, уроков- конференций, уроков – диспутов.
  3. Работа в группах: рассказывание правил, определений, правильное определение обсудить в группе.
  4. При решении текстовых задач, учитель вызывает учащихся на диалог (анализ и синтез при разборе задачи).

(слайд) 2.1.6 Социально-трудовая компетенция

Данный вид компетенции предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. Т.е. данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.

  • контрольные работы;
  • тесты по усовершенствованию устного счета.
  • задания социально – трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию (вычисление суммы покупок в магазине, до того момента, как подойти к кассе).

Приведем примеры арифметических задач по развитию социально-трудовой компетенции.

  • Бригада рыбаков получила от двух банков ссуду на приобретение холодильного оборудования в размере 250 000 р.: от одного – под 5%, а от другого под 7% годовых. Всего за год рыбаки должны уплатить 15 500 р. процентных денег. Сколько денег взято у каждого банка?
  • В Москве в 2000 году стоимость проезда на автобусе была 4 р., а в Подольске – 3 р. На сколько процентов в 2000 году проезд на автобусе в Москве был дороже, чем в Подольске? На сколько процентов в 2000 году проезд в Подольске был дешевле, чем в Москве?
  • В результате дефолта (так называется экономический кризис, который случился в России в 1998 г.) цены на импортные товары выросли примерно в 5 раз. До дефолта кроссовки стоили 200 р. На сколько процентов новая цена кроссовок выше старой? На сколько процентов старая цена кроссовок ниже новой? Закончите предложение: «В результате дефолта цены в среднем выросли на … %».
  • В урожайное время года (осенью) цены на овощи понизились в среднем на 50%, а к зиме они повысились на 10% по сравнению с прошлогодними ценами. На сколько процентов подорожали овощи по сравнению с осенью? [5].

(слайд) Компетенция личного самосовершенствования

С целью реализации данной компетенции, нами был внедрён такой вид деятельности на уроках математики как:

1.  Решение задач с «лишними данными».

Рассмотрим некоторые из задач.

  • Известно, что зубы надо чистить два раза в день – утром и вечером, а в обед, после еды, надо полоскать рот. За неделю Вася забыл почистить зубы 3 раза утром и 4 раза вечером, также он забыл прополоскать рот после обеда 6 раз. Сколько всего раз за неделю Вася забыл про свои зубы?

На первый взгляд может показаться, что эту задачу можно отнести к задачам, развивающим общекультурную компетенцию, однако в условии прослеживается та грань, которая отвечает именно за развитие общества, а не за его функционирование. Таким образом, дети усваиваю уже более совершенные знания.

  • Известно, что опаздывать неприлично. Люся, заметила идущий на остановку автобус в 180 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, она побежала и через 12 секунд прибежала на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать Люсе, если известно, что автобус движется со скоростью 19 м/сек?
  • Известно, что когда в помещении ощущаешь запах газа, ни в коем случае нельзя включать свет. Однако вчера в одном доме про это правило забыли жильцы 7 квартир. Это на 6 квартир меньше, чем сегодня про это же правило забыли жильцы другого дома. Сколько всего квартир пострадало от взрыва газа?

Сразу же может показаться, что данная задача нарушает этический принцип содержания математических заданий, но не следует забывать и о безопасности жизнедеятельности, которую также в компетенцию личностного самосовершенствования включает А. В. Хуторской. Как показала работа над данной задачей, её информативная часть сильно повлияла на самосознание детей, т.к. большинство учеников из предложенных задач особенно запомнили именно эту.

2. Задачи на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических упражнений. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате, у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.

Развитие навыков критического отношения к результатам вычислений, навыков самоконтроля требует не только обучения учащихся приемам контроля, но и проведения специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространенных упражнений. Специфика этих упражнений состоит в том, что они не только составляются и решаются, но и неизбежно проверяются учащимися.

Проверка решения простых задач.

Колхоз «Сударушка» продал государству 30 ц пшеницы, что составляет  всего зерна, полученного им за год. Сколько всего пшеницы получил колхоз за год? (Ответ: 75 ц).

Задачи для проверки:

  • Колхоз «Сударушка» заработал 75 ц зерна. Сколько центнеров он продал государству, если количество проданного зерна составило  всего зерна?
  • Колхоз «Сударушка» получил за год 75 ц зерна, из них он продал государству 30 ц. Какую часть полученного зерна он продал государству?

Проверка решения составных задач, производится одним из следующих способов.

  1. Составляют задачу, обратную данной, вводя в ее условие полученный ответ и исключая одно из известных чисел, становящееся искомым. Получение исключенного числа в качестве ответа обратной задачи дает уверенность в правильности решения исходной задачи.
  2. Проверяют соответствие полученного ответа всем условиям задачи.
  3. Решают предложенную задачу двумя способами. Совпадение ответов, полученных двумя логическими различными путями, и есть подтверждение правильности ответа [21].

Главное не забывать, что чрезмерное увлечение проверкой может сократить число решенных упражнений. При пользовании методом проверки следует соблюдать чувство меры.

(Слайд) Примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока при решении арифметических задач разного вида

Очевидно, что формировать компетенции можно не только с помощью задач, поэтому, взяв за основу выделенные приемы реализации ключевых компетенций на уроках математики,  разработана таблица,  содержащая примеры формирования компетенций на разных этапах урока.

Примеры формирования  компетенций на разных этапах урока

Этапы урока

Цель, результативность

Виды деятельности

Проверка домашнего задания

Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников

Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции

Рецензирование ответов (домашнего задания)

Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память

Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования

Математический диктант

(по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)

Объяснение нового материала

Цель: учить исследовательской работе

Результативность: формирование общекультурной компетенции

Доказательство теорем, лемм, составление математического словаря и т.п.

Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения

Результативность: формирование информационной, ценностно-смысловой компетенции

Лекция с использованием приобретенной учениками информации

Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость

использования знаний

Результативность: формирование компетенций учебно-познавательной, личного самосовершенствования, социально-трудовой, коммуникативной

Коллективная экспериментальная работа, исследование

Физкульт-минутка (перерыв)

Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность

Результативность: формирование компетенций личного самосовершенствования и общекультурной

Игры-физкультминутки, сюда же можно отнести и написание сказок, фантастических историй

Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков

Цель: изучить свойства дроби, и т.п.

Результативность: формирование учебно-познавательной, ценностно-смысловой компетентности

Учебная самостоятельная работа

Цель: закрепить полученные знания о нахождении процента величины, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания

Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования, социально-трудовой, ценностно-смысловой

Исследование различных видов памяти

Цель: закрепить умение решать задачи и примеры

Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных задач

Решение задач, примеров с комментированием

Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать

Результативность: формирование учебно-познавательной, общекультурной и коммуникативной компетентций

Математическая эстафета и др.

Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы

Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции и компетенции личного самосовершенствования

Решение задач несколькими способами

Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы

Результативность: формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций, развитие информационной компетенциии

Работа с учебником

(учебная практическая работа)

Творческая работа

Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты

Результативность: формирование общекультурной компетенции

Создание проектов

Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера

Результативность: формирование общекультурной,

коммуникативной и информационной компетенций

Заседание математического кружка

Контроль

Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться

Результативность: формирование коммуникативной, учебно-познавательной, информационной компетенций

Создание рекламы(презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой

Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать

Результативность: формирование социально-трудовой компетенции

Самостоятельная работа со взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа

Домашнее задание

Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры

Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования

Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока

Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки

Результативность: формирование социально-трудовой, ценностно-смысловой компетенций, а также других различных видов компетенций, в зависимости от подобранных задач

Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п.

На каждом этапе в данной таблице представлены не все возможные виды деятельности, а лишь наиболее интересные и часто встречающиеся на уроках математики.



Подписи к слайдам:

Формирование ключевых компетенций на уроках математики в основной школе
Ключевые компетенции-
это универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Ценностно – смысловая компетенция:
перед изучением новой темы учитель рассказывает о ней, а учащиеся формулируют вопросы по этой теме: «зачем», «почему», «как», «чем», о чем»; в результате учащиеся четко представляют, что, когда и как они будут изучать;
самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта;проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания;профориентационная работа, требующая не только знания математики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.
Общекультурная компетенция:
учитель демонстрирует некоторые способы работы с символическим текстом, раскрывая смысл, логику, особенности преобразований;самостоятельная работа индивидуальная или групповая работа с символическим текстом, в которой необходимо перевести текст с обычного языка на математический, с геометрического – на язык векторов;составление математического словаря, написание математических диктантов;написание сказок, фантастических историй, рассказов на заданные темы: «Натуральные числа и ноль», «Отрицательные и положительные числа»;решение задач с недостающими данными или со скрытой информативной частью;по уравнению, схеме к задаче составляются различные текстовые задачи, которые решаются при помощи этого уравнения.
Учебно –познавательная компетенция:
решение нестандартных, занимательных, исторических задач, задач – фокусов;проблемное изложение новой темы с опорой на личный опыт ребенка;мини- исследования на основе изучения геометрического материала;проведение проверочных работ в форме теста.
Информационная компетенция:
решение расчетных задач на движение и стоимость;при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия;проведение уроков –семинаров, уроков – конференций;работа с Интернетом или других ресурсов: найти и распечатать таблицу длин, весов древности, с переводом этих значений на современную таблицу мер и длин;использование задач прикладного характера.
Конструирование компетентностно- ориентированных заданий.
1.Формулировка проблемной ситуации.2.Разработка предметной модели проблемы – основы КОЗ для заданного возраста.
Базовые элементы содержания учебного материала для решения проблемной ситуации
Предмет/тема
Размеры комнаты
Математика/ Периметр и площадь прямоугольника
Размеры обоев
Математика/ Периметр и площадь прямоугольника
Цена обоев
Математика / Стоимость товара
Единицы измерения информации
Математика / Именованные величины
3. Формирование источников (внешних ресурсов).В качестве источников в данном случае можно предложить сведения о цене обоев.4. Планирование сложности КОЗ.5. Выявление необходимых для выполнения задания ключевых компетенций и уровня их сформированности.6. Представление КОЗ (задача 2).7. Разработка модельного ответа.8. Разработка критериев оценивания.
Коммуникативная компетенция:
использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы:дискуссия;групповая работа;работа в парах.
использование на уроках математических софизмов: 35 + 10 – 45 = 42 +12 – 54. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки: 5(7 + 2 – 9) = 6( 7 +2 - 9).Разделим обе части на общий множитель, получаем 5=6.Задание: Объясните в чем ошибка.
сдача различных устных зачетов, проведение уроков – семинаров, уроков- конференций, уроков – диспутов;работа в группах: рассказывание правил, определений, правильное определение обсудить в группе;при решении текстовых задач, учитель вызывает учащихся на диалог.
Социально – трудовая компетенция:
контрольные работы;тесты по усовершенствованию устного счета.задания социально – трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию (вычисление суммы покупок в магазине, до того момента, как подойти к кассе).
Компетенция личного самосовершенствования:
решение задач с «лишними данными»;задачи на развитие самоконтроля: проведение проверки решения математических упражнений.
Примеры формирования компетенций на разных этапах урока
Этапы урока
Цель, результативность
Виды деятельности
Проверка домашнего задания
Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учениковРезультативность: формирование учебно-познавательной компетенции
Рецензирование ответов (домашнего задания)
Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и памятьРезультативность: формирование компетенции личного самосовершенствования
Математический диктант(по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)
Объяснение нового материала
Цель: учить исследовательской работеРезультативность: формирование общекультурной компетенции
Доказательство теорем, лемм, составление математического словаря и т.п.
Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщенияРезультативность: формирование информационной, ценностно-смысловой компетенции
Лекция с использованием приобретенной учениками информации
Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкостьиспользования знанийРезультативность: формирование компетенций учебно-познавательной, личного самосовершенствования, социально-трудовой, коммуникативной
Коллективная экспериментальная работа, исследование
Физкульт-минутка (перерыв)
Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельностьРезультативность: формирование компетенций личного самосовершенствования и общекультурной
Игры-физкультминутки, сюда же можно отнести и написание сказок, фантастических историй
Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков
Цель: изучить свойства дроби, и т.п.Результативность: формирование учебно-познавательной, ценностно-смысловой компетентности
Учебная самостоятельная работа
Цель: закрепить полученные знания о нахождении процента величины, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминанияРезультативность: формирование компетенции личного самосовершенствования, социально-трудовой, ценностно-смысловой
Исследование различных видов памяти
Цель: закрепить умение решать задачи и примерыРезультативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных задач
Решение задач, примеров с комментированием
Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думатьРезультативность: формирование учебно-познавательной, общекультурной и коммуникативной компетенций
Математическая эстафета и др.
Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темыРезультативность: формирование учебно-познавательной компетенции и компетенции личного самосовершенствования
Решение задач несколькими способами
Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темыРезультативность: формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций, развитие информационной компетенции
Работа с учебником(учебная практическая работа)
Творческая работа
Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проектыРезультативность: формирование общекультурной компетенции
Создание проектов
Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характераРезультативность: формирование общекультурной,коммуникативной и информационной компетенций
Заседание математического кружка
Контроль
Цель: учить детей воображению и умению абстрагироватьсяРезультативность: формирование коммуникативной, учебно-познавательной, информационной компетенций
Создание рекламы(презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой
Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работатьРезультативность: формирование социально-трудовой компетенции
Самостоятельная работа со взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа
Домашнее задание
Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примерыРезультативность: формирование компетенции личного самосовершенствования
Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока
Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовкиРезультативность: формирование социально-трудовой, ценностно-смысловой компетенций, а также других различных видов компетенций, в зависимости от подобранных задач
Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п.
Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Проектная  деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики.

Каким образом ключевые и предметные компетенции  могут быть включены в систему    планирования уроков?...

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Материал участника VШ республиканской научно-методической конференции «Интеграция школы и вуза как эффективный инструмент формирования  актуальных компетенций учащихся»(«НМК КНИТУ (КХТИ)—20...

Статья на тему:Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Данная статья поможет учителям математики подготовиться к выступлению на секции учителей естественно - математических наук  по теме:" Формирование ключевых компетенций учщихся на уроках мате...