Конспект урока
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Лосева Ирина Евгеньевна

Конспект урока по алгебре для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_progressiya_konspekt.doc56 КБ
Office presentation icon prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: Вывод формулы суммы n первых членов геометрической прогрессии

Цели и задачи:

  1. Способствовать дальнейшему освоению теоретических знаний по теме геометрическая прогрессия
  2. Вывести формулу n первых членов геометрической прогрессии
  3. Вырабатывать навыки нахождения суммы n первых членов геометрической прогрессии
  4. Способствовать развитию положительной мотивации к изучению предмета
  5. Дальнейшее развитие логического мышления (умение анализировать, выделять, сравнивать и т.д.)
  6. Развитие коммуникативных навыков

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: компьютер

                          мультимедиа проектор

экран

компьютерная презентация

карточки с тестами

Ход урока.

  1. Организационный этап

Приветствие

  1. Задачи урока

«Прогрессио (лат.)-движение вперед»

Желаю успехов в продвижении вперед по теме «Геометрическая прогрессия»

  1. Актуализация знаний.

Устно:

  1. Является ли последовательность нечетных чисел геометрической прогрессией? (нет)
  2. Привести пример возрастающей геометрической прогрессии   (2, 6, 18, …)
  3. (bn)- геометрическая прогрессия

b1=16,  b2=8

найти b3, b4, b5.   (4,2,1)

  1. (bn)- геометрическая прогрессия

b1=3,2, q=2

найти b2, b3  (6,4; 12,8)

  1. Задача, при решении которой возникает необходимость в выводе новой формулы

Однажды незнакомец постучал в окно к богатому купцу и предложил такую сделку: «Я буду ежедневно в течение 30 дней приносить тебе по 100 000р. А ты мне в первый день за 100 000р. Дашь 1к., во второй день за 100 000р. – 2к. и так каждый день ты будешь увеличивать предыдущее число денег в два раза. Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнем».

Купец обрадовался такой удаче. Он подсчитал, что за 30 дней он получит от незнакомца 3 000 000р. На следующий день они пошли к нотариусу и узаконили сделку.

Кто в этой сделке проиграл: купец или незнакомец?

(Учащиеся составляют последовательность чисел: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256… данные числа составляют геометрическую прогрессию со знаменателем q=2, первым членом а1=1 и количество членов n=30). Найти сумму – это громоздкая работа. Можно ли подсчитать по формуле сумму нескольких членов геометрической прогрессии?

По преданию, индийский принц Сирам, восхищенный остроумием игры и разнообразием возможных положений шахматных фигур, призвал к себе ее изобретателя, ученого Сету, и сказал ему: «Я желаю достойно вознаградить тебя за прекрасную игру, которую ты придумал. Я достаточно богат, чтобы исполнить любое твое желание». Сета попросил принца положить на первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, на вторую – 2 зерна, на третью – 4 зерна и т.д.»

Возникает необходимость найти S64, где а1=1, q=2, n=64. S=264-1. Масса такого числа пшеничных зерен больше триллиона тонн. Теперь  выведем  формулу суммы n первых произвольной геометрической прогрессии. 

Вывод формулы.Sn= bn*q-b1  (q≠1) и Sn=b1*(qn-1)

q-1                            q-1

После вывода формул, видно что купец проиграл.

  1. Закрепление.
  1. 3, -6, …- геометрическая прогрессия

Найти сумму шести первых членов (-63).

  1. b1=8, q=1/2 найти S5. (15,5)
  1. Индивидуальная работа. (10 минут)

В этом году вам предстоит сдавать экзамен по математике. Тестовые задания, встречающиеся в ГИА у вас на партах. Решения оформить в тетрадях (5 заданий, 2 варианта)

ТЕСТ

Вариант 1.

  1. В геометрической прогрессии b1; b2; 4; 8;…. Найди b1.
  1. – 4;  2) 1;  3) 1/4;  4) 1/8;  5) – 1.

  1.  (bn) – геометрическая прогрессия. Найди b6 , если b1 = 4; q = 1/2

1)– 1/8;  2) 1,25;  3) 1/8;  4)12,5;  5) – 1,25

  1. Найди S4 , (bn) – геометрическая прогрессия и b1 = 1, q = 3.

1) 81;  2) 40;  3) 80;  4) –80;  5) – 40.

  1. Чему может быть равен знаменатель геометрической прогрессии (bn), если b10 = 10, а b12 = 40?

1)2;  2)2 и -2;  3)4;  4)15;  5)10

  1. В геометрической прогрессии (bn) найдите b5, если b3 = 8 + 2, а b4 = 1 + .
  1. 7 + ; 2)1  3)2  4)3  5)-1

Код ответов 23222

Вариант 2.

  1. В геометрической прогрессии b1; b2; 3; 9;…. Найди b1.
  1. 5;  2) 1;  3)-1/4;  4) 1/3;   5)-1.

  1.  (bn) – геометрическая прогрессия. Найди b6 , если b1 = 5 q = 1/5

1)– 1/25;  2) 1,25;  3) 1/625;  4)12,5;  5) – 6,25.

  1. Найди S4 , (bn) – геометрическая прогрессия и b1 = 1, q = 5.
  1. 81;  2)156;  3)80;  4)60;  5)-40.

  1. Чему может быть равен знаменатель геометрической прогрессии (bn), если b5 = 6, а b8 = 48?

1) 2 и -2;  2) 8;  3) 2;  4) 4;  5) 10.

5. В геометрической прогрессии (cn) найдите c6, если c4 = 3 + 2, а  c5 = 1 + .

  1. 2 + ;  2)1;  3)2;  4)3;  5)-1;

Код ответов 43232

Время вышло. Поменялись работами для взаимопроверки. (Коды на доске).

Оценивание.

6.  Презентация

7. Рефлексия (Подведение итогов).

Знания по теме геометрическая прогрессия можно использовать для решения практических задач, а именно как метода математической обработки данных в различных областях: экономики, экологии, геометрии, при решении исторических и логических задач.

8. Домашнее задание. №650, 652(а,в,г), 653 

 «Прогрессио (лат.) - движение вперед» - что получилось, что не получилось?!

Спасибо за урок!

«Пробуй, а если не получается – пробуй еще!!!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ 9 КЛАСС

Слайд 2

Задачи на геометрические и арифметические прогрессии встречаются у вавилонян, в египетских папирусах, в древнекитайском трактате «Математика в 9 книгах». Значительное количество задач на прогрессии имеется в замечательном памятнике начала XVIII века – «Арифметике» Л.Ф.Магницкого. В течении полувека эта книга была основным учебником в России. У нас в России задачи на прогрессии впервые встречаются в одном из древнейших памятников русского права – в «Русской правде», составленном при Ярославе Мудром в XI веке.

Слайд 3

В природе все продумано и совершенно . ИНФУЗОРИИ… Летом инфузории размножаются бесполым способом делением пополам. Вопрос: сколько будет инфузорий после 15-го размножения?

Слайд 4

РЕШЕНИЕ b 15 = 2 · 2 14 = 32 768

Слайд 5

БАКТЕРИИ… Важно Все организмы обладают интенсивностью размножения, которая представляется в геометрической прогрессии. Если бы они могли размножаться беспрерывно, то за трое суток общая масса потомства одной только бактерии могла бы составить 7500 тонн!

Слайд 6

Интенсивность размножения бактерий используют… в коммунальном хозяйстве и природоохранных мероприятиях (для очистки сточных вод, ликвидации нефтяных пятен) в пищевой промышленности (для приготовления напитков, кисломолочных продуктов, при квашении, солении и др.) в фармацевтической промышленности (для создания лекарств, вакцин) в сельском хозяйстве (для приготовления силоса, корма для животных и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...