Дроби. 4 класс
план-конспект урока по алгебре по теме

Конспект учебного занятия с использованием интерактивной доски.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_razrabotka_doli.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект учебного занятия с использованием интерактивной доски.

Город: Новокузнецк

МБОУ ООШ № 98

Учителя: Бакланова Татьяна Сергеевна, Класс: 4.

Тема учебного занятия: "Доли".

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: урок.

Цели и задачи учебного занятия:

  1. углубление знаний  о долях, знакомство учащихся с решением задач на определение доли ,  

                                      формирование знаний, умений, навыков действий с долями;

  1. развитие памяти логического мышления, воображения, внимания, речи, математических навыков вычисления;
  2. воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, самостоятельности, дисциплины,

                                      наблюдательности.

Оборудование:  проектор, экран, интерактивная доска, колонки, DVD – диск с мультфильмом  «Мы делили апельсин», модели долей, демонстрационная и раздаточная, заготовка-круг, разделенный на части, таблицы с дробями,

                            учебник Л.Г.Петерсон  «Математика 4класс. 1 часть», тетрадь.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения


I. Организационный момент.

1 мин.

Организовать и настроить детей на работу на уроке.

Знать правила поведения на уроке.

Уметь подготовить к уроку все необходимые принадлежности.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сегодняшний урок математики будет очень насыщенным и, надеюсь, интересным. Поэтому прошу вас быть максимально собранными, наблюдательными и внимательными.

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Интерактивная доска

Знания

Умения


II. Устный счет.

7 мин.

Формирование навыков быстрого счета в уме, учить систематизиро-вать, анализировать и обобщать материал.

Знать таблицу умножения, приемы при делении, знать название компонентов при делении

Уметь считать большие круглые числа  в уме быстро.

Актуализации провер-ки знаний.

Фронта-льный опрос.

Деятельность учителя

Деятельность ученика





(Учитель диктует , дети запи-

сывают только ответы)

















уменьшите 880 в 8 раз












делимое 360, делитель 40, найдите частное







первый множитель 9, произведение 630, найдите второй множит
ль

72 разделить на 3













51 уменьшите в 17 раз












найдите половину от  300




























(110  9  70  24  3  150)






























Дети решают примеры. Проверка результата с помощью «КОНСТРУКТОРА» на интерактивной доске.








Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые икт

Знания

Умения


I I I. Постановка цели урока.


3 мин.

Создание проблемной ситуации и актуализация знаний по теме урока.

Понимать конкретный смысл выражения «разделить на части».

Уметь наблюдать, анализировать и обобщать.

Демонстрация, создание проблемной ситуа-ции, беседы

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика


- Какое задание отличалось от остальных?

– Как можно по-другому назвать половину?


 - Как можно записать половину?




пишите на доске)

- Ответ нельзя записать натуральным числом. Выс-

сажите ваши предположения.




Демонстрация отрывка из мультфильма «Мы делили апельсин

 какая часть апельсина досталась каждому животному?

 Ученики отвечают на поставленные вопросы,  смотрят отрывок из мультфильма, высказывают свои предположения.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые икт

Знания

Умения


IV. Формирование знаний, умений и навыков.

1. Деление на доли.

1) Постановка проблемы.

1 мин.

Развивать умение выдвигать гипотезы, воображение, обобщить жизненный опыт учеников

Знать смысл выражения «разделить поровну».

Уметь правильно строить свои высказывания, делить целое на части.

эвристическая беседа

фронта-льная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Нам часто в жизни приходится делить целое на части. Представьте, что к вам пришли гости, а у вас 1 торт. Как быть? Надо делить его поровну.

Дети выдвигают свои версии.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

икт

Знания

Умения


2) Демонстрация на экране.

1,5мин.

Вспомнить правила и различные способы деления целого на части.

Знать правила поведения  во время демонстрации.

Уметь наблюдать.

Демонстрация на большом экране.

Фронтальная.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Давайте вспомним, как делить целое на части. Внимание на экран.

Ученики внимательно следят за демонстрацией на экране.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Интерактивная доска

Знания

Умения

3)Практическая работа с моделями долей.

3 мин.

Закрепить навык деления на части;

актуализировать знания о способах записи дробей.

Иметь понятие «доли», знать правила безопасной работы с ножницами.

Уметь работать с ножницами, делить предмет на части.

практическая работа

индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Возьмите на столе модель “торта” (круг).

Учитель показывает, дети повторяют.        

К I-у варианту пришло 3 гостя + хозяин. Делим на 4 части. А ко II-у варианту пришло 7 гостей + хозяин. Делим на 8 частей. Разрезаем по линии сгиба на части.

- А как это записать на математическом языке? ( Используем дроби)

- А что такое дробь?


Ученики выполняют указания учителя, отвечают на вопросы.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Интерактивная доска

Знания

Умения

4) Введение нового понятия.

5 мин.

Познакомить с понятием «доли», записью долей

Иметь понятие дроби  числа.

Уметь слушать и наблюдать, работать самостоятельно по учебнику.

объяснение, демонстрация, беседа

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- А что показывает числитель ? (сколько равных частей взяли)

- А что знаменатель? ( на сколько равных частей разделили)

- А сейчас откройте учебники на стр. 65 и найдите как еще можно назвать равную часть?

- Сегодня на уроке мы будем учиться находить несколько долей целого и   узнаем что такое доли.


Доли получили, а как это записать? С помощью, каких таких знаков? Для звуков мы используем буквы, для записи чисел – цифры, а как записать доли? Доли мы запишем с помощью дробей.


Вывешивается запись на доске, а дети записывают в тетрадь.

– Теперь давайте запишем дроби.


Четверть , восьмая

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы,  используют учебник, читают доли на доске и записывают их в тетрадь.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения


5) Работа на закрепление понятия доли  и навыка определения доли числа.

6 мин.

Закрепить понятие «доли », умение читать , записывать доли с помощью дробей.

Иметь понятие о долях и дробях.

Уметь делить на части, находить доли числа, работать на интерактивной доске

практическая работа

Фронтальная работа

Демонстрационные примеры на интерактивной доске

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- А теперь выполним задания из учебника Стр. 65, з.1,

Стр.66, з.3 и 4

Стр.66, з.6

Работа по учебнику с использованием интерактивной доски.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Интерактивная доска

Знания

Умения


2. Работа в паре.  



5 мин

Закрепить понятие доли  и умение ее использовать при записи преобразований одних единиц измерения в другие.

Иметь представление о доле. Знать перевод из одной величины вдругую.

Уметь анализировать, слушать, работать в  паре.

Работа в паре.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работаем  в паре по учебнику Стр 66. з.7

Дополнительное задание для учеников, которые решили быстрее . стр 66, з.8

выполняют задание из учебника в паре, консультируя друг друга.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Интерактивная доска

Знания

Умения



3) Самопроверка по образцу на экране.

1мин.

самостоятельно проверить правильность выполнения задания, исправить ошибки

Знать алгоритм проверки по образцу.

Уметь наблюдать и сравнивать.

самопроверка

индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- А теперь проверьте выполнение этого задания по экрану. Если вы допустили ошибку, исправьте ее зеленой ручкой.


Проверяют задание, исправляют ошибки, если есть.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Использование икт

Знания

Умения


VI. Физминутка.

2мин.

снятие умственного напряжения, мышечная релаксация.

Знать правила точечного массажа и комплекс упражнений для глаз.

Уметь выполнять точечный массаж и комплекс упражнений под руководством учителя.

воспроизведение действий по образцу

коллективная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Показывает упражнения, сопровождая их инструктажем.

Выполняют упражнения, согласно инструкции и показу.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Использование икт

Знания

Умения



VII Повторение раннее изученного материала.

5 мин.

Закрепить умение решать уравнения

Знать компоненты уравнения.

Уметь находить неизвестное

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания на доске

Решение уравнений в тетрадях. Взаимопроверка.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Использование икт

Знания

Умения


IХ. Итог урока.

4 мин.

Подвести итог урока, рефлексия.

Понимать, что такое доли и дроби, их отличия,  взаимосвязь величины доли и знаменателя или числителя.

Уметь делать вывод и отвечать на вопросы учителя осознанно,  полным ответом.

беседа

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Что нового узнали?
– Что такое доля?
– С помощью чего можно записать долю, равную половине?

Рефлексия

Отвечают на вопросы учителя.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Использование икт

Знания

Умения


ХI. Домашнее задание.

1,5 мин.

Записать задание на дом

Знать правила записи дом задания.

Уметь быстро читать и анализировать задание.

самостоятельная работа

индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Стр.65. з.2, стр.67,з.9

Прочитайте задания. Есть ли вопросы?



Читают и записывают задание в дневник.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Использование икт

Знания

Умения


Х. Дополнительный материал.

(если осталось время)

Развивать смекалку, скорость мышления, применить знания, полученные на данном уроке.

Понимать, что такое дробь и соотносить ее с конкретным объектом.

Уметь обосновывать свои ответы.

беседа, самостоятельная работа

фронтальная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ЗАДАЧА НА СМЕКАЛКУ.

“ Пришел из школы ученик
И папе с мамой говорит:
“Задачку задали у нас,
Ее решал я целый час.
И вышло у меня в ответе
Два землекопа и две трети!”

– Правильно ли он решил задачу? Почему?

Слушают задачу, решают ее и отвечают на вопросы учителя, обосновывая свои ответы.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Формирование УУД на уроке математике в 4 классе

 по теме «Доли».

Выполнила:  Бакланова Т.С.

МБОУ «ООШ №98»

Курс № 29/2

Научный руководитель:

Нагрелли Елена Артуровна, к.п.н., доцент

Новокузнецк, 2012

Оглавление.

 

  1. Введение.
  2. Основная часть. Конспект урока «Доли» (математика в 4 классе по программе «Школа 2100»)
  3. Заключение.
  4. Приложение.
  5. Литература.

Введение.

         В соответствии с программой по математике в начальных классах должна быть проведена подготовка к изучению дробей в V и VI классах. Это значит, что в начальных классах надо создать конкретные представления о доли и дроби. 

В настоящее время появляется большое число новых моделей обучения в начальной школе, каждая из которых имеет свой взгляд на данную тему. Так по программе «Школа 2100» более широко представлена обыкновенная дробь, а также сложение и вычитание обыкновенных дробей.

Несмотря на то, что доли и дроби изучаются практически во всех современных моделях образования, эта тема до сих пор остается наиболее сложной для учащихся и вызывает у них определенные трудности.

Ознакомление с долями и дробями традиционно начинается в 3 классе. С этой целью предусматривается ознакомить детей с долями, их записью, научить сравнивать дроби, решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле; в 4 классе ознакомить с дробями, их записью, научить сравнивать дроби,  научить решать задачи на нахождение дроби числа.

Работа над данной темой ведется в 2 этапа.

  1. Ознакомление с долями.
  2. Ознакомление с дробями.

Данный урок разработан по теме «Доли» для обучающихся 4 класса по программе «Школа 2100» с учетом УУД.

Заключение.

     Данный урок разработан по теме «Доли»  для 4 класса по программе «Школа 2100» к учебнику  Петерсон Л.Г. Математика, 4кл.,1 часть.

На протяжении всего урока осуществляется  взаимосвязь целей и задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетания письменной работы с устной и т.д.

Урок введения нового знания, предлагаемый автором программы. Прослеживается чёткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствуют характеру познавательной деятельности учащихся.

Материал для урока носит познавательный характер, используется  математическая терминология. Предложенные задания, работа в парах  носит как развивающий, так и воспитывающий характер. Материал урока тесно связан с реальными моделями жизненных ситуаций.

Урок построен на технологии проблемного диалога, что соответствует технологиям обучения в Образовательной системе «Школа 2100».

Материал урока соответствует уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечивает обратную связь.

Для актуализации знаний  организовывается  с обучающимися  работа  в  парах. Предложенное каждой паре задание, способствует не только закреплению и применению знаний на практике,  но и постановке  цели  и задач урока.  Постановка познавательных задач перед учащимися проходит в виде проблемного диалога.

Изложение новых знаний не дается в готовом виде, обучающимся  предлагается  самим дать название чисел, что помогает им сформулировать тему урока.

Закрепление учебного материала проводится  по  учебнику.

№ 1, 3, с. 65–66 – запись долей.

№ 4, 5, с. 66 – чтение долей.

Постепенно увеличивается степень сложности задания и самостоятельности учащихся при их выполнении. Самостоятельная работа проводится с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствует развитию логического мышления.  Дети приходят к выводу,  что  доля-  это  равная  часть  целой  мерки.

Самоконтроль за выполнением заданий осуществляется на протяжении всего урока.

На уроке используется  мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний).

Применение проблемно - диалогического  обучения на уроке позволяет сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

На каждом этапе урока учитываются  индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень  их подготовленности, осуществляется  индивидуализация обучения и дифференцированный  подход.

Используются  различные виды контроля  на уроке: ученик- ученик    (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель      (сравнение своей работы с образцом на слайде);

Перегрузки учащихся на уроке не должно быть , так как есть:

  1. физминутка;
  2. чередование письменных и устных заданий;
  3. работа у доски.

Список литературы

  1. Глинская Н.В. Математика.3 – 4 классы:текстовый контроль знаний /авт.-сост.Н.В.Глинская. – Волгоград :Учитель, 2011.-127с.
  2. Орг А.О. Олимпиады по математике. 4 класс / А.О.Орг, Н.Г. Белицкая. – М.:Издательство «Экзамен», 2011. – 95. (1)с.
  3. Петерсон Л.Г. Математика, 4кл.,1 часть: Учебник для начальной школы М.: Ювента 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе" Дроби.Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби"

Папка содержит разработку урока, приложения, презентацию. Урок разработан на основе урока учителя Лагуткиной Елены Александровны " Решение  уравнений и задач по теме"Обыкновенные дроби"" ....

Дробь, дробь, дробь, дробь, вот такое чудо!

Математика 5 класс. Правила в частушках. Действия с обыкновенными дробями. Можно использовать при изeчении темы, на итоговом уроке по теме "Обыкновенные дроби", внеурочном мероприятии. Дети ...

Обыкновенные дроби, 5 класс ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби;

Урок математики 1. Обыкновенные дроби ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби...

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»....

Урок алгебры в 8 классе по теме "Основное свойство дроби. Сокращение дробей" для классов с учащимися с ОВЗ

Урок алгебры в 8 классе  по теме "Основное свойство дроби. Сокращение дробей" для классов с учащимися с ОВЗ....

Самостоятельная работа по теме "Деление и дроби, сравнение дробей, приведение дробей к новому знаменателю, сокращение дробей" для 5 класса

Самостоятельная работа по математике разработана для 5 классов, к учебнику Бунимович. Содержит 4 варианта....