Конспект урока по теме "Масштаб"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Разработка урока по математике 6 класс "Масштаб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_masshtab.doc | 82.5 КБ |
masshtab.ppt | 577.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
Математика в 6 классе
Тема: Масштаб
учитель математики
МОУ СОШ №1
Жиян Анна Ивановна
Чебаркуль, 2013
Тема: Масштаб
Цель урока: изучить специальные и общие методы решения задач на нахождение масштаба.
Задачи:
- обучающие:
- повторить понятия «отношение», «пропорция», «отношение расстояний»;
- обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление понятия «масштаб»;
- учить читать масштаб;
- показать, что задачи с понятием масштаба, являются одним из практических применений понятия отношения;
-развивающие:
- развивать внимание и наблюдательность;
-воспитательные:
- воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
- способствовать развитию творческой фантазии;
- формировать в детях умение работать в группах;
- показать связь математики с другими науками (в частности с географией и краеведением);
- способствовать воспитанию любви к родному краю.
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала.
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, карта Челябинской области, карта мира, карточки с планом местности, с планом здания, с чертежами деталей; нить, линейка.
СТРУКТУРА УРОКА.
№ | Этап урока | Формы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Мотивационная беседа с последующей постановкой цели. | Даёт настрой для восприятия новой темы. | Воспринимают информацию. | 3 мин | |
2. | Этап актуализации субъектного опыта учащихся | Фронтальная работа | Комментирует ответы учащихся, корректируя их. | Выполняют задание Формулируют обоснования. | 7 мин |
3. | Этап изучения новых знаний и способов деятельности | Индивидуальная работа | Объясняет новую тему. Формулирует вопросы классу (демонстрация) | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, делают выводы | 8 мин |
4. | Первичное закрепление знаний. | Индивидуальная и фронтальная работа | Демонстрирует задание. Комментирует ответы учеников | Отвечают на вопросы. Отвечающий вводит ответ | 8 мин |
5. | Отработка навыков решения задач. Работа с учебником | Групповая и фронтальная работа | Следит за ходом выполнения задания, комментирует решение задания | Решают задания из учебника и задачу для группы | 12 мин |
6. | Подведение итогов урока | Опрос по теме "Пропорциональные величины. Масштаб карты" | Задает вопросы по теоретическому материалу | Фиксируют выводы. Рефлексия | 5 мин |
7. | Постановка домашнего задания | Формулирует задание, комментируя его по необходимости | Воспринимают информацию, фиксируют задание | 2 мин |
ХОД УРОКА.
- Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжим изучение темы «Пропорции». Рассмотрим их применение в одной из областей жизни. Докажем, какое важное практическое применение имеет материал сегодняшнего урока.
Итак, начнем с повторения пройденного.
- Решение устных упражнений.
- Что называется отношением? (Частное двух чисел.)
- Что показывает отношение? (Во сколько раз одно число больше другого, если делят большее число на меньшее, или какую часть одно число составляет от другого, если делят меньшее число на большее.)
- Каково основное условие составления отношений? (Отношение величин находят, если они выражены в одних единицах измерения).
Чтобы вы не забывали о последнем факте, приведу пример с математическим клоуном. (Слайд №2)
Буратино решил найти отношение массы котенка к массе слона. Котенок весит 300 грамм, а слон – 3 тонн. «Составим отношение 300 : 3», - сказал Буратино. – «Котенок в 100 раз тяжелее слона». Прав ли Буратино?
Ответ: Нет, не прав. Ведь Буратино использовал величины, выраженные в разных измерениях. Надо делать так: 3 т = 3 000 000 г ; 300 : 3 000 000 = 1 : 10 000.
- Найдите отношение чисел 8 и 2; 1 и 10; величин: 2см и 4см; 3см и 6 м; 5см и 4,5км. (Слайд №3)
- Во сколько раз число 8,4 больше числа 4,2? (Слайд №4)
- Изучение нового материала
Географическая карта – один из важнейших документов человеческой культуры. Большие территории, государства или части света, изображаются на географических картах. Каждая извилина на карте, каждый штрих – результат огромного многолетнего труда землепроходцев, отважных путешественников и исследователей.(Слайд№5).
Посмотрите на карту России - нашей Родины. Чтобы вам удобнее было работать. Откройте атласы. Найдите столицу нашей родины – Москву и главный город нашей области – Челябинск. Давайте найдем расстояние от Москвы до Челябинска (используя линейку). Какое расстояние у вас получилось? Скажите, а в действительности это такое же расстояние? Нет. Какое расстояние от Москвы до Челябинска в действительности мы вычислим чуть позже.
На карте участки земной поверхности изображаются в уменьшенном виде. Например, расстояние в 1 километр на карте – это отрезок в 1 сантиметр.
Во сколько раз отрезок на карте меньше расстояния на местности? (Слайд №6)
Мы нашли отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего расстояния на местности эта величина называется масштабом.
Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.
Масштаб показывает, во сколько раз расстояние на плане меньше чем расстояние на местности. (Слайд №7)
На карте | 1см |
На местности | 1км = 100000см |
Масштаб | 1 : 100000 |
Запись в тетрадях: (Слайд №8)
Обратите внимание на запись масштаба. Масштаб 1 : 100 000 называется численным.
- Закрепление нового понятия
№ 820 (Слайд №9)
расстояние | масштаб | |
На карте | 3 см | 1 |
На местности | х см | 100 000 |
Масштаб | 1:100 000 |
Отношение 3 : х записываем, проговариваем вслух определение масштаба. Можно приравнять два отношения.
3 : х = 1 : 100 000
х = 3 * 100 000 : 1
х = 300 000 см = 3000 м = 3 км
Ответ: 3км
Задача. Длина отрезка на местности равна 240м, а длина соответствующего ему отрезка на карте равна 2,4см. Найдите масштаб карты. (Слайд №10)
Расстояние | Масштаб | |
На карте | 2,4 см | |
На местности | 240м = 24000см | |
Масштаб |
| ? |
Согласно определению масштаб этой карты равен отношению 2,4см к 240м.
Ответ: 1 : 1000
Физминутка (Слайд №11)
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши- ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный. Ветер дует нам в лицо И качает деревцо. Деревцо все выше, выше, А ребята тише, тише.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели
- Практическое задание (по группам)
По карте Челябинской области найдите:
1-я группа – расстояние от нашего города до города Челябинска; (Ответ 92 км)
2-я группа – расстояние от нашего города до города Златоуста (Ответ: 46км)
Посмотрите, как задан масштаб на карте Челябинской области: 1см – 6км.
Это именованный масштаб.
А теперь вернемся к задаче о расстоянии от Челябинска до Москвы. Вы измерили расстояние на карте мира от Москвы до Челябинска. Вычислите, какое расстояние от Москвы до Челябинска в действительности. (Ответ:1500км) (Слайд №12)
Посмотрите на карту. Это не простая карта, а топографическая. Она дает полное представление о характере местности. Эту карту берут, если нужно построить мост, провести железную дорогу, проложить трассу газопровода. Ею пользуются люди многих профессий. На этой карте масштаб задан по иному, чем на предыдущих картах. Это линейный масштаб. (Фрагмент карты Новосергиевского района показываю при помощи компьютера и проектора). (Слайд № 13)
На этом уроке мы познакомились только с одной областью применения масштаба, а именно, при изображении участков земли на карте.
На практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей (Слайд№14, 15) (например, машины, деталей самолета, корабля) и очень маленьких (модель атома, деталей часового механизма и др.). Поэтому, при вычерчивании, изображения больших деталей уменьшают, а маленьких – увеличивают. Для этого тоже применяют масштаб.
Решите дополнительно №821 (Слайд №16)
8,5 : х = 1 : 1 000 000
х = 8,5 * 1 000 000 : 1
х = 8 500 000 см = 85 000 м = 85 км
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня?
- На какие вопросы получили ответы?
- Какие новые вопросы появились?
- Какие виды заданий вызвали затруднения?
- Какие моменты урока вас обрадовали или огорчили?
Я надеюсь, сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии “масштаб”. Об умном человеке говорят: “масштабно мыслит”. Будем этому учиться! (Слайд №17)
- Задание на дом (Слайд №18)
Измерьте длину и ширину своей комнаты.
П. 23 № 842, №844, №846(а).
Благодарю за урок. (Слайд №19)
В разработке дополнительно был использован материал:
http://www.uchportal.ru/load/24-1-0-30158,
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....