Урок по теме: "Экскурсия по п. Каменоломни с десятичными дробями"
методическая разработка (алгебра, 5 класс) по теме

Листопадова Евгения Васильевна

Цели урока

Образовательные:

Систематизация знаний по темам: «Десятичные дроби», «Сложение, вычитание, умножение, деление, округление и сравнение десятичных  дробей».  Повторение и закрепление приобретённых знаний.  Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач.  Межпредметная  связь  истории и математики.

Развивающие:

Расширение кругозора учащихся.  Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.  Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.  Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.  Развивать потребности к самообразованию.

Воспитательные:

Воспитание любви к родной стране, её истории.  Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе. Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.  Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Ученик должен знать:

Понятие  десятичной дроби. Правила сравнения и округления десятичных дробей, сложения и вычитания, умножение и деление десятичных дробей. Технологию решения основных типов задач на дроби: нахождение части от целого; нахождение целого по его части. Технологию решения задач на движение.

Ученик должен уметь:

Распознавать, понимать и объяснять десятичные дроби; сравнивать и округлять десятичные дроби; складывать,  вычитать, умножать и делить десятичные дроби; решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части; отмечать дроби на числовом луче.

Форма проведения: экскурсия с  элементами игры.

  Оборудование:

карточки-задания (для каждого ученика);

три таблицы (по одной для каждой команды);

таблички с изображением цифр и запятой;

цифра пять, разрезанная на 5 частей;

фломастеры;

призы для награждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk.urok_18.03.doc86.5 КБ
Файл karta_kamenolomni.docx68.62 КБ
Microsoft Office document icon marshrutnaya_karta_1.doc74 КБ
Microsoft Office document icon marshrutnaya_karta_no2.doc72.5 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya_no_3.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 5 классе

« ЭКСКУРСИЯ ПО П.КАМЕНОЛОМНИ

С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ»

Цели урока

Образовательные:

Систематизация знаний по темам: «Десятичные дроби», «Сложение, вычитание, умножение, деление, округление и сравнение десятичных  дробей».  Повторение и закрепление приобретённых знаний.  Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач.  Межпредметная  связь  истории и математики.

Развивающие: 

Расширение кругозора учащихся.  Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.  Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.  Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.  Развивать потребности к самообразованию.

Воспитательные:

Воспитание любви к родной стране, её истории.  Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе. Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.  Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Ученик должен знать: 

Понятие  десятичной дроби. Правила сравнения и округления десятичных дробей, сложения и вычитания, умножение и деление десятичных дробей. Технологию решения основных типов задач на дроби: нахождение части от целого; нахождение целого по его части. Технологию решения задач на движение.

Ученик должен уметь: 

Распознавать, понимать и объяснять десятичные дроби; сравнивать и округлять десятичные дроби; складывать,  вычитать, умножать и делить десятичные дроби; решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части; отмечать дроби на числовом луче.

Форма проведения: экскурсия с  элементами игры.

  Оборудование:

карточки-задания (для каждого ученика);

три таблицы (по одной для каждой команды);

таблички с изображением цифр и запятой;

цифра пять, разрезанная на 5 частей;

фломастеры;

призы для награждений.

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие.

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

Учитель: -Ребята, история нашей Родины очень интересна, но история района, населённого пункта в котором ты живёшь, интересна вдвойне. Поэтому посвятим мы сегодня  наш урок математики  знаменательной дате,75-летию Октябрьского района. И отправимся с вами в экскурсионную поездку по районному центру посёлку городского типа Каменоломни. А помогут нам лучше узнать достопримечательности нашего посёлка -десятичные дроби. Мы вспомним, что такое десятичная дробь, правило округления десятичных дробей. Повторим сложение и вычитание десятичных дробей, приближённые значения, а также закрепим навыки решений уравнений и текстовых задач, тем самым будем готовимся к контрольной работе.

Учитель: -Чтобы наша экскурсия прошла интереснее, мы разобьёмся с вами на три команды: три ряда и будут у нас три команды (1-синие звёздочки, 2-жёлтые звёздочки,3-красные звёздочки). На каждой остановке, команда может заработать звёздочки. Та команда, которая наберёт больше всех звёздочек, получит пятёрки и приз. Каждому участнику выдан «Маршрутный лист», в котором вы будете работать, выполнять задания, и необходимые вычисления. Ну, в добрый путь, ребята! Поможет нам в пути карта п. Каменоломни (показывает учитель на магнитной доске карту п. Каменоломни).

Учитель: - История посёлка Каменоломни богата событиями значительными и интересными, и начинается она вместе со строительством новой столицы славного войска Донского (г. Новочеркасском). В 1805 году на берегу небольшой реки Грушевки казак Максимов заложил хутор. Рядом с ним обосновались казаки Власов и Попов. Новые хутора получили имена своих хозяев. В 1806 году нашли залежи угля. Шли годы, угля добывали всё больше и больше, на телегах вывозить его уже не успевали. И тогда правительство войска Донского решило построить железную дорогу. Поэтому 29.12.1863 года пришлось построить  железнодорожную линию, протяжённостью 70 км. Это событие подняло статус хутора Максимовка и ускорило его рост. По завершении строительства Юго-Восточной ветки, станция Максимовка получила статус распорядительной. Впоследствие оказалось, что на новой железной дороге имеются две станции с одинаковым названием, поэтому возникала путаница с отправлением грузов. По указу царя Николая II станцию Максимовскую переименовали в Каменоломни. А назвали её так потому, что в XIX веке здесь действительно добывали (ломали) много  камня. 

     Ребята, вы должны любить, гордится своим посёлком, ведь это ваша малая Родина, это ваш дом. Практически все вы здесь родились и проживаете.

     Для начала, давайте позавтракаем вкусными вопросами и проверим ваше домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания.

(Для домашнего задания вызываются по одному ученику с каждой команды, у доски выполняют задания, решают примеры на 2 действия с десятичными дробями. Пока у доски ученики выполняют задания, учитель проводит устный опрос. За каждый правильный ответ , команда получает звезду).

Учитель: Пожалуйста, от каждой команды по одному ученику для выполнения задания. Выполнив задание, по ответам мы узнаем дату переименования станции Максимовка в  Каменоломни. За правильно решённое задание команда получает две звёздочки.

     Задания для проверки домашнего задания

  1. команда

Вычислите: (23,45+40,6)-63,05=  

  1. команда

Вычислите: 49,95-(40,82+4,13)=

  1. команда

Вычислите: (80,31-0,01)+1821,7=

Ответы: 1)-1, 2)-5, 3)-1902

3.Устный опрос

 (По очереди, каждой команде задаётся вопрос, за правильный ответ которого команда получает 1 звезду)

Учитель: -Ребята! Я буду задавать по очереди вопросы, за каждый правильный ответ, команда получает 1 звезду.

Устные вопросы командам

-Как складывают и вычитают десятичные дроби?

-Назовите первые три разряда после запятой?

- Какое число называют приближённым значением с недостатком, а какое с избытком?

-Сформулируйте правило округления чисел?

-Дайте определение периметра треугольника.

-Сформулируйте правило умножения на 10, 100, 1000 и т.д.

4.Повторение изученного

Учитель: - В п. Каменоломни находится крупный железнодорожный узел Северо-кавказской железной дороги, в состав которого входит локомотивное и вагонное депо. Около 700 железнодорожников трудятся в локомотивном и вагонном депо. Сначала локомотивное депо называлось паровозным. В честь 125-летия образования локомотивного депо, на его территории установлен памятник труженику паровозу.

          -Разгадав цепочки с вагончиками, первая команда узнает, когда было построено  локомотивное депо?

          - Вторая команда узнает в каком году был установлен на вечную стоянку памятник труженику паровозу?

         - Третья команда узнает в каком году паровозное депо переименовали в Локомотивное?

                   

               +1,07                                             +2,06                                               +0,09

           -0,1                                                     -0,2                                                 -0,1

              +2,1                                                  +0,7                                                +1,3

                                                                                                                            -1,8

            -0,2                                                  -2,1                                                    

              -2,4                                               -1,9                                                  -1,1

              +1863                                            +1988

                                                                                                                                 +1960

  1. Решение уравнений

Учитель: В п. Каменоломни две школы, но особую историю имеет школа № 82. Следующая наша остановка будет Лицей № 82, которая построена в 1938 году и первоначально была семилетней. В 1939 году школа сделала свой первый выпуск. Это было два класса с 35 учащимися. Первый выпуск первого директора школы Козыренко Василия Николаевича. С 1942 года по 1943 год  в период немецкой оккупации школа не работала: фашисты разместили на первом этаже конюшню, а на втором расположилась немецкая управа. Трудным было военное время. Шли годы. После войны посёлок с каждым годом становился краше, увеличивалось количество рабочих, учащихся в школе.

С 1987 года директором школы стала учитель математики Марусина Любовь Ивановна.

  - С каждой команды приглашается по одному ученику для решения уравнений, остальные работают в тетради. Решив уравнение, первая команда узнает:

 1-Скольковыпускников с 1988 года окончили школу с золотой медалью, 2- с серябрянной медалью, 3- команда узнает сколько в среднем ежегодно учащихся становятся призёрами районных и областных олимпиад.

 Уравнения для трёх команд

1 команде-                     (х-0,2)+30=122,8     (93)

2 команде-                     (х-2,5)+20=83,5    (66)

3 команде-                     (0,2+х)+30=47,2    (17)

  1. Физ.минутка

Учитель: Следующая остановка комплекс «Бассейны Дона» п. Каменоломни, это один из первых реализованных проектов спортивных сооружений. Объект введён в эксплуатацию в июне 2007 года. Основу комплекса составляет плавательный бассейн 25на 12, 5 метров.

Наибольшая глубина чаши 1,8 метров.

Вопрос первой команде:

-Назовите приближённое значение к этому числу с недостатком? (1)

-Назовите приближённое значение к этому числу с избытком? (2)

-Округлите это число до единиц  (2)

Так как мы с вами находимся в плавательном бассейне, проведём физ. минутку.

Все встали, я буду называть дроби: правильные  и неправильные. Если дробь правильная вы приседаете, если неправильная вы встаёте и поднимаете руки вверх.

7.Тетрализованная игра

Учитель: Следующую достопримечательность, которую мы посмотрим, будет дворец культуры. Весной 1951 года началось строительство нового дворца культуры, на месте разрушенного немцами. Строился он долго, а 3 февраля 1957 в торжественной обстановке красавец Дворец культуры на 620 мест был открыт. Но вследствие пожара, произошедшего в 1997 году, здание его сильно пострадало. Администрация Октябрьского района приложила максимум усилий для того, чтобы Дворец Культуры обрел свой нынешний вид. Не один год ушел на реконструкцию и модернизацию. 20-го июня 2002 года состоялось открытие здания после капитального ремонта теперь уже Районного Дворца Культуры.

- Давайте представим, что мы с вами артисты. Каждая команда получает набор цифр. Вам необходимо распределить роли, кто будет какой цифрой. Команда выполняет задание и выстраивается так, чтобы получилось заданное число. Побеждает та команда и получает максимальное количество звёздочек,  которая справилась быстрее всех и выполнила верно задание.

Задание №1

1). Изобразите число: 0,4569

2).Умножьте полученное число на 100.

3).Полученное число округлите до десятых.

Задание №2

1). Изобразите число: 5,14349

2).Умножьте полученное число на 10.

3).Полученное число округлите до сотых.

Задание №3

1). Изобразите число: 9,38421

2).Умножьте полученное число на 100.

3).Полученное число округлите до единиц

8.Решение задач

Учитель:

Одной из интересных достопримечательностей посёлка является построенная в 2001 году часовня в память о наших земляках, погибших в Афганистане, Чечне и последствий ликвидации аварий на Чернобыльской АЭС.

 А в 1957 году к 30-летию великой победы был зажжён «Вечный огонь» и установлена стела в парке культуры.

А в 2006 году на народные деньги возведена поклонная часовня Архистратига Михаила, установленная на южном въезде в районный центр.

Каждой команде даётся задание решить задачу по готовому чертежу, и тем самым определить:

1 команде - высоту часовни, 2 команде - высоту стелы, 3 команде - высоту часовни архистратига Михаила.

                                              Задача №1

Определите высоту часовни  - АС, если АВ=9,3 м, СВ=4 м, РАВС   =21,4 м.

                                              Задача №2

Определите высоту стелы   - АС, если АВ=9,3 м, СВ=4 м, РАВС   =21,4 м.

                   

                                              Задача №3

Определите высоту поклонной часовни  - АС, если АВ=9,3 м, СВ=4 м, РАВС   =21,4 м.

9.Итог урока

       Учитель и команды считают звёздочки, подводят и объявляют итоги урока. Отмечаются активные участники, которые поощряются оценкой “5”.

Можно выделить ребят, получивших хорошие оценки. Всех поблагодарить за участие и подготовку. Награждение команд.

Вот закончился урок.
Результат узнать? Ну что ж!
Кто же лучше всех трудился,
На уроке отличился?

10. Домашнее задание    № 1257, №1263 (а, б)

Каменоломнинское городское поселение является административным центром Октябрьского района. Находится на расстоянии 70 км от областного центра – города Ростова-на-Дону. Численность населения составляет 11800 человек, в том числе работающего – 4100 человек. Общая площадь городского  поселения – 7,12 кв.км.

Октябрьский Районный Дворец Культуры был построен в 1957году. Изначально он именовался Дворец Культуры железнодорожников. Вследствие пожара, произошедшего в 1997 году, здание его сильно пострадало. Администрация Октябрьского района приложила максимум усилий для того, чтобы Дворец Культуры обрел свой нынешний вид. Не один год ушел на реконструкцию и модернизацию. 20го июня 2002 года состоялось открытие здания после капитального ремонта теперь уже Районного Дворца Культуры.
На сегодняшний день РДК заслуженно можно назвать культурным центром не только поселка Каменоломни, но и всего Октябрьского района.
В данное время во Дворце Культуры ведут работу 60 клубных формирований – это кружки народного творчества, клубы по интересам, в которых занято население поселка Каменоломни и близлежащих поселений в возрасте от 5-ти до 75 лет.
Четыре творческих коллектива уже имеют высокое звани
е «Народный» и «Образцово – показательный», в их числе Народный ансамбль «Комплимент», неоднократный участник и лауреат различных конкурсов и фестивалей, постоянный участник культурно – массовых мероприятий, проводимых Дворцом культуры. Народная агитбригада «Синяя птица» - участник и лауреат областных конкурсов, а так же мероприятий, проводимых в малых хуторах Октябрьского района. НТЮЗ «Бенефис» - участник районных конкурсов, мероприятий районного масштаба; а так же Образцово – показательный коллектив «Микс–Данс» - лауреат областных, общероссийских и международных конкурсов, яркие и интересные участники любых мероприятий, «танцевальное украшение» всех культурно-массовых программ Дворца культуры.
На базе Дворца проводятся творческие конкурсы и спортивные соревнования районного, областного, а так же общероссийского уровня.
По итогам 2009 года работа коллектива Районного Дворца культуры была оценена по достоинству – он занял 1-е место среди районных учреждений культуры области.
Сотрудники РДК – грамотные и талантливые специалисты. Благодаря их деятельности в поселке Каменоломни и в Октябрьском районе проходят яркие, запоминающиеся мероприятия, уровень проведения которых с каждым разом все выше и сильнее. Будь то юбилей поселка, праздник улицы, календарные праздники, - творческий коллектив Дворца культуры всегда с огромным удовольствием дарит свои таланты, оставляя зрителям самый главный и ценный подарок – отличное настроение и положительные эмоции.

Комплекс "Бассейны Дона" в п. Каменоломни первый из реализованных Спортивно-оздоровительной Ассоциацией "Бассейны Дона" проектов. Он стал прообразом при создании проекта ВСОК "Еnergy-plaza", победившего на первом Всероссийском конкурсе Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской федерации в 2009г. на лучший проект спортивного сооружения для массового спорта в номинации "Плавательные бассейны". Объект введен в эксплуатацию в июне 2007 года. 

 Наименование услуг:

- бассейн,

- тренажерный зал,

- оздоровительное плавание для детей,

- настольный теннис,

- сауна,

- индивидуальные занятия с тренером,

- массаж,

- групповые тренировки (аквааэробика, фитбол, йога, здоровый позвоночник, евроданс, степ, супер скульпт, танцевальный микс, восточные танцы).

Основу комплекса "Бассейны Дона" п. Каменоломни составляет плавательный бассейн 25x12,5 м (глубина чаши 1,8-1,2 м).  В комплексе проходят занятия по аква-аэробике, это одно из современных направлений в фитнесе, тренировки проводятся со специальным оборудованием, с использованием гидромассажа и гейзера.

 В здании оздоровительного комплекса "Бассейны Дона" п. Каменоломни 2 зала: танцевальный и зал сухого плавания в танцевальном зале представлены несколько направлений фитнеса степ-аэробика, фитбол, йога, здоровый позвоночник, восточные танцы, силовая аэробика. Все классы различаются по степени сложности, стилям и хореографии.  Проводятся как групповые фитнес программы так и индивидуальные тренировки. Для каждого гостя по его желанию может быть разработана индивидуальная программа фитнес-мероприятий. 

В комплексе работают высококвалифицированные тренеры и инструкторы. 

В комплексе "Бассейны Дона" п. Каменоломни также функционирует магазин спорттоваров, 2-х уровневое кафе на 40 посадочных мест, где можно приобрести фитнес питание, диетическое меню, молочные коктейли и фреш-соки. 

На третьем этаже большой тренажерный зал, в котором широко представлены тренажеры кардио и силового направления. В комплексе разрабатываются программы для работы с персональным тренером в тренажерном зале, в фитнес зале и бассейне. 

Комплекс"Бассейны Дона" п. Каменоломни оборудован современным инженерным оборудованием, автоматизированной системой дезинфекции и очистки воды.

На базе комплекса "Бассейны Дона" п. Каменоломни работает филиал Ростовской спортивной школы Олимпийского резерва № 22, в которой тренируется около 300 детей из Октябрьского района. Бассейн посещают около 400 человек в день, в том числе 100 человек из общеобразовательных школ, 30 человек занимаются оздоровительным плаванием. 

Ежедневно с 11.00 до 12.00, кроме воскресенья, проводится социальный час для инвалидов, пенсионеров и всех желающих. Каждое воскресенье с 6.00 до 23.00 для всех посетителей бассейна действует льготный тариф «Семейный день». . 
Каждый понедельник на чаше бассейна проводятся санитарные часы с 6.00 до 10.00.

0,53

1,44

1,61



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Ответьте, пожалуйста ,на вопросы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что было самым лёгким?                                                                                                                    
  3. Что было самым трудным?                                                                                                    
  4.  Что по вашему мнению, помешало вам победить?                                                    
  5. А что по вашему мнению, помогло выиграть?

Домашнее задание:                                                           № 1257, №1263 (а, б)

Маршрутная карта

экскурсии

ученика 5 «В» класса

Ф.И.  


Команда № 1

Задание № 1.Устные вопросы командам

1-Как складывают и вычитают десятичные дроби?

2-Назовите первые три разряда после запятой?

3-Какое число называют приближённым значением с недостатком, а какое с избытком?

4-Сформулируйте правило округления чисел?

5-Дайте определение периметра треугольника.

6-Сформулируйте правило умножения на 10, 100, 1000 и т.д.

Задание № 2 «Паровозик»

                       +1,07

                   

                         -0,1

                   

                       +2,1

                     

                         -0,2

                         

                        -2,4

                       +1863

                   Задание № 3

Решите уравнение: (х-0,2)+30=122,8

Решение:

        Ответ: х=…

                                    Задача №

Определите высоту часовни   АС, если АВ=9,3 м, СВ=4 м, РАВС   =21,8м.

 А                                                         Дано:    АВС

                                                                  АВ=9,3 м

                                                                  СВ=4 м

                                                                  Р АВС   =21,8 м.

                                  В                        Найти:

  С                                                     Решение:

                           

0,53



Предварительный просмотр:

Ответьте, пожалуйста ,на вопросы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что было самым лёгким?                                                                                                                    
  3. Что было самым трудным?                                                                                                    
  4.  Что по вашему мнению, помешало вам победить?                                                    
  5. А что по вашему мнению, помогло выиграть?

Домашнее задание:                                                           № 1257, №1263 (а, б)

Маршрутная карта

экскурсии

ученика 5 «В» класса

Ф.И.  


Команда № 2

Задание № 1.Устные вопросы командам

1-Как складывают и вычитают десятичные дроби?

2-Назовите первые три разряда после запятой?

3-Какое число называют приближённым значением с недостатком, а какое с избытком?

4-Сформулируйте правило округления чисел?

5-Дайте определение периметра треугольника.

6-Сформулируйте правило умножения на 10, 100, 1000 и т.д.

Задание № 2 «Паровозик»

                       +2,06

                   

                         -0,2

                   

                       +0,7

                     

                         -2,1

                         

                        -1,9

                       +1988

                   Задание № 3

Решите уравнение: (х-2,5)+20=83,5

Решение:

        Ответ: х=…

                                    Задача №

Определите высоту часовни   АС, если АВ=9,3 м, СВ=4 м, РАВС   =21,4 м.

 А                                                         Дано:    АВС

                                                                  АВ=9,3 м

                                                                  СВ=4 м

                                                                  Р АВС   =21,4 м.

                                  В                        Найти:

  С                                                     Решение:

                           

1,44



Предварительный просмотр:

(х-0,2)+30=122,8

                                             (х-2,5)+20=83,5

                     (0,2+х)+30=47,2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (математика + экология) по теме «Все действия с десятичными дробями», 6 класс.

Обидно, зайдя в красивый лес, увидеть кучу мусора, который кому-то лень было довезти до свалки, «плачущие» берёзы после сбора сока, последствия страшных лесных пожаров. Всё это дело рук человече...

Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Умножение десятичных дробей. Презентация к уроку: Умножение десятичных дробей

Особенности урока: урок — путешествие, прослеживается межпредметная связь с географией, экологией; практическая направленность заданий, показывает, где могут пригодиться знания математики; подоб...


 

Комментарии

Листопадова Евгения Васильевна

Детям понравилось!