Викторина по истории математики
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Грачева Наталья Анатольевна

Игра для учащихся 7-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota_viktorina_po_istorii_matematiki.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Тип мероприятия: познавательная игра-викторина

Форма мероприятия: соревнование

Педагогические возможности:  

•        Учит коллективному поиску ответов, то есть работе в команде, способствует развитию общения;

•        Воспитывает чувство ответственности за личный вклад в коллективное дело;

•        Стимулирует процесс развития любознательности, познавательного интереса к учебному предмету и его истории.

Участники викторины: 2 команды учащихся 7-8 классов, жюри, болельщики, ведущие.

Цель мероприятия:

• формирование интереса у учащихся к изучению предмета математики;

• развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

• создание условий для практического применения приобретенных знаний, умений и навыков по математике;

• расширение границ познания учащихся по математике;

Оборудование:

 ПК, мультимедиа-проект

Литература:

1.Альхова З.Н., Макеева А.В., Внеклассная работа по математике. Саратов. Лицей, 2003

2. Фрадков А.В. Внеклассная работа по математике 5-11 классы. М: Айрис-пресс, 2008

3. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математики М: Просвещение, 1994

4. Интернет-ресурсы

Схема  викторины

1. Подготовительный этап:

а)  визитная карточка команды

б)  творческое домашнее задание: математическая газета «Первые шаги математик» (зарождение математики в древнем Египте,

вклад древних вавилонян в развитие математики, геометрическая алгебра пифагорийцев, арабские математики и  их система счисления, открытия индийских математиков…)

2. Основной этап:

1) Конкурс «Визитная карточка».

2) Конкурс «Разминка».

3) Конкурс « Угадайка».

4) Конкурс «Преданье старины глубокой…»

5) Конкурс «Головоломка».

6) Конкурс «Черный ящик»  

Дополнительно:

Конкурс болельщиков

Физминутка

3. Заключительный:

 рефлексия, подведение итогов, награждение участников игры.

Текст викторины

Ведущий 1:

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

Ведущий 2:

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром… Аплодисментов!

Внимание! Начинаем наши состязания.

 Представление жюри  (слайд №2)

1. Визитная карточка (слайд №3)

Ведущий 1

Французский писатель Альфонс Доде в одном из произведений писал : «Четыре тысячи босых и размахивающих руками арабов бежало за верблюдом, сверкая шестьюстами тысяч зубов».

Ведущий 2

Не трудно посчитать, что на каждого араба приходится по 150 зубов. Интересно, какая же оценка была у А.Доде по математике? А мы сейчас посмотрим, как хорошо знаете математику Вы?

2. Разминка (слайд № 4)

1. Как выглядит число 13 в римской записи? (XIII)

2. Где придумана десятичная система счисления? (Индия)

3. Что такое дюжина? (12)

4. Что такое «ломаное число»? (дробь, название ведет начало от арабов)

5. Что больше – локоть или фут? (локоть)

6. В какой стране придумали измерять время в часах и минутах? (Вавилон)

7. Что представляли собой первые часы? (солнечные часы – столбик, отбрасывающий тень)

8. Первый счётный прибор (абак – доска с вычерченными линиями)

9. Кто первым измерил высоту пирамиды по её тени? (Фалес)

10. Что такое «решето Эратосфена»? (выделение из натурального числового ряда простых чисел)

11. В 1685 г в Париже было введено математическое обозначение, благодаря типографской опечатке. Какое это обозначение? (%)

12. Кто основал Московский государственный университет? (М.В. Ломоносов)

13. В какой стране впервые появились отрицательные числа? (Индия)

14. Сформулируйте известный арифметический закон, ставший со временем поговоркой? (переместительный)

3.Конкурс « Угадайка» (слайд № 4-12)        

Ведущий 1.Там, где с морем сливается Нил, в древнем жарком краю пирамид  

математик греческий жил много знающий, мудрый.

  Геометрию он изучал, геометрии он обучал. Написал он великий труд, эту книгу                                      « Начала» зовут. Конечно, вы догадались, что это Евклид, и следующий наш конкурс и связан с известными математиками.

4.Конкурс « Преданья старины глубокой….» (слайд № 17)

Ведущий 2.

Задачи старинные мы Вам предложили,                                                                                                                      которые люди давно уж решили,                                                                                                                                            но мы хотим убедиться сейчас,                                                                                                                            что они по плечу и для Вас.

Физминутка.

Ведущий 1

Одновременно левой рукой и правой рукой нарисуйте треугольник и квадрат.

Одновременно левой рукой и правой рукой  нарисуйте 9 и 6.

5.Конкурс «Головоломка» (слайд № 13-15)

Ведущий 2 .Сегодня мы хотели бы предложить  Вам одну из самых известных древних головоломок – игру «Танграм». Возникла игра в Китае, где она называется «Чи чао ту», т.е. умственная головоломка из семи частей. Название  «танграм» - европейское. Вероятнее всего, от слова «тань»/китаец/ и корня «грамм»/буква/. Головоломка состоит в том, что нужно, используя все 7 частей сложить предложенные фигурки, которые должны примыкать друг к другу, не накладываясь друг на друга. Решение головоломок не простое занятие, но «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения»- говорил Э.Хемингуэй, поэтому удачи Вам!

В это время конкурс болельщиков  «Магический квадрат»

Мы не знаем страну, в которой были придуманы магические квадраты, не знаем век (и даже тысячелетие!), в котором они были впервые составлены. Известно только, что они появились и их родиной был Древний Восток. Магический квадрат состоит из чисел таким образом, что суммы чисел в каждой строке, каждом столбце и диагоналях равны.

Расставьте числа от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и трёхклеточной диагонали была равна 15.

4

9

2

3

5

7

8

1

6

6.Конкурс « Чёрный ящик» (слайд № 16)

Ведущий 1. 

Вот – черный ящик перед Вами,

Что там Вы догадайтесь сами.                                                                                                                    

Похвастайтесь своим умом,

Коль Вам предмет этот знаком.

То, что лежит в чёрном ящике изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и первую в мире пилу. Археологи обнаружили много этих предметов, изготовленных из бронзы. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью-признаком высокого положения в обществе признаком высокого положения в обществе и большого ума. За многие годы конструкция предмета не менялась. В наше время им умеет пользоваться любой старшеклассник. Что лежит в чёрном ящике?

(Внимание! Второй черный ящик! В 1974 году одним архитектором была придумана игра, которая является наглядным пособием по алгебре, комбинаторике, программированию. Эту игру называют “игрой столетия”. Если играть без системы, то для достижения потребуются миллионы лет. Использую определенную систему, можно достичь цели за 23 секунды. Эта игра – полезный спутник в дальней дороге. Вопрос: Что это за игра, и какова фамилия ее создателя? Или: Что лежит в черном ящике?)

    3. Заключительный этап

 Рефлексия: ведущие предлагают участникам викторины «отправить смс» на бумажном сотовом телефоне с ответом на вопросы:

1. Какие конкурсы показались интересными?

2. Какие конкурсы вызвали затруднения и почему?

3. Дать общую оценку мероприятия

Подведение итогов: слово предоставляется жюри

Награждение участников викторины :дипломы и призы

                 

        

Приложение1

Мобильный телефон

Приложение2

Танграм

Приложение 3

Магический квадрат

Приложение 4

Старинные задачи

1.У двух мужиков 50 овец, а у одного 15. На сколько овец у него меньше против другого?

2.Я провёл год в деревне, в Москве и в дороге и притом в Москве в 8 раз больше времени, чем в дороге, а в деревне в 8 раз более, чем в Москве. Сколько дней провёл я в деревне, в дороге и в Москве?

3.Собака усмотрела в 150 саженях зайца ,который пробежал в 2 минуты по 500 сажен, а собака в 5 минут 1300 сажен. В какое время собака догонит зайца?

4.Из Всеобщей арифметики  И.Ньютона

Некто желает распределить между бедными деньги. Если бы у него было на 8 динаров больше, то он мог бы дать каждому по три, но он раздаёт лишь по 2, и у него ещё остаётся три. Сколько бедных?

5.В клетке сидят фазаны и кролики. У них вместе 35 голо и 94 ноги. Сколько фазанов и сколько кроликов в клетке?

Ответы к задачам

  1.      На 25.
  2.    5,  40,   320
  3.   15
  4.  11
  5. 23,12

Приложение 5

Оценочный лист

                           

1

Визитная карточка


(2балла)

2

Разминка

(1 балл за каждый ответ)

3

Угадайка

(1 балл  за каждый ответ)

4

Старинные задачи

(согласно таблице)

5

Танграм

(2балла максимум)

6

Черный ящик

(1балл)

Итого

Место

1 команда



2 команда




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по истории для тематической недели по истори в школе

Викторина расчитана на учащихся 7-9 классов.Цель: закрепление полученного материала на уроках....

Викторина по истории математики

Викторина составлена в виде теста о великих математиках. Можно использовать на уроках, внеклассных занятиях....

Викторина по истории математики "Математический звездопад"

Вопросы и материалы для подготовки к викторине по истории математики (11 класс)...

Интегрированный урок - викторина по истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода»

Интегрированный урок - викторина по  истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей ...

Звёздные пути. История математики. Викторина для старшеклассников

Материалы для внеклассного мероприятия по математике в 11 классе - викторины по истории математики. Вопросы викторины разбиты на три блока: вопросы на знание фактов из истории математики; высказывания...

Математическая викторина -История математики 1-

Внеклассное мероприятие по математике позволяет узнать имена великих математиков древности, и какими математическими открытиями мы им обязаны.  Позволяет изучить дополнительный материал об открыт...


 

Комментарии

Грачева Наталья Анатольевна

Так же смотрите презентацию к викторине