Рабочая программа по математике (линия Мордкович)
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме
Рабочая программа по математике 5 класс 170 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_klass_mordkovich.docx | 46.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов:
- Программы. Математика. 5-6 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2007. – 64 с.
- Государственный стандарт основного общего образования по математике.
Программа соответствует учебнику «Математика. 5 класс» образовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2008 г.
Преподавание ведется– 5 часов в неделю, всего 170 часов.
На итоговое повторение в 5 классе в конце года 6 часов, остальные часы распределены по всем темам.
Целью изучения курса математики в 5 классе является: систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.
Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Введение в вероятность.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Учебно-тематический план
по математике
Класс: 5 класс
Учитель: ____________________________
Количество часов за год:
всего 170 часов;
в неделю 5 часов.
Плановых контрольных работ 10
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2007, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ
Учебник «Математика. 5 класс» / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2008 г.
№ | Тема | Кол час | Из них | |
Изучение нового и закрепление | Контроль | |||
1 | Повторение | 1 | ||
2 | Глава I. Натуральные числа | 45 | 42 | 3 |
Десятичная система исчисления | 3 | |||
Числовые и буквенные выражения | 3 | |||
Язык геометрических рисунков | 2 | |||
Прямая. Отрезок. Луч | 2 | |||
Сравнение отрезков. Длина отрезка | 2 | |||
Ломаная | 2 | |||
Координатный луч | 2 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
Контрольная работа №1 | 1 | |||
Округление натуральных чисел | 2 | |||
Прикидка результата действия | 2 | |||
Вычисления с многозначными числами | 4 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
Контрольная работа №2 | 1 | |||
Прямоугольник | 2 | |||
Формулы | 2 | |||
Законы арифметических действий | 2 | |||
Уравнения | 2 | |||
Упрощение выражений | 3 | |||
Математический язык | 2 | |||
Математическая модель | 1 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
Контрольная работа № 3 | 1 | |||
Обобщающий урок-игра | 1 | |||
3 | Глава II. Обыкновенные дроби | 35 | 33 | 2 |
Деление с остатком | 2 | |||
Обыкновенные дроби | 3 | |||
Отыскание части от целого и целого по его части | 3 | |||
Основное свойство дроби | 4 | |||
Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа | 3 | |||
Окружность и круг | 2 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
Контрольная работа № 4 | 1 | |||
Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 5 | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел | 5 | |||
Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число | 3 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
Контрольная работа № 5 | 1 | |||
Обобщающий урок-игра | 1 | |||
4 | Глава III. Геометрические фигуры | 23 | 22 | 1 |
Определение угла. Развернутый угол | 2 | |||
Сравнение углов наложением | 1 | |||
Измерение углов | 2 | |||
Биссектриса угла | 1 | |||
Треугольник | 3 | |||
Площадь треугольника | 2 | |||
Свойства углов треугольника | 2 | |||
Расстояние между двумя точками. Масштаб. | 2 | |||
Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые. | 2 | |||
Серединный перпендикуляр | 1 | |||
Свойство биссектрисы угла | 2 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
Контрольная работа № 6 | 1 | |||
5 | Глава IV. Десятичные дроби | 43 | 41 | 2 |
Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей | 1 | |||
Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. | 2 | |||
Перевод величин из одних единиц измерения в другие | 2 | |||
Сравнение десятичных дробей | 3 | |||
Сложение и вычитание десятичных дробей | 5 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
Контрольная работа № 7 | 1 | |||
Умножение десятичных дробей | 5 | |||
Степень числа | 2 | |||
Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число | 4 | |||
Деление десятичной дроби на десятичную дробь | 5 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
Контрольная работа №8 | 1 | |||
Понятие процента | 3 | |||
Задачи на проценты | 4 | |||
Микрокалькулятор | 3 | |||
6 | Глава V. Геометрические тела | 11 | 10 | 1 |
Прямоугольный параллелепипед | 1 | |||
Развертка прямоугольного параллелепипеда | 4 | |||
Объем прямоугольного параллелепипеда | 4 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
Контрольная работа № 9 | 1 | |||
7 | Глава VI. Введение в вероятность | 4 | 4 | |
Достоверные, невозможные и случайные события | 2 | |||
Комбинаторные задачи | 2 | |||
8 | Повторение | 6 | 5 | 1 |
Итоговая контрольная работа | 1 | |||
Итоговый урок-игра | 1 | |||
Резерв | 3 |
Содержание тем учебного курса
Арифметика
Натуральные числа (27 ч)
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Деление с остатком.
Обыкновенные дроби (32 ч)
Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями (простейшие случаи), умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число. Нахождение части от целого и целого по его части в два приема.
Десятичная дробь (28 ч)
Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Текстовые задачи (24 ч)
Решение текстовых задач арифметическим способом. Математические модели реальных ситуаций (подготовка учащихся к решению задач алгебраическим методом).
Измерения, приближения, оценки (8 ч)
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире.
Представление зависимости между величинами в виде формул.
Проценты (7 ч)
Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Начальные сведения курса алгебры
Алгебраические выражения (11 ч)
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Упрощение выражений (простейшие случаи приведения подобных слагаемых).
Уравнение. Корень уравнения. Решение уравнений методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи).
Координаты (2 ч)
Координатный луч. Изображение чисел точками координатного луча.
Начальные понятия и факты курса геометрии
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии (18 ч)
Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.
Прямоугольник. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развернутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла.
Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника.
Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Измерение геометрических величин (9 ч)
Длина отрезка. Длина ломаной, периметр треугольника, прямоугольника.
Расстояние между двумя точками. Масштаб. Расстояние от точки до прямой.
Величина угла. Градусная мера угла.
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Периметр и площадь прямоугольника. Площадь прямоугольного треугольника, площадь произвольного треугольника.
Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
Элементы комбинаторики (4 ч)
Достоверные, невозможные и случайные события. Перебор вариантов, дерево вариантов.
Требования к математической подготовке учащихся 5 класса
Учащиеся должны иметь представление:
- о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях;
- об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- о достоверных, невозможных и случайных событиях;
- о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах.
Учащиеся должны уметь:
- выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
- выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
- выполнять простейшие вычисления с помощью микрокалькулятора;
- решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;
- составлять алгебраические модели реальных ситуаций и выполнять простейшие преобразования буквенных выражений;
- решать уравнения методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи);
- строить дерево вариантов в простейших случаях;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;
- определять длину отрезка, величину угла;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника, треугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда.
Источники информации для учителя.
- Государственный стандарт основного общего образования по математике.
- За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989 – 287 с.
- Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы) / А.В. Мерлин, Н.И. Мерлина/ Учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2002.
- История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.
- Кононов А.Я. Устные занятия по математике. Пособие для учителя. М.: Издательский Дом «Генжер», 1998. – 80 с.
- Кривоногов В. В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. М. Издательство «Первое сентября», 2003.
- Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича (авт.-сост. Е.А. Ким). – Волгоград: Учитель, 2007.
- Математика. 5-6 кл.: Методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2005. – 104 с.
- Программы. Математика. 5-6 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2007. – 64 с.
- Учебное электронное издание. Математика, 5-11 классы. Практикум. ЗАО «1С», 2004.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса средней школы. М.: Просвещение, 2002-2003.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003. – 95 с.
- Электронное учебное пособие для основной школы. Интерактивная математика. 5-9. «ДОС», 2003. «Дрофа», 2003.
Литература для учащихся
- За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989 – 287 с.
- Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы) / А.В. Мерлин, Н.И. Мерлина/ Учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2002.
- История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.
- Кривоногов В. В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. М. Издательство «Первое сентября», 2003.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса средней школы. М.: Просвещение, 2002-2003.
- Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003. – 95 с.
Список использованной литературы.
- Государственный стандарт основного общего образования по математике
- Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича (авт.-сост. Е.А. Ким). – Волгоград: Учитель, 2007.
- Математика. 5-6 кл.: Методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2005. – 104 с.
- Программы. Математика. 5-6 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2007. – 64 с.
- Учебное электронное издание. Математика, 5-11 классы. Практикум. ЗАО «1С», 2004.
- Электронное учебное пособие для основной школы. Интерактивная математика. 5-9. «ДОС», 2003. «Дрофа», 2003.
Календарно-тематическое планирование по математике 5 класс
№ | Тема | Кол час | дата | ||
план | факт | примечание | |||
1 | Повторение | 1 | 2.09 | ||
2 | Глава I. Натуральные числа | 45 | |||
Десятичная система исчисления | 3 | 3.09,6.09, 7.09 | |||
Числовые и буквенные выражения | 3 | 8.09,9.09, 10.09 | |||
Язык геометрических рисунков | 2 | 13.09,14.09 | |||
Прямая. Отрезок. Луч | 2 | 15.09,16.09 | |||
Сравнение отрезков. Длина отрезка | 2 | 17.09,20.09 | |||
Ломаная | 2 | 21.09,22.09 | |||
Координатный луч | 2 | 23.09,24.09 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | 27.09 | |||
Контрольная работа №1 | 1 | 28.09 | |||
Округление натуральных чисел | 2 | 29.09,30.09 | |||
Прикидка результата действия | 2 | 1.10,4.10 | |||
Вычисления с многозначными числами | 4 | 5.10-8.10 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | 11.10 | |||
Контрольная работа №2 | 1 | 12.10 | |||
Прямоугольник | 2 | 13.10,14.10 | |||
Формулы | 2 | 15.10,18.10 | |||
Законы арифметических действий | 2 | 19.10,20.10 | |||
Уравнения | 2 | 21.10,22.10 | |||
Упрощение выражений | 3 | 25.10-27.10 | |||
Математический язык | 2 | 28.10,29.10 | |||
Математическая модель | 1 | 1.11 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | 2.11 | |||
Контрольная работа № 3 | 1 | 3.11 | |||
Обобщающий урок-игра | 1 | 10.11 | |||
3 | Глава II. Обыкновенные дроби | 35 | |||
Деление с остатком | 2 | 11.11,12.11 | |||
Обыкновенные дроби | 3 | 15.11-17.11 | |||
Отыскание части от целого и целого по его части | 3 | 18.11,19.11,22.11 | |||
Основное свойство дроби | 4 | 23.11-26.11 | |||
Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа | 3 | 29.11,30.11,1.12, | |||
Окружность и круг | 2 | 2.12,3.12 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | 6.12 | |||
Контрольная работа № 4 | 1 | 7.12 | |||
Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 5 | 8.12,9.12, 10.12,13.12,14.12 | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел | 5 | 15.12,16.12,17.12,20.1221.12 | |||
Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число | 3 | 22.12-24.12 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | 27.12 | |||
Контрольная работа № 5 | 1 | 28.12 | |||
Обобщающий урок-игра | 1 | 29.12 | |||
4 | Глава III. Геометрические фигуры | 23 | |||
Определение угла. Развернутый угол | 2 | 10.01,11.01 | |||
Сравнение углов наложением | 1 | 12.01 | |||
Измерение углов | 2 | 13.01,14.01 | |||
Биссектриса угла | 1 | 17.01 | |||
Треугольник | 3 | 18.01-20.01 | |||
Площадь треугольника | 2 | 21.01,24.01 | |||
Свойства углов треугольника | 2 | 25.01,26.01 | |||
Расстояние между двумя точками. Масштаб. | 2 | 27.01,28.01 | |||
Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые. | 2 | 1.02,2.02 | |||
Серединный перпендикуляр | 1 | 3.02 | |||
Свойство биссектрисы угла | 2 | 4.02,7.02 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | 8.02 | |||
Контрольная работа № 6 | 1 | 9.02 | |||
5 | Глава IV. Десятичные дроби | 43 | |||
Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей | 1 | 10.02 | |||
Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. | 2 | 11.02,14.02 | |||
Перевод величин из одних единиц измерения в другие | 2 | 15.02,16.02 | |||
Сравнение десятичных дробей | 3 | 17.02,18.0221.02 | |||
Сложение и вычитание десятичных дробей | 5 | 22.02,24.02,25.02,28.02,1.03 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | 2.03 | |||
Контрольная работа № 7 | 1 | 3.03 | |||
Умножение десятичных дробей | 5 | 4.03,5.03, 9.03, 10.03,11.03 | |||
Степень числа | 2 | 14.03,15.03 | |||
Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число | 4 | 16.03,17.03,18.03,21.03 | |||
Деление десятичной дроби на десятичную дробь | 5 | 22.03,23.03,24.03,25.034.04 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | 5.04 | |||
Контрольная работа №8 | 1 | 6.04 | |||
Понятие процента | 3 | 7.04,8.04, 11.04 | |||
Задачи на проценты | 4 | 12.04-15.04 | |||
Микрокалькулятор | 3 | 18.04-20.04 | |||
6 | Глава V. Геометрические тела | 11 | |||
Прямоугольный параллелепипед | 1 | 21.04 | |||
Развертка прямоугольного параллелепипеда | 4 | 22.04,25.02-27.04 | |||
Объем прямоугольного параллелепипеда | 4 | 28.04,29.04,3.05,4.05 | |||
Подготовка к контрольной работе | 1 | 5.05 | |||
Контрольная работа № 9 | 1 | 6.05 | |||
7 | Глава VI. Введение в вероятность | 4 | |||
Достоверные, невозможные и случайные события | 2 | 10.05,11.05 | |||
Комбинаторные задачи | 2 | 12.05,13.05 | |||
8 | Повторение | 6 | 16.05-19.05 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | 20.05 | |||
Итоговый урок-игра | 1 | 23.05 | |||
Резерв | 3 | 24.05-27.05 | |||
Итого | 170 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 8 класс.(алгебра-А.Г. Мордкович,... и геометрия- А.В. Погорелов)
Программа содержит календарно- тематическое планирование по алгебре и геометрии, пояснительные записки, требования к математической подготовке учащихся, необходимая литература....
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по математике линии УМК «Математика – Сферы» (5-6 классы)
Рабочая программа по математике линии УМК "Математика - Сферы" (5,6 классы) , авторы: Е.А. Бунимович и др., М.: Просвещение, 2012, составлена на основе Федерального государственного стандарта общего о...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....