Проценты
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Данный урок первый в изучении темы «Проценты», в курсе математики 5 класса, поэтому важно заинтересовать учащихся и показать необходимость изучения данного вопроса. Хорошей мотивацией к изучению темы могут послужить многочисленные примеры практического применения процентов, изучение истории вопроса, а так же акцент на ЕГЭ.
При проведении данного урока были использованы следующие элементы системы обучения: обучение учащихся приемам устной работы, умению добывать знания, обобщать и делать выводы.
С целью повышения эффективности учебной деятельности урок проводится с применением ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11045.rar | 524.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МОАУ «СОШ №23» Кустова Маргарита Олеговна математика - 5
Тема: Проценты
Цель урока: познакомиться с понятием «процент»; научиться находить процент различных чисел и величин; переводить проценты в десятичную дробь и обратно.
Развивать умение и навыки: сравнения, математического мышления, выявления закономерности и обобщения учебного материала.
Воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний; уверенности в себе, самооценке своих знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданием.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (собрать работы)
III. Устные упражнения. Актуализация знаний и подготовка к восприятию нового материала.
- Правило сложения и вычитания десятичных дробей
- Правило умножения десятичных дробей
- Правило деления на десятичную дробь
- Правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000…
- Правило деления десятичной дроби на 10, 100, 1000…
- Правило умножения на 0,1; 0,01; 0,001
- Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001
- Выполните действия (слайд 4)
82,34:100 = 0,8234
82,34 *0,01 = 0,8234
3,4*10 = 34
0,27* 0,1 = 0,027
6 ,7:10 = 0,67
2,653*100 = 265,3
67,5:100 = 0,675
- Выразить в других единицах (Слайд 5)
25кг = Ц
1,9р = к
7,6м = см
18,9а = га
- Устный счёт (Слайд 6)
2,8:7 = 0,74+0,26 = 0,691х100 = 3-0,44 =
8х0,04 = 0,7х5 = 0,53+3 = 23х100 =
Математическое лото:
По таблице рядом с каждым ответом запишите соответствующую букву и мы узнаем тему урока:
3,57 | 1 | 3,5 | 69,1 | 0,32 | 0,23 | 0,4 | 2,56 |
т | р | н | о | е | ы | п | ц |
IV. Изучение нового материала. (слайд 7)
Объявляется тема урока (учащиеся записывают в тетради).
Учитель: Какую цель мы сегодня должны поставить перед собой? (учащиеся пытаются сформулировать цель, учитель подводит итог)
Цель урока: познакомиться с понятием «процент»; научиться находить процент различных чисел и величин; переводить проценты в десятичную дробь и обратно.
Учитель: А что вы знаете о процентах? Знакомо ли вам это слово? Где слышали, встречали? (Учащиеся дают свои ответы на вопрос).
Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты: и в магазине, и в банке, и в аптеке, и в газета, и в журналах, и по телевизору и в школе.
Например: Людмила Владимировна подводит итоги успеваемости за четверть. Допустим в 9 «а» 7 хорошистов и отличников, в 9 «б» - 9, но в одном классе 20 человек а в другом 25. Какой класс учится лучше?
Так вот! Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.
Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ (пример задачи на проценты из ЕГЭ). Тему процентов использовали в своих произведения в литературе (Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов ит.д.)
- Из истории математики (Слайд 8)
Слово "процент" происходит от латинских слов pro centum, что буквально означает "со ста". Широко начали использовать проценты в Древнем Риме, но идея процентов возникла много раньше - вавилонские ростовщики уже умели находить проценты (но они считали не "со ста", а "с шестидесяти", так как в Вавилоне пользовались шестидесятиричными дробями).
Знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом "cento" (сто) и писали его сокращенно - cto. В 1685 в Париже была напечатана книга - руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики также стали употреблять знак % для обозначения процентов, и постепенно он получил всеобщее признание.
2.Что же такое процент? (Слайд 9-12)
½ - половина ¼ - четверть
1/3 – треть 1/100 - ? (процент)
Определение: сотая часть числа называется процентом.
Какого числа? Любого, любой величины.
Запишем в тетрадь 1% = 1/100 или 1%- 0,01
1% = 1/100 = 0,01
В математике мы часто встречаемся с сотой частью числа. Например:
1 коп- 1/ 100 часть рубля
1см - 1/100 часть метра
1кг - 1/100 часть центнера.
1ар - ? га
Люди давно заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название – процент. (от латинского на сто)
Значит, 1 % это одна сотая доля. Процент записывается так: 1%, 5%, 20%, 36%
Перевод процентов в десятичную дробь, перевод десятичных дробей в проценты (слайд 13-15)
IV. Физкультминутка.
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
V. Закрепление.
1. Повторить по вопросам:
а) Что называется процентом?
б) Как называют 1% от центнера, метра, гектара, рубля?
2. Решить № 1561 (1–3), 1562 (1–3), 1563 (1–3), 1566, 1567.
3. На повторение № 1594.
VI. Итог урока (слайд 16)
Я даю задание и ответы. Если ответ правильный руки – вперед, нет – руки вверх, голову вверх, хлопок
1)процент- это десятая часть числа
2)2,5* 3=7,5 да
3) 50+1,17=1.67 нет
4) 7%=0,7 нет
5) 1/2=0,5 да
6) 0,34=34% да
7)32,5: 0,095= 325:95 нет
VII. Домашнее задание: п. 40 (до задачи № 1); № 1596, 1599, 1602. (слайд 2)[1]
[1] Если домашнее задание задается в конце урока, то слайд необходимо переставить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проценты. Задачи на проценты
Это презентация для самостоятельного изучения или повторения данной темы. Применима для учащихся 5-6 классов. Содержит в себе примеры и задания для самостоятельного выполнения....
Проценты. Нахождение процентов от числа
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Проценты. Нахождение процентов от числа"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математике "Проценты. Методика решения задач различных типов на проценты."
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математикена тему:«Проценты. Методика решения задач различных типов на проценты»Обобщение методики изучения процентов. Решение задач при подготовке к ГИА и ...
Презентация к уроку "Проценты" в 5 классе. Материал полезен и для повторения темы проценты и 6 классе и в 9 классе по подготовке к ГИА. Разобраны все типы задач. Приведены образцы решения двумя способами.
Материал подготовлен для учащихся 5 класса для изучения темы "Проценты". Так же эти слайды будут полезны для повторения этой темы в 6 классе, и для подготовки к ГИА в 9 классе. Здесь разобраны все тип...
Программа элективного курса "Проценты, сложные проценты. Смеси и сплавы"
Рабочая программа данного предметно-ориентированного элективного курса расчитана на решение практических задач по теме "Проценты, сложные проценты", что способствует:1.подготовке к успешной...
Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"
Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...
разработка урока "Проценты. Основные задачи на проценты"
Краткое изучение темы «Проценты» в 5 классе не дает больших результатов. Учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут полноценное представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На...