Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Геометрическая прогрессия в задачах Я. И. Перельмана. Разработка урока по теме "Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии.
Цели: Вывести формулу суммы членов конечной геометрической прогрессии; выработать навыки нахождения суммы членов конечной геометрической прогрессии, используя задачи с необычными сюжетами, показать применение алгебры в практической жизни, развивать интерес к истории Отечества на материале урока, воспитание нравственного отношения человека к человеку.
Оформление доски: портрет Я.И. Перельмана, девиз урока «Творческим считается любое действие, которое … вызывает удивление» (Дж. Брунер).
Ход урока:
1. Орг. момент: В декабре этого года исполняется 130 лет со дня рождения великого популяризатора науки Я.И. Перельмана, с задачами которого мы уже с вами знакомы. Они необычны, интересны, поучительны. Ученицы нашего класса Гавриленко А. и Агалакова А. подготовили небольшую презентацию о жизни и творчестве Якова Перельмана.
2. Объяснение нового материала:
Учитель: Однажды незнакомец постучал в окно к богатому купцу и предложил такую сделку: «Я буду ежедневно в течение 30 дней приносить тебе по 100 000 руб. А ты мне в первый день за 100 000 руб. дашь 1 копейку, а во второй день за 100 000 руб.- 2 копейки, и так каждый день будешь увеличивать предыдущее число денег в два раза. Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнем».
Купец обрадовался такой удаче. Он подсчитал, что за 30 дней получит от незнакомца
3 000 000 руб. На следующий день пошли к нотариусу и узаконили сделку.
Вопрос: Кто в этой сделке проиграл: купец или незнакомец?
Учащиеся предлагают записать геометрическую прогрессию и найти сумму 30 –ти первых ее членов.
( bn): 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, …,где b1= 1, g = 2, n = 30.
Вопрос: Можно ли решить эту задачу более рациональным способом?
Ответ учащегося: Да, если будем знать формулу суммы членов конечной геометрической прогрессии.
Объявляется тема урока и его цели.
Вывод формулы суммы членов конечной геометрической прогрессии проводился по учебнику «Алгебра» А.Г. Мордковича.
Sn = , g≠1 (1) Sn = , g≠1 (2)
Учитель: вернемся к нашей задаче
S30 = = 230 – 1= (25)6 – 1= 1073741823 (коп.) = 10 737 418,23 (руб.).
Ответ очевиден.
3. Закрепление изученного материала на задачах из «Занимательной алгебры»
Я.И. Перельмана.
За маленьким погнался – большое потерял
(пословица)
Задача: «Покупка лошади»
В старинной арифметике Магницкого мы находим следующую забавную задачу, которую привожу здесь, не сохраняя языка подлинника:
Некто продал лошадь за 156 руб. Но покупатель, приобретя лошадь, раздумал ее покупать и возвратил продавцу, говоря:
- Нет мне расчета, покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит.
Тогда продавец предложил другие условия:
- Если по – твоему цена лошади высока, то купи только ее подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне всего коп., за второй - коп., за третий – 1 коп. и т.д.
Покупатель, соблазненный низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 руб.
На сколько покупатель проторговался?
Решение: рассмотрим геометрическую прогрессию bn, где b1= , g= 2, n = 24. Воспользуемся формулой нахождения суммы n первых членов геометрической прогрессии
Sn = , g≠1.
Сумма эта равна
S24 = = = 2-2(224 – 1) = 4194303(коп), т.е. около 42 тыс. руб.
При таких условиях не обидно дать и лошадь в придачу.
Не жаль нам жизни, да жаль Отчизны
(пословица)
Смысл пословицы станет вам понятен после того, как вы решите задачу.
Задача: «Вознаграждение воина»
Из другого старинного русского учебника математики, носящего пространное заглавие:
«Полный курс чистой математики, сочиненный Артиллерии Штык – Юнкером и Математики партикулярным Учителем Ефимом Войтяховским в пользу в пользу и употребление юношества и упражняющихся в Математике» (1795), заимствую следующую задачу:
«Служившему воину дано вознаграждение за первую рану 1 копейка, за другую – 2 копейки, за третью – 4 копейки и т.д. По исчислению нашлось, что воин получил всего вознаграждения 655 руб. 35 коп. Спрашивается число его ран».
Решение:
Рассмотрим геометрическую прогрессию (bn): 1, 2, 4, …, где b1= 1, g= 2, Sn = 65535
Воспользуемся формулой нахождения суммы n первых членов геометрической прогрессии
Sn = , g≠1
Составим уравнение
65 535 =
65 535 = 2х – 1
х = 16
При столь великодушной системе вознаграждения воин должен получить 16 ран и остаться при этом в живых, чтобы удостоиться награды в 655 руб. 35 коп.
4. Итог урока: Что дают задачи Я.И. Перельмана для жизненного опыта? Напишите на обратной стороне буквы (лежат на столах учащихся) свои мысли.
(после зачитывания мнений учащихся на доске появляется надпись – Живая математика)
5. Домашнее задание: 1. При каком русском царе изучали математику в России по
«Арифметике» Магницкого?
2.. Что означали в XYIII веке звания Артиллерии Штык – Юнкер и
Математики партикулярный Учитель?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"
В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...
Интегрированный урок по математики и информатики 9 класс Тема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»
Интегрированный урок по математики и информатики 9 классТема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»...
Презентация к уроку алгебры в 9 классе по теме "Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии"
Презентация содержит подробный план урока, историческую справку, тренировочные задания и задания для первичного контроля знаний....
Конспект урока по теме: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии"
Конспект урока изучения нового материала. Поможет учащимся самостоятельно дать определение геометрической прогрессии, вывести формулу n-ого члена и доказать свойство членов геометрической прогрессии....
Открытый урок. “Определение геометрической прогрессии. Формула n–ого члена геометрической прогрессии”
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА с использованием слайд-презентации...
Урок алгебры в 9 кл по теме "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии".
Конспект урока алгебры в 9 кл пе теме "Определение геометрической прогрессии. Формула n- го члена геометрической прогрессии" по учебнику А.Г. Мордкович...
Тема «Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии»
Цель урока:•вывести формулу суммы членов конечной геометрической прогрессии;•выработать навыки нахождения суммы членов конечной геометрической прогрессии, используя задачи с необычными сюжет...