Конспект урока по математике в 5 классе "Измерение улов.Транспортир."
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Иванюра Валентина Николаевна

 

На уроке была создана  проблемная  ситуации, нужно  решить  задачу ,как же правильно пользоваться транспортиром, последующие действия по разбору нового материала  мотивировали  учеников необходимостью снять противоречие – решить проблему. Учащиеся участвуют в формировании темы урока и целей задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Измерение углов

(Тема урока)

ФИО

Иванюра Валентина Николаевна

Место работы            

БМОУ «Аниховская СОШ»

Должность

учитель

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Измерение углов. Урок №1 в теме.

Базовый учебник

Математика 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович. – 10-е изд. – М.: Мнемозина, 2010

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели:

1.Познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром; научить пользоваться им и измерять углы; Изучить виды углов;

2. развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать; развивать внимание, воображение учащихся;

3. воспитывать социальную компетентность

Оборудование: презентация Power Point к уроку по заданной теме, транспортир, раздаточный материал, сигнальные карточки.

 

Ход урока.

1. Фронтальная  работа с классом.

 (один человек решает тест-онлайн по определению углов)

1Какая фигура называется углом?

2.Может ли у угла быть три стороны?

3.Назовите точку, являющуюся вершинами угла <АВС.

4.Какой угол является Развернутым?

5.Какие  лучи  являются  дополнительными?

6.Назовите  стороны  угла <КМТ.

7.Может ли угол содержать в себе несколько углов?

8.Является  ли  отрезок   РН стороной угла <PFH?

2.Мотваця цели урока.

Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил, что: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать эти знания с аппетитом» (слайд 4).

Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.

3.Постановка проблемы (слайд №1) стр 142

Даны два угла. Задание сравнить углы. Говорят: какой больше, какой меньше или равны.

Задаю вопрос иначе:

На сколько  < АВС меньше < DOC?  Как тут быть?  Надо измерит.

А можем ли мы это делать?

А знакомы ли мы с инструментом с помощью которого это можно сделать?

Какую задачу мы поставим на сегодняшнем уроке?

(Научится измерять углы , познакомиться с инструментом ,с помощью которого измеряют углы.)

Запишите в тетрадь тему «Измерение углов» (слайд 2)

. Для того, чтобы уметь измерять углы, нужно:

  1. знать, какой прибор служит для измерения углов;
  2. знать единицу измерения углов.

Раздаются ученикам транспортиры.

4.Определение градуса. (слайд №3,4,5)

Рассказ учителя о транспортире.

Да, такой инструмент есть, называется транспортир. Произошло от фр. «перемещать».. Для измерения углов применяют транспортир. При измерении углов, как и при измерении любых величин, выбирают единицу измерения и устанавливают, сколько раз она содержится в данном угле. Углы измеряются в градусах. Градусом называют 1/180 долю развернутого угла. На шкале транспортира отложены углы в 1о, поэтому с его помощью можно измерить на плоскости любой угол, выраженный в градусах (лат.gradus-шаг,ступень,степень).
Если вы посмотрите на транспортир, то заметите два ряда чисел. Один ряд начинается с 0° и заканчивается 180°. Другой ряд начинается со 180° и заканчивается 0°. Измеряя угол, надо правильно выбрать числовой ряд.

учитель записывает определение транспортира и 1° на доске (Транспортир – прибор для измерения углов.  1°=1/180 доле развернутого угла). А что такое «минута», «секунда»? (единицы измерения времени). Не только, это еще и единицы измерения углов, только более мелкие, чем градус.

Запись:

10 = 60’ ,  1’ = 60‘’, 10 = 3600‘’

5.Сообщене ученка (слайд №6,7,8)

(История возникновения транспортира )

Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 36 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир.

Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает!

Итальянский физики, установили, что древнеегипетский инструмент, который хранится в музее в Турине,  является первым транспортиром в истории — прибором для измерения углов.

Прибор, который был найден в Египте во время раскопок, представляет собой планку, с диском, закрепленным сверху, который разделен на 16 одинаковых секторов рисунком)

6.Практическая работа. (Слайд№ 9)

Каждому ученику выдается листок с изображением угла (у всех одинаково)

Задание: измерить градусную меру этого угла с помощью транспортира. (Запись на доске: 140º, 135º, 65º и др. Результаты получаются различные))

— Давайте сравним полученные результаты. Почему они получились разные? В чем проблема? (каждый измеряет по-разному)  

— Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира). (слайд №10)

Далее учитель показывает с помощью интерактивного транспортира как измерять градусную меру угла. (слайд №11-16) 

 В зависимости от градусной меры углы бывают 4 видов:

1.Прямой : <АОВ=90

2.Развернутый: <СКN=180

3.Острый: <QLR=60

4.Тупой: <МРД=120

    Запишем определение:

Острый угол-это угол, величина которого меньше 90.

Тупой угол-это угол, величина которого больше 90,но меньше 180.

        Аглоритм измерения углов(слайд №17)

1.Совместить вершину угла с  центром  транспортира.

2. Расположить транспортир так, чтобы сторона угла проходила через начало отсчета   на шкале транспортира.

 3. Найти штрих на шкале, через который проходит вторая  сторона угла.

     4. Учитывая направление отсчета, правильно снять результат со шкалы.

     5. Записать результат и сопоставить его с видом угла.

— А сейчас снова измерьте свои углы, пользуясь алгоритмом. (Слайд №18)

Фронтальная работа с интерактивным тестом.

Задание :найди ошибку. (Слайд № 19-23)

7. Физкультминутка(Приложение №1)

8. Закрепление нового материала.

9. Практическая работа в группах. (слайд №24)

Задание: измерить градусные меры отмеченных углов.


10. Найдите ошибки в измерении углов (работа в группах). (Слайд 25)

11 .Самостоятельная работа.(Приложение №2)

12. Итоги урока.

Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла?

  1. Знать как пользоваться транспортиром
  2. Составить алгоритм измерения углов.
  3. Уметь точно определять градусную меру угла.
  4. Уметь правильно определять вид угла

13. Рефлексия

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем  тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
   У первого спросил: - Что ты делал целый день?
  И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.
   У второго спросил: ” А ты что делал целый день? ”- И тот ответил: ” Я   добросовестно выполнял свою работу. “ 
  А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием ,и  он ответил: “А я принимал участие в строительстве Храма“.

-Ребята! Кто работал так как первый человек?
 (белый жетон)
-Кто работал добросовестно, как второй?
 (голубой  жетон)

А кто принимал участие в строительстве своего собственного Храма Знаний?
 (желтый жетон
  Я вижу, большинство из вас принимали активное участие в строительстве Храма Знаний. Большое вам за это спасибо!
-А закончить мне хочется наш урок такими словами:

             К математике способность проявляй,
             Не ленись, а ежедневно развивай,
             Повторяй, учи, трудись, соображай
            С математикой дружить не забывай.

11.Домешнее  задание: (слайд № 27)

& 29  определение углов,

        Алгоритм измерение углов,

          № 522, 524,542(а,в)

         Сочинить сказку про транспортир.

-

.

Используемая литература:

Математика. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 10-е изд. – М.: Мнемозина, 2010

Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича / авт.-сост. Е. А. Ким. – Волгоград: Учитель, 2007

Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Математический тест по теме «Углы»

Контрольный

Тест-онлайн -презентация

http://le-savchen.ucoz.ru/blog/nazvanija_uglov_interaktivnaja_programma/2013-01-14-48

2

Математический тест по теме «Измерение углы»

Контрольный

Тест-онлайн -презентация

http://uchit.rastu.ru/education/2/10/1530/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по математике (5 класс) .Урок обобщения по теме: "Умножение десятичных дробей"

План конспект обобщающего урока по математике в 5 классе по теме " Умножение десятичных дробей". Урок направлен на развитие функциональных умений и навыков примененять математические знания в реальной...

Конспект урока по математике 6 класс. (Урок 1) (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Конспект урока по математике 6 класс (Урок 2). (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Презентация + план конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание натуральных чисел" - обобщающий урок.

Материал содержит презентацию и план - конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание натуральных чисел" - обобщающий урок....

Конспект урока по математике "Математика в сказках Пушкина"

Интегрированный урок в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"...

Конспект урока про математике 8 класса Финансовая грамотность на уроках математики

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что жизнь человека ежедневно связана с деньгами. Но, высокий темп жизни, появление онлайн – магазинов накладывает свой отпечаток на траты человека. П...