Урок математики в 5 классе "Действия с натуральными числами. Путешествие по Пятигорску"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Тимошенко Евгения Викторовна

Урок закрепления полученных знаний представлен в виде интересного путешествия по городу. К конспекту прилагается технологическая карта и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx36.07 КБ
Файл prezentaciya_urok.pptx267.07 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе

Тема: «Путешествие по Пятигорску.  Решение задач на все действия с натуральными числами».

Цель урока: закрепить умения и навыки по  выполнению действий натуральными числами на  примерах из истории  города Пятигорска.

Задачи урока: совершенствование умения решения примеров и задач на все действия с  натуральными числами и на примерах эпизодов истории Пятигорска; познакомить с некоторыми замечательными местами города.

Тип урока: урок решения учебной задачи (урок закрепления и повторения знаний).

Формы работы:  индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  раздаточный материал (карточки).

Структура урока:

  1. Самоопределение к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
  3. Этап решения частных задач.
  4. Динамическая пауза.
  5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  6. Постановка домашнего задания.
  7. Рефлексия деятельности на уроке.

Ход урока:

I.Самоопределение к  учебной деятельности. Организационный момент. Приветствие, добрые пожелания друг другу, проверка готовности к уроку.

Формируемые УУД:    Личностные:  самоопределение,  смыслообразование.

                                          Регулятивные: целеполагание.

                                         Коммуникативные :  планирование учебного сотрудничества.

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (повторение всех действий  с натуральными числами ).

1)Классу предлагается следующее задание:

Ученики  выполняют действия     устно.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, какое отношение эти числа  имеют к истории?

18 февраля 1830 г. комитет Министров утвердил план будущего окружного города и его название — Пятигорск. Так на карте России появилось новое  название — Пятигорск.

Может возникнуть  затруднение с числом 183.Тогда ученикам предлагается посчитать, сколько лет Пятигорску.

Вопросы классу: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?  

Вы живете в красивом городе. В нем много замечательных мест, его посещали известные люди. Поэтому сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые события из истории Пятигорска и узнаем о нем больше, решая   примеры  и задачи  с натуральными числами . Нам предстоит  решить много математических задач. Ведь такие же задачи приходилось решать и мастерам, конструкторам, ученым и врачам. И вам, как и им когда-то, нужно будет проявить смекалку, находчивость, воображение и сообразительность, точный расчет и чувство гармонии.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Формируемые УУД: Познавательные :  анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой                системы, осознанное построение речевого высказывания.

                                      Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

                                     Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала:  законы сложения и умножения, порядок действий в выражении;

          2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для повторения материала: сравнение, анализ, обобщение;

         3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

        4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.

А сейчас давайте поработаем устно и постараемся с помощью математики вспомнить историю Пятигорска.

 Устно вычислите удобным способом и соотнесите число с буквой. Какое слово у вас получилось?

1.912+ 273 + 527

2. 583+ 628 + 327

3. (5472 +696) – 1472

4. (7393 + 858) – 4393

5. 29 * 125 * 16

6.175 * 117 – 175 * 17

(58000 – а,    3858 – т,        1712 – б,          4696 – ш,            1538 – е,           175000 – у)
В момент закладки города существовало несколько вариантов для его названия, например Новогеоргиевск и Константиногорск. Название Пятигорск было выбрано, исходя из названия горы
Бештау, у подножия которой расположился новый город. Бештау в переводе с  тюркского означает «пять гор».

Мы вспомнили основные действия с числами и познакомились с историей названия города, произведя расчеты, узнали, что Пятигорск расположен у подножия горы с пятью вершинами.

Работа в парах:

Какие числа мы изучаем  в 5 классе? Какие действия мы умеем выполнять с этими числами? Давайте сейчас вспомним порядок выполнения действий с натуральными числами. Каждая пара расставит порядок действий в полученном задании. У вас 2 минуты. (раздаются карточки с заданием. После выполнения взаимопроверка)

III. Решение частных  задач

Задача 1: Пятигорск в 1840 году занимал площадь в 5 квадратных километров. В 2013 году его площадь на 92 квадратных  километра больше. Вычислите площадь города в 2013 году и  выразите в гектарах. (5 + 92 = 97 кв. км = 9700 га )

IV.Динамическая пауза под музыкальную презентацию (3мин).

В Пятигорске много достопримечательностей . Одна из них- Пятигорская телебашня — самая высокая в Европе.

Задача 2: Высота горы Машук 956 метров над уровнем моря. Высота башни на 843 метра меньше. Какова общая высота горы Машук и телевизионной  башни над уровнем моря?

(956 – 843 + 956 =1069 метров )

 V. Самостоятельная работа (индивидуальная)  с проверкой по эталону.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.

Цель: проверить своё умение применять алгоритмы действий с натуральными числами в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Ученики работают индивидуально ( тест «Действия с натуральными числами»). После выполнения онивидят свои ошибки и получают оценку по завершению теста.

1. Найдите сумму чисел 543867 и 313285 (а -857142, б -  857042,  в -  857152 )

2. Найдите разность чисел 1224 и 68  ( а -  1292, б-  1156, в -  1152 )

3. Чему равно произведение чисел 116 и 106 ( а -  1856, б – 11296, в-  12296)

4. Частное чисел 13038 и 123 равно  (а-  56 ,  б-  16,  в-  106)

Ответ : 1-в;  2-б;  3 – в;  4 - в

VI.Постановка домашнего задания с комментированием:

Задача1:  В 1934 г. Пятигорск  становился центром Северного Кавказа — административным центром вновь образованного Северо-Кавказского края. Примечательно, что центром Северо-Кавказского федерального округа Пятигорск  стал спустя 76 лет. В каком году Пятигорск стал центром Северо- Кавказского федерального округа? (ответ: 2010 )

Задача 2: Провал - это удивительный памятник природы в г. Пятигорске на горе Машук, образованный под действием минеральных вод. Озеро находится в подземной пещере карстового происхождения. Обнаружено было при обрушении свода, где сквозь пролом стало видно голубое сероводородное озеро. Температура воды от 26 до 42 градусов. Найдите разность между наибольшей и наименьшей температурой озера. . 

Просмотр видеоролика о Пятигорске:   Мы завершаем путешествие по городу просмотром видеоролика. Вы узнаете знакомые места и еще раз убедитесь, что это лучший город.

VII. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать содержание, которое закрепили на уроке: алгоритмы действий с  натуральными числами;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

– Что нам помогло справиться с затруднением?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

– Как вы можете оценить свою работу?

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Действия с натуральными числами Путешествие по Пятигорску

Слайд 2

1600 :2 + 1050 * 20 ? 90*3 - 160 *5 :11 +133 ? В Ы Ч И С Л И

Слайд 3

18 февраля 1830 г. В 2013 году Пятигорску 183 года на карте России появилось новое название — Пятигорск.

Слайд 4

Устно вычислите и соотнесите число с буквой. Какое слово у вас получилось? 1) 912 + 273 + 527 2) 583 + 628 + 327 3) (5472 +696) – 1472 4 . (7393 + 858) – 4393 5) 29 * 125 * 16 6) 175 * 117 – 175 * 17 58000 – а, 3858 – т, 1712 – б, 4696 – ш, 1538 – е, 175000 – у

Слайд 5

гора Бештау , у подножия которой расположился новый город . Бештау в переводе с тюркского означает « пять гор».

Слайд 6

Задача 1: Пятигорск в 1840 году занимал площадь в 5 кв.км . В 2013 году его площадь на 92 кв. км. больше. Вычислите площадь города в 2013 году и выразите в гектарах. Задача 2: Высота горы Машук 956 м над уровнем моря. Высота башни на 843 м меньше. Какова общая высота горы Машук и телевизионной башни?

Слайд 7

Тест Найдите сумму чисел 543867 и 313285 а -857142, б - 857042, в - 857152 2 . Найдите разность чисел 1224 и 68 а - 1292 , б- 1156, в - 1152 3. Чему равно произведение чисел 116 и 106 а - 1856 , б – 11296, в- 12296) 4. Частное чисел 13038 и 123 равно а- 56 , б- 16, в- 106 )

Слайд 8

Проверьте: 1- в ; 2- б ; 3 – в ; 4 - в

Слайд 9

Задача1 : В 1934 г. Пятигорск становился центром Северного Кавказа — административным центром вновь образованного Северо-Кавказского края. Примечательно, что центром Северо-Кавказского федерального округа Пятигорск стал спустя 76 лет. В каком году Пятигорск стал центром Северо- Кавказского федерального округа ? Задача 2: Провал - это удивительный памятник природы в г . Пятигорске на горе Машук, образованный под действием минеральных вод. Озеро находится в подземной пещере карстового происхождения. Обнаружено было при обрушении свода, где сквозь пролом стало видно голубое сероводородное озеро. Температура воды от 26 до 42 градусов. Найдите разность между наибольшей и наименьшей температурой озера.

Слайд 10

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Урока время истекло Я вам, ребята, благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики  в 5 классе  по теме

« Действия с натуральными числами. Путешествие по Пятигорску»

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

Формируемые УУД

1.Самоопределение к  учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

3 мин

Личностные  : самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала:  законы сложения и умножения, порядок действий в выражении

-Вступительное слово учителя: повторяются правила действий с натуральными числами, организуется работа ; учитель задает наводящие вопросы, комментирует работу учащихся.

 

Находят значение выражений, используя законы действий

Отвечают на вопросы учителя, устанавливают порядок действий в выражениях, сравнивают результат с эталоном, работая в парах

8 мин

Познавательные :  анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания .Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.             Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, умение интегрироваться в группу.

3.Этап решения частных  задач

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Организует и управляет ситуацией. Комментирует, направляет работу учащихся.

Выполняют задания, делают запись в тетрадь. После выполнения - взаимная проверка.

9мин

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4.Физпауза

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку

Демонстрирует презентацию

Сменили вид деятельности и готовы продолжать работу.

3 мин

5. Самостоятельная работа (индивидуальная)  с проверкой по эталону

проверить  умение применять алгоритмы действий с натуральными числами в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организует работу, для слабых учащихся выступает в роли тьютора.

Учащиеся выполняют задание, делают записи в тетради, сверяют результаты с эталоном и делают самооценку.

1о мин

Коммуникативные: создание  здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция

VI.Постановка домашнего задания с комментированием

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание

Просматривают видеоролик о городе

5 мин

VII. Рефлексия деятельности на уроке.

оценить собственную деятельность на уроке; поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности:

Создает ситуацию для осмысления работы на уроке

Высказывают мнение об уроке и своих успехах на нем

2 мин

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе "Натуральные числа"

Цели урока:ознакомить учащихся 5 класса с учебником «Математика 5», автор: Н. Я. Виленкин и др.; её особенностями.Систематизировать и обобщить знания о натуральных числах, полученные в начальной школе...

урок математики в 5 классе "Натуральные числа"

презентация к уроку математки 5 класс...

Урок математики в 5 классе "Натуральные числа"

Урок математики с применением ЭОР...

Презентация к уроку математики для 5 класса "Натуральные числа"

Презентация предназначена для учащихся 5 класса по теме "Натуральные числа". Обучающий материал выполнен в форме игры....

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Натуральные числа и действия с ними"

Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5 классе в рамках реализации ФГОС. Обобщение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных заданий...

Разработка урока математика 5 класс Тема: "Натуральные числа"

Разработка составлена с учетом современных технологий, с применением сайта https://uchi.ru, для обучающихся с нарушением зрения....