Формулы сокращенного умножения
методическая разработка (алгебра, 7 класс) на тему
Открытый урок в 7 классе
Тема: «Формулы сокращенного умножения».
Подготовила: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики ФГОУ–СОШ №21 МО РФ
№ п/п | Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока, на которых применяется технология |
1 | Самостоятельная исследовательская работа | В течение урока |
2 | Использование метода обучения в сотрудничестве | В течение урока |
3 | Использование метода работы в малых группах | В течение урока |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formuly_sokrashchennogo_umnozheniya.docx | 49.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План открытого урока
Подготовила: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики ФГОУ–СОШ № 21 МО РФ
Класс: 7.
Предмет: Алгебра
Тема: «Формулы сокращенного умножения».
Цели и задачи:
- Ввести понятие формулы сокращенного умножения;
- Формирования умения самостоятельной исследовательской работы;
- Получение и использование формул для возведения в квадрат суммы и разности двух выражений;
- Формирование умения работы в малых группах.
Оборудование: реквизит, наборное полотно, экран-полоска, плакаты, конверты с вложенными тестовыми заданиями.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания показала, что типичные ошибки наблюдаются в примерах на раскрытие скобок со знаком «-» перед скобкой.
На доске два примера, выполненные с ошибками:
а(2а+Зb)-2аb(2а+Зb)=2а2+Заb-4аb+6b2
(2х-3)(х+2)-(5+х) (2х-1)=2х2+4х-Зх-б-10х+5-2х2-2
Ученики должны определить ошибки и продолжить упрощение.
- Устные задания.
- Найдите квадраты выражений:
с; -4; Зm; 5х2у3.
- Найдите произведение Зх и бу. Чему равно удвоенное произведение этих выражений?
- Прочитайте выражения:
а) а+b в) (а+b)2 д) (х-у)2
б) а2+b2 г) х-у е) х2-у2
- Выполните умножение:
(х+6)(х+5)
- Объясните: как умножить многочлен на многочлен?
- Сегодня мы продолжим изучение темы «Умножение многочлена на многочлен». Ещё в глубокой древности было обнаружено, что некоторые многочлены можно умножать коротким способом, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращённого умножения. Их несколько.
Урок у нас сегодня особый. Нам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул.
(Для исследовательской работы учащиеся объединяются в группы, которые были определены еще до урока.)
Выполним умножение многочленов. Каждая группа выполняет номер своего задания, и результат записывает на доске, на соответствующей строке (номер задания соответствует номеру группы) в правом столбике. Все задания даны в таблице:
Средняя часть таблицы, обведенная рамкой, в момент выполнения заданий закрыта бумажной полоской (экран).
Таблица 1
1. ( x+y ) (x+y ) = | (x+y)2 | =x2+2xy+y2 |
2. ( m+n ) ( m+n ) = | (m+n)2 | =m2+2mn+n2 |
3. ( c+d ) ( c+d ) = | (c+d)2 | =c2+2cd+d2 |
4. ( p+q ) ( p+q ) = | (p+q)2 | =p2+2pq+q2 |
5. ( k+l ) ( k+l ) = | (k+l)2 | =k2+2kl+l2 |
6. ( 8+m ) ( 8+m ) = | (8+m)2 | =64+16+m2 |
7. ( n+5 ) ( n+5 ) = | (n+5)2 | =n2+10n+25 |
- После того, как учащиеся заполнили таблицу, учитель просит их выяснить: есть ли нечто общее в условиях и ответах предложенных упражнений и можно ли выражение в левом столбце записать короче?
После ответов учеников, снимаем экран-полоску и обращаем внимание учащихся на то, что они фактически приступили к исследованию темы урока, поскольку находили произведение двух одинаковых двучленов, то есть, возводили в квадрат сумму двух выражений.
Класс переходит к обсуждению полученных результатов. Ребята замечают, что во всех случаях результатом умножения является трёхчлен, у которого первый член представляет собой квадрат первого слагаемого данного двучлена, второй – удвоенное произведение первого и второго слагаемых, а третье – квадрат второго слагаемого. Такой анализ делает каждая группа.
А теперь без труда можно записать формулу квадрата суммы двучлена
(а+b)2=а2+2аb+b2
(показать формулу и её схему на плакате).
Попробуем прочесть её:
квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения + удвоенное произведение первого и второго выражения + квадрат второго выражения.
- Для закрепления изученного к доске вызываются двое учеников, которые выполняют возведение в квадрат двучленов:
(8х+3) и (10х-7у).
- Исторические сведения.
Эту формулу знали ещё математики Древнего Вавилона, а древнегреческие математики знали её геометрическое истолкование.
Далее следует обратить внимание на плакаты:
Первый плакат:
a | b | ||||
a | a2 | ab | a | a+b | |
b | ab | b2 | b | ||
a | b | ||||
(a+b)2 = a2+b2+2ab |
Второй плакат:
a | |||||
a>b | |||||
a | b(a-b) | (a-b)2 | |||
b2 | b(a-b) | ||||
a | b | ||||
(a-b)2 = a2+b2-2ab |
Начиная с VI века до н.э. они вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, произведение двух чисел они истолковывали как площадь прямоугольника. Алгебраические фоормулы у них принимали вид соотношений между площадями. Например: говорили, что площадь квадрата, построенного на сумме отрезков равна сумме площадей квадратов, построенных на этих отрезках, увеличенной на удвоенную площадь прямоугольника, построенного на этих отрезках. С этого времени и происходит термин "квадрат числа".
- Далее начинается самостоятельная работа по группам. Задания для работы взяты из учебника, но предлагается особый способ их решения.
По столам раздаются конверты с вложенными в них тестовыми заданиями
(смотри приложенный дидактический материал).
Ученикам предлагается достать тест №1 и выбрать из трёх предлагаемых вариантов ответа верный. Ответы должны быть показаны с помощью наборного полотна/
(смотри приложенный дидактический материал).
Использование наборного полотна даёт учителю возможность быстрой оценки правильности ответов.
Группа, выполнившая задание, получает оценки. Обычно старшему группы доверяется оценить работу своих товарищей с учётом "коэффициента трудового участия".
- Учитель предлагает ученикам вывести другую формулу: (а-b)2= ).
Исследование начинается с вопроса: "Изменится ли результат, если будем возводить в квадрат не (а+b), а (а-b)?”
Выясняется, что если в таблице №1 во всех формулах левого (и среднего) столбцов знак "+" поменять на "–", то получаем новые формулы.
Ученики снова начинают выполнять умножения двучленов левого столбца по группам. В результате выясняется, что новые произведения отличаются от ранее записанных лишь знаком перед удвоенным произведением. В связи с этим выводом записывается
(а-b)2=а2-2аb+b2.
Параллельно показываются формула и её схема на плакате. Для закрепления материала на доске выполняется пример
(10у-7х)2=
- Исторические сведения: Формулы
(а+b)2=а2+2аb+b2
и
(а-b)2=а2-2аb+b2
называют биномами Ньютона, в честь математика, физика, философа XVII века Исаака Ньютона. Он вывел и другие формулы:
(а+b)3, (а-b)3, (а+b)4, (а-b)4
и связал коэффициенты одного разложения с коэффициентами другого.
Но это тема другого урока...
- Далее ученикам предлагается выполнить самостоятельную работу по тестовым заданиям, но уже с использованием формулы (а-b)2.
XI. Выдача домашнего задания:
В дополнение к программному домашнему заданию выдаётся творческое задание: Вывести формулы:
а) (b-a)2 в) (а+b)3
б) (-a-b)2 г) (а-b)3
XII. Подводится итог урока:
1. Каков результат нашей исследовательской работы?
2. Выставляются оценки по группам, правильно выполнившим тестовые задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формулы сокращенного умножения"
Данная презентация поможет в отработке навыков применения формул ....
урок в 7классе "Формулы сокращенного умножения"
урок-путешествие по формулам сокращенного умножения....
Формулы сокращенного умножения.Алгебра7 класс.
Тема «Формулы сокращенного умножения».Урок-пресс-конференция .Повторение и обобщение пройденного материала ....
Формулы сокращенного умножения
Конспект урока математики в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения"...
Урок+презентация"Формулы сокращенного умножения "
Урок изучения нового материала. Сопровождается презентацией....
Сценарий общественного смотра знаний по алгебре для 7 класса по теме "Многочлены. Формулы сокращенного умножения"
Общественный смотр знаний был проведен в 7 классе после изучения ключевых тем курса алгебры в 7 классе "Многочлены" и " Формулы сокращенного умножения". Сценарий содержит приложения: задания для подго...
Урок-игра по теме "Формулы сокращенного умножения" 7 кл.
Урок с применением игровых технологий....