План самообразования учителя математики
методическая разработка по алгебре по теме
Предварительный просмотр:
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»
А. Дистервег
ПЛАН
индивидуальной самообразовательной работы
на 2010 – 2015 учебный год
Валеевой Сарии Нурутдиновны,
учителя математики II квалификационной категории
МАОУ – СОШ №5 с углубленным изучением английского языка города Альметьевска Республики Татарстан
Образование – высшее
Когда обучался на курсах: 2009 год ноябрь – «Профессиональная компетентность учителя математики в современных условиях» (г.Казань)
2010 год декабрь- «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики»(дистанционные курсы г.Москва)
2011 год февраль «Методика подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе и ГИА в 9 классе» (семинар г. Альметьевск)
Методическая тема УО- «Оптимизация управления образованием как условие реализации новых адаптивных образовательных программ и обеспечения качества образования»
Методическая тема ГМО – «Оптимизация физико- математического образования, как условие реализации адаптивных образовательных программ и обеспечение качества образования».
Методическая тема МАОУ – СОШ№5 – «Развитие у школьников исследовательской компетенции, разносторонне творческих способностей и общей культуры в гуманитарно-языковом пространстве в рамках реализации ФГОС нового поколения».
Методическая тема ШМО –« Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики и информатики для развития у школьников исследовательской компетенции, разносторонне творческих способностей и общей культуры в гумаритарно- языковом пространстве в рамках реализации ФГОС нового поколения»
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА «Индивидуализация и разноуровневая дифференциация на уроках математики, как основополагающие факторы повышения качества обучения»
Работа над темой начата в 2010 году.
Предполагается закончить работу над темой в 2015 году.
Ведущая идея педагогической деятельности - максимально раскрыть перед ребёнком спектр приложений математических знаний, чтобы они поняли насколько удивительна, заманчива и всесильна математика.
Основные идеи в работе:
- личностный подход к ученику;
- обучение и воспитание в деятельности;
- учение без принуждения, основанное на достижении радости познания, на подлинном интересе;
- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся (Инге Унт, А.С.границкая, Шадриков);
- сотрудничество педагога и учащихся;
- теория развивающего обучения (Л. В. Занков );
- теория развития познавательного интереса (И. Гальперина, Щукина);
- коллективный способ обучения (А.Г.Ревин, В.К.Дьяченко).
Цели:
- уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе,
- обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла,
- использовать ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования,
- развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование общих и специальных учебных умений,
- ознакомить учащихся со способами самостоятельной работы в изучении математики
- формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.
Задачи:
- продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание математики, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания математики
- изучение психологических и возрастных особенностей школьников,
- проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми,
- создание условий:
- для проявления творческих способностей учащихся на уроках,
- для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.
- разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих программ по преподаваемым предметам с применением ИКТ,
- разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации;
- разработать и апробация программы ОЭР по использованию ИКТ в учебно-воспитательной работе.
Основные направления самообразования:
- Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
- Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),
- Охрана здоровья,
- Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
- Правовое,
- Эстетическое (гуманитарное)
Источники самообразования:
Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей математики, а также через участие в жизни школы.
Ожидаемый результат самообразования:
- повышение качества преподавания предмета ;
- разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;
- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии на уроках математики;
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Планируемые результаты самореализации:
• Разработка комплекта электронных уроков по математике
• Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе:
- комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);
- комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
- сборника предметных кроссвордов;
- пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося,
- пакета материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное обучение с применением игровых моментов),
- базы данных методик обучения,
- пакет сценариев уроков с применением информационных технологий,
- пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.),
- комплекта внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления),
- пакета психолого-педагогических материалов для учителя.
Этапы проработки материала
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3.Систематически знакомится с журналы «Математика в школе» и «Математика. Первое сентября » в электронном варианте. 4.Вести каталог статей из этих журналов. 5. Повышать квалификацию на курсах для учителей математики | 2010- 2015 регулярно регулярно 2014 |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Чтение научно-методического литературы 3. Обзор в Интернете информации по математике, педагогике, психологии, инновационным технологиям. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по математике. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения математике. 3. Принимать активное участие в работе городского и школьного МО учителей математического цикла. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, города, республики через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Разработать программы элективного курса по предмету. 10. Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся. 11. Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов 12. Разработка комплекта олимпиадных задач 513 Разработка комплекта заданий по подготовке к ГИА | регулярно регулярно регулярно ежегодно регулярно регулярно регулярно |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по математике, педагогике и психологии. 3. Мастер-классс «Использование учащимися ИКТ на уроках математики». 5. Активизировать работу электронной почты для контакта с единомышленниками. | регулярно регулярно 2012 2011
|
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно регулярно |
3.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
№ | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. Содержание деятельности | сроки | Форма представления | Где, кем, когда заслушивается |
1 | «Роль текущего повторения для достижения результатов обучения». | 2010 | доклад | на заседании ШМО |
2 | Принять участие на городском семинаре молодых руководителей школ Альметьевского муниципального района«Новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ» | апрель 2011 | Открытый урок в 7 А классе по теме «Преобразование целых выражений» | Городской семинар молодых руководителей школ Альметьевского муниципального района |
3 | Урок- игра в 6 классе «Астрономия на плоскости» | май 2011 | Открытый урок | Открытый урок в рамках МО |
4 | Подготовка и проведение недели математики | ноябрь2011 | Мероприятия | неделя математики |
5 | «Привитие навыков самостоятельности на уроках математики» | февраль 2012 | доклад | на заседании ШМО |
6 | «Формулы сокращенного умножения» | март 2012 | Открытый урок | Открытый урок в рамках МО |
7 | «Решение неравенств методом интервалов» - 9 класс | декабрь 2012 | Открытый урок | Открытый урок с элементами деятельностного подхода |
8 | «Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся на уроках математики посредством дифференциации класса» | март 2013 | сообщение | заседание ШМО |
4.Участие в системе школьной методической работы.
№ | Содержание деятельности | сроки | Форма представления | Где, кем, когда заслушивается |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 |
Год | Основные вопросы изучения по предмету, психологии, педагогике, воспитанию школьников | Примечание |
2012 - 2014 | 1. . |
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
№ п/п | Литература по теме | По годам |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 | Изучить литературу по данной проблеме: Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004 Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель» Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя математики» Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования и ФГОС Рабочие программы по математике в 5 – 11 классы. Автор – составитель Г.М. Кузнецова – М: издательство «Глобус», 2009. Л.А.Горлова Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия 7-11 классы. Математика. Москва: ВАКО, 2006. Я.И.Перельман Живая математика. -М.: Наука, 1970. Я.И.Перельман Занимательная алгебра, М.: Наука, 1978. Б.А. Кордемский, Математическая смекалка, - М: Наука, 1965. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин Математическая шкатулка, - М: Просвещение, 1984. Г.И. Глейзер История математики в школе VII – VIII классы, - М: Просвещение, 1982. Н. Я. Виленкин, Л.П. Шибасов, З.Ф. Шибасова За страницами учебника математики, - М: Просвещение, 1998. П. Слоун, Д. Макхейл Трудные задачки, - М: АСТ, 2006. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.кулабухова Математика 9 класс. ГИА-9,-Легион-М, РосРостов на Дону,2017-2013 Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина Алгебра 9 класс. Поурочные планы, Волгоград, «Учитель», 2007. С.Р. Сефибеков Внеклассная работа по математике,, - М: Просвещение, 2003. И.В.Ященко, А.В.Семенов ГИА-9 класс,-НОУ «МЦНМО» 2009-2013 И.Х. Сивашинский Задачи по математике для внеклассных занятий,, - М: Просвещение, 2007. И.В.Ященко, А.В.Семенов «Закрытый сегмент» 3000 задач по подготовке к ГИА В.С.ГОряинов Школьные олимпиады: физика, математика, информатика. Ростов н/Д: Феникс, 2004. Журнал "Математика в школе" за 2005 - 2015 г: статьи по данной теме. Газете "Математика" приложение к 1 сентября за 2005 - 2015 г. Газета "Информатика" приложение к 1 сентября за 2005 - 2015 г. Выписывать методические материалы через Интернет. Сайты в Интернете: Единое образовательное окно доступа к образовательным ресурсам window.edu.ru, school.edu.ru, festival_1september "Мастерская учителя", сборник статей - общие методики. Изд. "5 за знания ", М. 2005 год; "Информатика и информационно - коммуникационные технологии: элективные курсы в предпрофильной подготовке", сборник планов и программ. Изд. "Просвещение", М. 2006 год. "Нестандартные формы внеклассной работы в 7-11 классах", изд. "Учитель - АСТ", Волгоград, 2006 год. Тесты уровневые по математике 5-11 классы. Электронные носители и интерактивные курсы:
| 2010 2010 2010 2011 2011 2011 2010-2015 2012 2012 2013 2010-2015 |
ИЗУЧЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ГОДАМ
Год | Чей опыт предполагается изучить по данной теме | Изучение ППО (количество посещенных уроков и внеклассных мероприятий) |
2012 – 2013 2013-2014 2014-2015 | Личностно-ориентированное образование Активизация психологических факторов развития и личностный подход к учащимся Опыт разработки теории педагогики сотрудничества(республиканская конференция по активным методам обучения) Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации Проектная деятельность учащихся при обучении математики в средней школе Поиски новых технологий Повышение практической направленности курса и математики | уроки учителей школы и города Е.Ю.Баркова журнал «Математика в школе», №4 за 2007 И.В.Потапова журнал «Математика в школе», № 3 за 2008 Г.Г.Никифоров журнал «Математика в школе», № 1 за 2009 |
КОГДА И ГДЕ ВЫСТУПИЛ С СОБСТВЕННЫМ ОПЫТОМ
Дата | Место выступления | Содержание темы, выступления, доклада | Оценка качества | Форма (доклад, выступление, реферат) |
2011 | Городской семинар молодых руководителей школ Альметьевского муниципального района | «Преобразование целых выражений» в 7 А классе | Открытый урок | |
2012 | МАОУ-СОШ № 5 | «Привитие навыков самостоятельности на уроках математики» | доклад |
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ГОДАМ
Год | Успеваемость | Качество | Поступления | Медалисты | Повышение квалификации (курсы) |
2010-2011 | 100% | 61,7 % | 2010 год декабрь- «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики»(дистанционные курсы г.Москва) 2011 год- «Методика подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе и ГИА в 9 классе» (семинар г. Альметьевск) | ||
2011-2012 | 100% | 66,9 % |
VI. ВЫВОДЫ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
VII. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ. РАБОТА В КАБИНЕТЕ
№ п/п | Содержание | Год | Примечание |
1. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя математики на 2012-2013 год
Этот план поможет составить план по самообразованию учителя математики....
План самообразования учителя математики Гончарова А.В.
Я считаю, что этот план более-менее соответствует требованиям методсоветов.Является элементом передачи опыта другим учителям....
личный перспективный план самообразования учителя математики
в данном плане описано последовательная работа учителя математики по годам и месяцам....
План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...
План самообразования учителя математики
План повышения профессионального мастерства, включающий в себя изучение опыта других учителей по оцениванию метапредметных результатов деятельности, системное введение мониторинга метапредметных дости...
План самообразования учителя математики Халиловой М.А.
Цели:развитие индивидуальности учеников;выявление и развитие способностей каждого ученика;формирование положительной мотивации учения у школьников;искоренение неуспевающих;повышение своего методическо...
план самообразование учителя математики "Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС»
Тема ориентирована на ФГОС второго поколения. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Совершенствование качества обучения и воспитания...