сравнение дробей
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
5-й класс
Цели урока: Введение понятия сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности; Вспомнить, что значит расставить числа в порядке возрастания и убывания; повторить правила сравнения десятичных дробей; учить мыслить самостоятельно и делать выводы; учить сравнивать обыкновенные дроби; развивать в детях самооценку и уверенность в своих силах; воспитывать чувство коллективизма.
Задачи: Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);
Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках;
Расширение кругозора и математической культуры учащихся;
Создание деятельной, творческой обстановки в процессе урока, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся;
Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися;
Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.
Оборудование урока: проектор, презентация “Сравнение дробей”.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный урок с использованием презентации, мультимедийных обучающих ресурсов.
Ход рока
I. Организационная часть.
Учитель: — Сегодня новую тему вы будете изучать самостоятельно. Но изучение будет разложено по этапам. Слайд 1.
II. Актуализация опорных знаний.
На сколько частей поделен каждый пирог? Посмотрите на первый пирог: как вы думаете на сколько частей поделили этот пирог, сколько частей взяли? Как назвать по-другому “половина”? А “треть”? Покажите на рисунке, где здесь изображена четвертая часть пирога? Десятая часть пирога? А восьмая часть? Что больше - половинка или целый пирог? Что меньше - целый пирог или половинка? Что больше - половинка или одна из четырех частей (одна четверть)? Почему?
Слайд 2.
1. Из чего состоит дробь? Что означает каждое из названного?
2. Сформулировать основное свойство дроби.
3. В каких преобразованиях дробей используется основное свойство дроби?
4. Что значит сократить дробь?
5. Как привести дробь к новому знаменателю?
6. Что значит привести дроби к общему знаменателю?
III. Устный счёт.
Решение примеров на сокращение дробей и приведение к новому знаменателю с использованием мультимедийного тренажёра «Я учусь решать примеры».
IV. Создание проблемной ситуации. Слайд 3.
Расставьте числа в порядке возрастания:
а) 247, 645, 719, 247, 146, 204, 656.
б)
При выполнении задания:
а) вспомнить правило сравнения натуральных чисел, при выполнении задания;
б) у ребят возникает проблема – как это сделать?
Учитель:Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как сравнивать дроби с одинаковым знаменателем (слайд № 3). Для этого изобразите в тетрадях прямоугольник, длина которого 8 см, а ширина 2 см. Это один прямоугольник. Запишем в первом прямоугольнике число 1 (Результат проверяется по слайду № 4). Начертите под первым прямоугольником такой же второй и разделите его на 2 равные части. Какие доли получили? Сколько вторых долей в целом прямоугольнике? Подпишите (слайд № 4 вторая картинка). Ниже начертите такой же прямоугольник и разделите его на 4 равные части (слайд № 4 третья картинка). Как называется каждая часть? Сколько четвертых долей в целом прямоугольнике? Сколько четвертых долей в половине? Что больше: одна вторая или две четвертые? Начертите четвертый такой же прямоугольник и разделите его на 8 равных частей (слайд № 4 четвертая картинка). Как называются полученные доли? Сколько восьмых долей в целом? Сколько восьмых долей в четверти, в половине прямоугольника? Что больше: три восьмых или одна четвертая? Какой дроби равна одна вторая? Ответы на все перечисленные вопросы дети дают, глядя на рисунок.
Сравните, пожалуйста, две дроби: (слайд № 5).
Молодцы!
Создав проблемную ситуацию учащимся предлагается самостоятельно, с помощью предложенных рисунков сформулировать правила сравнения дробей.
Учитель: — Итак, я уже говорила, что выводить сегодня правила вы будете самостоятельно, а помогать вам в этом будут рисунки, изображающие дроби.
Ваша задача: разобраться с рисунком, что же все-таки он означает, он поможет вам сформулировать и записать правило.
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. Перейти к слайду 6.
При сравнении дробей с одинаковыми ________________ больше та дробь, у которой ____________ _______.
Для закрепления выполнить из учебника:
№ 815 – устно с комментариями.
№ 816 – на оценку под диктовку.
Сравнение дробей с одинаковыми числителями. Слайд 7.
При сравнении дробей с одинаковыми ____________ больше та дробь, у которой ____________ _______.
Для закрепления выполнить из дидактического материала самостоятельно по вариантам № 7 со стр. 57.
Сравнение дробей с разными знаменателями. Слайд 8.
Учитель: — А как сравнить дроби у которых не равны ни числители, ни знаменатели? Например и ?
Чтобы сравнить дроби с разными знаменателями. Нужно привести их к общему знаменателю.
<
Учитель: — Сейчас мы сформулируем ещё несколько вспомогательных правил, но прежде вспомним какими бывают дроби и сравним их с единицей.
- Динамическая пауза.
Каждому ряду присваивается один из видов дробей по сравнению с единицей, учитель называет дробь, учащиеся определяют больше, меньше или равна она единице и поднимается тот ряд, который соответствует этой дроби.
Например:
VI. Знакомство с новым материалом.
Записать правило сравнения правильной и неправильной дроби: правильная дробь всегда меньше неправильной. (Почему?)
Также можно сравнивать дроби, сравнивая их с единицей или с «половиной».
VII. Первичное закрепление знаний:
Математический диктант (выполняется на отдельных листах):
1) Запишите дробь:
а) сорок восемь сотых;
б) сто семьдесят шесть десятитысячных;
в) девятнадцать двести пятьдесят первых.
2) Запишите меньшую из дробей: восемнадцать двадцать третьих и пятнадцать двадцать третьих.
3) Запишите дробь с числителем двадцать шесть большую дроби двадцать один двадцать седьмых.
4) Косте дали две седьмых торта, а Мише – две девятых такого же торта. У кого из мальчиков больший кусок?
5) Верно ли высказывание:
а) точка М с координатой восемь тринадцатых лежит на координатном луче правее точки К с координатой три тринадцатых?
б) три десятых от тридцати метров равны десяти метрам.
в) одна минута составляет одну сотую часть часа.
г) если поменять местами числитель и знаменатель дроби, то полученная дробь окажется больше исходной?
Диктант проверяется на уроке. При этом учащиеся комментируют свой ответ. Слайд 9.
VIII. Закрепление изученного материала.
Учитель: Выполнить задания на расставление дробей в порядке возрастания с применением мультимедийной демонстрации.
IX. Задание на дом: Слайд 10.
№ 817, 818, 821.
Домашнее задание: кроме традиционного задания, напишите сказку или стихотворение о дробях. А может быть вам захочется рассказать о сравнении от лица одной из дробей.
X. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе" Дроби.Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби"
Папка содержит разработку урока, приложения, презентацию. Урок разработан на основе урока учителя Лагуткиной Елены Александровны " Решение уравнений и задач по теме"Обыкновенные дроби"" ....
Презентация к открытому уроку по теме "Дроби.Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби"
Презентация к открытому уроку в 5 классе....
План конспект "Сравнение дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание дробей".
План конспект...
Открытый урок математики " Дроби.Сравнение дробей"5 класс
Проблемное обучение на уроках математики...
5 класс Самостоятельная работа на тему "Обыкновенные дроби. Сравнение дробей"
самостоятельная работа в 2х вариантах на тему Обыкновенные дроби. Сравнение дробей...
Проверочная работа по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей".
Данная работа позволяет проверить уровень знаний по указанной теме....
Проверочная работа по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей".
данная работа позволит проверить полученные навыки по изученной теме...