Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по математике, задание В10
материал по алгебре (11 класс) по теме
При подготовке к ЕГЭ по математике задания В8 вызывают значительную сложность у выпускников. Это, прежде всего, продиктовано неумением учащихся внимательно «вчитываться» в текст задачи. Выбранная иллюстрация решений предполагает закрепление у учащихся базовых предметных знаний и умений:
- умение читать график функции и график производной функции,
- умения понимать геометрический смысл производной,
- умение находить угловой коэффициент касательной из прямоугольного треугольника,
- нахождение промежутков возрастания (убывания) функции по графику её производной,
- нахождение точек экстремума, максимума или минимума функции на отрезке по графику её производной,
- умения находить по графику функции точки, в которых производная функции равна нулю.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии продиктована следующими факторами:
- интенсификацией учебно-воспитательного процесса:
- автоматизацией процесса контроля,
- улучшением наглядности изучаемого материала,
- увеличением количества предлагаемой информации,
- уменьшением времени подачи материала;
- повышением эффективности усвоения учебного материала за счет групповой и самостоятельной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.rar | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Притокская СОШ», Александровский район, Оренбургская область, Машина Н.П.
Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по математике на базе МБОУ «Притокская СОШ».
Учитель: Машина Наталья Павловна
Цель: способствовать развитию активного познавательного интереса к предмету, формированию различных видов деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ,
разработка рекомендаций к системе подготовки по решению задач типа В8, В14.
Задачи:
обучающая:
- формирование навыков решения задач с применением графика функции и её производной;
- расширение видов деятельности по подготовке к ЕГЭ;
развивающая:
- способствовать развитию логического мышления, внимания, математической интуиции, умению анализировать, систематизировать, интерпретировать полученные результаты; применять знания в нестандартных ситуациях,
- способствовать развитию и пониманию у учащихся межпредметных связей алгебры, как науки;
воспитательная:
- побудить у учащихся осознание системной подготовки к ЕГЭ.
Оборудование и материалы для урока: проектор, экран, презентация для сопровождения;
оценочные листы, графики на листах для разбора заданий.
Структура урока:
Структура урока, время этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Мультимедиа и методическое обоснование |
1. Орг. момент, актуализация знаний, необходимых для практической части материалов ЕГЭ. 3 мин. | Беседа с присутствующими | Обучающиеся дают ответ о свойствах функции, используя производную. | Слайд № 1 Актуализация темы. |
2. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности. 7 мин. | Актуальность выбранной темы: с помощью производной можно аналитически установить много важных свойств функции, с другой стороны использовать всю информацию в практических заданиях. Сегодня на уроке перед нами стоит задача уметь использовать теоретические знания в практическом применении. Сегодня мы должны четко сформулировать, о чем может «говорить» производная функции, и тем самым рассмотреть этот вопрос с общих позиций. Необходимо знать, какие свойства функций исследуются с помощью производной. Вспомнить определение возрастающей и убывающей на промежутках функций. По графику функции должны взять промежутки возрастания и убывания функции. | Учащееся четко формулируют: - понятие производной; - определение вида экстремума; - достаточные условия возрастания и убывания функции; - необходимые и достаточные условия экстремума функции; - умение находить точек экстремума функции. | Слайды № 2,3,4 Работа с опорными для памяти определениями, свойствами, условиями, смысловая их группировка. Формирование навыков для безошибочного выполнения действий, доведенных в силу многократного повторения. |
3. Практическая часть. 30 мин. | С помощью слайдов проводит: - фронтальный опрос (учитываются индивидуальные особенности учащихся); - выясняется информационная формулировка главных понятий, свойств, определений; - алгоритм решения заданий. Руководит работой с интерактивной доской. | Учащиеся должны отвечать по слайдам. Работают с интерактивной доской. | Слайды № 5-24 включают в себя: - организацию усвоения способов практической деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении; - творческое применение при решении заданий; - систематизирующее повторение через короткие, затем через более длительные промежутки времени, в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе дифференцированных заданий; - частые включения опорного материала для запоминания в контроль знаний, оценка результатов запоминания и применения; - обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
5 мин. | Задание на применение производной в материалах ЕГЭ Домашнее задание: составить презентацию на основе банка заданий ЕГЭ. | Делают выводы, анализируют оценочные листы | Слайд 25 |
Описание урока:
- Орг. момент
Вступительное слово учителя:
Добрый день, уважаемые коллеги, ребята! Я рада приветствовать вас в нашей школе. Меня зовут Наталья Павловна. Я преподаю в данной школе математику. Сегодня и для вас, и для меня не совсем обычный урок. Данный мастер - класс - это ещё одна форма подготовки к ЕГЭ. Сегодня мы с вами повторим тему «Производная». Хочу отметить, что предложенная мною тема обусловлена несколькими причинами. Одной из них явился невысокий процент решивших задания с производной на диагностических работах для 11 класса. И, конечно же, интересным аспектом для повторения этой темы стали проблемы с интерпретацией учащимися графиков самой функции и её производной. В этом году заранее определён проходной балл – 24, что соответствует 5-ти заданиям. Говорят, что можно натаскать на эти 5 заданий. Но я хочу вам показать, что это не так.
-Скажите, в каких заданиях ЕГЭ применяется производная функции?
Чтобы решить задания В8 и В14, нужно хорошо знать теорию производной функции.
Сейчас вы получите диагностические карточки, где будете сами отмечать ваши пробелы по данной теме.
- Начнём с самого необходимого: с формул и правил дифференцирования. Решить:(Слайд-3) Сегодня нам предстоит отработать задания типа В8. Будем работать с интерактивной доской, которая нам позволяет более наглядно разбирать задания. Один ученик решает у доски. Проверяем. Каждый отмечает в оценочном листе условные обозначения. Повторяем таблицу производных.
Работаем с интерактивной доской. Работа с презентацией в интерактивном варианте.
В данной подборке заданий рассматривается типы задач:
1) Нахождение точек максимума и минимума по графику производной функции.
2) Нахождение длины промежутков возрастания или убывания функции, точек максимума и минимума по графику функции. Отрабатываем данные задания с детьми. (Слайды 5-12)
3) Нахождение значения производной в заданной точке, если задан график функции и касательная к нему (слайды 13-17).
4) Определение количества целых точек, в которых производная функции отрицательна, положительна (слайды 18-21).
5) Нахождение количества точек, в которых производная функции y = f (x) равна 0. (слайд- 22).
6) Нахождение количества точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой у = а (слайд 23)
3. Работа с открытым банком заданий по математике ЕГЭ -2013
- Рефлексия.
Медиапродукт:
- Среда - Microsoft Office PowerPoint 2003
- Вид медиапродукта - наглядная презентация изучаемого учебного материала.
- Структура презентации:
№ n/n | Структурные элементы | № слайда |
1 | Титульный слад | № 1 |
2 | Умения по КТ и Содержание задания В8 по КЭС | № 2 |
3 | Повторение формул и правил дифференцирования | №3 |
4 | Таблица производных | №4 |
5 | -Нахождение точек максимума и минимума по графику производной функции. -Нахождение длины промежутков возрастания или убывания функции, точек максимума и минимума по графику функции. Отрабатываем данные задания с детьми. | №5 - №12 |
6 | Нахождение значения производной в заданной точке, если задан график функции и касательная к нему | №13- №17 |
7 | Определение количества целых точек, в которых производная функции отрицательна, положительна | № 18- № 21 |
8 | Нахождение количества точек, в которых производная функции y = f (x) равна 0. | № 22 |
9 | Нахождение количества точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой у = а | № 23 |
10 | Условие и решение задачи вида: На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (x1; x2). Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y = kx + b или совпадает с ней. | №24 |
11 | Интернет-ресурсы | № 25 |
Целесообразность использования медиапродукта на занятии продиктована следующими факторами:
- интенсификацией учебно-воспитательного процесса:
- автоматизацией процесса контроля,
- улучшением наглядности изучаемого материала,
- увеличением количества предлагаемой информации,
- уменьшением времени подачи материала;
- повышением эффективности усвоения учебного материала за счет групповой и самостоятельной деятельности учащихся.
Рекомендации по работе с презентацией
Презентация состоит из 25 слайдов.
Возможна линейная работа с презентацией (переход по щелчку от слайда к слайду), или возможен переход по гиперссылкам.
Обоснование выбора формы иллюстрирования решения
При подготовке к ЕГЭ по математике задания В8 вызывают значительную сложность у выпускников. Это, прежде всего, продиктовано неумением учащихся внимательно «вчитываться» в текст задачи. Выбранная иллюстрация решений предполагает закрепление у учащихся базовых предметных знаний и умений:
- умение читать график функции и график производной функции,
- умения понимать геометрический смысл производной,
- умение находить угловой коэффициент касательной из прямоугольного треугольника,
- нахождение промежутков возрастания (убывания) функции по графику её производной,
- нахождение точек экстремума, максимума или минимума функции на отрезке по графику её производной,
- умения находить по графику функции точки, в которых производная функции равна нулю.
Возможные варианты применения иллюстрированных решений
- Используется учителем для объяснения решений данных заданий на уроках обобщающего повторения или на занятиях по подготовке к ЕГЭ.
- Применяется учащимися в качестве самопроверки полученного решения.
- Для дистанционного обучения учащихся.
Февраль, 2013 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ по математике.Задания В1.
Подборка заданий В1(задачи на проценты, части) с ответами....
МАСТЕР-КЛАСС ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ЗАДАНИЕ В8. АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ.
При подготовке к ЕГЭ по математике задания В8 вызывают значительную сложность у выпускников. Это, прежде всего, продиктовано неумением учащихся внимательно «вчитываться» в текст задания, ...
Подготовка к ЕГЭ по математике. Задание В3.
Обучающие презентации по отдельным заданиям части В в КИМах ЕГЭ по математике....
Подготовка к ЕГЭ по математике. Задание В4.
Обучающая презентация по заданию В4....
мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.
мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...
Городской мастер-класс «Формирование системы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по математике».
Цель данного семинара – определить основные подходы к подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. На мастер-классе присутствовали учителя математики всех школ города. Обсуждались вопросы: структура новых КИМ,...
Мастер-класс для учащихся "Подготовка к 5 заданию ОГЭ и к 12 заданию ЕГЭ: спряжение глаголов, личные окончания глаголов"
В презентации предоставлена теория о спряжении глаголов, основных исключениях из правил.Прикреплены практические задания для отработки теогретических знаний....
Комментарии
Повторение к ЕГЭ, задание В10
Данный материал можно использовать:
1. Для объяснения решений данных заданий на уроках обобщающего повторения или на занятиях по подготовке к ЕГЭ.
2. В качестве самопроверки полученного решения.
3. Для дистанционного обучения учащихся.