Урок по теме: "Некоторые приемы решения целых уравнений"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Урок, переработанный с позиции технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tehnologii_razvittiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 40.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема: «Некоторые приемы решения целых уравнений».
Предмет | Алгебра. | |
Класс | 9. | |
Базовый учебник | Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Под редакцией С. А. Теляковского - 19-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. |
Цель урока: формировать представление о приемах решения целых уравнений; познакомить учащихся с теоремой о корне многочлена и теоремой о целых корнях целого уравнения и их использование при решении несложных задач.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «корень многочлена», «правило нахождения корня многочлена среди делителей свободного члена» ,повторить применение теоремы Виета.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят правила решения целых уравнений с использованием теоремы о корне многочлена и теоремы о целых корнях целого уравнения;
-работают с текстом учебника;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают результаты своей деятельности на уроке.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Структура и ход урока
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Проводит инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листочки. Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание вы выполнили вместе с классом, то ставите + в 3-ю колонку, если вы выполнили задание быстрее класса, то ставите + в 4-ю колонку , а если по ходу задания возник вопрос, который не удалось выяснить на уроке, то вы коротко записываете его в 5-й колонке. Те из вас, кто будет решать задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку. | Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой. |
I стадия. Вызов Посмотрите на уравнения, которые записаны на доске 1) 3x – 6 = 0 2) x2 – 6х +5 = 0 3) x4 – 6x2 +8= 0 4) x3 – 25x = 0 5)у3 - 3у2 – 3у + 1=0 6) x3 – 2х = 2
Скажите, что объединяет эти уравнения?
Какие виды целых уравнений вам знакомы? А знаете ли как решать эти уравнения? А какими способами этих уравнения? Ответы учащихся записываются на доске с левой стороны. Посмотрите на уравнения, которые записаны ниже.
Какие это уравнения? Знаете ли вы способы решения этих уравнений? Работа ведется фронтально. | 1. Отвечают на вопросы: - одна переменная, целые уравнения и т.д. - линейные, квадратные, биквадратные, n -степени… - сведением к линейному уравнению; - использованием формулы корней квадратного уравнения; - замена переменной; - разложение на множители; - графически -это целые уравнения. -эти уравнение имеет 2-ю степень, можно решить через дискриминант; очень сложно- большие вычисления; - подбором. |
II стадия. Осмысление содержания
Можно ли решить другие уравнения известными вам способами? А найти корень подбором? Рассмотрите еще уравнения. Можно их отнести к целым уравнениям? 9) х³ + х– 2 = 0, 10) х³- 4х²+ 3х + 2 = 0. Как вы могли бы сформулировать тему урока, цели?
какой корень явно бросается в глаза? Как дальше можно решать? (каждый ученик решает в тетради, затем самопроверка с решением на слайде). Работа ведется индивидуально. Попробуйте в парах написать способ решения квадратных уравнений с большими коэффициентами. Вернемся к уравнениям 9) и 10). Проверьте выведенным вами способом: решаются ли эти уравнения (работа в группе (или в паре). Обратите внимание на связь корня уравнения и свободного члена.
Вы вывели теорему о корнях уравнения. (Постепенное продвижение от знания «старого» к «новому») | (Затрудняются в решении. Кто-то сообразительный может сказать, что подбором решить ешё легче. И сразу учитель предлагает ему дописать этот способ на правой стороне доски) Пытаются сформулировать тему урока, дополняют и уточняют друг друга. - «Некоторые приемы решения целых уравнений» - научиться решать уравнения такого типа. - применяя теорему Виета. Найти целые делители свободного члена. Если среди них найдется корень уравнения, то по теореме Виета найти второй корень. И сразу учитель предлагает дописать этот способ на правой стороне доски) Решают и получают: корень уравнения 9) и 10) 1и 2 соответственно. При этом обращают внимание, что найденные целые корни являются делителями свободного члена уравнения. Мнение каждой группа выслушивается. Таким образом оказывается справедливым следующее утверждение: «Если уравнение, в котором левая часть многочлен, а правая часть 0 и все коэффициенты – целые числа, причем свободный член отличен от 0, имеет целый корень, то этот корень является делителем свободного члена». |
Каким образом решается дальше, к примеру уравнение 10) поможет нам теорема Безу. «Для того чтобы многочлен делился без остатка на двучлен x ̶ a, необходимо и достаточно, чтобы число а было корнем многочлена». В пункте 16 учебника (или на листе с напечатанным текстом) САМОСТОЯТЕЛЬНО разобрать пример с применением теоремы Безу и разработать свой план решения примера 10). (работа в группе (или в паре). Используя свой план, решить данное задание. (каждый ученик решает в тетради, затем самопроверка с решением на слайде). | План решения. 1.Найти делители свободного члена. 2.Среди них найти корень уравнения путем проверки. 3.Используя схему Горнера, разложить на множители многочлен из правой части уравнения (разделить этот многочлен на выражение( х-m), где m – найденный путем подбора корень уравнения.) (Коллективная корректировка этого плана.)
|
Проверяется решение, проводится актуализация знаний. | Проверяется решение в тетрадях, задаются вопросы по решению. |
III стадия. Рефлексия Давайте вернемся к тем способам целых уравнений, которые мы записали вначале урока. Какие внесли дополнения? | Соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. |
VII. Этап оценивания знаний учащихся Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями): Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3». | Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок. |
Информирования учащихся о домашнем задании |
Технологическая карта учащегося.
Задания, которые нужно выполнить на уроке письменно. | Рекомендации учителя | Ученик ставит в эту колонку знак «+» напротив того задания, которое он выполнял вместе с классом или вместе с соседом по парте. | Ученик ставит в эту колонку «+» напротив того задания, которое он выполнял самостоятельно(быстрее, чем на доске). | Вопросы, которые возникли при выполнении задания или после выполнения задания и которые не удалось выяснить на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Приемы решения целых уравнений"
Конспект урока по теме "Приемы решения целых уравнений" в 9 классе(углубленное изучение).Урок обобщения и систематизации знаний. Материал урока иожет быть полезен при подготовке к ГИА , вводном повтор...
Урок по ФГОС в 9 классе по теме "Некоторые приемы решения целых уравнений", презентация к уроку
Краткий конспект урока в 9 классе по ФГОС "Некоторые приемы решения целых уравнений": изучются приемы решения уравнений с применением теоремы о целых корнях целого уравнения; Разработана технологическ...
Презентация к уроку по теме "Некоторые приемы решения целых уравнений" в 9 классе.
Презентация к уроку по теме "Некоторые приемы решения целых уравнений" в 9 классе....
Самоанализ урока алгебры 9 класс. Тема "Некоорые приемы решения целых уравнений"
Самоанализ урока в 9 классе....
Некоторые приемы решения целых уравнений
презентация...
Приемы решения целых уравнений
Материал для открытого урока для 9 класса....
Разработка урока "Приемы решения целых уравнений"
Разработка урока...