Математические развлечения
план-конспект урока (алгебра, 8 класс) по теме
Разработка одного развлекательного урока для 5-8 классов к юбилею школы 1 марта 2013 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_k_yubileyu_shkoly_dlya_5-8_klassov.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СОФИЗМ – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки.
Математические софизмы в зависимости от содержания и “прячущейся” в них ошибке можно применять с различными целями на уроках математики при изучении различных тем.
При разборе МС выделяются основные ошибки,“прячущиеся” в МС:
- деление на 0;
- неправильные выводы из равенства дробей;
- неправильное извлечение квадратного корня из квадрата выражения;
- нарушения правил действия с именованными величинами;
- путаница с понятиями “равенства” и “эквивалентность” в отношении множеств;
- проведение преобразований над математическими объектами, не имеющими смысла;
- неравносильный переход от одного неравенства к другому;
- выводы и вычисления по неверно построенным чертежам;
- ошибки, возникающие при операциях с бесконечными рядами и предельным переходом.
1.“Неравные числа равны.”
Возьмем два неравных между собой произвольных числа а и b. Пусть их разность равна с, т. е. а-b = с. Умножив обе части этого равенства на а-b, получим
(а-b)2 = = c(a-b),
a раскрыв скобки, придем к равенству
a2-2ab + b2 = = ca-cb,
из которого следует равенство
а2- аb - ас = аb -b2 -bc.
Вынося общий множитель а слева, и общий множитель b справа за скобки, получим
а(а-b-с) = b(а-b-с). (1)
Разделив последнее равенство на (а-b-с),получаем, что
а=b,
другими словами, два неравных между собой произвольных числа а и b равны.
Разбор софизма
: Здесь ошибка совершена при переходе от равенства (1) к равенству а = b. Действительно,согласно условию разность двух произвольных чисел а и b равна с, т. е. а-b = с, откудаа-b-с = 0. Можно записать равенство (1) в виде а-0= b-0. Переход от равенства (1) к равенству а = b осуществляется путем деления обеих частей (1) на равное нулю число а-b-с = 0. Следовательно, здесь мы имеем деление нуля на нуль, которое не имеет смысла,поскольку равенство а0 = b0 выполняется при любых а и b. Поэтому вывод, сделанный в софизме, что числа а и b равны,неверен.
Неоценимую помощь оказывают МС для более глубокого осмысления материала на уроках геометрии. Например, софизм, который можно использовать на уроке по теме “Окружность”,повторяя при этом тему “Признаки равенства треугольников”:
2. Один рубль не равен 100 копеек.
1 р=100 коп
10 р=1000 коп
Умножим обе части этих верных равенств, получим:
10 р=100000 коп, откуда следует:
1 р=10000 коп.
Применение этого софизма является также пропедевтикой использования именованных величин при решении физических задач.
И, конечно, знакомить ребят с математическими софизмами, утверждая, что:
3. “Два умножить на два будет пять”
2*2=4
44=55,
вынесем за скобки слева 4, справа5
4(11)=5(11),
разделим левую и правую часть на (11),получим
4=5, откуда следует
2*2=5.
4.Единица равна нулю
Возьмем уравнение
х-а = 0. (1)
Разделив обе его части на х-а, получим
откуда сразу же получаем требуемое равенство
1=0.
Веселый тест
1.Какие числа употребляются при счёте?
-природные; -натуральные; -естественные; -искусственные
2.Какой «дробный» член есть в футбольном команде?
-полувратарь; -полутренер -полузащитник; -полунападающий.
3.Как называют верхний угол футбольных ворот?
-десятка; -девятка; -шестёрка; -пятёрка.
4.Какими бывают современные фотоаппараты?
-цифровые; -числовые; -формульные; -дробные.
5.Что выкидывает человек, совершая какой-нибудь предосудительный, странный, смешной поступок?
-цифру; -число; -номер; -формулу.
6.Какое математическое действие с клетками обеспечивает рост органов живого организма?
-сложение; -вычитание; -умножение; -деление.
7. Как называется расстояние между двумя отметками на измерительной шкале?
-сложение; -умножение; -вычитание; -деление.
8.Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых и порядочных людей?
-задачу; -пример; -уравнение;
-систему уравнений.
9. Какой результат арифметического действия является сладким
на вкус?
-разность; -сумма; -частное; -остаток.
10. Какой математический знак существует в строении цветка?
-корень; -стебель; -лист; -цветок.
11.Формулы какого умножения изучают на уроках математики в школе?
-скоростного; -ускоренного; - фигурного
-сокращённого;
12. Что иногда производят с персоналом предприятия?
- упрощение; - приведение подобных членов; - сокращение;
- вынесение за скобки.
13. Как заканчивается это известная пословица: «Ясно, как…»?
- дважды два; - трижды три; - пятью пять; - шестью шесть.
14. Как называется повторяющаяся группа цифр в записи бесконечной дроби?
- тайм; - период; - раунд; - гейм.
15. Какая геометрическая фигура подрабатывает в цирке гимнастическим снарядом?
- круг; - прямоугольник; - ромб; - трапеция.
16. Каким математическим словом характеризуют необщительного, скрытного человека?
- прямолинейный; - замкнутый; - пунктуальный; - вогнутый.
17. Что напоминает геометрическое тело называющееся тор?
- бублик -рогалик; - крендель; - батон.
19. Какая из этих геометрических фигур дала название болезни и кости руки человека?
- прямая; - луч; - отрезок; - ломаная.
20.Закончите русскую пословицу: «Всякому мила своя…»
- высота - сторона - медиана - биссектриса
Вы сидели и считали, и, надеюсь, не скучали.
Но закончилась игра – расставаться нам пора,
И давайте на прощание скажем дружно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страничка математических развлечений 2
Страничка с математическими заданиями для стенда....
Математические развлечения
Вопросы на логическое мышление...
Математические игры и развлечения в школе
Игра - это жизненная лаборатория детст-ва, дающая тот аромат, ту атмосферу мо-...
Математическое развлечение для подготовительной группы «Мы считаем, мы решаем».
Данное мероприятие проводилось на детях 6 - 7 лет, имело успех среди детей и воспитателей....
Математическое развлечение для подготовительной группы «Мы считаем, мы решаем».
Данное мероприятие проводилось на детях 6 - 7 лет, имело успех среди детей и воспитателей....
Презентация к внеклассному мероприятию "Математические развлечения"
Презентация к внеклассному мероприятию....
Конспект развлечения с использованием математических, развивающих игр для детей средней группы "Новоселье на Фигурной улице"
"Познание" (формирование элементарных математических представлений), художественно – эстетическое (театрализация, музыка), физическое развитие....