Линейная функция и её график
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Линейная функция и её график
Цели урока: Совместно с учащимися сформулировать определение линейной функции; вывести свойства линейной функции; выработать алгоритм построения графика линейной функции.
Образовательная: Ввести определение линейной функции. Научить строить график линейной функции.
Развивающая: Учить обобщению, систематизации знаний, делать выводы, сравнивать, анализировать.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, наблюдательность, самостоятельность.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Постановка цели и мотивация.
Девизом к сегодняшнему уроку будут слова древнегреческого математика Фалеса:
- Что есть больше всего на свете? – Пространство.
- Что быстрее всего? – Ум.
- Что мудрее всего? – Время.
- Что приятнее всего? – Достичь желаемого.
Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата.
3.Актуализация знаний. Проверка д/з.
Как называется переменная х, и переменная у?
Сколько координат имеет точка на координатной плоскости?
Назовите координаты изображенных точек.
Постройте на координатной плоскости точки: А(2;-3), В(-4;0), С(-2;5), Т(1;4). В каких четвертях лежат эти точки?
Чтобы провести прямую, сколько точек нужно знать?
Решить устно № 930.
4. Изучение нового материала.
а) Понятие функции первоначально возникло из решения задач. Давайте и мы решим несколько задач.
Задача 1. Мама купила несколько конфет (d) по 5 рублей за конфету и одну шоколадку за 65 рублей. Сколько она заплатила за всю покупку (n)?
От чего зависит стоимость всей покупки?
Составьте выражение.
Задача 2. На шоссе расположены пункты А и В, удаленные друг от друга на 20 км. Мотоциклист выехал из пункта В в направлении, противоположном А, со скоростью 50км/ч.
На каком расстоянии S(км) от пункта А будет мотоциклист через t часов?
От чего зависит S от А до места нахождения мотоциклиста, если его скорость постоянная?
б) В обеих задачах была зависимость одной величины от другой. Такую зависимость называют функцией. В общем виде её можно записать так: у=кх+b, где к и b некоторые числа, х – независимая переменная, у – зависимая переменная. Такая зависимость называется линейной функцией. Независимая переменная называется аргументом, зависимая – значением функции. Функцию обозначают у или f(x).
Примеры записи линейной функции: (назвать значения к и b, зависимую и независимую переменные)
У=2х-1; у=0,5х+3; f(x)=х-0,3; f(x)=-2,5х.
в) Вопрос учащимся: Как вы думаете, какие значения можно брать для значений аргумента? Предполагаемый ответ (положительные, отрицательные и нуль) .
А какие при этом будут получаться значения функции? Ответ аналогичный.
Вывод: Значит, значения аргумента, и значения функции могут принимать любые значения.
Все значения аргумента функции, при которых она имеет смысл, называют областью определения функции и обозначают D(y). Все значения функции называют областью значений функции и обозначают Е(у). Так как значения аргумента и значения функции для линейной зависимости могут быть любыми числами, то и D(y) и E(y) любые числа.
Сегодня на уроке мы установим, какой вид имеет график линейной функции, и научимся его строить.
Построим график линейной функции y = 2x – 1. Для этого составим таблицу значений функции с шагом 1 при -3 ≤ x ≤ 3.
x | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y |
(ученики заполняют таблицу самостоятельно, а затем проверяют результаты вычислений).
x | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y | -7 | -5 | -3 | -1 | 1 | 3 | 5 |
Отметим в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице.
Чтобы построить график функции, надо найти координаты точек этой функции, отметить их в координатной плоскости и провести через них линию, которая является данной функции.
Соединим точки линией и получим отрезок. Работа по графику: свойства линейной функции.
Вывод: (учащиеся делают сами) были даны разные линейные функции, но в каждом примере её графиком является прямая, поэтому для построения графика линейной функции можно найти координаты двух точек. Графиком функции является прямая.
Частный случай: прямая пропорциональность. Работа с учебником.
5. Первичное закрепление нового материала.
Решить №1327 устно и письменно: № 1328, 1330, 1331.
6. Физкультминутка.
Что ж, пора немного отдохнуть. Приглашаю всех на разминку.
Сядьте ровно. Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше и больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется сначала влево, потом вправо. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее. Молодцы!
7. Самостоятельная работа.
Решить: № 1329 по вариантам
8. Итоги урока. Рефлексия. Д/з.
- Какой формулой задается линейная функция?
- Что является графиком линейной функции?
- Перечислите, какие свойства линейной функции мы рассмотрели на уроке?
- Что нужно знать, чтобы построить график линейной функции?
- Как определить, не выполняя построения, проходит ли заданная прямая через заданную точку?
- Выучить п.7.4, решить - № 1335, 1340
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейная функция и её график
Данный урок ценен, важен и интересен тем, что устанавливает взаимосвязь алгебры с другими науками....
Тема урока: «Линейная функция и ее график» алгебра 7 класс
Тема урока: «Линейная функция и ее график» алгебра 7 классУрок обобщающего повторения. Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал; упражнять учащихся в построении графиков ...
Линейная функция и ее график.-7класс
Урок-деловая игра-7класс....
"Линейная функция и её график"
Разработка урока алгебры по теме "Линейная функция и её график" с использованием интерактивной доски. Урок изучения нового материала. С этой разработкой я участвовала в конкурсе "Умные уроки для интер...
Алгебра 8 класс "Дробно-линейная функция и ее график"
Определение. План построения.Пример построения....
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...