Тема опыта: «Развитие устных вычислительных навыков на уроках математики в 5,6 классах».
статья по алгебре (5 класс) на тему
На каждом уроке математики преобладает этап устного счета, многие учащиеся не владеют прочными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Поэтому, выбрав тему, решила создать систему таблиц для устного счета и поделиться с коллегами своими наработками в применении методов, форм и приемов при работе с таблицами. Наличие таблиц позволяет учителю не только быстро провести устный счет, но и в различных формах, дифференцированно и индивидуально
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_ustnyh_vychislitelnyh_navykov_na_urokah_matematiki_v_56_klassah.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
Евсюкова Екатерина Тимофеевна
Содержание:
- Информация об опыте……………….. 3-5
- Технология опыта…………………….. 6-10
- Результативность опыта……………… 10-13
- Библиографический список………….. 13
- Рецензия на опыт………………………
- Приложение к опыту………………….. 14-22-
Информация об опыте
1.Наименование опыта. Тема опыта: «Развитие устных вычислительных навыков на уроках математики в 5,6 классах». Над темой работала с 2001 по 2005 год в режиме научно-методической темы школы:
« Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса школы»
-2001-2002 учебный год: Дидактическое и методическое обеспечение уроков математики на основе дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса
-2002-2004 учебные года: Практическое применение дидактического и методического обеспечения уроков математики. Создание системы таблиц.
-2004-2005 учебный год: Создание методической копилки. Обобщение опыта.
2. Условия возникновения, становления опыта. Выбор темы обусловлен тем, что в настоящее время бурный научно-технический прогресс, который характеризует современный этап развития человечества, общеобразовательная школа ощущает через быстрый рост количества научной информации, и это ставит перед ней большие задачи, отраженные в действующих программах. Они связаны с формированием прочных знаний основ наук, в том числе и математики, на уроках которой просто невозможно обойтись без устных вычислений. Практика показывает, несмотря на то, что на каждом уроке математики преобладает этап устного счета, многие учащиеся не владеют прочными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Поэтому, выбрав тему, решила создать систему таблиц для устного счета и поделиться с коллегами своими наработками в применении методов, форм и приемов при работе с таблицами. Наличие таблиц позволяет учителю не только быстро провести устный счет, но и в различных формах, дифференцированно и индивидуально.
3. Актуальность проблемы. Счет в уме (устные вычисления) является самым древним и простым способом вычислений. Устные вычисления дают возможность не только быстро производить простые расчеты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки в результатах механизированных вычислений. Кроме того, освоение вычислительных навыков развивает память и помогает школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла. Не секрет, что у учащихся с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой.
Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:
-низкий уровень мыслительной деятельности;
-отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;
-отсутствие надлежащего контроля над детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей;
-неразвитое внимание и память учащихся;
-недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;
-отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле над овладением данными навыками в период обучения.
Школа – это основное учебно-воспитательное учреждение, где должно организовываться и осуществляться на уроках математики различными методами и в различных формах развитие устных вычислительных навыков. Все это и определило цель опыта: формирование прочных вычислительных навыков через использование системы таблиц на уроках математики. Для достижения цели были поставлены следующие задачи, которые решались в ходе исследования:
1) Разработать содержание таблиц в соответствии с изучаемым материалом и возникаемыми проблемами устных вычислений;
2) Отобрать необходимые методы и средства организации устного счета;
3) Выбрать оптимальные формы организации учебного процесса
В работе были использованы следующие методы исследования: беседы с учителями, наблюдения, контроля, анализа, сравнения, изучение педагогического опыта.
4. Ведущая педагогическая идея опыта: педагогика сотрудничества на основе взаимоуважения; идея учения без принуждения: интерес, успех
5.Теоретическая база опыта. Если рассматривать процесс обучения как процесс целенаправленного руководства учителем познавательной деятельностью учащихся, то центральной его проблемой является процесс восхождения к истине в диалектическом его понимании.
Познание с точки зрения современной философии - « это процесс избирательно – активного действия, отрицания к преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм превращения информации»
Это значит, что учитель обязан понимать и сложность этого процесса, и его динамику. Он должен обеспечивать не простое сообщение учащимся сведений из данной предметной области, а обеспечивать диалектику познания, вскрывающую многозначные и многосторонние связи явлений и процессов, истоки их зарождения, своеобразие их развития.
Познание, в его социальном значении, рассматривается в психологии и педагогике как необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей. Этот сложный процесс обеспечивается деятельностью.
Всякая деятельность включает в себя цель, средство , результат и сам процесс деятельности. Следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Включение обучающихся в разнообразную деятельность осуществляется, в том числе и в условиях общеобразовательной школы.
В своей работе я опираюсь на методические рекомендации по развитию устных вычислительных навыков авторов статей В. Жохова и В. Погодина, помещенных в газете « Математика», 2001-2002 год.
6. Своеобразие концепции. Используя методические рекомендации и опыт коллег, в условиях своей школы и, учитывая особенности обучающихся, я стремилась: создать свою систему таблиц для развития устных вычислительных навыков; описать на примерах уроков и фрагментов уроков наиболее оптимальные
в моей практике методы и приемы над развитием прочных вычислительных навыков.
Вся педагогическая деятельность строилась на основе следующих принципов:
- междисциплинарный подход в формировании прочных вычислительных навыков;
- систематичность и непрерывность работы по развитию устных вычислительных навыков;
- единство интеллектуального и эмоционально- волевого начала в деятельности учащихся.
7. Реализации концепции посредством организации работы учащихся. Насыщение уроков разнообразными, интересными и полезными вычислительными заданиями при большей плотности текущего теоретического материала, задач по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках, т.к. устный счет – первооснова любых вычислений. Основная функция устных упражнений – актуализация опорных для конкретной темы знаний и умений, подготовка учащихся к работе на протяжении всего урока, а также систематическое повторение изученного, поддержание и совершенствование основных специальных умений и навыков, в том числе и навыков вычислений.
Формирование любого навыка - процесс достаточно длительный, требующий не только большого числа упражнений, но и определенных усилий для поддержания навыка, уже выработанного. И вычислительные навыки, конечно же, не исключение
Организация устных упражнений всегда была и остается «узким местом» в работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную «вычислительную нагрузку», предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально- волевой сферы, оперативно проверить правильность решений, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей – весьма трудная задача. Помочь в разрешении этой проблемы помогают, как показывает опыт обучения школьников в средних классах, наборы упражнений - таблицы. Они предназначены как для работы на уроке, так и для самостоятельной работы ученика дома.
Основное их назначение - формирование у обучающихся прочных навыков вычислений, эффективно развивая при этом внимание и память - необходимые компоненты успешного овладения школьным курсом математики. Учителю на уроке они помогают организовать, сделать более продуктивной и насыщенной устную работу, каждодневную тренировку детей в устных и письменных вычислениях. Обратим особое внимание на то, что все таблицы в течение учебного года можно использовать многократно.
Тематика таблиц (тренировочных заданий) для устных вычислений.
- Сложение натуральных чисел.
- Вычитание натуральных чисел.
- Умножение натуральных чисел.
- Деление натуральных чисел.
- Действия с десятичными дробями.
- Сократите дробь.
- Исключите целую часть из дроби.
- Замените неправильной дробью.
- Переведите в десятичную дробь.
- Решите уравнения.
- Выполните вычитание (100-; 200-; 300-;)
- Выполните умножение(2,3,4,5на числа).
- Выполните деление(100:,600:,1000:)
- Решите уравнения (продолжение№10)
- Выразите каждую величину в см, в м, в дм.
- Выразите каждую величину в кг, в ц, в т.
- Золотая арифметика-1(набор примеров на все действия с натуральными числами)
- Золотая арифметика-2 (набор примеров на все действия с положительными и отрицательными числами)
- Золотая арифметика-3
- Проценты.
Технология опыта
Сложившаяся определенная система работы по совершенствованию вычислительных навыков состоит из следующих этапов.
- Этап вводного контроля.
- На этом этапе в начале работы с классом проводится проверка знаний таблицы сложения, вычитания, умножения и деления. Форма проверки- устный счет по карточкам и таблицам.(см. приложение, таблицы).Задания из таблицы могут быть представлены на карточках. Результаты заносятся в ведомость.(см. приложение, ведомость)Учащимся, допустившим ошибки предлагаются таблицы для отработки навыков, а потом они повторно проверяются в ходе уроков или самостоятельных работ.
- Далее на этом этапе проводится контроль знаний по всем темам математики в форме устного счета, небольших письменных работ, отдельных заданий при выполнении текущих самостоятельных работ. При этом особое внимание обращается на решение простейших уравнений, нахождение компонентов действий и на порядок действий с натуральными числами.
При этом индивидуальная работа ведется как на уроке, так и вне уроков, учащимся выдаются на дом таблицы для отработки навыков.
2.Этап текущей работы по формированию вычислительных навыков.
К этому этапу готовятся серии таблиц следующих видов.
- Таблицы для отработки отдельного навыка (таблицы №1-10,см приложение).
- Сводные таблицы по отработке нескольких навыков (таблицы № 11-20,см. приложение).
Данные таблицы размножаются и выдаются на руки каждому ученику. Такой же комплект имеется в каждом классе и у учителя. На этом этапе используются следующие формы работы:
- Устный фронтальный опрос по карточкам, проводимый как учителем, так и учащимися.
- Письменный опрос (с записью ответа или записью ответов действий) по подготовленным таблицам.
- Самостоятельная письменная работа (с записью ответа или ответов действий ) по вариантам или по карточкам с последующим анализом и работой над ошибками.
- Решение у доски во время опроса.
5.Решение за первой партой.
6.Разбор образцов решений и их оформление.
7.Отработка алгоритмов вычислений.
8.Математические эстафеты.
9.Цепочные вычисления.
- Работа в парах (по таблицам называют ответы).
11.Соревнование: «Кто быстрее?»
12.Математический диктант
При этом учитывается, что:
-на каждом уроке надо работать с каждым учеником. Для этого учитель должен выбрать формы работы и материал так, чтобы каждый ученик был занят делом, его работу можно было проконтролировать. Например, каждому ученику, работающему за первой партой, выдается карточка с таким заданием, чтобы он ликвидировал свои пробелы в знаниях. При этом ведется учет овладения вычислительными навыками каждым учеником (заносятся в ведомость, см. приложение);
-очень важно научить школьников самоконтролю, т.е. умению контролировать решение, действия, а в результате и свои поступки;
-только при выполнении самостоятельной работы наиболее прочно усваивается изучаемый материал. Поэтому учащиеся привлекаются к составлению заданий по изучаемым темам и на повторение;
-для формирования устойчивого внимания желательно подбирать следующие задания:
а) найдите в решении ошибку;
б) выбери правильный ответ;
в) истинно или ложно предложение;
г) математические эстафеты.
Используются различные формы проведения контроля: самостоятельные работы и устные контрольные работы. При регулярном проведении самостоятельных работ существует реальная возможность выяснить на ранней стадии пробелы в знаниях прочность усвоения, и скорректировать дальнейшую работу.
Важной частью работы на данном этапе является коррекционная работа над ошибками, которая проводится в следующих формах:
-после проведения устного контрольного мероприятия учитель указывает на ошибки в работах учащихся, а каждый ученик ищет их в своей тетради. Затем учащиеся сами приводят образцы решений, а если решение не найдено учитель проводит маленькую консультацию по вопросам , которые возникли при решении данного задания: ( учащиеся, которые справились верно с заданием работают далее по карточкам или по заданиям учебника). Через определенное время учащиеся вновь выполняют задания, в которых были допущены ошибки;
-одинаковые ошибки можно разобрать в группах или в парах, проконсультироваться с учителем. Эта работа проводится при необходимости на уроке, иногда - дома самостоятельно. После этого вновь проводится проверочная работа;
- после проведения контрольного мероприятия в классе, учитель проверяет и ставит знак «+» или «-». Проводится анализ ошибок (лучше сгруппировать ошибки) и по мере их исправлений давать задания (индивидуально), похожие для полного усвоения темы. При такой работе ни один ученик не остается вне поля зрения.
3.Этап итогового контроля.
Итоговый контроль проводится в форме устной контрольной работы или в форме устно - письменного зачета. 5 класс-2раза в год по темам: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», 6 класс-2раза в год по темам: «Обыкновенные дроби», «Рациональные числа». Обычно они проводятся как нестандартные уроки (например «Урок 20 задач»).
В 5классе первое полугодие посвящено работе по отработке навыков с натуральными числами, второе - изучению темы «Десятичные дроби». При этом обучение строится с опорой на известные учащимся алгоритмы действий с натуральными числами, постоянно используются знания и умения, полученные в начальной школе. Поэтому в течение первого полугодия в зоне внимания учителя должны оставаться проблемы повторения опорных знаний и совершенствования других устных вычислительных навыков.
В 6 классе первое полугодие учитель в основном работает над повторением опорных навыков, полученных в 5 классе, и отрабатывает действия с обыкновенными дробями. Во втором полугодии подводятся итоги многолетней работы по обучению детей вычислениям, и основная задача, стоящая перед учителем, наряду с изучением темы «Положительные и отрицательные числа» и продолжением формирования у учащихся навыков вычислений с обыкновенными дробями, организовать качественное повторение изученного в 1 - 5 классах, и особенно, продолжать тренировку в вычислениях с натуральными числами, десятичными дробями и процентами.
Проследим, как применяется выше описанный опыт, к конкретной теме на фрагментах к урокам. Для примера возьмем тему: «Делители и кратные», на которую в 6 классе отводится 3 урока. Это первые уроки на начало учебного года. Не смотря на то, что это обучающие 6 класса, начиная с первого урока, повторяем знание таблицы умножения и деления. Данные проверки заносятся в сводную ведомость (см. приложение № 2)
Фрагмент урока №1
Тема: « Делители и кратные»
Этап устной работы:
1)фронтальный опрос таблицы умножения и деления
10:2 15:3 24:8 45:5 63:9 72:8 81:9 42:7
5х6 3х7 6х9 7х4 8х9 4х9 5х7 2х8
Обучающихся стараюсь опрашивать всех, чтобы они прислушивались к вопросам учителя. Такая разминка необходима для изучения новой темы.
2) Далее продолжаю фронтальный опрос (по1минуте) по таблицам серии «Сложение и вычитание натуральных чисел», но теперь учитываю желание ребят. В начале года также важно уточнить знания ребят по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел», результаты занести в таблицу. Если проверка оказалась успешной, то необходимо перейти на серию таблиц: «Действия с десятичными дробями» и конечно же использовать номера учебника «вычисли устно».
3) Повторяем порядок действий в примерах и по таблицам «Золотая арифметика - 1» провожу соревнование «Кто быстрее?». Спрашиваю ответы тех, кто посчитал первым (3-5 человек), если они различны, то считаем вслух и стараемся сделать вывод, почему же допущены ошибки. Отмечаю тех, кто успешно применяет знания, а кому и над чем нужно поработать. Называю номер таблицы для домашней работы (набор всех таблиц есть у каждого ученика).
Планируя устную работу на второй урок, нужно проанализировать работу первого: ребятам, недопустившим ошибок, а такие обязательно будут, желательно предложить варианты устных вычислений по таблицам, по возможности индивидуально (можно и по группам, вариантам, рядам и т.д.) Повторение порядка действий - это важный этап в устной работе, т.к. сразу на первом уроке, при его планировании, встречаются задания, где необходимы знания порядка действий.
Фрагмент урока №2
Тема : «Делители и кратные»
Этап устной работы:
1)В этап устной работы можно включать номера домашней работы, проверяющие знания, которые обучающие повторили на прошлом уроке. Например №25-проверка таблицы умножения и деления, а №28 (а, б)- порядок действий, а) - приемы устных вычислений с десятичными дробями, б)- приемы письменных вычислений (у доски).
2)Работа по таблицам: «Действия с десятичными дробями», №15 (а, в): первый вариант работает самостоятельно, готовясь к опросу по цепочке, а второй (более сильные учащиеся) - отвечают сразу по цепочке. Для контроля устных вычислений назначаю ученика, который лучше всех работал на этапе устной работы прошлого урока. А для закрепления действий с натуральными числами-№16 (а) - организую работу в паре (сильный - слабый). Результаты устной работы обязательно
отмечаю отметкой или над чем необходимо поработать. Данные успехов и неудач заносятся в ведомость.
Фрагмент урока №3
Тема : «Делители и кратные»
На третьем уроке, на этапе устной работы можно провести математический диктант:
1.Табличные случаи умножения и деления:7х8,9х8,6х7,7х9,36:4,48:6,27:3,81:9
2.Порядок действий (пример1-3 из серии «Золотая арифметика -1»)
3.Сложение десятичных дробей.( см.таблицы №5)
4.Вычитание десятичных дробей.
5.Умножение и деление десятичных дробей
Диктант можно писать в один вариант или в два, по желанию учителя. Для быстрой проверки использовать обратную сторону крыльев доски. Диктант для одних учащихся можно использовать как контролирующий, а для других – это еще раз поработать над своими ошибками, проверить и сделать вывод над чем еще работать.
И так из урока в урок планируется работа над развитием устных вычислительных навыков. Проследить эту работу вы можете в серии уроков по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»,5 класс (см. приложение №1).
Результативность
В период с 2002 по 2004 год « Практическое применение дидактического и методического обеспечения уроков математики» на основе наблюдений, анализа и сравнения были сделаны следующие выводы:
Динамика роста качества ЗУН обучающихся 5,6 классов по развитию устных вычислительных навыков на уроках математики
Класс/уч. год | 5 | 6 |
2003-2004 | 50% | |
2004-2005 | 65% |
Работа по развитию устных вычислительных навыков положительно отразилась и на качество выполнения контрольных работ
Качество ЗУН уч-ся по итогам административных контрольных работ
Класс/год | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
2003-2004 | 67% | 83% | 57% | ||||
2004-2005 | 78% | 9а100% 9б-20% | 42% | ||||
2005-2006 | 63% | 50% | 44% |
Результатом работы над прочностью устных вычислительных навыков стал качественный показатель успеваемости учащихся
Таблица качества ЗУН по четвертям и на конец года
Класс/ четверть | 5 | 6 |
2003-2004г. 1 | 75% | |
2 | 75% | |
3 | 75% | |
4 | 50% | |
итог | 75% | |
2004-2005г. 1 | 62,5% | |
2 | 62,5% | |
3 | 62,5% | |
4 | 62,5% | |
итог | 62,5% |
За аттестационный период показатели успеваемости выпускных классов были следующими:
11 класс | качество знаний по итогам года | качество знаний по итогам экзаменов | Кол-во поступления на бюджетной основе |
2002-2003-12 чел | 63,6% | 63,6% | 3 чел |
2004-2005- 8 чел | 50% | 50% | 3 чел |
За период работы над темой опыта неоднократно выступала с докладами и сообщениями на районных МО учителей математики:
№ п.п. | Дата выступления | Тема выступления |
1 | Август 2004г. | Углубленное и расширенное изучение математики |
2 | Август 2005г. | Профильное изучение - за или против |
На педсоветах, МО учителей естественно-математического цикла, теоретических семинарах, единых методических днях своей школы, МО классных руководителей:
№ п.п. | Дата выступления | Тема выступления |
1 | Педсовет,2003г | Работа с одаренными детьми |
2 | Т.с. 15.10.03 | Индивидуальная работа в ходе выполнения дифференцированных заданий на уроках в разноуровневых классах |
3 | ЕМД 20.04.04 | Учет индивидуальных возможностей уч-ся на отдельных этапах урока |
4 | Т.с 10.01.05 | Классификация форм дифференцированного обучения |
5 | МО 4.04.05 | Обобщение опыта по теме: « Развитие устных вычислительных навыков на уроках математики в 5,6 классах» |
6 | Т.с .10.05 | Личность и технология в педагогическом процессе |
7 | ЕМД 9.12.05 | Расширение развивающей среды и создание благоприятных условий для самопознания, саморазвития и самореализации |
Дала открытые уроки:
№ П.п. | Дата проведения. | Предмет, класс | Тема урока |
1 | МО ,2 ч.2003г | Алгебра,10 | Решение простейших тригонометрических уравнений |
2 | Школа года, 15.12.04 | Алгебра,9а | Функции и их графики |
3 | МО,17.03.04. | Матем-ка,5 | Урок 20 задач по теме: « Действия с десятичными дробями» |
4 | МО, 4 ч.2005г. | Матем-ка,6 | Координатная плоскость |
5 | МО,30.09.05 | Алгебра,7 | Устная контрольная работа по теме: «Уравнения» |
Провела открытые внеклассные мероприятия: «Счастливый случай», « Устами младенца», «О, счастливчик!», Дни математики.
Ежегодно в классах своей школы провожу олимпиады, где по количеству набранных баллов учащиеся занимают 2,3 места
В Ивановской школе учителем математики я работаю 21 год. На протяжении всей педагогической деятельности являюсь руководителем МО, ТГ по теме
« Самостоятельная работа на уроках естественно-математического цикла»-3 года
Библиографический список:
- Мельникова Н. Развитие вычислительной культуры учащихся. Математика №18, 2001.
- Жохов В.,Погодин В.Методические советы из опыта преподавания 5-6 классы. Математика №4,2001.
- Филиппов Г. Устный счет- гимнастика ума. Математика №2,2001.
- Баранов С.П. Педагогика. Издательство « Просвещение».1986.
5. Крутецкий В.А. Психология. Издательство « Просвещение».1986.
Приложение
- Приложение № 1 – Поурочные планы ( система уроков по теме : « Сложение и вычитание десятичных дробей»- 7 уроков, 5 класс);
-План открытого урока по теме: « Функции и их графики»- 9 класс
-План открытого урока по теме: «Урок 20 задач.Обыкновенные дроби»
- Приложение № 2- Сводная ведомость
- Приложение № 3-Система таблиц
- Приложение № 4-День математики, «Счастливый случай»,«Устами младенца»
Тематика таблиц (тренировочных заданий) для устных вычислений.
- Сложение натуральных чисел.
- Вычитание натуральных чисел.
- Умножение натуральных чисел.
- Деление натуральных чисел.
- Действия с десятичными дробями.
- Сократите дробь.
- Исключите целую часть из дроби.
- Замените неправильной дробью.
- Переведите в десятичную дробь.
- Решите уравнения.
- Выполните вычитание (100-; 200-; 300-;)
- Выполните умножение(2,3,4,5на числа).
- Выполните деление(100:,600:,1000:)
- Решите уравнения (продолжение№10)
- Выразите каждую величину в см, в м, в дм.
- Выразите каждую величину в кг, в ц, в т.
- Золотая арифметика-1(набор примеров на все действия с натуральными числами)
- Золотая арифметика-2 (набор примеров на все действия с положительными и отрицательными числами)
- Золотая арифметика-3
- Проценты.
Приложение №1 Урок №1
Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель: Научить складывать и вычитать десятичные дроби; развивать речь, мышление; воспитывать внимание, аккуратность при оформлении записей.
Оборудование: учебник, таблицы 1,2,10
Ход урока:
1) Проверка домашнего задания: а)№1178 (г,д,е)-устно;
б)№1182-устно;
в)№1183(б)- письменно у доски
11у-(5у-3у)=8136
11у-2у=8136
9у=8136
у=8136:9
у=904
9х904=8136 Ответ:904
2) Устный счет: а) по таблицам 1,2 « Сложение и вычитание натуральных чисел» провести фронтальную разминку ;
б) по таблице « Простейшие уравнения» провести индивидуальный опрос.
3) Новый материал: а) учитель объясняет решение примеров на сложение и вычитание(1 часть), показывает образцы решений №1186,1187(2столбик),1192(и,к)
б) отработка алгоритма:
-чтение правила и сопоставление с действиями ,
-решение № 1186,1187,1192(м,л),
-работа класса самостоятельно и с обратной стороны доски: №1186,1187(3 столбик),
-решение задачи с комментированием №1190,
-№ 1211(а,б)-взаимопроверка.
4)Итог урока: тест
1. Сумма чисел 13,213 и 2,59 равна:
а)13,472 б)134,72 в)15,803.
2.Разность чисел 0,02 и 0,0081 равна:
а)0,0119 б)0,079 в)0,061.
3.Корнем уравнения у -5,7 =2,8
а)8,5 б)7,5 в)2,9
Проверка: 1 –в, 2 –а, 3 –а, выставление оценок.
5) Домашнее задание: пункт 32 -1 часть,№1228(а,б),№1229(а,б,д,е),№1230.
Решение:№1228 а)400,06; б)916,27.
№1229 а)0,32; б)3,18; д)13,88; е)2,93.
№1230 1)83,6 +14,8 =98,4 (см) -2сторона;
2)98,4+8,6 =107 (см) -3 сторона;
3)83,6 +98,4 +107 = 289 (см) – периметр. Ответ:289 см.
Урок №2
Тема: «Сложение и вычитание чисел»
Цель: Научить записывать числа по разрядам, называть разряды, изображать числа на координатном луче; развивать память, мышление, вычислительные умения.
Оборудование: таблицы №14,5.
Ход урока:
1)Проверка домашнего задания: а) №1228 и 1229 –у доски;
б) №1230 – устно; дополнительные вопросы задают учащиеся.
2) Устный счет: а)По таблице № 14 задаю каждому по одному простейшему уравнению десятичными дробями, после одной минуты опрашиваю, оценку решения дают консультанты (сильные учащиеся), а если успешно ребята проводят объяснения, то можно по желанию, ведь в роли учителя хочется быть каждому;
б) По таблице: «Действия с десятичными дробями »- фронтальный опрос.
3) Новый материал:
План
- Запись числа по разрядам;
- Изображение на координатном луче десятичных дробей;
- Сравнение по разрядам.
Образцы показывает учитель: № 1204(а), №1207
4)Закрепление нового материала:
а)№ 1204(б)-один ученик объясняет решение;
б)№ 1208- устно;
5) Повторение: а) № 1189
Решение:
- 13,8 + 4,7 =28,5 (га) – второй тракторист;
- 13,8 + 28,5 =42,3 (га) – вместе. Ответ: 42,3га.
б) Уравнения: № 1211(е), ответ: 4- с комментированием
в)Самостоятельно: №1192(1столбик)- работают с обратной стороны доски два учащихся по вариантам.1 вариант(а, в),2 вариант(б, г).
6)Домашнее задание: №1238,1240,1241(а, б)
7)Итоги: Самостоятельная работа
1.Разложите по разрядам:
29,35 7,608
2.Решите уравнение:
№1211(в), х =11,7 №1211(г), к =0
Проверка по образцу.
Урок №3
Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель: Повторить свойства сложения и вычитания при выполнении действий с десятичными дробями; развивать умения выполнять сложение и вычитание десятичных дробей при решении задач на движение по реке.
Оборудование: таблицы №5,14 , дидактические материалы, тетради для самостоятельных работ.
Ход урока:
1)Проверка домашнего задания: в тетрадях для самостоятельных работ выполнить любой № из домашнего задания.
Проверку верности решения осуществить по ответам, которые учитель называет сам.
2)Устный счет: в парах учащиеся проверяют друг у друга знания по таблицам №5,14 и знание правил, оценивают самостоятельно.
3)Работа по закреплению пройденного материала:
а) №1201 (2 столбик)- письменно, 1- устно;
б) Задача № 1193,1194-полный разбор и запись решения у доски
№1193-решение
1. 21,6 + 4,7 = 26,3 (км/ч)- скорость по течению реки;
2. 21,6 – 4,7 = 16,9 (км/ч)- скорость против течения реки. Ответ: 26,3; 16,9 км/ч
№ 1194
1. 37,6 – 3,9 = 33,7 ( км/ч)- собственная скорость;
2. 33,7 – 3,9 = 29,8 (км/ч)- скорость против течения реки. Ответ : 29,8 км/ч.
4) Самостоятельная работа: № 243, 257, страница 45,20 по вариантам ( для проверки с обратной стороны доски работают два ученика)
Ответы: 1 вариант: № 243 а) 18,983; б) 23,23. №257 – задача 1)33,3км/ч;
2) 27,7 км/ч.
2 вариант: №243 а) 27,127; б) 6,1. № 257- задача 1) 15,7 км/ч;
2) 8,3 км/ч.
Проверка по образцу, выставление оценок .Отметить учащихся, которые лучше работали на уроке- итог урока
5)Домашнее задание: № 1236(а, б), №1234, № 1228 ( 2 столбик), повторить правила.
Урок №4
Тема: « Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель: Продолжить работу по формированию умений и навыков складывать и вычитать десятичные числа; развивать умения самостоятельной работы.
Оборудование: дидактические материалы, таблицы №5,14.
Ход урока:
- Проверка домашнего задания: - устные комментирования.
- Устный счет: по вариантам записать ответы 5 примеров из таблицы « Действия с десятичными дробями » и 5 уравнений из таблицы «Простейшие уравнения». Взаимопроверка. Оценки.
- Обучающая самостоятельная работа (10 задач). Цель работы- это ликвидировать пробелы в знаниях.
Дидактические материалы ,страница19,41 - № 242-252, по вариантам
Учитель по мере возникновения вопросов помогает учащимся.В конце урока работы сдать на проверку –проверка для учителя должна показать ,что учащиеся усвоили хорошо, над чем нужно поработать и с кем.
Решения 1 варианта , страница 19.
№242 а) 9,2-3,4 = 5,8 б) 8,6- 7,9 = 0,7 в)10,3-8,17 = 1,13
г) 25,6- 9 =16,6 д) 11-2,68 = 8,32 е)7 – 0,39 = 6,61
№243 а) (18,23 -7,983) – 7,23 = 11 +7,983 = 18,983 б) 13,23 – 4,87 – 5,13 = 8 – 5,13 = 2,87
№244 868,4 – 124,65 = 743,75 м.
№245 6,1 +а+3,5 = 9,6 + а
4,22+ х – 2,12 = 2,1 +х
№246 56,8 = 56 +0,8 47,52 = 47 + 0,5+0,02
6,3581 = 6 + 0,3 + 0,05 + 0,008 + 0,0001
№247 а)13,27 б)8,165
№248 В(0,2), А(0,8), С(1,3), Д(1,7)
№250 а)33,313 б)323,1 в)0,025 г)53,081
№251 1)3,4+0,85=4,25 (т) - на второй машине;
2) 3,4+4,25= 7,65 (т) – вместе.
Ответ: 7,65т.
№252 1)3,4- 0,7=2,7 (м) – во втором бидоне;
2) 9,6 – (3,4+2,7) = 3,5 (м) – в третьем бидоне.
Ответ: 3,5 м.
4)Домашнее задание: по выбору 3 задания из противоположного варианта.
Урок №5
Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель: Формировать умения решать задачи и уравнения; развивать мышление, речь.
Оборудование: Дидактические материалы, таблицы №1-5,14.
Ход урока:
1)Проверка домашнего задания: если нет вопросов у учащихся, то тетради собрать , проверить и оценки поставить выборочно.
2)Устный счет: проверку провести индивидуально - таблицы на доске ,каждому ученику строка, запись ответов в тетрадях для самостоятельных работ. Анализ работ можно провести и на следующем уроке или тут же на уроке оценить с помощью взаимопроверки.
3)Решение задач: работа в парах, учитель оказывает помощь каждой паре, но обязательно выслушав их вариант решения: №1196,1197, 1198.
Решение № 1196
1. 156-(13,6+10,4)=156-24=132(км) - через 1 час;
2. 156: (13,6+10,4)=156: 24=6,5(ч) Ответ:6,5ч.
Решение №1197
1. 7,8+1,3=9,1(м) - длина 3 части; 4. 7,8-3,7=4,1(м) – длина 5 части;
2. 9,1-2,3=6,8(м) – длина 1 части; 5. 9,1+6,8+2,6+4,1+7,8=30,4(м) – длина веревки
3. 6,8-4,2=2,6(м) – длина 2 части; Ответ: 30,4м
Решение №1198
АВ=2,8 см
ВС=2,8+0,8=3,6см
СА=3,6+1,1=4,7см
Р= 2,8+3,6+4,7=11,1см. Ответ:11,1см
При успешной работе пар можно воспользоваться номерами по теме из дидактического материала.
4)Итоги: комментирование оценок; отметить учащихся, которые успешно работали в паре.
5) Домашнее задание: №1233, №1226(1,2- по вариантам)
№1226 1)7*2х+12х=780 30(кг) – масса 1 мешка с крупой;
14х+12х=780 60(кг) – масса 1мешка с мукой.
26х=780
х=780:26
х=30 Ответ: 30кг, 60кг.
2) 3*3х-5х=60 15(кг) - масса индюка;
9х-5х=60 3*15=45(кг) – масса овцы.
4х=60
х=60:4 Ответ: 15кг,45кг.
х=15
№1233 1)48,3-15,8=32,5(км)- во второй день;
2)48,3+32,5=80,8(км)- за первый и второй день вместе; 3)80,8-24,3= 56,5(км)- за третий день; 4)80,8+56,5=137,3(км)- за три дня. Ответ: 137,3 км.
Урок №6
Тема: « Урок 20 задач»
Цель: Помочь учащимся в овладении знаниями, умениями и навыками по теме : « Сложение и вычитание десятичных дробей»; развивать умения работать с консультантами; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: 20 задач, тетради самостоятельных работ.
Ход урока:
1) Организация урока, ознакомление с 20 задачами, выбор консультантов.
2)Самостоятельная работа: с консультантами работают средние учащиеся, с учителем – слабые. Сначала учащимся небходимо предложить выполнить те задания, с которыми они смогут справиться без помощи, а затем уже организовать работу с консультантами и учителем. Необходимо напомнить учащимся, что главное сегодня на уроке показать, что вы умеете и ликвидировать пробелы в знаниях. Сегодня на уроке ставятся только оценки 4 и 5. 20 задач учащимся известны с первого урока темы: « Сложение и вычитание десятичных дробей», поэтому все учащиеся должны стремиться к тому, чтобы научиться решать эти 20 задач.
20 задач
1. 0,596+0,83
2. 13+4,2
3. 3-4,2
4. 6,5-4,837
5. (14,548+12,835)-3,548
6. 8,37-4,96-2,37
7. 3,68+х-1,58
8. Разложи по разрядам: 87,36; 4,8937
9. Изобразите на координатном луче ( единичный отрезок 10 клеток)точки: А(1,3),В(0,6),С(1,6),Д(0,9),К(0,5)
10. Сравните: а)3,7 и 3,666
б)0,37 и 0,378
в)5,603 и 5,6
11. От рулона отрезали 15,3м ткани. Сколько метров ткани осталось, если в нем было 73,5м.
12. В одном куске 3,4кг мяса ,а в другом на 1,75 кг больше. Сколько в двух кусках мяса?
13. Купили конфет трех сортов. Конфет первого сорта купили 1,4 кг, а второго сорта на 0,5 кг меньше, чем первого. Сколько купили кг третьего сорта, если всего купили 6,2 кг.
14. Собственная скорость катера 31,6 км/ч. Скорость течения 2,7 км/ч. Найдите скорость по течению и его скорость против течения.
15. 5,3-х=2,4
16. х-2,8=1,7
17. (2.9+х)-3,5=4,7
18. 3,2-(5,7+х)=3,9
19. (43,4-7,87)-(4,3+27,83)
20. В первый день клевер был скошен с площади 18,37 га, что на 5,7га больше, чем во второй день, и на 2,21га больше, чем в третий день. С какой площади был скошен клевер за эти дня
3) Домашнее задание: решить оставшиеся задачи.
Урок №7
Тема: «Сложение и вычитание чисел десятичных дробей»
Цель: Проверить знания по теме
Оборудование: дидактические материалы
Ход урока:
1) Ответить на вопросы Урока 20 задач.
2)Математический диктант: с обратной стороны доски работают два ученика
1. Запишите числа: 3,25; 13,02; 0,003.
2. Сравните: 0,12 и 1,2; 10,84 и 10,084
3. Запишите числа: одна единица пять сотых; один десяток пять единиц три тысячных
4.Найдите сумму чисел:16,1 и 15,02
5.Найдите разность чисел:3,6 и 2,02
Проверка , выставление оценок выборочно.
3) Самостоятельная работа: страница 131 ,В-3,4 (1,2,3), взаимопроверка и выставление оценок выборочно.
Решения 1 варианта
№1 а)4,2>4,196; б)0,448<0,45
№2 а)Ответ:43,687; б) Ответ:4,008
№3 Задача: 1)39,1-36,5=2,6(км/ч) - скорость течения;
2)36,5-2,6=33,9(км/ч) – скорость против течения.
Решения 2 варианта
№1 а)4,357<4,4; б)0,66>0,6583.
№2 а) Ответ:5,083; б) Ответ:160,303
№3Задача: 1)3,2-0,9=2,3(км/ч) – скорость течения;
2)3,2+2,3=5,5(км/ч) – скорость по течению реки.
- Домашнее задание: противоположный вариант, если справился на 5, то освобождается от задания
Приложение №2
Сводная ведомость учета ЗУН устных вычислений
№ п\п | ФИ уч-ся | Сложение натуральных чисел | Вычитание натуральных чисел | Умножение натуральных чисел | Деление натуральных чисел | Золотая Арифметика-1 и т.д. |
1 | Алиева Севда | + | + | + | + | + |
2 | Чернова Надя | + | + | + | +- | +- и т. д. |
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах общеобразовательной школы
Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Кроме того, вычисления актив...
«Технология совершенствования устных вычислительных навыков на уроках математики»
«Технология совершенствования устных вычислительных навыков на уроках математики»...
Совершенствование устных вычислительных навыков на уроках математики.
приемы, улучшающие устный счет...
Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах общеобразовательной школы
статья...
Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах при проведении устного счёта
Устные вычисления помогают лучшему усвоению приёмов письменных вычислений, т.к. письменные вычисления включают в себя элементы устных вычислений. Практическое значение умения считать устно состоит в т...
Дидактическая игра как средство развития математических вычислительных навыков на уроках математики.
В настоящее время массовая педагогическая практика испытывает некоторые затруднения:одна из них - снижение интереса у обучающихся к математическим вычислениям из-за их однообразия, монотонности ...
Доклад на тему: «Формирование у учащихся вычислительных навыков на уроках математики»
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.Проблема в изучении математики нарастает постепенно, как снежный ком....