Использование ИКТ на уроках математики
статья по алгебре по теме
Автор – Джанкулаева Зарета Яхьяевна, учитель математики и информатики, I квалификационная категория
МОУ СОШ №2 ГП Терек, Терский район, sch2terek@mail.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_ispolzovaniya_ikt_na_urokah_matematiki.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта использования ИКТ на уроках математики
Автор – Джанкулаева Зарета Яхьяевна, учитель математики и информатики, I квалификационная категория
МОУ СОШ №2 ГП Терек, Терский район, sch2terek@mail.ru
Известно, что образовательный стандарт по математике предполагает наличие у выпускника школы таких компетенций как учебная, исследовательская и личностно-адаптивная. Их формирование должно происходить в результате освоения учеником содержания образования, а учителю необходимо использовать следующие методы формирования и развития мотивации к изучению математики:
- эмоциональные - учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений;
- познавательные – выполнение творческих заданий;
- социальные – создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества.
Именно поэтому ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приёмов, способных активизировать мысль школьников, стимулировать их к самостоятельному приобретению знаний. Будет ли у ребенка интерес к математике - зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело использует учитель те или иные интрументарии для достижения главной в своей работе задачи – научить учиться, научить использовать добытые знания в практической жизни.
В настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Вряд ли стоит объяснять современному учителю, что необходимость вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания.
Как утверждают физиологи, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала при условии, что ученик активно участвует в процессе. Как же решить такую непростую задачу, чтобы ученик не только увидел и услышал, но и активно участвовал бы в процессе?
Как бы мы ни пытались разрешить проблемы преподавания математики с помощью традиционных методов, они не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности. И здесь на помощь приходят технологии с применением компьютера. На мой взгляд, применение ИКТ в преподавании математики способствует объективности при контроле знаний, и это самый большой плюс. Учитель в данной ситуации становится помощником и консультантом в мире знаний. Использование компьютера на уроках - это не дань моде и не способ переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя, это только одно из средств, которое позволяет сделать образовательный процесс более интенсивным, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока. Неоценимые возможности компьютерной техники, огромное многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет, открывают перед учащимися новые возможности, делают доступными многие источники информации.
Бесспорно, круг методических и педагогических задач, которые можно решить, используя компьютер, разнообразен, ведь компьютер – универсальное средство, которое можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, и даже в качестве электронной доски. Одним словом, компьютер помогает решить проблему индивидуализации обучения: обычно ученики, которые медленнее своих товарищей усваивают объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы, а за монитором они чувствуют себя гораздо комфортнее, чем у школьной доски.
Ученик, имея в качестве партнёра компьютер, может многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
Используя обучающие программы, ученик может моделировать реальные процессы, видеть причины и следствия, понимать их смысл. Также компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, который бывает обусловлен непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.
В связи с тем, что технические возможности применение ИКТ ограничены, приходится использовать их в комплексе с традиционными методами обучения. Для обучения математике они могут быть использованы в таких форматах как:
— использование тренировочных программ;
— самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
— использование диагностических и контролирующих работ, тестов;
— выполнение домашних самостоятельных заданий; - выполнение работ творческого характера;
— использование компьютера для вычислений, построения графиков и т.д.
Например, в ходе изучения темы «Решение уравнений» учащиеся накапливают материал по методам и способам решения уравнений и задач. На уроке закрепления материала я использую компьютерные презентации творческого характера по данной теме, которые представляют и защищают сами учащиеся. Такое творческое задание позволяет расширить программные рамки темы, например, «Преобразование графика функции», «Модуль и функция». Использование анимации, цвета, звука, несомненно, удерживает внимание учащихся, у ребят на таких уроках интерес к предмету повышен, они увлечённо отвечают на вопросы учителя, вступают в дискуссии друг с другом во время обсуждения презентационного материала.
Уже много лет веду уроки в старших классах, и приходится задумываться над вопросами подготовки к ЕГЭ и ГИА. На помощь приходят Интернет-ресурсы. Например, на сайте http://uztest.ru/ есть подборка тематических тестов и журнал, в котором автоматически фиксируются оценки ребят. Это помогает учащимся проверить свои знания и более успешно подготовиться к сдаче экзамена. Проблему подготовки к экзаменам решаю, конечно, не только с использованием готовых продуктов, но и сама составляю различные проверочные материалы с учетом западающих тем и ошибок в работах учащихся.
Использовать компьютер можно на всех этапах урока, но при выборе условий для его использования должны учитываться следующие факторы: наличие соответствующих теме контроля программ, количество рабочих мест с персональным компьютером, подготовка учеников к работе с компьютером, их возможности использовать компьютерные технологии вне класса.
Существуют разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий на уроках математики: некоторые считают, что лучшего технического средства, чем мел и доска, для урока не существует. Другие считают, что можно использовать компьютер в течение всего урока. И здесь очень важно определить те темы школьного курса, при объяснении которых использование компьютера наиболее оправдано (например, темы, связанные с построением и чтением графиков функций, графическое решение уравнений и их систем; многие темы курса геометрии). Именно учитель может и должен тщательно продумать, на каких этапах урока применение информационных технологий наиболее эффективно. Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Уроки с использованием компьютера помогают решить очень важные дидактические задачи, например, они могут помочь учащимся 1)усвоить базовые знания по предмету;
2)систематизировать усвоенные знания; 3)сформировать навыки самоконтроля;
4)сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
5)оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Наиболее частое использование компьютерной технологии заключается все же в создании учителем презентаций к уроку. Доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Создать простые слайды для урока при наличии практики довольно быстро. При этом учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на доске, а что экономит время. Несомненно, такой чертеж крупнее, красочнее, ярче. Объяснять новую тему по такому чертежу – одно удовольствие. Также в процессе объяснения можно применять анимационные слайды. Можно показать, выделить определенные элементы. Можно наложить звук. А при закреплении знаний по пройденному курсу можно использовать тестирующий документ, созданный в Microsoft Word . Результат теста виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг учащихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране.
Таким образом, презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит, у него остаётся больше времени на закрепление материала урока.
В проведении уроков с компьютерным сопровождением часто использую электронную версию «Уроки Кирилла и Мефодия». Она содержит материалы по многим темам программы, по истории математики, видеосюжеты, а иногда сопровождается и звуковым объяснением материала.
Часто использую программу ADVANCED GRAPHER. Эта программа давно известна учителям математики. Удобство ее в том, что использовать можно практически на всех уроках при изучении графиков функций. Особенно эффективно применение программы при изучении таких разделов математики как: взаимное расположение графиков линейных функций (7 класс); графический способ решения системы линейных уравнений (7 класс); графический способ решения уравнений (8 класс); построение графика квадратичной функции (9 класс); графический способ решения систем уравнений (9 класс) и многих других
ADVANCED GRAPHER можно использовать и на внеклассных занятиях при подготовке к экзаменам, так как программа позволяет строить кривые, заданные параметрическими уравнениями или уравнениями в полярных координатах, изображать на плоскости области, являющиеся решением неравенств.
Компьютер помогает и на занятиях по профильной и предпрофильной подготовке.
Занятия элективных курсов по математике, которые я веду в 9-11-х классах, часто заканчиваются защитой проектов учащимися, которые создают интересные презентации, и их я могу включать в свои уроки. Примерами таких проектов служат работы моих учащихся над темами «Квадратичная функция», «Графики функций с модулями», «Золотое сечение», «Симметрия» и многие другие.
С помощью компьютерной технологии можно проводить интегрированные уроки. Например, живой интерес у учащихся 8 класса вызвал урок обобщения и систематизации знаний по теме "Решение квадратных уравнений", в ходе которого ученики выполняли работы как в тетрадях так и за компьютером. На примере решений уравнений с параметром учащимся была показана интеграция математики, информатики и физики. Из оборудования, кроме компьютера, были использованы проектор, компьютерная программа в электронных таблицах для самостоятельной работы (в целях экономии времени, заранее подготовленная на уроке информатики), карточки-слайды для устной работы, карточки с заданиями для комплексной самостоятельной работы, таблицы: формулы корней квадратных уравнений; теорема Виета; свойства квадратных уравнений.
При изучении темы «Векторы» в 11 классе необходимо актуализировать довольно большой объем знаний, полученных в 10 классе. С использованием компьютера этот процесс проходит быстрее, а за счет экономии времени удается рассмотреть большее количество задач. Игровой момент становится тем символом, который в нужный момент позволяет вспомнить правило и не ошибиться при решении задачи на сложение векторов. Доказательство теоремы о разложении вектора в пространстве по трем некомпланарным векторам становится очень доступным и очевидным с использованием возможностей анимации. Чертеж, выполненный на доске, проигрывает виртуальному уже хотя бы потому, что виртуальный можно воспроизводить в неизменном виде (что актуально для зрительной памяти) любое количество раз; при необходимости можно возвращаться к предыдущим этапам построения. Конструктивно сформулированные вопросы вовлекают учащихся всего класса в процесс доказательства теоремы. Доказательство теоремы о площади параллелограмма в 8 классе идет очень активно, а если дети не всегда видят на чертеже трапецию, то компьютер наглядно ее демонстрирует. При этом на доске параллельно ведется запись основных положений доказательства теоремы.
Последовательный характер обучения за счет планомерного накапливания наглядных электронных пособий, позволяющих с легкостью в любой момент вернуться к уже знакомым, эмоционально окрашенным образам пройденного материала, может быть гораздо экспрессивнее, чем все другие известные методики обучения.
Какие бы методы и технологии ни использовал учитель, он должен не только дать знания учащимся. Задача его заключается в том, чтобы научить их учиться, развивать их творческие способности. Они должны уметь работать и с книгой, и с другими источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и вне урока. Каждый ребенок по-своему способен и талантлив, и все дети от природы любознательны и полны желания учиться. Школа должна дать им возможность проявить свои дарования. Использование ИКТ – только один из вариантов развития их творческих способностей. Работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к предмету, усиливает мотивы деятельности. Применение информационных технологий стимулирует познавательный интерес школьников, повышает эффективность самостоятельной работы, открывает для них принципиально новые возможности в учебной деятельности и творчестве.
Не следует забывать о том, что лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности, чтобы дети учились с интересом, чтобы подростки испытали и осознали притягательные стороны математики, возможность ее применения в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей, которые будут не только при изучении математики, но и на жизненном пути.
Библиография
- Алгулиев Р.М., Алиев И.М., Шарифов М.Г. Электронные издательские технологии: современное состояние и перспективы развития //Информатика и образование, №6 2005.
- Бокарев М.Ю., Ильин В.В. Система педагогических информационно развивающих технологий единого профессионально-ориентированного процесса обучения // Информатика и образование, №10, 2005.
- Бодровский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии //.- М., 1993. №5.
- Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование №1,1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках математики
Презентация педагогического проекта...
Использование ИКТ на уроках математики с целью мотивации учащихся и повышения качества знаний.
В классе есть только один компьютер и проектор.Как сделать урок интересным? Как сэкономить время на уроке для решения более сложных заданий и своё личное время при подготовке к уроку? Делюсь опытом....
О некоторых приёмах использования компьютера на уроках математики
В статье рассматриваются некоторые приёмы использования компьютера на уроках математики...
Использование ИКТ на уроках математики
Мое выступление на педагогических чтениях районного уровня....
Программа самообразования по математике "Использование ИКТ на уроках математики"
В работе представлена программа самообразования на три года....
Использование ИКТ на уроках математики. Бурмистрова Е.Ю., учитель математики МАОУ Абатская СОШ №1
Использование ИКТ на уроках математики.Бурмистрова Е.Ю., учитель математикиМАОУ Абатская СОШ №1(единый методический день 10.04.2015в МАОУ Абатская СОШ №1)...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ
Использование информационных технологий на уроках математики создает условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для...