Эссе "Моя педагогическая философия"
статья по алгебре по теме

Школа - мой второй дом, куда я торопливо шагаю каждое утро. Как хочется, чтобы в доме этом всегда было уютно, комфортно, тепло от добрых улыбок, дружеской поддержки, взаимопонимания всем – взрослым и детям. Звенит звонок. Класс замолкает в ожидании. Я всматриваюсь в лица моих учеников. Какие они сегодня? Привычное «Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста». И начинается урок…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse1.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Педагог в переводе с древнегреческого означает «путеводитель». Куда мы стремимся? Куда ведем своих учеников? Решив стать учителем, я выбрала свой путь: вверх по лестнице жизни к ее вершинам – Добру, Истине, Красоте.

Школа - мой второй дом, куда я торопливо шагаю каждое утро. Как хочется, чтобы в доме этом всегда было уютно, комфортно, тепло от добрых улыбок, дружеской поддержки, взаимопонимания всем – взрослым и детям. Звенит звонок. Класс замолкает в ожидании. Я всматриваюсь в лица моих учеников. Какие они сегодня? Привычное «Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста». И начинается урок…

Передо мной он – Ученик. Это ради него я готовлюсь к урокам, прихожу ежедневно в школу, за работу с ним получаю зарплату. Это существо юное, чистое, непорочное. В нем много качеств, потребностей, стимулов. Каждый ученик неповторим, своеобразен. Он ищет признания, уважения, любви. Каждый хочет социально утвердиться. И моя задача как учителя состоит в том, чтобы настроиться на внутренний мир ученика, принять его таким, каков он есть, как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Я должна помочь ученику развиваться, стать для него помощником, консультантом, руководителем: не мешать ребенку стать Личностью, обрести себя, свое уникальное «Я».

Дети понимают и ощущают больше, чем, кажется на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения: перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогут проложить тропинку к их душам. Прежде всего, это труд учителя над собой: постоянное самосовершенствование, наблюдение и честный самоанализ глубинного смысла поступков, применение знаний практической психологии. Как библейская истина звучат для меня слова, сказанные В.О.Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь».

Каждый ученик – это, прежде всего личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимания, поэтому я для себя определила еще одно правило: обязательно выслушать любое мнение  ученика, подискутировать с ним, может быть, доказать свою точку зрения или принять его, но ни в коем случае не «сломать» ученика.

Отношение учителя и ученика – это радостная дружба, полное фантазии и доверия. И если ребенок увидит открытое сердце учителя, тогда он с любопытством и интересом войдет в мир науки и начнет жить в этом мире жизнью, наполненной свободой и счастьем познания истины.

Сегодня психолого-педагогическая наука доказала: дл того, чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение формируется через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. В воспитании через общение я выделяю три этапа: во-первых, урок, во-вторых, внеурочное воспитание, в-третьих, организация взаимоотношений учителя и ученика вне школы.

Я убеждена, что воспитание в школе надо строить, начиная с урока – важнейшего фактора развития личности вообще и нравственного развития в частности. Обучение и воспитание соединены в один воспитательный акт. Пожалуй, самым существенным для организации воспитания на уроке является умение учителя «видеть» отношения, наблюдать за поведением детей, выявляя в этом поведении скрытый нравственный смысл. Отношение проявляется во взгляде, в реплике, в действии, в поступке, в мимике, жесте и эмоции. Личность учителя постоянно действует на нравственность школьника.

Первое, что можно утверждать: учитель должен строить свое отношение к детям не как к ученикам, а как к людям. Если учитель не видит в учениках людей, то его влияние нестойко. На мой взгляд, наиболее распространенные нарушения в этике поведения учителя следующие: обращение к ученику не по имени, отсутствие извинений в случае оплошности учителя, приказной, административный характер распоряжений учителя: «Откройте тетради!», «Пишите!», «Встаньте!» без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста»; невнимание к ответу ученика, прерывание его речи, беседа с другим во время его ответа.

Ученик может стать субъектом нравственного воспитания, если его познавательная деятельность нравственно ориентирована, и он сам выступает как активный носитель нравственного отношения к окружающим людям, а этические ситуации, в которых он оказывается действующим лицом, постоянно разрешаются в соответствии с принципами морали.

Второй этап – это внеурочное воспитание. Внеурочное воспитание в общей системе работы школы занимает важное место, так как она тесно связана со всем учебным процессом и влияет на общественно-политическое, умственное, нравственное, эстетическое, физическое и экологическое воспитание школьников. По способу воспитания вне урока можно выделить три группы мероприятий:

  1. Обязательные внепрограммные учебные занятия: самоподготовка, консультации, факультативы.
  2. Участие в работе класса и школы: в общественно-политической и культурно массовой работе, в работе органов детского самоуправления.
  3. Развивающие виды деятельности по интересам, склонностям и способностям.

Третий этап – организация воспитания вне школы.

Здесь должна быть задействована вся мощь союза: учитель-классный руководитель-родитель, только этот союз может помочь ребенку разобраться в себе, выбрать ту форму внешкольной деятельности, которая ему по душе.

Мое твердое убеждение – каждый ученик должен хотя бы один раз в год принять участие в экскурсии, походе. Такое общение с коллективом, учителем, неформальное и нестандартное, даст ребятам возможность изучать предметы и явления в местах их естественного нахождения, в динамике взаимосвязей и взаимозависимостей получать новые впечатления, видеть прекрасное в окружающем нас мире и принимать посильное участие в его охране.

Идеалом, к которому стремятся семья, школа. Общество, является всесторонне развитый человек.

Совместная деятельность школы, учителя и семьи – важнейший фактор рациональной организации свободного времени школьников, если при этом соблюдаются дифференцированный подход, повышается культура использования свободного времени в семье.

Педагогика – самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Это утверждение – основа моей педагогической веры в успех обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...