Особенности ведения урока математики в соответствии с требованиями ФГОС
статья по теме

Киселева Галина Александровна

В статье представлены особенности ведения урока математики в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._sovet.docx574.06 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Смирновская СШ»

C:\Users\User\Desktop\Секция Ноябрь\Различные приемы умножения Фото\DSC00021.JPG

Выступление на педагогическом совете

Тема: «Особенности ведения урока математики в соответствии с требованиями ФГОС»

F:\DCIM\101MSDCF\DSC01073.JPG

Подготовила: Киселева Г.А.

                учитель математики                                                                                

                МОУ «Смирновская СШ»

Декабрь

2016г

"Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь"

А. Дистервег

    Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.

    Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик должен сам строить свои знания. Слайд 2.

    Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный); изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов). Слайд 3.

    Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как обучать? С помощью чего учить? Слайд 4.

   Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и оставались наблюдателями. А вот работая  в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху. 
    В связи с обновлением содержания математического образования «организация управления обучением должна быть направлена не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей».  

   Основной из главных задач, стоящих передо мной,   является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении  преобразования учебного материала с целью овладения знаниями. Для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности, выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?).

   Часто урок  начинаю с таких приемов как «Портфель» ( Задаю вопросы :  «Что понадобится нам для успешной работы на уроке? Что возьмем с собой отправляясь в страну знаний? Что оставим дома?) « Чудесный  микрофон»                           ( Какие качества человека помогают в обучении? Что из них  нам сегодня пригодится  на уроке?)  «Волшебный сундучок» ( дети достают записки с пожеланиями на урок)
   
На этапе  мотивации к учебной деятельности:

- вопрос  «Как вы думаете, что самое ценное на Земле?»  (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал  известный  учёный  Аль - Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

- эпиграф к уроку

 В знанье – величие и красота,

 Знанье дороже, чем клад жемчужин:

Время любой уничтожит клад,

Мудрый и знающий вечно нужен.

                               ( Ас-Самарканди)

-стихотворение

 В труде умноженье поможет,

Чтоб полезной  работа была,

Стократ трудолюбие умножим –

Умножатся наши дела.

Деление служит на деле,

Оно нам поможет всегда,

Кто трудности поровну делит –

Разделит успехи труда!

-пословица, поговорка 

«Не каждому дано умение делить, а тем более делиться»

- притча

Этап актуализации знаний:

- Интерактивный тренажер. Например, «Альтруист», «Новогодний», «Собери картинку»

 - Что получилось на картинке? ( улыбающаяся обезьянка у елки)

 - Это символ уходящего года. Как вы думаете почему она улыбается? Какое настроение вызвала картина?

«Задание от Незнайки» ( Прием «Логические цепочки», «Исключи лишнее», «Исключи лишнее», «Согласен – не согласен»,  «Перевертыши»,  "Верно — не верно" )
    Моя роль на уроке - создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к её решению. Для создания проблемной ситуации я использую следующие методы и приёмы: 
- новый учебный материал представляю в противоречии с предыдущей темой и предлагаю найти способ его разрешения.
- даю задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.
- предлагаю классу рассмотреть задачу с позиций имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации.
- ставлю конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования.
- даю проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера (для учащихся с продуктивным мышлением).

Например. Давным-давно в Древней Греции, для того чтобы умножать числа, люди использовали счёт на камушках. Они рисовали многоугольники, выкладывали их стороны из камней и подсчитывали их число.  Давайте и мы так посчитаем. Удобно ли так считать? (нет) В наше время не используют метод древних греков, так как он трудоёмкий и занимает много времени, для этого используют понятие и способы действий, которые вам необходимо сегодня внимательно изучить, осмыслить и закрепить на уроке. (Цель)

   Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:

- невыполнимое вообще на имеющемся  на начало урока уровне знаний;

- невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;

- невыполнимое, но сходное с предыдущими.

    Для вывода учеников из проблемной ситуации  разворачиваю диалог, побуждающий детей  к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: "В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?; Что вас удивляет?; Как справится с данной проблемой?»

Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?".

     Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.

Пример 1: Урок по теме "Треугольника" – Математика 5 класс Слайд 12. Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще):

1 группа.  Постройте треугольник  с  углами  100, 200, 300 градусов.

2 группа.  Постройте треугольник  с  углами  10, 20, 30 градусов.

Побуждающий диалог:

Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Всему классу.  Постройте треугольник  с  углами  100, 30, 50 градусов.

Какой можно сделать вывод?

 Пример 2.  Формулировка учебной проблемы.

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.

- Начертите треугольник.

- Измерьте его углы транспортиром.

- Найдите сумму углов.

- Какие результаты у вас получились?

- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

- Сверим вывод с учебником.

- А почему у вас получились неточные результаты?

    При изучении нового материала использую такую форму работы, когда каждый ученик осваивает свой тип решения заданий, а остальные получает от других учащихся. Вначале свой тип задания он прорабатывает с учителем, решение второго примера поясняет учителю, а затем объясняет одноклассникам, выступая в роли учителя. К примеру, таким образом можно организовать изучение темы виды треугольников.
   Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Включение в систему знаний и повторение.

    Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.  Именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа.
   В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом может   выступить в роли эксперта (тьютора).  Проверка может осуществлятся по шаблону (самопроверка, взаимопроверка).

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Прием  «Микрофон».

(Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).

  • На уроке я работал                          активно / пассивно
  • Своей работой на уроке я               доволен / не доволен
  • Урок для меня показался               коротким / длинным
  • За урок я                                          не устал / устал
  • Мое настроение                              стало лучше / стало хуже
  • Материал урока мне был               полезен / бесполезен
  • интересен / скучен
  • Домашнее задание мне кажется    легким / трудным
  • интересно / не интересно

Прием «Пословицы»  Часто люди говорят:

- Смелость города берёт.

- Старая песня на новый лад.

- Учиться обучая.

- Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

- О, монах, ты идёшь трудной тропой.

- Тяжело в учении легко в бою.

Какая из этих пословиц соответствует состоянию вашей души, и почему?

Приемы:

 «Телеграмма»

«Лесенка успеха»

«Смайлики»

«Дерево знаний»

«Письмо с дырками»

«Незаконченные предложения»

«Цветные поля» и др.

   
  Всего этого можно добиться используя технологию деятельностного и компетентностного  подхода в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
    И в заключении, огромное влияние на развитие и формирование интересов оказывает облик учителя, глубина и широта его познаний, умение эмоционально излагать материал. Отношения, складывающиеся на уроке, создают микроклимат урока. Они воздействуют на протекание учебной деятельности школьника, влияют на настроение ученика, заставляют его переживать.
   Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Когда учащиеся познают все новые и новые для него стороны деятельности, видят перспективы развития науки и возможности приложения ее к практике, когда его учение носит творческий характер, то его познавательные интересы расширяются и углубляются.

    Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увлеченности. При создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его развитию у школьников действительно достигается более высокий уровень познавательного интереса, что ведет за собой качественный рост результатов обучения.

         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Использование современных технологий на уроке математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Из опыта использования Case - технологии на уроке математики. Материал содержит презентацию....

Урок математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Уроки, в соответствии с требованиями ФГОС, строятся на принципах системно -деятельностного обучения. Освоение программы направлено на достижение не только предметных результатов, но и личностных, мета...

Особенности изучения английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Модернизация содержания образования в России на современном этапе  развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Приорите...

Игровые технологии на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Выступление по теме "Игровые технологии на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО" в рамках семинара "Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках посредст...

Особенности преподавания математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения.

Статья посвящена основным особенностям преподавания математики в системе СПО...

Технологическая карта урока математики в соответствии с требованиями ФГОС. Тема: Решение уравнений

План-конспект урока по учебнику «Математика» 6 класс, авт. Н.Я. Виленкин и др.Тема: Решение  уравнений....