Производная функции одной переменной
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
В данной работе представлен конспект урока по дисциплине "Элементы высшей математики№ в группе заочного отделения колледжа. Содержание работы состаляют задания по актуализации знаний, упражнения для отработки полученных знаний и умений и примеры использования производной функции в экономике. Материл можно использовать при проведении уроков математики в 11 классе курса основной школы и в классе с углубленным изучением математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)
«СРЕНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
« Элементы высшей математики»
на тему
«Производная функции одной переменной»
10.10.2012 г.
Гр. БВ-4.
РАЗРАБОТАЛА И ПРОВЕЛА
Преподаватель Е.О.Кудрявцева
Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2012
ПЛАН
проведения открытого урока
по теме 2 «Производная функции одной переменной»
дисциплины «Элементы высшей математики»
преподавателем Кудрявцевой Е.О.
Дата проведения: 10.10.2012 г.
Место проведения: ауд. 314
Группа: БВ-4
Форма обучения: заочная.
Тема занятия: Производная функции одной переменной.
Вид занятия: комбинированный урок с элементами систематизации ранее полученных знаний, сообщения новых знаний и закрепление их на практике путем решения задач.
Оборудование:
- кодоскоп;
- пленки для кодоскопа:
а) чертеж касательной к графику функции;
б)геометрический смысл производной.
- раздаточный материал:
а) таблица производных элементарных функций;
б) условия практических задач.
Цели урока:
- Обучающая – организовать деятельность учащихся по проверке ранее изученного ввести понятие производной функции одной переменной, научить находить производную по определению и с помощью формул, рассмотреть производную с точки зрения экономики.
- Развивающая – формировать умения применять новые формулы при нахождении производных функций одной переменной, развивать навыки самостоятельной работы.
- Воспитательная – продолжить воспитание мотивации учения, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, воспитывать аккуратность при проведении расчетов.
Задачи урока:
- Студенты повторяют основные положения школьного курса математики;
- Учащиеся находят производную функции с помощью таблицы производных.
- Учащиеся раскрывают связь с экономикой.
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент: 1 мин.
- организовать внимание группы;
- отметить присутствующих, проверить готовность к уроку;
- сообщить план и цели проведения занятия.
- Проверка домашнего задания по теме «Предел функции». 5 мин.
Представление решения.
К доске вызываются 2 человека и записывают решение д.з. на доске.
Пример № 1.
Ответ:
Пример №2.
Вспомогательное решение.
Раскладываем числитель и знаменатель на множители:
Ответ: 10.
5 мин.
- Актуализация ранее приобретенных знаний.
На доске записаны задания из разных тем школьного курса математики.
Студенты решают вместе с преподавателем.
- Сообщение новых знаний. 7 мин.
Вводная беседа
Учитель говорит, что студенты познакомятся с фундаментальным понятием математического анализа производной функции. Производная применяется во многих науках: физике, химии, экономике и других. Она характеризует скорость протекания процесса, введут понятие производной функции и научимся находить ее.
- Определение производной;
Рассматриваем чертеж графика функции и касательной к нему в точке М(х;у). применяю для демонстрации кодоскоп. (см. приложение 1)
- Геометрический смысл производной;
Применяю кодоскоп .(см. приложение 2)
- Правила дифференцирования элементарных функций.
Раздаю таблицы производныж элементарных функций. (см. приложение 3)
- Закрепление пройденного материала путем решения практических заданий. 10 мин.
Учитель решает вместе со студентами задачи на нахождение производных элементарных функций с помощью таблиц производных ( см. приложение 3)
1. Вычислить производную функции y=(3x3-2x+1)×sin x.
Решение. По правилу 3, y'=(3x3-2x+1)'×sinx + (3x3-2x+1)×(sin x)' =
= (9x2-2)sin x + (3x3-2x+1)cos x.
2. Найти y', y = tg x +.
Решение. Используя правила дифференцирования суммы и частного, получим: y'=(tgx + )' = (tgx)' + ()' = + = .
3. . Найти производную функции y=.
Решение. Представим функцию y= в виде суперпозиции двух функций: y = eu и u = x2. Имеем: y'x =y 'u u'x = (eu)'u(x2)'x = eu ×2x. Подставляя x2 вместо u, получим y=2x.
- Найти производную функции y=ln sin x.
Решение. Обозначим u=sin x, тогда производная сложной функции y=ln u вычисляется по формуле y' = (ln u)'u(sin x)'x= .
- Сообщения на тему «Производная с точки зрения экономики». 5 мин.
Сообщение делают 2 студента.
1-ый студент.
- Производительность труда, издержки производства;
В экономических исследованиях для обозначения производных часто пользуются специфической терминологией. Например, если f(x) есть производственная функция, выражающая зависимость выпуска какой-либо продукции от затрат фактора x, то f '(x) называют предельным продуктом; если g(x) есть функция издержек, т. е. функция g(x) выражает зависимость общих затрат от объема продукции x, то g'(x) называют предельными издержками.
Если зависимость между двумя показателями v и x задана аналитически: v = f(x) - то средняя величина представляет собой отношение v/x, а предельная - производную .
Нахождение производительности труда. Пусть известна функция
u = u(t), выражающая количество произведенной продукции u за время работы t. Вычислим количество произведенной продукции за время
t = t1 - t0: u = u(t1) - u(t0) = u(t0+t) - u(t0). Средней производительностью труда называется отношение количества произведенной продукции к затраченному времени, т.е. z ср.= u/t.
Производительностью труда рабочего z(t0) в момент t0 называется предел, к которому стремится z ср. при t0: . Вычисление производительности труда, таким образом, сводится к вычислению производной: z(t0) = u'(t0).
Издержки производства K однородной продукции есть функция количества продукции x. Поэтому можно записать K = K(x). Предположим, что количество продукции увеличивается на х. Количеству продукции x+ х соответствуют издержки производства K(x + х). Следовательно, приращению количества продукции х соответствует приращение издержек производства продукции K = K(x + х) - K(x).
Среднее приращение издержек производства есть K/х. Это приращение издержек производства на единицу приращения количества продукции.
Предел называется предельными издержками производства.
Если обозначить через u(x) выручку от продажи x единиц товара, то и называется предельной выручкой.
2- ой студент.
- Эластичность функции.
С помощью производной можно вычислить приращение функции, соответствующее приращению аргумента. Во многих задачах удобнее вычислять процент прироста (относительное приращение) зависимой переменной, соответствующий проценту прироста независимой переменной. Это приводит нас к понятию эластичности функции (иногда ее называют относительной производной). Итак, пусть дана функция y = f(x), для которой существует производная y = f (x). Эластичностью функции y = f(x) относительно переменной x называют предел
.
Его обозначают Ex (y) = x/y f (x) = .
Эластичность относительно x есть приближенный процентный прирост функции (повышение или понижение), соответствующий приращению независимой переменной на 1%. Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен, небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок. В таких случаях спрос относительно неэластичен или просто неэластичен. Термин совершенно неэластичный спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Примером может служить спрос больных острой формой диабета на инсулин или спрос наркоманов на героин. И наоборот, когда при самом малом снижении цены покупатели увеличивают покупки до предела своих возможностей - тогда мы говорим, что спрос является совершенно эластичным.
- Контрольный срез знаний по новому материалу. 10 мин.
Студенты самостоятельно выполняют задания.
.Найдите производную функции:
1 вариант
2 вариант.
3 вариант.
4 вариант.
- Подведение итогов урока. 1 мин.
Учитель подводит итоги урока:
- Студенты знают определение производной функции ;
- Студенты знают геометрический смысл производной;
- Студенты находят производную функции с помощью таблицы производных.
- Учащиеся раскрывают связь производной с экономикой.
Далее учитель сообщает оценки и делает необходимые пояснения к домашней работе.
- Домашнее задание. 1 мин.
(2): стр. 98, №18(3), 21(3), 22(4).
Итого : 45 мин.
Литература:
- Григулецкий В.Г. «Высшая математика для экономистов» Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.
- Богомолов Н.В. «Практические занятия по математике», М.: «Высшая школа», 2009.
- Письменный Д.Т. «Конспект лекций по высшей математике», М.: «Айрис пресс», 2012.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Правила дифференцирования.
Если с - постоянное число, и u = u(x), v = v(x) - некоторые дифференцируемые функции, то справедливы следующие правила дифференцирования:
1) (с) ' = 0, (cu) ' = cu';
2) (u+v)' = u'+v';
3) (uv)' = u'v+v'u;
4) (u/v)' = (u'v-v'u)/v2;
5) если y = f(u), u = (x), т.е. y = f((x)) - сложная функция, или суперпозиция, составленная из дифференцируемых функций и f, то , или
;
6) если для функции y = f(x) существует обратная дифференцируемая функция x = g(y), причем 0, то .
Таблица производных элементарных функций.
1. (u)' = u1 u' ( R).
2. (au)' = au lna u'.
3. (eu)' = eu u'.
4. (loga u)' = u'/(u ln a).
5. (ln u)' = u'/u.
6. (sin u)' = cos u u'.
7. (cos u)' = - sin u u'.
8. (tg u)' = 1/ cos2u u'.
9. (ctg u)' = - u' / sin2u.
10. (arcsin u)' = u' /.
11. (arccos u)' = - u' /.
12. (arctg u)' = u'/(1 + u2).
13. (arcctg u)' = - u'/(1 + u2).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Короткова Н.А. Урок систематизации и обобщения изученного материала. по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» 8 кл
Тема: : Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» Девиз урока «Математика учит преодолевать трудности и исправ...
урок алгебры в 9 классе"Уравнение с одной переменной"
Урок"Уравнение с одной переменной" проводится при подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9 классе. Данный материал содержит пояснительную записку, краткий план урока и презентацию к уроку. Данная...
Функции и графики. Функции двух переменных.
Функции и графики. Функции двух переменных. Интерактивный onn-line построитель функций двух переменных. http://www.askskb.net/matlab/ http://www.askskb.net/matlab/page1.html www.askskb.net www.i...
Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции
В данной методической разработке рассматривается введение понятия производной, ее геометрического и физического смысла. Разбираются примеры и весь материал базируется на применении презентации....
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Учебно-методическое пособие "Математика и Excel. Построение графиков функций одной переменной. Элементарные преобразования графиков"
Учебное пособие позволит студентам получить новые и закрепить уже имеющиеся знания и умения по математике и освоению основных и дополнительных приёмов работы в программе Excel при построении гр...
Тестовые задания «Предел и непрерывность функции» и «Производная функции. Дифференциал функции»
Тестовые задания в двух вариантах по 28 вопросов в каждом на темы:«Предел и непрерывность функции» и «Производная функции. Дифференциал функции»...