Урок по теме: "Экскурсия по п. Каменоломни с десятичными дробями"
методическая разработка (алгебра, 5 класс) по теме
Цели урока
Образовательные:
Систематизация знаний по темам: «Десятичные дроби», «Сложение, вычитание, умножение, деление, округление и сравнение десятичных дробей». Повторение и закрепление приобретённых знаний. Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач. Межпредметная связь истории и математики.
Развивающие:
Расширение кругозора учащихся. Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету. Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету. Развивать потребности к самообразованию.
Воспитательные:
Воспитание любви к родной стране, её истории. Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе. Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик. Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Ученик должен знать:
Понятие десятичной дроби. Правила сравнения и округления десятичных дробей, сложения и вычитания, умножение и деление десятичных дробей. Технологию решения основных типов задач на дроби: нахождение части от целого; нахождение целого по его части. Технологию решения задач на движение.
Ученик должен уметь:
Распознавать, понимать и объяснять десятичные дроби; сравнивать и округлять десятичные дроби; складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби; решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части; отмечать дроби на числовом луче.
Форма проведения: экскурсия с элементами игры.
Оборудование:
карточки-задания (для каждого ученика);
три таблицы (по одной для каждой команды);
таблички с изображением цифр и запятой;
цифра пять, разрезанная на 5 частей;
фломастеры;
призы для награждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk.urok_18.03.doc | 86.5 КБ |
karta_kamenolomni.docx | 68.62 КБ |
marshrutnaya_karta_1.doc | 74 КБ |
marshrutnaya_karta_no2.doc | 72.5 КБ |
zadaniya_no_3.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике в 5 классе
« ЭКСКУРСИЯ ПО П.КАМЕНОЛОМНИ
С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ»
Цели урока
Образовательные:
Систематизация знаний по темам: «Десятичные дроби», «Сложение, вычитание, умножение, деление, округление и сравнение десятичных дробей». Повторение и закрепление приобретённых знаний. Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач. Межпредметная связь истории и математики.
Развивающие:
Расширение кругозора учащихся. Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету. Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету. Развивать потребности к самообразованию.
Воспитательные:
Воспитание любви к родной стране, её истории. Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе. Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик. Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Ученик должен знать:
Понятие десятичной дроби. Правила сравнения и округления десятичных дробей, сложения и вычитания, умножение и деление десятичных дробей. Технологию решения основных типов задач на дроби: нахождение части от целого; нахождение целого по его части. Технологию решения задач на движение.
Ученик должен уметь:
Распознавать, понимать и объяснять десятичные дроби; сравнивать и округлять десятичные дроби; складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби; решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части; отмечать дроби на числовом луче.
Форма проведения: экскурсия с элементами игры.
Оборудование:
карточки-задания (для каждого ученика);
три таблицы (по одной для каждой команды);
таблички с изображением цифр и запятой;
цифра пять, разрезанная на 5 частей;
фломастеры;
призы для награждений.
1.Организационный момент. Приветствие.
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Учитель: -Ребята, история нашей Родины очень интересна, но история района, населённого пункта в котором ты живёшь, интересна вдвойне. Поэтому посвятим мы сегодня наш урок математики знаменательной дате,75-летию Октябрьского района. И отправимся с вами в экскурсионную поездку по районному центру посёлку городского типа Каменоломни. А помогут нам лучше узнать достопримечательности нашего посёлка -десятичные дроби. Мы вспомним, что такое десятичная дробь, правило округления десятичных дробей. Повторим сложение и вычитание десятичных дробей, приближённые значения, а также закрепим навыки решений уравнений и текстовых задач, тем самым будем готовимся к контрольной работе.
Учитель: -Чтобы наша экскурсия прошла интереснее, мы разобьёмся с вами на три команды: три ряда и будут у нас три команды (1-синие звёздочки, 2-жёлтые звёздочки,3-красные звёздочки). На каждой остановке, команда может заработать звёздочки. Та команда, которая наберёт больше всех звёздочек, получит пятёрки и приз. Каждому участнику выдан «Маршрутный лист», в котором вы будете работать, выполнять задания, и необходимые вычисления. Ну, в добрый путь, ребята! Поможет нам в пути карта п. Каменоломни (показывает учитель на магнитной доске карту п. Каменоломни).
Учитель: - История посёлка Каменоломни богата событиями значительными и интересными, и начинается она вместе со строительством новой столицы славного войска Донского (г. Новочеркасском). В 1805 году на берегу небольшой реки Грушевки казак Максимов заложил хутор. Рядом с ним обосновались казаки Власов и Попов. Новые хутора получили имена своих хозяев. В 1806 году нашли залежи угля. Шли годы, угля добывали всё больше и больше, на телегах вывозить его уже не успевали. И тогда правительство войска Донского решило построить железную дорогу. Поэтому 29.12.1863 года пришлось построить железнодорожную линию, протяжённостью 70 км. Это событие подняло статус хутора Максимовка и ускорило его рост. По завершении строительства Юго-Восточной ветки, станция Максимовка получила статус распорядительной. Впоследствие оказалось, что на новой железной дороге имеются две станции с одинаковым названием, поэтому возникала путаница с отправлением грузов. По указу царя Николая II станцию Максимовскую переименовали в Каменоломни. А назвали её так потому, что в XIX веке здесь действительно добывали (ломали) много камня.
Ребята, вы должны любить, гордится своим посёлком, ведь это ваша малая Родина, это ваш дом. Практически все вы здесь родились и проживаете.
Для начала, давайте позавтракаем вкусными вопросами и проверим ваше домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
(Для домашнего задания вызываются по одному ученику с каждой команды, у доски выполняют задания, решают примеры на 2 действия с десятичными дробями. Пока у доски ученики выполняют задания, учитель проводит устный опрос. За каждый правильный ответ , команда получает звезду).
Учитель: Пожалуйста, от каждой команды по одному ученику для выполнения задания. Выполнив задание, по ответам мы узнаем дату переименования станции Максимовка в Каменоломни. За правильно решённое задание команда получает две звёздочки.
Задания для проверки домашнего задания
- команда
Вычислите: (23,45+40,6)-63,05=
- команда
Вычислите: 49,95-(40,82+4,13)=
- команда
Вычислите: (80,31-0,01)+1821,7=
Ответы: 1)-1, 2)-5, 3)-1902
3.Устный опрос
(По очереди, каждой команде задаётся вопрос, за правильный ответ которого команда получает 1 звезду)
Учитель: -Ребята! Я буду задавать по очереди вопросы, за каждый правильный ответ, команда получает 1 звезду.
Устные вопросы командам
-Как складывают и вычитают десятичные дроби?
-Назовите первые три разряда после запятой?
- Какое число называют приближённым значением с недостатком, а какое с избытком?
-Сформулируйте правило округления чисел?
-Дайте определение периметра треугольника.
-Сформулируйте правило умножения на 10, 100, 1000 и т.д.
4.Повторение изученного
Учитель: - В п. Каменоломни находится крупный железнодорожный узел Северо-кавказской железной дороги, в состав которого входит локомотивное и вагонное депо. Около 700 железнодорожников трудятся в локомотивном и вагонном депо. Сначала локомотивное депо называлось паровозным. В честь 125-летия образования локомотивного депо, на его территории установлен памятник труженику паровозу.
-Разгадав цепочки с вагончиками, первая команда узнает, когда было построено локомотивное депо?
- Вторая команда узнает в каком году был установлен на вечную стоянку памятник труженику паровозу?
- Третья команда узнает в каком году паровозное депо переименовали в Локомотивное?
+1,07 +2,06 +0,09
-0,1 -0,2 -0,1
+2,1 +0,7 +1,3
-1,8
-0,2 -2,1
-2,4 -1,9 -1,1
+1863 +1988
+1960
- Решение уравнений
Учитель: В п. Каменоломни две школы, но особую историю имеет школа № 82. Следующая наша остановка будет Лицей № 82, которая построена в 1938 году и первоначально была семилетней. В 1939 году школа сделала свой первый выпуск. Это было два класса с 35 учащимися. Первый выпуск первого директора школы Козыренко Василия Николаевича. С 1942 года по 1943 год в период немецкой оккупации школа не работала: фашисты разместили на первом этаже конюшню, а на втором расположилась немецкая управа. Трудным было военное время. Шли годы. После войны посёлок с каждым годом становился краше, увеличивалось количество рабочих, учащихся в школе.
С 1987 года директором школы стала учитель математики Марусина Любовь Ивановна.
- С каждой команды приглашается по одному ученику для решения уравнений, остальные работают в тетради. Решив уравнение, первая команда узнает:
1-Скольковыпускников с 1988 года окончили школу с золотой медалью, 2- с серябрянной медалью, 3- команда узнает сколько в среднем ежегодно учащихся становятся призёрами районных и областных олимпиад.
Уравнения для трёх команд
1 команде- (х-0,2)+30=122,8 (93)
2 команде- (х-2,5)+20=83,5 (66)
3 команде- (0,2+х)+30=47,2 (17)
- Физ.минутка
Учитель: Следующая остановка комплекс «Бассейны Дона» п. Каменоломни, это один из первых реализованных проектов спортивных сооружений. Объект введён в эксплуатацию в июне 2007 года. Основу комплекса составляет плавательный бассейн 25на 12, 5 метров.
Наибольшая глубина чаши 1,8 метров.
Вопрос первой команде:
-Назовите приближённое значение к этому числу с недостатком? (1)
-Назовите приближённое значение к этому числу с избытком? (2)
-Округлите это число до единиц (2)
Так как мы с вами находимся в плавательном бассейне, проведём физ. минутку.
Все встали, я буду называть дроби: правильные и неправильные. Если дробь правильная вы приседаете, если неправильная вы встаёте и поднимаете руки вверх.
7.Тетрализованная игра
Учитель: Следующую достопримечательность, которую мы посмотрим, будет дворец культуры. Весной 1951 года началось строительство нового дворца культуры, на месте разрушенного немцами. Строился он долго, а 3 февраля 1957 в торжественной обстановке красавец Дворец культуры на 620 мест был открыт. Но вследствие пожара, произошедшего в 1997 году, здание его сильно пострадало. Администрация Октябрьского района приложила максимум усилий для того, чтобы Дворец Культуры обрел свой нынешний вид. Не один год ушел на реконструкцию и модернизацию. 20-го июня 2002 года состоялось открытие здания после капитального ремонта теперь уже Районного Дворца Культуры.
- Давайте представим, что мы с вами артисты. Каждая команда получает набор цифр. Вам необходимо распределить роли, кто будет какой цифрой. Команда выполняет задание и выстраивается так, чтобы получилось заданное число. Побеждает та команда и получает максимальное количество звёздочек, которая справилась быстрее всех и выполнила верно задание.
Задание №1
1). Изобразите число: 0,4569
2).Умножьте полученное число на 100.
3).Полученное число округлите до десятых.
Задание №2
1). Изобразите число: 5,14349
2).Умножьте полученное число на 10.
3).Полученное число округлите до сотых.
Задание №3
1). Изобразите число: 9,38421
2).Умножьте полученное число на 100.
3).Полученное число округлите до единиц
8.Решение задач
Учитель:
Одной из интересных достопримечательностей посёлка является построенная в 2001 году часовня в память о наших земляках, погибших в Афганистане, Чечне и последствий ликвидации аварий на Чернобыльской АЭС.
А в 1957 году к 30-летию великой победы был зажжён «Вечный огонь» и установлена стела в парке культуры.
А в 2006 году на народные деньги возведена поклонная часовня Архистратига Михаила, установленная на южном въезде в районный центр.
Каждой команде даётся задание решить задачу по готовому чертежу, и тем самым определить:
1 команде - высоту часовни, 2 команде - высоту стелы, 3 команде - высоту часовни архистратига Михаила.
Задача №1
Определите высоту часовни - АС, если АВ=9,3 м, СВ=4 м, РАВС =21,4 м.
Задача №2
Определите высоту стелы - АС, если АВ=9,3 м, СВ=4 м, РАВС =21,4 м.
Задача №3
Определите высоту поклонной часовни - АС, если АВ=9,3 м, СВ=4 м, РАВС =21,4 м.
9.Итог урока
Учитель и команды считают звёздочки, подводят и объявляют итоги урока. Отмечаются активные участники, которые поощряются оценкой “5”.
Можно выделить ребят, получивших хорошие оценки. Всех поблагодарить за участие и подготовку. Награждение команд.
Вот закончился урок.
Результат узнать? Ну что ж!
Кто же лучше всех трудился,
На уроке отличился?
10. Домашнее задание № 1257, №1263 (а, б)
Каменоломнинское городское поселение является административным центром Октябрьского района. Находится на расстоянии 70 км от областного центра – города Ростова-на-Дону. Численность населения составляет 11800 человек, в том числе работающего – 4100 человек. Общая площадь городского поселения – 7,12 кв.км.
Октябрьский Районный Дворец Культуры был построен в 1957году. Изначально он именовался Дворец Культуры железнодорожников. Вследствие пожара, произошедшего в 1997 году, здание его сильно пострадало. Администрация Октябрьского района приложила максимум усилий для того, чтобы Дворец Культуры обрел свой нынешний вид. Не один год ушел на реконструкцию и модернизацию. 20го июня 2002 года состоялось открытие здания после капитального ремонта теперь уже Районного Дворца Культуры.
На сегодняшний день РДК заслуженно можно назвать культурным центром не только поселка Каменоломни, но и всего Октябрьского района.
В данное время во Дворце Культуры ведут работу 60 клубных формирований – это кружки народного творчества, клубы по интересам, в которых занято население поселка Каменоломни и близлежащих поселений в возрасте от 5-ти до 75 лет.
Четыре творческих коллектива уже имеют высокое звание «Народный» и «Образцово – показательный», в их числе Народный ансамбль «Комплимент», неоднократный участник и лауреат различных конкурсов и фестивалей, постоянный участник культурно – массовых мероприятий, проводимых Дворцом культуры. Народная агитбригада «Синяя птица» - участник и лауреат областных конкурсов, а так же мероприятий, проводимых в малых хуторах Октябрьского района. НТЮЗ «Бенефис» - участник районных конкурсов, мероприятий районного масштаба; а так же Образцово – показательный коллектив «Микс–Данс» - лауреат областных, общероссийских и международных конкурсов, яркие и интересные участники любых мероприятий, «танцевальное украшение» всех культурно-массовых программ Дворца культуры.
На базе Дворца проводятся творческие конкурсы и спортивные соревнования районного, областного, а так же общероссийского уровня.
По итогам 2009 года работа коллектива Районного Дворца культуры была оценена по достоинству – он занял 1-е место среди районных учреждений культуры области.
Сотрудники РДК – грамотные и талантливые специалисты. Благодаря их деятельности в поселке Каменоломни и в Октябрьском районе проходят яркие, запоминающиеся мероприятия, уровень проведения которых с каждым разом все выше и сильнее. Будь то юбилей поселка, праздник улицы, календарные праздники, - творческий коллектив Дворца культуры всегда с огромным удовольствием дарит свои таланты, оставляя зрителям самый главный и ценный подарок – отличное настроение и положительные эмоции.
Комплекс "Бассейны Дона" в п. Каменоломни первый из реализованных Спортивно-оздоровительной Ассоциацией "Бассейны Дона" проектов. Он стал прообразом при создании проекта ВСОК "Еnergy-plaza", победившего на первом Всероссийском конкурсе Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской федерации в 2009г. на лучший проект спортивного сооружения для массового спорта в номинации "Плавательные бассейны". Объект введен в эксплуатацию в июне 2007 года.
Наименование услуг:
- бассейн,
- тренажерный зал,
- оздоровительное плавание для детей,
- настольный теннис,
- сауна,
- индивидуальные занятия с тренером,
- массаж,
- групповые тренировки (аквааэробика, фитбол, йога, здоровый позвоночник, евроданс, степ, супер скульпт, танцевальный микс, восточные танцы).
Основу комплекса "Бассейны Дона" п. Каменоломни составляет плавательный бассейн 25x12,5 м (глубина чаши 1,8-1,2 м). В комплексе проходят занятия по аква-аэробике, это одно из современных направлений в фитнесе, тренировки проводятся со специальным оборудованием, с использованием гидромассажа и гейзера.
В здании оздоровительного комплекса "Бассейны Дона" п. Каменоломни 2 зала: танцевальный и зал сухого плавания в танцевальном зале представлены несколько направлений фитнеса степ-аэробика, фитбол, йога, здоровый позвоночник, восточные танцы, силовая аэробика. Все классы различаются по степени сложности, стилям и хореографии. Проводятся как групповые фитнес программы так и индивидуальные тренировки. Для каждого гостя по его желанию может быть разработана индивидуальная программа фитнес-мероприятий.
В комплексе работают высококвалифицированные тренеры и инструкторы.
В комплексе "Бассейны Дона" п. Каменоломни также функционирует магазин спорттоваров, 2-х уровневое кафе на 40 посадочных мест, где можно приобрести фитнес питание, диетическое меню, молочные коктейли и фреш-соки.
На третьем этаже большой тренажерный зал, в котором широко представлены тренажеры кардио и силового направления. В комплексе разрабатываются программы для работы с персональным тренером в тренажерном зале, в фитнес зале и бассейне.
Комплекс"Бассейны Дона" п. Каменоломни оборудован современным инженерным оборудованием, автоматизированной системой дезинфекции и очистки воды.
На базе комплекса "Бассейны Дона" п. Каменоломни работает филиал Ростовской спортивной школы Олимпийского резерва № 22, в которой тренируется около 300 детей из Октябрьского района. Бассейн посещают около 400 человек в день, в том числе 100 человек из общеобразовательных школ, 30 человек занимаются оздоровительным плаванием.
Ежедневно с 11.00 до 12.00, кроме воскресенья, проводится социальный час для инвалидов, пенсионеров и всех желающих. Каждое воскресенье с 6.00 до 23.00 для всех посетителей бассейна действует льготный тариф «Семейный день». .
Каждый понедельник на чаше бассейна проводятся санитарные часы с 6.00 до 10.00.
0,53
1,44
1,61
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Ответьте, пожалуйста ,на вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что было самым лёгким?
- Что было самым трудным?
- Что по вашему мнению, помешало вам победить?
- А что по вашему мнению, помогло выиграть?
Домашнее задание: № 1257, №1263 (а, б)
Маршрутная карта
экскурсии
ученика 5 «В» класса
Ф.И.
Команда № 1
Задание № 1.Устные вопросы командам
1-Как складывают и вычитают десятичные дроби?
2-Назовите первые три разряда после запятой?
3-Какое число называют приближённым значением с недостатком, а какое с избытком?
4-Сформулируйте правило округления чисел?
5-Дайте определение периметра треугольника.
6-Сформулируйте правило умножения на 10, 100, 1000 и т.д.
Задание № 2 «Паровозик»
+1,07
-0,1
+2,1
-0,2
-2,4
+1863
Задание № 3
Решите уравнение: (х-0,2)+30=122,8
Решение:
Ответ: х=…
Задача №
Определите высоту часовни АС, если АВ=9,3 м, СВ=4 м, РАВС =21,8м.
А Дано: АВС
АВ=9,3 м
СВ=4 м
Р АВС =21,8 м.
В Найти:
С Решение:
0,53
Предварительный просмотр:
Ответьте, пожалуйста ,на вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что было самым лёгким?
- Что было самым трудным?
- Что по вашему мнению, помешало вам победить?
- А что по вашему мнению, помогло выиграть?
Домашнее задание: № 1257, №1263 (а, б)
Маршрутная карта
экскурсии
ученика 5 «В» класса
Ф.И.
Команда № 2
Задание № 1.Устные вопросы командам
1-Как складывают и вычитают десятичные дроби?
2-Назовите первые три разряда после запятой?
3-Какое число называют приближённым значением с недостатком, а какое с избытком?
4-Сформулируйте правило округления чисел?
5-Дайте определение периметра треугольника.
6-Сформулируйте правило умножения на 10, 100, 1000 и т.д.
Задание № 2 «Паровозик»
+2,06
-0,2
+0,7
-2,1
-1,9
+1988
Задание № 3
Решите уравнение: (х-2,5)+20=83,5
Решение:
Ответ: х=…
Задача №
Определите высоту часовни АС, если АВ=9,3 м, СВ=4 м, РАВС =21,4 м.
А Дано: АВС
АВ=9,3 м
СВ=4 м
Р АВС =21,4 м.
В Найти:
С Решение:
1,44
Предварительный просмотр:
(х-0,2)+30=122,8
(х-2,5)+20=83,5
(0,2+х)+30=47,2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (математика + экология) по теме «Все действия с десятичными дробями», 6 класс.
Обидно, зайдя в красивый лес, увидеть кучу мусора, который кому-то лень было довезти до свалки, «плачущие» берёзы после сбора сока, последствия страшных лесных пожаров. Всё это дело рук человече...
Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей».Технологическая карта урока.
Урок разработан по ФГОС с универсальными учебными действиями....
Презентация к уроку: "Экскурсия по п. Каменоломни с десятичными дробями"
Презентация к уроку...
разработка урока математики в 5 классе (2 часа) "Умножение десятичной дроби на десятичную дробь".
Конспект урока с презентацией....
разработка урока математики в 5 классе (2 часа) "Умножение десятичной дроби на десятичную дробь".
Конспект урока с презентацией....
Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"
Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Умножение десятичных дробей. Презентация к уроку: Умножение десятичных дробей
Особенности урока: урок — путешествие, прослеживается межпредметная связь с географией, экологией; практическая направленность заданий, показывает, где могут пригодиться знания математики; подоб...
Комментарии
Открытый урок
Детям понравилось!