конспект урока по алгебре "Арифметическая прогрессия"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Урок обобщающего повторения по теме "Арифметическая прогрессия" в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок обобщения по алгебре "Арифметическая прогрессия" | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Арифметическая прогрессия
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: дидактическая игра.
Цели: Дидактическая: обобщить и систематизировать теоретические знания по арифметической прогрессии. Совершенствовать навыки нахождения n-го члена и суммы первых n членов арифметической прогрессии с помощью формул.
Развивающая: развивать познавательный интерес обучающихся, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью; развивать грамотную математическую речь.
Воспитательная: воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов; воспитание уважительного отношения к одноклассникам.
Оборудование: 1) плакат: «Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики». К.Гаусс.
2) Компьютер и слайды.
3) Карточки для индивидуальной работы (4 шт).
4) Карточки с цифрами для ответов к устному тесту (для всего класса).
5) Сообщение о Гауссе.
6) карточка с формулами на каждую парту.
7) Задачи 3 этапа (1 экземпляр).
8) рефлексия (тест каждому ученику).
9) домашнее задание на листах каждому ученику.
Ход урока:
1 этап: Мотивационно - ориентировочный (разъяснение цели учебной деятельности).
Учитель: Сегодня на уроке лозунг нас зовет:
«Прогрессио – движение вперед!»
Мы начинаем наш урок.
Ваши глубокие познания прогрессии
Должны всех нас сегодня удивить.
Все устные задания
Нам нужно на одном дыхании решить.
Ведь формулы и определения известны нам теперь.
И в мир задач решения нам широко открыта дверь.
Решишь задачи - берись за тест,
Чтоб не осталось пустых мест.
Сегодня мы должны убедиться,
Что и в 21 веке прогрессия пригодится.
(Слайд 1): Запишем в тетради дату и тему урока.
Давайте совместно определим цели нашей работы на уроке. Для этого я вам предлагаю прочитать некоторые мысли, выбрать наиболее подходящие для нашей работы и дополнить их.
(Слайд 2): - Умение применять формулы……..
- Умение грамотно говорить…….
- Умение обобщать и систематизировать…….
- умение логически мыслить……..
(при решении задач)
- умение пересказывать…….
- умение молчать……..
Итак, если все сказанное вами обобщить, то получим цели урока:
(Слайд 3):
- Обобщить теоретические знания по теме; совершенствовать навыки нахождения п-го члена и суммы п первых членов арифметической прогрессии с помощью формул;
- Развивать познавательный интерес, учиться видеть связь между математикой и окружающей жизнью; развивать грамотную математическую речь;
- Воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов;
воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
2 этап: Актуализация опорных знаний:
Притча о царе. Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подозвал их всех к огромному замку. "Кто откроет этот замок без ключа, тот и будет первым помощником". Но никто из них даже не притронулся к замку. Лишь один подошёл и дёрнул замок, который тут же открылся, он не был закрыт на ключ. Тогда царь сказал: "Ты будешь первым помощником, потому - что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку".
- И сегодня на уроке я хочу, чтобы вы были все моими первыми помощниками: надеялись на собственные силы и не боялись делать попытки отвечать на вопросы.
А) Индивидуальная работа с обучающимися.
4 обучающихся работают индивидуально. Им предлагаются карточки с заданиями уровней А, В, С.
1) Уровень А: Мотолыгин Д
Решение: а10 = а1 + 9 d;
126 = а1+ 36;
а1 = 126 – 36;
а1 = 90.
2) Уровень А: Корсуков А
Решение: а51 = а1 + 50 d;
а51 = 12 + 50 · 0,4;
а51 = 12 + 20;
а51 = 32.
3) Уровень В: Маляров И
Решение: а1 = 15мин; d = 10 мин; аn = 1ч 45мин = 105 мин. Найти: n.
аn = а1 + (n – 1)· d;
105 = 15 + (n – 1)· 10;
10· n = 100;
N = 10. Ответ: 10 дней.
4) Уровень С: Пирмагомедова Д
Решение: а22 = а1 + 21 d;
60 = 24 + 21d;
21d = 36;
d = 12/7
Б) В это время фронтальная работа с классом в виде теста:
(Слайд 4):
- Из предложенных последовательностей выберите те, которые являются арифметическими прогрессиями:
- 1; 2; 4; 9; 16… 3) 1; 11; 21; 31;…
- 2; 4; 8; 16… 4) 7; 7; 7; 7;…..
Какая последовательность называется арифметической прогрессией? Назовите её рекуррентную формулу. Чему равна разность ар. пр. в 3) и 4) пунктах.
2) Из предложенных формул выберите ту, которая показывает характеристическое свойство ар.пр.:
1) аn+1 = аn+ d; 3) Sn = ;
2) ; 4) аn = а1 + (n – 1)· d;
Сформулируйте данное свойство.
3) Из данных формул выберите формулу n члена: 4)
4) В арифметической прогрессии известны а1 = -12; d = 3. Найдите а5.
1) 24; 2) 0; 3) 3; 4) -9
5) Выберите те данные по которым нельзя найти седьмой член арифметической прогрессии.
1) а6 ; d 2) а1 ; d 3) а6; а8 4) Sn; d
Как, зная а6 и d найти а7 ? (по определению ар. пр. а7 = а6 + d )
Как, зная а1 и d найти а7 ? ( по формуле n члена а7 = а1 + 6d )
Как, зная а6 и а8 найти а7 ? ( с помощью характеристического свойства ар.пр. )
6) Задача очень не проста: как сделать, чтобы быстро от 1 и до 100 сложить в уме все числа? Пять подсказок изучи – найдешь к решению ключи: 1 + 100=….; 2+99=….; 3+98=….; 4+97=….; 5+96=…. Давным давно сказал один мудрец, что прежде надо связать начало и конец у численного ряда.
1) 5000; 2) 4949; 3) 5151; 4) 5050.
С этим заданием связана легенда об известном немецком математике К. Гауссе (одно из его высказываний вы можете прочитать над доской).
(Слайд 5): фото К.Гаусса.(30.04.1777 – 23.02.1855)
Выступление ученика:
Дед Гаусса был бедным крестьянином, отец – садовником, каменщиком, смотрителем каналов в герцогстве Брауншвейг. Уже в двухлетнем возрасте мальчик показал себя вундеркиндом: в 3 года он уже умел читать, писать, даже исправлял счетные ошибки отца. Согласно легенде, школьный учитель математики, чтобы занять детей на долгое время, предложил им сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Юный Гаусс заметил, что попарные суммы с противоположных концов одинаковы:
1+100=101; 2+99=101; 3+98=101 и т.д. и мгновенно получил результат (1+100) · 50=5050. Тот же самый ответ, мы можем получить, используя формулу суммы n первых членов, учитывая,
что а1 = 1, а100 = 100, n = 100.
До самой старости Гаусс большую часть вычислений производил в уме. Свободно владея множеством языков, он некоторое время колебался в выборе между филологией и математикой, но предпочел последнюю. Ему принадлежат формулировки и доказательства множества свойств и теорем математики. Он очень любил латинский язык и значительную часть своих трудов написал на латыни; любил французскую, английскую и русскую литературу. В возрасте 62 лет Гаусс начал изучать русский язык, чтобы ознакомится с трудами Лобачевского, и вполне преуспел в этом деле. Современники вспоминают Гаусса как жизнерадостного, дружелюбного человека, с отличным чувством юмора.
Проверка по индивидуальным карточкам.(физ.минутка после задания В)
- А сейчас, чтобы вы окончательно убедились в своих твердых знаниях теоретического материала и формул, поработаем в парах.
Вам предлагается карточка, в которой вы вместе с соседом по парте должны найти «пару», записать число из левого столбца и соответствующую ему букву из правого столбца.
(Слайд 6):
Определение
арифметической
прогрессии
Формула n-го члена
арифметической
прогрессии
Свойство каждого
члена арифметической
прогрессии
Сумма первых n членов
арифметической
прогрессии
Формула разности
арифметической
прогрессии
3 Этап: Приложение математических знаний.
- Прогрессии встречаются не только в математике, но и в окружающем нас мире и очень часто. И одну практическую задачу мы с вами уже решили. Воспользуйтесь советом для подготовки к экзаменам.
А сейчас давайте решим задачу от работников почты:
Чтобы отправить четыре бандероли, требуется четыре разные почтовые марки на общую сумму 120 рублей. Цены марок составляют арифметическую прогрессию. Сколько стоит самая дорогая марка, если она в три раза дороже самой дешёвой?
Решение: S4 = 120 руб; а4 = 3а1 ; Найти: а4
120 = (а1 + 3а1)/2 · 4;
120 = 2а1 · 4;
а1 = 15;
а4 = 45 руб.
Задача от экономистов:
Вкладчик 1 января 2007 года внес в сберегательный банк 50000 рублей. Какой стала сумма его вклада на 1 января 2010 года, если сбербанк начислял ежегодно 20% от вложенной суммы?
Решение: а1 = 50000 руб; d = 20%; Найти: а4
d = 0,2 · 50000 = 10000 руб;
а4 = а1 + 3 d;
а4 = 50000 + 3 · 10000 = 80000 руб.
Задача от родителей:
Родители ко дню рождения сына Андрея решили купить ему мобильный телефон. Для этого они в первый месяц отложили 650 рублей, а в каждый следующий месяц откладывали на 50 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев и смогут ли они купить выбранный им телефон за 8 500 рублей?
Решение: а1 = 650 руб; d = 50 руб; n = 10. Найти: S10.
S10 = (1300 + 9 · 50) · 5 = 8750 руб.
Ответ: смогут купить.
А знаете ли вы, что арифметическая прогрессия применяется и в литературе: у А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» есть такие строки: «не мог он ямба от хорея, как мы не бились, отличить…». Интересно, а вы сможете? Отличие ямба от хорея состоит в различных расположениях ударных слогов стиха.
Ямб – стихотворный размер с ударениями на четных слогах стиха (Мой дя´дя са´мых че´стных пра´вил), т.е. ударными являются второй, четвертый, шестой, восьмой и т.д. слоги. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью 2.
Хорей - стихотворный размер с ударениями на нечетных слогах стиха (Бу´ря мгло´ю не´бо кро´ет), т.е. ударными являются первый, третий и т.д. слоги. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 1 и разностью 2.
4 Этап: Заключительный.
Итог: С такими задачами , ребята, вам придется сталкиваться не только в жизни, но и на экзаменах, как в 9 классе, так и в 11. Чтобы набрать большее количество баллов, нужно уметь их решать.
Рефлексия:
Сейчас я раздам вам тесты, заполнив их, вы сможете проанализировать нашу с вами совместную работу и индивидуальную. (Собрать тесты и проговорить ответы с детьми).
ТЕСТ:
- Результатом своей личной работы считаю, что я…
А) разобрался в теории.
Б) научился решать задачи.
В) повторил изученный материал.
2) Чего вам не хватало на уроке при решении заданий:
А) знаний.
Б) времени.
В) желания.
Г) решал нормально.
3) Кто оказывал вам помощь в преодолении трудностей на уроке:
А) одноклассники.
Б) учитель.
В) учебник.
Г) никто.
Выставление оценок.
Домашнее задание
- Задача:
Для участия в международной математической игре «Кенгуру – математика для всех» необходимо в оргкомитет подать заявку от школ. В первый день указанного срока заявку в оргкомитет подали 5 школ, во второй – 7 школ, в третий – 9 школ и т.д.Через сколько дней в оргкомитет будет будет подано 60 заявок (считая, что полученная закономерность не будет нарушена)? Сколько заявок поступит в последний день?
- №589, №613
( n-ого члена ар. пр.; суммы n первых членов ар. пр.; формулу выражающую характеристические свойства ар. пр.)
( математическим языком, использовать математические символы, правильно оформлять задачи)
(полученные на уроках знания)
Дано: аn- арифметическая прогрессия; а10 = 126, d = 4. Найти а1
Дано: аn- арифметическая прогрессия; а1 = 12; d = 0,4.
Найти а51
Подготовку к экзамену начинают с 15 минут. В каждый следующий день её время увеличивают на 10 минут. Сколько дней следует готовиться к экзамену в указанном режиме, чтобы достичь максимальной продолжительности подготовки, не влияющей на здоровье подростка 1 час 45 минут?
Является ли число 156 членом арифметической прогрессии (аn), в которой а1 = 24; а22= 60 ?
аn = а1 + (n – 1)· d;
156 = 24 + (n – 1)·12/7;
156 = 24 + 12/7 n - 12/7;
12/7 n = 936/7;
n = 78. Ответ: а78 = 156, является.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"
В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...
Конспект урока по теме: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии"
Конспект урока изучения нового материала. Поможет учащимся самостоятельно дать определение геометрической прогрессии, вывести формулу n-ого члена и доказать свойство членов геометрической прогрессии....
Конспект-урока на тему "Прогрессия"
Урок на тему "Прогрессия" для 9 класса. Данный урок был разработан мной в рамках участия в конкурсе "Педагог года Москвы-2015". Надеюсь урок вам покажется интересным, необычным и поможет разнооб...
Конспект урока по теме "Прогрессии. Математика и жизнь".
Урок общеметодологической направленности. Цель: закрепление теоретических знаний по теме «Прогрессии», развитие умений применять полученные знания и способы действий в разнообразных ситуациях, н...
Обобщающий урок по теме прогрессия. Презентация и конспект урока.
Обобщающий урок по теме прогрессия. Презентация и конспект урока....
Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии"
Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Арифметическая прогрессия». Подготовка к ГИА по математике.Задачи урока: Обучающий аспект: обобщить и систематизи...
Конспект урока "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии"
Тема: Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.Класс: 9УМК: Ю. Н. Макарычев «Алгебра 9»Образовательные цели:- организовать деятельность уча...