Тестирование как один из эффективных способов проверки знаний учащихся
методическая разработка по биологии по теме
Выступление на МО учителей естествознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testirovanie_kak_odin_iz_effektivnyh_sposobov_proverki_znaniy_uchashchihsya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бутырина Е.И.
Тестирование как один из эффективных способов
проверки знаний учащихся
(выступление на МО)
Сегодня часто говорят об объективных способах проверки знаний учащихся, возможности отслеживать их продвижение от незнания к знанию. И одним из известных методов педагогической диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование и т.д., наиболее ценным для обучения математики является именно метод тестирования.
Этот метод позволяет измерять и интерпретировать результаты обучения с большой долей объективности так как:
- соблюдается равенство условий проведения работы и оценки результатов для всех учащихся,
- валидности, т.е. пригодности теста для измерения того, что он по замыслу составителя должен измерять,
- надёжности или устойчивости результатов постоянства показателей при повторном тестировании
Тест предусматривает применение учебного материала для решения практических и теоретических задач, может использоваться как на любом уровне учебной деятельности. Кроме того, тест с выбором ответа связан с деятельностью в ситуации выбора приемлемого и отклонения неприемлемого, с чем каждый человек встречается на каждом шагу.
Тесты позволяют в кратчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми и т.д.
Разработка тестового контроля включает следующие этапы:
- определение целей тестирования (прогностические - связаны с профильной ориентацией учащихся, диагностические - связаны с уровневой дифференциацией обучения, ориентированные на обратную связь);
- отбор и упорядочивание заданий;
- компоновка тестов по блокам;
- апробация;
- проведение тестовых испытаний.
Тест - это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Поэтому к тестам предъявляют определенные требования: валидность, определенность, надежность, практичность, простота в использовании, прогностическая ценность. При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:
- информационные навыки (узнает, вспоминает);
- понимание (объясняет, показывает);
- применение (демонстрирует);
- анализ (обдумывает, рассуждает);
- синтез (комбинирует, моделирует);
- сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).
Это позволяет определять уровень сложности теста.
Оценочные шкалы:
Количественная: абсолютная и относительная.
Порядковая: ранговая (рейтинговая), дескриптивная (аналоговая и знаковая).
Преимущество количественных шкал - их простота и определенность. При тестировании чаще всего используются относительная и рейтинговая шкалы.
Уровни тестов
В процессе усвоения материала обучаемый последовательно достигает четырех уровней усвоения.
Первый уровень означает приобретение обучаемым знаний - знакомств, с помощью которых он способен узнавать то или иное явление в ряду ему подобных. Для достижения этого требуется обязательная опора на конкретное явление, информация о котором была представлена в процессе обучения.
Второму уровню соответствуют знания, с помощью которых обучаемый может воспроизводить учебную информацию по памяти.
Третий уровень означает приобретение обучаемым способности решать типовые задачи, используя для этого усвоенные им в процессе обучения способы их решения.
На четвертом уровне, обозначаемом как уровень трансформации или творчества, обучаемый способен творчески использовать полученные знания, умения и навыки в новых, нетипичных ситуациях.
Тесты, разработанные с учетом уровней усвоения, позволяют оценить качество усвоения.
Для проверки качества усвоения на первом уровне используются тесты на опознание (“да” - “нет”) и тесты на различение (избирательные и выборочные).
Тесты второго уровня требуют от учащихся выполнения действий по воспроизведению по памяти информации об объекте изучения.
Можно выделить два типа тестов второго уровня: тесты на дополнение или подстановку , тесты на понимание и воспроизведение.
Тесты третьего уровня требуют умения применять усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых заданий. Такими тестами являются задачи, требующие готового способа решения, без его существенного преобразования.
Тесты четвертого уровня требуют таких знаний и умений, которые позволяют принимать решения в новых проблемных ситуациях. К этому уровню относятся задания, для выполнения которых испытуемый должен ориентироваться в сложной незнакомой ему ситуации.
Свойства тестов
Тесты должны обладать следующими свойствами:
- валидность (адекватность, обоснованность);
- определенность (общепонятность);
- надежность;
- практичность;
- простота в использовании;
- прогностическая ценность.
Валидность теста отражает, что именно должен измерить тест и насколько хорошо он это делает; показывает в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т.д.), для оценки которого он предназначен.
Выделяют три типа валидности:
- содержательная - дает ответы на вопросы, охватывает ли содержание теста весь комплекс программных требований к знанию данного учебного предмета и насколько данные задания пригодны для оценки знаний по этому предмету.
- эмпирическая - означает проверку теста с помощью другого теста, измеряющего тот же показатель, что и данный, с целью оценить индивидуальную прогностичность теста,
- концептуальная - устанавливается путем доказательств правильности теоретических концепций, положенных в основу теста.
Определенность теста означает, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, какие задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный результат соответствовал поставленной задаче.
Надежность теста - это вопрос о том, в какой мере его повторение приводит к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможностей влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.)
Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности.
При составлении тестов должны учитываться следующие требования:
- строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;
- простота - каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос,
- однозначность - формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины обозначений, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть, безусловно и однозначно понятными учащимся.
- Опыт показывает, что и сами ученики предпочитают тестирование другим методам контроля знаний, считая его наиболее объективным.
Существует две формы организации тестов, которые условно можно назвать “выбери ответ из предлагаемых вариантов“ и “напиши правильный ответ”. Вторая форма сложнее для тестируемого, т.к., во-первых, предполагает наличие хороших навыков работы на ЭВМ, во-вторых, предполагает абсолютную грамотность ученика при выдаче ответа, в-третьих, каждый ответ может иметь различную степень подробности и оценка правильности ответа будет затруднена, в-четвертых, из-за перечисленных ранее причин такое тестирование достаточно длительный процесс.
Поэтому, как правило, на экзаменах используется первая форма организации тестов по принципу “выбери ответ из предложенных вариантов”, которая обеспечивает относительно простой диалог с тестируемым и, как следствие, быстроту прохождения теста, для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных. Такая простота выдачи ответа не отвлекает учащегося от предметной сути поставленного перед ним вопроса.
Преимущество такой организации тестирующей программы заключается еще и в простом критерии правильности ответа: совпадение номеров действительно правильного ответа на вопрос теста и ответа, данного учеником.
Однако такая организация теста имеет и недостаток: наличие “скрытой” подсказки на вопрос - выбирать ответ гораздо легче, чем писать его полностью самостоятельно. Поэтому следует тщательно выбирать варианты ответов. Хотя бы некоторые из них должны быть достаточно правдоподобны и учитывать наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые учащимися.
Таким образом, тесты способствуют развитию умственной деятельности, тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления, тест позволяет провести более широкий и более глубокий контроль за усвоением материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.
В статье рассматривается вопрос применения СНИТ в обучении учащихся на уроках химии. Автор подробно описывает свой опыт использования компьютера на разных этапах урока с учётом индивидуально - д...
Тестовое задание на уроках математики - один из эффективных методов тематического контроля знаний учащихся.
В данной статье автор обращается к методике составления и проведения тестовых заданий, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, оперативно проверить качество усвоения знаний и восполнить ...
Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».
Уровень опыта по степени новизны состоит в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...
Форма организации урока как один из факторов качества знаний учащихся
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Материалы всероссийской научно-практической конференции «Дополнительное профессиональное образование в инновационном пространстве Республики...
Тема выступления "Тестовые технологии на уроках истории как один из видов контроля знаний учащихся"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8580564","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"330"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8580577","at...
«Индивидуальный учебный план как один из эффективных форматов подготовки учащихся к ЕГЭ»,
Стаья о том, как организовано обучение по индивидуальным учебным планам в старшей школе....
Использование тестирования на уроках в начальной школе как один из эффективных способов проверки знаний учащихся с ОВЗ. Мастер-класс: "Создание интерактивных тестов в MS Power Point".
Данный материал предназначен для создания интерактивных контрольно-измерительных материалов....