Использование тестирования для проверки знаний учащихся
статья по алгебре по теме

Исакова Марина Леонидовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test_statya.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Исакова М.Л.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

 ДЛЯ ПРОВЕРКИ

ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Что же такое тест?

Тест (от слова англ. test — «испытание», «проверка») — метод изучения глубинных процессов деятельности человека, посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления.

Психологи, технологи, инженеры, медики, педагоги используют термин "тестирование", понимая под ним испытание для выявления свойств
объекта, применяемое в сочетании и определенной методикой измерения и
оценки результатов.

Тесты как системы диагностики успеваемости имеют ряд положительных характеристик, позволяющих:
1) Учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки
результатов обучения;
2) Проверять качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;
3) Оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму
контроля, но и различные виды тестов;
4) Сэкономить учебное время, затрачиваемое на опрос, и личное время
учителя, идущее на проверку результатов выполненной учащимися работы;
5) Использовать тесты для компьютеризации;
6) Обеспечить оперативность проверки выполненной работы.

Основные признаки отличия тестов успеваемости, например, от контрольной работы состоят в том, что с их помощью можно:

  1. Проверять большой объем изученного материала малыми порциями;
  2. Быстро диагностировать овладение новым материалом большинством учащихся.

Однако метод тестирования обладает и рядом недостатков:

  1. Большая вероятность ответа наугад;
  2. Проверка лишь результатов действий;
  3. Затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся;
  4.  Категоричность оценки выполнения задания - задание выполнено правильно и полностью или задание не выполнено.

Поэтому тесты не могут служить единственной формой контроля знаний учащихся. Традиционные контрольные и самостоятельные работы не должны отвергаться, так как имеют свои положительные особенности, основная из которых - возможность проверить ход решения задачи (примера), проследить рассуждения учащегося.

Классификация тестов в зависимости от выбранного основания,
различаются по целям проверки и формам ответа.:

Первый вид тестов (Т-1) предполагает заполнение пропусков в истинных рассуждениях или в правильных формулировках математических
определений, правил. Он относится к тестам со свободным выбором
ответа. Эти тесты в основном направлены на проверку прочности
овладения обязательным материалом и понимания смысла изученного на
уровне воспроизведения, то есть имеется в виду формулировка
определений, теорем, правил, выполнение заданий, предполагающих
стереотипность заданий.

Второй вид тестов (Т-2) требует установления истинности или ложности утверждений. В нем предлагается лишь два ответа для выбора: "верно", "неверно". Такими тестами проверяется готовность учащихся рассуждать, делать выводы, подводить конкретный факт под общее положение или приводить иллюстрации к общему положению, обосновывать правильность действий на основе общих правил, положений, свойств, теорем. Учащийся должен восстановить логическую цепочку от условия к заключению утверждения или произвести проверку. Ложные утверждения составлены таким образом, чтобы их ложность не была очевидной для учащегося. Такие утверждения получены внесением типичной ошибки в цепочку стандартных рассуждений.

Третий вид тестов (Т-3) предполагает выбор ответа из целого ряда
вариантов, из которых только один верный. В тестах такого вида
предполагается не менее трех-четырех ответов для выбора. При
составлении ответов учитываются типичные ошибки учеников,  наиболее
вероятные для данного задания. Здесь проверяется готовность учащихся
применить учебный материал для решения практических и теоретических
заданий. Тесты способствуют развитию умственной деятельности (вообще)
на математическом материале.

Для фиксации результатов выбора целесообразно использовать "бланк
ответов". Ответ, который учащийся считает верным, он отмечает знаком
"X" против номера.

БЛАНК ОТВЕТА

Фамилия имя учащегося _____________________________________________

Группа_________________ Тест № _________ Дата_____________________

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

1

2

3

4

Итоговые тесты составляются с учетом обязательных результатов обучения и содержат задания из всех пройденных тем. К каждому тесту дается примерное контрольное время выполнения.

 При определении балловой оценки каждой работы рекомендован подход, основанный на подсчете так называемого "веса" выполненных каждым учеником заданий. Для всех тестов предложена единая система оценки: сумма баллов, полученная учеников за все задания теста, равна 15.

Предлагается примерная шкала балловых оценок:

Процента "веса" выполненных заданий от "веса" теста

Менее 60%

60% - 75%

75% - 90%

Боле 90%

Расчет в баллах

Менее 8

8 - 11

12 - 13

14 -15

Оценка за выполненную часть задания

2

3

4

5


 Если часть заданий в тесте не используется при проведении работы, то
шакала балловых оценок сдвигается на соответствующее число баллов.

Порядок использования тестов.


1. Тест Т-1 применяется после введения новой темы на следующем уроке
для диагностики степени первичного усвоения теоретического материала.
Можно проводить в форме диктанта: учитель зачитывает утверждения, а
учащиеся записывают пропущенные термины.
2
. Тест Т-2 можно применять через 1-2 урока после начала отработки
пройденного материала. Можно выявить степень усвоения изучаемой темы и
готовность учащихся к этапу закрепления материала.
3.
Тест Т-3 завершает изучение соответствующей темы. Этот тест можно
провести перед запланированной контрольной работой с целью выявления
основных пробелов и определения готовности учащихся к итоговой работе
по теме.

Ниже приведены примеры тестов:

  1. Тест Т-1.     Приложение №1.
  2. Тест Т-2.     Приложение №2.
  3. Тест Т-3.     Приложение №3.

Тест Т-1                                                                    Приложение № 1  

Геометрия.

Тетраэдр. Прямоугольный параллелепипед.  

Фамилия имя ______________________________________

    Группа №_________________ Дата______________

         

           Заполните пропуски в истинном  утверждении

  1. Гранью  прямоугольного параллелепипеда является____________________________________
  2.  Тетраэдр имеет ____________ вершин.
  3.  У куба __________ рёбер.
  4.  Чтобы изготовить каркас куба со стороной   4 см необходима  проволока длиной _____________см.
  5.  В основании тетраэдра прямоугольный  треугольник, длины катетов которого равны 4 см    и    6 см. Площадь основания тетраэдра равна___________см2.
  6. Прямоугольный параллелепипед имеет _________ вершин.
  7.  У тетраэдра ________________________ грани.
  8.  У куба ___________________________ граней.
  9.  Тетраэдр имеет ____________________ рёбер.
  10.  Измерения прямоугольного параллелепипеда равны , , .  Диагональ прямоугольного параллелепипеда  равна __________________ см.
  11. Основанием тетраэдра является___________________
  12. Если площадь полной поверхности куба равна 36 см2 , то сторона куба имеет длину, равную _______________ см.
  13. В основании тетраэдра прямоугольный треугольник, гипотенуза которого имеет длину 10 см. Один из катетов равен 6 см. Тогда длина второго катета равна________ см
  14. В основании тетраэдра прямоугольный треугольник АВС. Угол С равен 90◦, АВ=20, АС=16. Косинус угла А равен __________
  15. Основанием куба является _____________________

Тест Т-2                                                                    Приложение № 2  

Тригонометрия.

Фамилия имя ______________________________________

    Группа №_________________ Дата___________________

Определите истинно или ложно утверждение.

  1. Если угол содержит π радиан, то его градусная мера  равна 90º.
  2. 1 + tg2 α = 1 / cos 2α
  3.  Синус в четвёртой четверти имеет знак минус.
  4. Первая четверть π  < α <
  5. Все углы, на которые нужно повернуть точку Р (1; 0), чтобы получить точку (-1; 0), выражается так: π + 2πn, где n – целое число.
  6. Если угол  0  < α < ,  sin α >0,  cos α >0,  tg α >0,  ctg α >0
  7. Если угол содержит  радиан, то его градусная мера равна 45º.
  8. sin2 α + cos2α = 1
  9.  При повороте точки Р (1; 0) на угол  получается та же точка, что и  при  повороте на угол  -
  10. Если угол содержит  150º,  то его радианная мера равна  
  11. 1 + ctg2 α = 1 / cos 2α
  12. Если угол π  < α <  ,  sin α <0,  cos α >0,  tg α <0,  ctg α >0
  13. sin x =
  14. sin2 32º = 1 - cos2 32º 
  15. Все углы, на которые нужно повернуть точку Р (1; 0), чтобы получить точку (-1; 0), выражается так:  + πn, где n – целое число.

Тест Т-3                  Логарифмические уравнения       Приложение №3.

Укажите правильный ответ среди предложенных вариантов.

А1 . Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1.                                 2.                                     3.                  4.нет решения

А2.  Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1.                                 2.                                     3.                         4.нет решения

А3.  Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1.                                 2.                                     3.                         4.нет решения

А4.  Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1.                          2.                            3.                         4.нет решения

А5.  Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1.                                 2.                                     3.                         4.нет решения

А6.  Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1.                                 2.                                     3.                    4.другой ответ 

А7.  Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1.                                 2.                                     3.                         4.нет решения

А8.  Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1.                                 2.                                     3.                         4.нет решения

А9.  Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1.                                 2.                                     3.                         4.нет решения

А10.  Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1.                                 2.                          3. нет корней                     4. другой ответ

А11.  Укажите промежуток, которому принадлежат корни уравнения

1.                                 2.                          3.                    4.нет решения

А12.  Укажите промежуток, которому принадлежат корни уравнения

1.                          2.                    3.            4.нет решения

А13.  Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1.                          2.                            3.                         4.нет решения

А14.  Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1.                          2.                            3.                         4.нет решения

А15.  Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1.                          2.                            3.                           4.нет решения

Литература и Интернет-ресурсы:

1. А.К.Колеченко  Энциклопедия  педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.:КАРО,  2008.- 368 с.

2. С.Г.Манвелов Конструирование современного урока математики: кн. для учителя  - 2-е изд. – М.:Просвещение, 2005. – 175 с.: ил. ( Библиотека учителя)

3. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие/ Авт.-сост. В.Г.Гульчевская, Е.А.Чекунова, О.Г.Тринитатская, А.В.Тищенко.- 2-е изд.,испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2011.- 56 с. (Школьное образование)

4. Википедия - тест http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые карточки-задания для проверки знаний учащихся 6-10 класса

Во всех классах вариант 1 - базовый уровень, вариант 2 - сложнее, вариант 3 - самый сложный (для тех, кто увлекается географией)....

Привитие интереса к географии с использованием различных форм проверки знаний.

Данный материал используется на уроках географии в 6 классе коррекционной школы....

Использование тестовых заданий для проверки знаний учащихся по образовательной области "Технология"

В последнее время тестовые задания находят широкое применение во всех предметах школьного курса. Их использование становится особенно актуальным в период перехода к единому централизованному тес...

Тесты-альтернативы можно использовать при проверке знаний учащихся. Они позволяют систематически проверять знания всех учащихся. Способы могут быть различными: способом диктантов, способом раздаточных карточек и т.д. по усмотрению учителя.

  Тесты-альтернативы можно использовать при проверке знаний учащихся. Они позволяют систематически проверять знания всех учащихся. Способы могут быть различными: способом диктантов, с...

Статья "Использование Google-форм для тестирования и проверки знаний в режиме on-line"

В статье вниманию читателей предлагается один из методов использования интернет-ресурсов для автоматизации оценивания учебных метапредметных результатов. Описаны алгоритмы создания электронных тестов,...