Формулы сокращенного умножения
методическая разработка (алгебра, 7 класс) на тему

Агабабян Мариам Микаеловна

Открытый урок  в 7 классе

Тема: «Формулы сокращенного умножения».

Подготовила: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики ФГОУ–СОШ  №21 МО РФ

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых  в УВП

Этапы урока, на которых применяется технология

1

Самостоятельная исследовательская работа

В течение урока

2

Использование метода обучения в сотрудничестве

В течение урока

3

Использование метода работы в малых группах

В течение урока

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formuly_sokrashchennogo_umnozheniya.docx49.58 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока

Подготовила: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики ФГОУ–СОШ № 21 МО РФ

Класс: 7.

Предмет: Алгебра

Тема: «Формулы сокращенного умножения».

Цели и задачи: 

  1. Ввести  понятие формулы сокращенного умножения;
  2. Формирования умения самостоятельной исследовательской работы;
  3. Получение и использование формул для возведения в квадрат суммы и разности двух выражений;
  4. Формирование умения работы в малых группах.

Оборудование: реквизит, наборное полотно, экран-полоска, плакаты, конверты с вложенными тестовыми заданиями.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания показала, что типичные ошибки наблюдаются в примерах на раскрытие скобок со знаком «-»  перед скобкой.

На доске два примера, выполненные с ошибками:

а(2а+Зb)-2аb(2а+Зb)=2а2+Заb-4аb+6b2

(2х-3)(х+2)-(5+х) (2х-1)=2х2+4х-Зх-б-10х+5-2х2-2

Ученики должны определить ошибки и продолжить упрощение.

  1. Устные задания.
  1. Найдите квадраты выражений:

с; -4; Зm; 5х2у3.

  1. Найдите произведение Зх и бу. Чему равно удвоенное произведение этих выражений?
  2. Прочитайте выражения:

а)        а+b        в) (а+b)2        д) (х-у)2

б)        а2+b2                 г) х-у        е) х22

  1. Выполните умножение:

(х+6)(х+5)

  1. Объясните: как умножить многочлен на многочлен?

  1. Сегодня мы продолжим изучение темы «Умножение многочлена на многочлен». Ещё в глубокой древности было обнаружено, что некоторые многочлены можно умножать коротким способом, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращённого умножения. Их несколько.

Урок у нас сегодня особый. Нам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул.

(Для исследовательской работы учащиеся объединяются в группы, которые были определены еще до урока.)

Выполним умножение многочленов. Каждая группа выполняет номер своего задания, и результат записывает на доске, на соответствующей строке (номер задания соответствует номеру группы) в правом столбике. Все задания даны в таблице:

Средняя часть таблицы, обведенная рамкой, в момент выполнения заданий закрыта бумажной полоской (экран).

Таблица 1

1. ( x+y ) (x+y ) =

(x+y)2

=x2+2xy+y2

2. ( m+n ) ( m+n ) =

(m+n)2

=m2+2mn+n2

3. ( c+d ) ( c+d ) =

(c+d)2

=c2+2cd+d2

4. ( p+q ) ( p+q ) =

(p+q)2

=p2+2pq+q2

5. ( k+l ) ( k+l ) =

(k+l)2

=k2+2kl+l2

6. ( 8+m ) ( 8+m ) =

(8+m)2

=64+16+m2

7. ( n+5 ) ( n+5 ) =

(n+5)2

=n2+10n+25

  1. После того, как учащиеся заполнили таблицу, учитель просит их выяснить: есть ли нечто общее в условиях и ответах предложенных упражнений и можно ли выражение в левом столбце записать короче?

После ответов учеников, снимаем экран-полоску и обращаем внимание учащихся на то, что они фактически приступили к исследованию темы урока, поскольку находили произведение двух одинаковых двучленов, то есть, возводили в квадрат сумму двух выражений.

Класс переходит к обсуждению полученных результатов. Ребята замечают, что во всех случаях результатом умножения является трёхчлен, у которого первый член представляет собой квадрат первого слагаемого данного двучлена, второй – удвоенное произведение первого и второго слагаемых, а третье – квадрат второго слагаемого. Такой анализ делает каждая группа.

А теперь без труда можно записать формулу квадрата суммы двучлена

(а+b)22+2аb+b2

(показать формулу и её схему на плакате).

Попробуем прочесть её:

квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения + удвоенное произведение первого и второго выражения + квадрат второго выражения.

  1. Для закрепления изученного к доске вызываются двое учеников, которые выполняют возведение в квадрат двучленов:

(8х+3) и (10х-7у).

  1. Исторические сведения.

Эту формулу знали ещё математики Древнего Вавилона, а древнегреческие математики знали её геометрическое истолкование.

Далее следует обратить внимание на плакаты:

Первый плакат:

a

b

a

a2

ab

a

a+b

b

ab

b2

b

a

b

(a+b)2 = a2+b2+2ab

Второй плакат:

a

   a>b

a

b(a-b)

(a-b)2

b2

b(a-b)

a

b

(a-b)2 = a2+b2-2ab

Начиная с VI века до н.э. они вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, произведение двух чисел они истолковывали как площадь прямоугольника. Алгебраические фоормулы у них принимали вид соотношений между площадями. Например: говорили, что площадь квадрата, построенного на сумме отрезков равна сумме площадей квадратов, построенных на этих отрезках, увеличенной на удвоенную площадь прямоугольника, построенного на этих отрезках. С этого времени и происходит термин "квадрат числа".

  1. Далее начинается самостоятельная работа по группам. Задания для работы взяты из учебника, но предлагается особый способ их решения.

По столам раздаются конверты с вложенными в них тестовыми заданиями

(смотри приложенный дидактический материал).

Ученикам предлагается достать тест №1 и выбрать из трёх предлагаемых вариантов ответа верный. Ответы должны быть показаны с помощью наборного полотна/

(смотри приложенный дидактический материал).

Использование наборного полотна даёт учителю возможность быстрой оценки правильности ответов.

Группа, выполнившая задание, получает оценки. Обычно старшему группы доверяется оценить работу своих товарищей с учётом "коэффициента трудового участия".

  1. Учитель предлагает ученикам вывести другую формулу:  (а-b)2=        ).

Исследование начинается с вопроса: "Изменится ли результат, если будем возводить в квадрат не (а+b), а (а-b)?”

Выясняется, что если в таблице №1 во всех формулах левого (и среднего) столбцов знак "+" поменять на "–", то получаем новые формулы.

Ученики снова начинают выполнять умножения двучленов левого столбца по группам. В результате выясняется, что новые произведения отличаются от ранее записанных лишь знаком перед удвоенным произведением. В связи с этим выводом записывается

(а-b)22-2аb+b2.

Параллельно показываются формула и её схема на плакате. Для закрепления материала на доске выполняется пример

(10у-7х)2=        

  1. Исторические сведения: Формулы

(а+b)22+2аb+b2

и

(а-b)22-2аb+b2

называют биномами Ньютона, в честь математика, физика, философа XVII века Исаака Ньютона. Он вывел и другие формулы:

(а+b)3, (а-b)3, (а+b)4, (а-b)4

и связал коэффициенты одного разложения с коэффициентами другого.

Но это тема другого урока...

  1. Далее ученикам предлагается выполнить самостоятельную работу по тестовым заданиям, но уже с использованием формулы (а-b)2.

XI. Выдача домашнего задания:

В дополнение к программному домашнему заданию выдаётся творческое задание: Вывести формулы:

а)        (b-a)2        в) (а+b)3

б)        (-a-b)2                г) (а-b)3

XII. Подводится итог урока:

        1. Каков результат нашей исследовательской работы?

        2. Выставляются оценки по группам, правильно выполнившим тестовые задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формулы сокращенного умножения"

Данная презентация поможет в отработке навыков применения формул ....

урок в 7классе "Формулы сокращенного умножения"

урок-путешествие по формулам сокращенного умножения....

Формулы сокращенного умножения.Алгебра7 класс.

Тема «Формулы сокращенного умножения».Урок-пресс-конференция .Повторение и  обобщение пройденного материала ....

Формулы сокращенного умножения

Конспект урока математики в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения"...

Урок+презентация"Формулы сокращенного умножения "

Урок изучения нового материала. Сопровождается презентацией....

Сценарий общественного смотра знаний по алгебре для 7 класса по теме "Многочлены. Формулы сокращенного умножения"

Общественный смотр знаний был проведен в 7 классе после изучения ключевых тем курса алгебры в 7 классе "Многочлены" и " Формулы сокращенного умножения". Сценарий содержит приложения: задания для подго...

Урок-игра по теме "Формулы сокращенного умножения" 7 кл.

Урок с применением игровых технологий....