Разработка урока "Решение систем уравнений" 7 класс
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
В дааной разработке показана методика включения материала из биологии в урок обощения и систематизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описан опыт вкючения материала межпредметного характера | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-зачет на тему «Решение систем уравнений с двумя переменными»
7 класс
Цели урока:
1. Образовательная цель:
а) Обобщить изученный материал, подготовиться к контрольной работе.
б) Выявить знания, умения и навыки решения систем уравнений различными способами.
2. Воспитательная цель:
а) Воспитать навыки исследовательской деятельности.
б) Воспитать навыки организации коллективного способа обучения.
в) Воспитать экологическую культуру.
3. Развивающая цель:
а) Решая систему уравнений, познакомиться с классом копытных животных.
б) Развитие способности умений беречь природу, мыслить и действовать экологически целесообразно.
в) Развитие у школьников способности высказывать различные суждения – научное, нравственное и эстетическое, формирование умения оценивать экологические ситуации.
Оборудование: а) таблица квадратов
б) планшеты с нумерациями №1, №2, №3, №4.
в) проекты учащихся о копытных животных.
д) путевой лист для учителя, маршрутные листы для учащихся.
е) проектор для защиты презентаций, буклетов.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Словарная работа: косуля-хулбус, кабарга-тооргу, лось-буур, олень-сыын, лицензия- документ, разрешающий охотничью деятельность, солонцы-хайыр,
План урока
1. Работа класса: решив пример на вычисление, каждая группа определяет свое название.
(Пример из текста контрольных работ для класса с углубленным изучением математики).
2. Работа групп: «Знаете ли вы?» Группы решают три примера на решение системы уравнений с двумя переменными разными способами, получая ответы на заданные вопросы.
3. Физкультминутка.
4. Защита учебных проектов о копытных животных.
5. Итог урока: рефлексия, выставление оценок.
6. Домашнее задание: №1068(г), №1069 (в, г).
Приложение 1
Путевой лист – учителю для проверки
№1 группа-«Кабарга» Ответ 1 задания + 7 1. (-3;9) (1;1) живет в Азии. 2. (5;1) длина 1 м. 3. (4; 2) -питание: лишайники, хвоя, мох и грибы. | №2 группа-«Лось» Ответ 1 задания + 4 1. (-2;2), (1,-1) живет в России, Западной Сибири, у Енисея 2. (5;3) длина: 2,2-3,3 м 3. (-2;10), (10;-2) питание: побеги дер мох, лишайники, водоросли, грибы | №3 группа «Марал» Ответ 1 задания + 5 1. (-1,8; -0,2), (2,2;4,4) живет в Якутии, Саянах, Алтае, Тянь-Шане 2. (4;2) длина 2-2,5 м 3. (9; -7,5) – питание: трава, грибы, листья зимой – лишайники, | №4 группа-«Косуля» Ответ 1 задания + 6 1.(-2;2), (1;-1)-живет в Сибири, Кавказе. 2. (-2; 8), (1; 5) длина – 1 м. 3. (4; 3), (-4;-3) – питание: трава, ягоды, орех, мох, желуди, лишайники. |
Ход урока
- Работа всего класса. Класс делится на четыре группы произвольным образом.
Решают общий пример на вычисление, затем к полученному результату прибавив то число, которое диктует учитель из путевого листа, определяют названия своих групп с соответствующим количеством букв из следующего набора слов: «Кабарга», «Косуля», «Марал», «Лось»:
1) Вычислительный пример: ;
2. Работа групп «Знаете ли вы?» - каждая группа получает карточку с заданиями.
Содержание заданий:
- Решают систему уравнений графическим способом. Затем по полученному ответу определяют из маршрутного листа место обитания данного животного.
- Решают систему уравнений способом подстановки. При этом получают длину тела данного животного.
- Решают систему уравнений способом подстановки. И знакомятся с его питанием.
Слово учителя: Во все времена наши предки охотились. Раньше охота являлась единственным способом добычи пищи. Охотясь, люди добывают ценную пушнину, жир, перья, шкуры и рога. На сегодняшний день это один из видов спорта, который не только приносит удовольствие от добытых трофеев, но и дает возможность людям пообщаться с природой. Выбирая охоту в качестве спортивного занятия или любимого увлечения, нужно знать, что настоящий охотник должен любить природу, бережно относиться к ее дарам и не бит дичь понапрасну. Какие копытные животные вы знаете?
№1 группа «Кабарга»
- Решите систему уравнений графическим способом и найдите место обитания кабарги (задание из экзаменационного материала)?
Х2 = 3-2х, Строим графики функций 1) у = х2 – строят параболу
2) у = 3-2х – строят прямую
Ответ: (-3;9), (1;1) – из маршрутного листа: место обитания в Азии.
- Решите систему уравнений способом подстановки и найдите длину тела кабарги?
Х + у = 6
7х-2у = 33 Ответ: (5;1), – длина тела кабарги равна 1 м.
- Решив систему уравнений способом сложения, вы получите ответ на вопрос: чем питается кабарга?
х + у = 6 Ответ: (4; 2) – из маршрутного листа: лишайники, хвоя,
3х - 5у = 2 мох и грибы.
Защита групп: Кабарга – сибирская кабарга является мелким представителем семейства оленьих, она значительно мельче косули. Ее длина – около 1м, высота в плечах- 50 см, а вес от 8 до 15 кг. Кабаргу называют еще дикой козой. Перепрыгивая, кабарга абсолютно не издает шума. Это можно объяснить строением животного: тонкие ножки ее очень упруги, а передние значительно короче задних. На брюхе у самцов имеется специальный мешочек, в котором содержится пахучее вещество мускус. Именно из-за мускуса и ведется охота на кабаргу, т.к. он широко употребляется в парфюмерии. Это животное не терпит соседства человека. Кабарга – очень скрытный зверь, который ведет ночной и сумеречный образ жизни. Живет в одиночестве. В апреле-июне самки производят на свет 1-2 детенышей. У кабарги очень много врагов: волки, лисы, росомахи, харзы, соболи. На детенышей нападают даже хищные птицы, такие, как рлы, филины или ястребы.
№2 группа «Лось»
- Решите систему уравнений графическим способом и найдите местонахождение лося?
Х2 – 2 = - х, Строим графики функций 1) у = х2 – 2 парабола,
2) у = - х прямая.
Ответ: (-2; 2), (1; -1) европейский подвид живет в европейской части России и Западной Сибири, восточный, или американский, живет к востоку Енисея.
- Решите систему уравнений способом сложения и найдите длину тела лося?
Х 2 + у 2 = 6,
х + у = 8.
Ответ: (5, 3) – длина тела лося составляет 220-330 см, переведите длину в метры?
- Решив систему уравнений способом подстановки, вы получите ответ на вопрос: чем питается лось?
Х + у = 8, Ответ: (-2; 10), (10; -2) – побеги деревьев, молодые ветви
х* у = -20. сосны, мох и лишайники, водоросли и грибы.
Защита учебного проекта: Лось является одним из крупных представителей семейства оленей. Вес животного колеблется от 200 до 470 кг. Лось обладает с хорошо развитой грудной клеткой, голова большая и горбоносая, шея очень крепкая. Лось обладает длинными ногами с острыми копытами. Между пальцев у лося имеются прочные связки, это позволяет ему легко передвигаться по болотистой местности. В отличие от других представителей семейства оленей, лось не любит бегать, но способен развить скорость до 50 км/ч. Умеет отлично прыгать и плавать, легко преодолевает любые препятствия. Возрасте 3 лет у лося начинают появляться рога. Самые большие лосиные рога имеют 30 отростков (по 15 на каждом роге), причем их размах равен 200см. 4. Высота 1,7-2,3 м. Беременность длится 8-8,5 месяца. Рождается обычно 1-2 детенышей. У лося превосходный слух. А вот обоняние и зрение очень слабые. Летом они держатся поодиночке или группами по 2-3 зверя.
№3 группа «Марал»
- Решите систему уравнений графическим способом и найдите место обитания марала.
х + у =5 Строим графики функций 1) у = 5-х прямую,
2х2 +у = 6 2) у = -2х2 + 6 параболу.
.
Ответ: (-1,8; -0,2), (2,2; -4,4) – из маршрутного листа: в Якутии, Саянах, Забайкалье, в Тянь-Шане и на Алтае.
- Решите систему уравнений способом подстановки и найдите длину тела марала?
Х + у = 6,
3х – 5у = 2. Ответ: (4; 2) – длина тела марала составляет 2-2,5 метра.
- Решив систему уравнений способом сложения, вы получите ответ на вопрос: чем питается марал?
5х + 2у = 30 Ответ: (9; -7,5) – из маршрутного листа находят:
3х + 4у = -3 трава, грибы, молодые побеги, листья, зимой – лишайники. В голодное время начинают есть хвою, отчего могут и погибнуть.
Защита учебного проекта: Марал относится к семейству и роду оленей. Охота на этих зверей строго по лицензии. Олени – стадные животные. В соответствии со временем их количество меняется от 10 до 30 голов. В сибирских лесах в такие семьи входит 6-7 оленей. За день могут пройти 1-2 км. Совершая осенне-зимние переходы, уходя от глубокого снега, олени мигрируют на сотни километров. В мае-июне они возвращаются на постоянные пастбища. В рацион оленя обязательно должна входить соль. Детенышей 1-2. Вес взрослого самца 300 кг. Высота в плечах 1,4-2 м. Рога марала применяют в медицинских целях для приготовления лекарственного препарата «Пантокрин». Олени растут до 6-7 лет, живут 12-14 лет.
№4 группа «Косуля»
- Решите систему уравнений графическим способом и найдите местонахождение косули?
Х2 – у = 2 Строим графики функций 1) у = х2 – 2 параболу,
у -3 = х, 2) у = х + 3 прямую.
Ответ: (-2; 2), (1; -1,) – из маршрутного листа: в сибирских лесах, в тайге, в горах Кавказа. Основными местами обитания являются речные долины, камышовые заросли, хвойные и лиственные леса.
- Решите систему уравнений способом подстановки и найдите длину тела косули?
у = х2 + 4
х + у = 6 Ответ: (-2; 8), (1; 5) – длина тела косули составляет 1 м.
3. Решив систему уравнений способом сложения, вы получите ответ на вопрос: чем питается косуля?
х2 – у2 = 7, Ответ: (4; 3), (-4;-3) – трава, ягоды, дикие фрукты,
х2 + у2 = 25 зимой почки и побеги деревьев, желудей, буковые орешки, мох и грибы, лишайники. В день несколько раз им необходима вода, поэтому не удаляются от рек и ручейков.
Защита учебного проекта: Косуля считается одним из красивейших животных на земном шаре. Рога европейской косули редко достигают 30 см, тогда как у сибирских особей они доходят до 45 см. Раньше этот вид обитал в лесостепи, но из-за сельскохозяйственных разработок и отстрела косули ушли в более северные районы. Вес самцов достигает 59 кг. В отличие от оленей у нее есть хвост. Детенышей у косули 1-2, изредка 3-4. С самого рождения у козлят имеются зубы, которые выпадают, когда им исполняется 10 лет. Косули-самцы живут до 16 лет, а самки 11-12 лет. Через год происходит смена рогов. У косули плохое зрение. Косулю можно считать оседлым животным, ее территорией выбирается участок не боле 2 га. Вес- 59 кг. Высота -1 м.
- Физкультминутка.
- Защита проектов учащихся. За 2-3 урока учитель раздает темы исследования «Кабарга», «Косуля», «Марал», «Лось». Учащиеся готовят презентации, буклеты для защиты учебных проектов по данным темам. Время защиты не более 2 минут.
- Итог урока: подведение итогов, выставление оценок группам.
- Домашнее задание. Комментирование домашнего задания.
Приложения:
- Путевой лист (для учителя).
- Маршрутный лист «Места обитания»
- Рацион питания.
Приложение 2
Маршрутный лист «Места обитания» (вывешивается на доске, по ответам заданий учащиеся определяют места обитания) 1) живет в Азии - (-3;9) (1;1); 2) живет в России, Западной Сибири, у Енисея - (-2;2), (1,-1); 3) живет в Якутии, Саянах, Алтае, Тянь-Шане - (-1,8; -0,2), (2,2;4,4) 4) живет в Сибири, на Кавказе - (-2;2), (1;-1). |
Приложение 3
Рацион питания 1) питание: лишайники, хвоя, мох и грибы - (4; 2); 2) питание: побеги деревьев, мох, лишайники, водоросли, грибы - (-2;10), (10;-2); 3) питание: трава, грибы, листья зимой – лишайники - (9; -7,5); 4) питание: трава, ягоды, орех, мох, желуди, лишайники - (4; 3), (-4;-3). |
1. ; 4.
2. ; 5. 0 : любое число = 0
3. 1,25 : ;
Литература:
1. Г.Б. Лучков «Охота на круглый год» 500 практических советов. – М.:РИПОЛ классик, 2005ю – 384с.:ил.
2. Алгебра: учебник для 9 кл. общеобразоват.учреждений (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – 1е изд. – М.: Просвещение, 2003.- 271 с.: ил.
3. Проекты учащихся о копытных животных.
Составитель: Демир-оол Светлана Арияевна – учитель математики МОУ СОШ с. Морен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Решение систем,содержащих уравнения второй степени
Аннотация урока Урок закрепления знаний. На уроке используется технология развития критического мышления. Урок начинается актуализац...
Урок биологии - Виды корней. Типы корневых систем (6 класс)
Разработка урока биологии по теме "Виды корней. Типы корневых систем" в 6 классе.Основное содержание урока:1. Функции корня.2. Виды корней.3....
«Информационные системы. Классификация информационных систем», 11 класс
Цель урока: изучить тему информационные системы и классификацию информационных систем.Задачи урока:- помочь учащимся...
презентация на тему: "Строение корня. Типы корневых систем" (6 класс)
используется при изучении темы Корень...
Технология использования и разработки информационных систем
Есть ряд преимуществ сохранения текстов в файловой рорме на компьютерных носителях по сравнению с бумагой. Во-первых, это компактное размещение. Например, текст толстой книги в 500 страниц помещается ...
Методическая разработка " Решение систем неравенств" самостоятельная работа.
Текст самостоятельной работы для решения систем неравенств....
Методическая разработка. "Решение систем неравенств" .
Самостоятельная работа для 8 класса....