План-конспект урока математики по теме "Среднее арифметическое", 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний. Организация деятельности учащихся на уроке: самостоятельно выходят на проблему и решают её; самостоятельно определяют тему, цели урока; выводят определение и правило среднего арифметического; работают с текстом учебника; отвечают на вопросы; решают самостоятельно задачи; оценивают себя и друг друга; рефлектируют.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_kl.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Среднее арифметическое (5 класс), Веклич Н.В.
Цель: дать понятие среднего арифметического; тренировать алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных универсальных учебных действий – УУД):
- научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое», «правило нахождения среднего арифметического»
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
- развивать умение обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят определение и правило среднего арифметического;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал, мел, доска.
Структура урока:
- Актуализация знаний:
- Организационный момент;
- Устный счёт;
- Постановка проблемной задачи;
- Формулирование темы и цели урока;
- Формирование новых знаний и способов действий:
- Самостоятельная, частично-поисковая деятельность учащихся с целью выдвижения гипотезы об алгоритме нахождения среднего арифметического;
- Доказательство выдвинутой гипотезы;
- Формулирование алгоритма нахождения среднего арифметического;
- Решение проблемной задачи;
- Применение знаний, формирование умений и навыков:
- Закрепление изученного;
- Самостоятельная работа;
- Рефлексия;
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
(Слайд 2)
У каждого ученика есть «Карта успешности на уроке». На каждом этапе урока ученики самостоятельно выставляют в карту баллы за правильные ответы. Правильный ответ – 1 балл. Сидящий рядом за партой ученик следит за объективностью выставления баллов. В конце урока подводятся итоги и каждый ученик сам себе выставляет отметку.
Карта успешности на уроке
Ф.И учащегося
№ задания | Этап урока | Балл |
1 | Устный счёт | |
2 | Решение задач №1, №2 - устно, №3 – с записью в тетради | |
3 | Составление алгоритма нахождения СА | |
4 | Решение задачи № 1502 | |
5 | Самостоятельная работа | |
Моя оценка |
Каждый правильный ответ – 1 балл
(Слайд 3) Устный счет
Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета. Для устного счета у вас на партах лежат карточки, результаты вычислений запишите в нижней строке.
Карточки для устного счета.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
6,7-2,3 | 5-0,4 | 3,08+0,2 | 1,24+0,06 | 36,6:6 | 4,5:5 | 0,2*9 | 25*0,4 |
(Слайд 4)
Проверка устного счета по готовым ответам
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4,4 | 4,6 | 3,28 | 1,3 | 6,1 | 0,9 | 1,8 | 10 |
(Слайд 5)
Решение задач.
№1. Миша, Коля и Петя были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 и у Коли 6. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый мальчик?
№2.Игорь сорвал 8 яблок, а Маша 4. Сорванные яблоки дети поделили поровну. Сколько яблок досталось каждому?
№3. В школе 4 пятых класса. В 5 “А” 22 ученика, в 5 “Б” 26 учеников, в 5 “В” 24 ученика, в 5 “Г” 20 учеников. Сколько бы человек было в каждом классе, если детей разделить поровну? (Найдите среднее количество детей в шестых классах.)
Вопрос:
Похожи ли решения этих задач? Какое действие мы выполняли первым? Какое вторым? Почему мы сумму делили на 3, 2, 4? Ведь этих данных в задаче нет. Что обозначают эти числа? Составьте план решения таких задач.
1.Найти сумму всех слагаемых. |
Ребята, прочитайте вопрос для последней задачи в скобках (Найдите среднее количество детей в шестых классах). Измените вопросы в первых двух задачах.
А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний» (Средняя температура, среднее образование, средняя цена, средняя заработная плата и т.д.)
А что «среднее» в математике можно найти? (Среднее значение нескольких чисел).
Назовите тему урока (Среднее значение нескольких чисел).
Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел».
(Слайд 6)
Запишите тему урока.
Назовите цель нашего урока:
Узнать:
- что такое среднее арифметическое;
- как найти среднее арифметическое нескольких чисел;
- для чего применяется среднее арифметическое.
Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел?
Откройте учебник на стр.226, найдите определение «среднего арифметического», прочитайте. И расскажите его друг другу.
(«Среднее арифметическое - это частное суммы нескольких чисел на их количество»).
(Слайд 7)
Составьте алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.
Предлагаемые высказывания | Алгоритм |
«Найти сумму всех чисел» «Найти произведение всех чисел» «Найти количество слагаемых» «Умножить сумму чисел на их количество» «Разделить сумму чисел на их количество»
|
(Слайд 8) Ответ:
1. «Найти сумму всех чисел»
2. «Найти количество слагаемых»
3. «Разделить сумму чисел на их количество»
(Слайд 9)
Давайте сейчас кратко запишем правило нахождения среднего арифметического:
Ср. ар. = (сумма слагаемых) : (количество слагаемых) |
Решим № 1502, стр. 227 учебника.
(Все решают в тетрадях, один ученик на доске; ответ 46, 8 : 9 = 5,3)
Ребята, а вы знаете, что фигуристка добилась хорошего результата в соревнованиях не случайно – она каждое утро делала зарядку. Давайте и мы немного позанимаемся физкультурой.
(Слайд 10)
Динамическая пауза
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Ручками колен коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали
И на месте побежали.
(Слайд 11)
Ещё немного отдохнём. Включите свою смекалку, чувство юмора и сообразительность и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов или существ.
Итак, начнём: Найдите среднее арифметическое:
- Печенья и торта (Пирожное)
- Велосипеда и мотоцикла (Мопед)
- Куколки и бабочки (Гусеница)
- Пианино и баяна (Аккордеон)
- Женщины и рыбы (Русалка)
- Мужчины и коня. (Кентавр)
Ребята, Кентавр – это мифическое существо, подробнее узнать о котором я предлагаю вам самостоятельно из энциклопедии или википедии.
№1496, стр. 227.
Ребята, давайте устно найдем среднее арифметическое чисел 2 и 10 и с помощью координатного луча постараемся объяснить, что такое среднее арифметическое:
- Сколько единичных отрезков от 2 до 6, а от 6 до 10?
- Какой вывод можно сделать? (Точка, обозначающая среднее арифметическое, находится на одинаковом расстоянии от этих двух чисел).
(Слайд 12)
Самостоятельная работа.
Работа состоит из трёх уровней сложности, и чтобы получить наивысший балл необходимо решить задания всех уровней.
Задание | Ответ | |
1 | Найдите среднее арифметическое чисел: 1,54; 3,12; 4,18; 0,48 | |
2 | Найдите среднее арифметическое чисел: 32,15; 31,28; 29,16; 34,54 и округлите ответ до сотых | |
3 | В летний лагерь детей отправляли на 6 одинаковых автобусах. В автобусах оказалось 29, 41, 28, 22, 27 и 33 человека. Можно ли было отъезжающих разместить в автобусах поровну? | |
Баллы |
(Слайд 13)
Проверка самостоятельной работы по готовым ответам:
Проверку самостоятельной работы и выставление оценок ребята осуществляют в парах (друг другу).
№1 | 2,33 |
№2 | 31,78 |
№3 | ДА (по 30 человек) |
Дополнительное задание: стр. 227, № 1497
а) (70,6+71,3):2=141,9:2=70,95
б) (0,1+0,2+0,3):3=0,6:3=0,2
в) (1,11+1,12+1,19+1,48):4=4,9:4=1,225
г) (7,381+5,004+6,118+8,019+7,815+5,863):6=40,2:6=6,7
Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».
(Слайд 14)
Подведение итогов урока.
Рефлексия:
- Что нового узнали на уроке?
- Что называется средним арифметическим нескольких чисел?
- Как найти среднее арифметическое 10 чисел?
- Что понравилось или не понравилось на уроке?
Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи, узнаем, как находить среднюю скорость, среднюю урожайность.
(Слайд 15)
Этап оценивания знаний учащихся
Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: « Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: « А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: « А я принимал участие в строительстве храма!»
(Слайд 16)
Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
В течение урока вы работали в картах успешности. Оцените себя. Сосчитайте количество набранных вами баллов. Поставьте себе оценку в соответствие с критериями:
за 16 баллов – «5», за 11 - 15 баллов – «4», за 10 - 7 баллов – «3», а если какой-то ученик плохо разобрался в теме урока и набрал меньшее количество баллов, то в графе моя оценка он пишет «ПОМОЩЬ!».
Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.
(Слайд 17)
Домашнее задание:
Чтобы вам было проще на следующем уроке разобраться в условиях задач, прочитайте п.38 на стр.226 и выполните №1524, 1534 (а) на стр. 230.
Творческое задание: вычислите средний рост всех членов семьи.
СПАСИБО ЗА УРОК!!!
3
4
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”
Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс
Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока: Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...
План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"
Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...
План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»
В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)» рассматривается следующее:Цели урока: ...
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...
План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"
Тема интересная. У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...