Урок по алгебре в 7 классе "Использование метода сложения в решении систем уравнений"
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме
Это методическая разработка урока с использованием деятельностного подхода с учетом требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_onz_kursy_.docx | 38.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Тверской государственный университет.
Проект по теме:
«Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
и
Урок освоения новых знаний по теме:
«Использование метода алгебраического сложения для решения систем уравнений»
7 класс
Учитель: Курнукина Ольга Викторовна
г.Конаково МБОУ СОШ №3
2012г.
Алгебра 7 класс
Тема: «Использование метода алгебраического сложения для решения систем уравнений»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
- сформировать умение применять еще один способ решения систем уравнений - способ сложения;
- тренировать универсальные учебные действия;
- сформировать мотивацию к учебной деятельности как одно из средств развития и социализации личности учащихся.
Материалы к занятию
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайды.
Демонстрационный материал: 1)задание для актуализации знаний; 2)алгоритм решения систем уравнений способом сложения; 3) подробный образец для самопроверки.
Раздаточный материал: 1) задание для актуализации знаний; 2) пробное задание; задание для первичного закрепления; 4) задания для этапа включения в систему знаний; 4) задания для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- «Образование - клад,
Труд - ключ к нему»
П.Буаст
- Почему так говорят? Обсудите в парах свое мнение. (заслушать несколько ответов)
- Зачем учиться каждый определяет для себя сам. Знание - спутник человеку на его пути.
- Что нового вы узнали на предыдущих уроках? (Мы узнали, как решить систему уравнений методом подстановки).
- Сегодня вы продолжаете изучать способы решения систем уравнений.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Слайд (алгоритм решения системы уравнений методом подстановки)
На доске система уравнений
- Сформулируйте алгоритм решения системы уравнений методом подстановки (учащиеся формулируют, учитель последовательно открывает шаги на слайде).
1.Выразить из одного уравнения системы одну переменную через другую.
2.Подставить полученное выражение вместо переменной в другое уравнение.
3.Решить уравнение с одной переменной.
4.Найти значение второй переменной.
5.Записать ответ.
Учитель записывает на доске под диктовку учащихся. Учащиеся работают в тетрадях.
- у=(7-2х)
- 4х-(7-2х)=5
4х-7+2х=5
6х=5+7
6х=12
Х=2
- у=7-2*2=3
Ответ: (2;3)
- Как мы решили эту систему? (мы выразили у из 2-го уравнения и подставили в первое).
- Зачем? (временно исключили из рассмотрения переменную у).
Задание на затруднение.
- А теперь вам надо исключить у из рассмотрения другим способом – сложить оба уравнения системы.
- Возникнут ли у вас затруднения при выполнении задания?
На доске карточки с формулировками возможных затруднений:
① Я не могу сложить оба уравнения.
② Я не могу доказать, что сложил уравнение правильно.
Запишите номер карточки, на которой ваше затруднение, озвучьте возможные затруднения.
3. Выявление причины затруднения.
- Какое задание должны были выполнить? (исключить у, сложив оба уравнения системы).
- Почему возникло затруднение? (не знаем способа сложения).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель вашей деятельности (узнать способ сложения для решения систем уравнений)
- Сформулируйте тему урока («Использования способа сложения для решения систем уравнений»)
Открывается тема урока на доске.
- Итак, у вас возникло затруднение при сложении уравнений системы.
5. Реализация проекта выхода из затруднения.
Сложим уравнения так: по отдельности составим сумму левых частей, сумму правых частей уравнений и полученные суммы приравняем.
+
4х-у+2х+у=5+7 - Приведем подобные слагаемые.
6х=12 - Получили уравнение с одной переменной.
Х=2 - Почему у исключился ?(коэффициенты при у – противоположные числа 1 и -1)
2*2+у=7 Как найти у ? ( подставим найденное значение х в любое уравнение системы)
4+у=7
у=7-4=3
Ответ (2;3)
Итак, вы решили систему уравнений? Как вы это сделали? (мы создали алгоритм решения)
Алгоритм на слайде
1.Сложить почленно левые и правые части уравнений так, чтобы одна переменная исключилась. Коэффициенты при одной переменной должны быть противоположными числами
2. Решить полученное уравнение с одной переменной.
3. Найти значение второй переменной.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Что теперь надо сделать? (научиться использовать алгоритм для решения систем уравнений)
- Решите систему уравнений методом алгебраического сложения.
Ученик у доски, комментируя свои действия, остальные в тетрадях.
- Сложим уравнения, чтобы исключить у, х-у+х+у=12
- Решим уравнение
2х=12
Х=6
- Найдем у. 6+у=7
у=1
Ответ: (6;1)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Проверим, как каждый из вас понял новый способ решения систем уравнений.
Учащимся раздаются карточки.
В1. В2 В3
- Выбирайте один из трех вариантов. Уровень сложности заданий повышается с увеличением номера варианта.
Учащиеся самостоятельно решают, проверяют с подробным образцом
Вариант 1 (левое крыло)
Решение: Сложим уравнения так,
чтобы исключалась переменная у:
2х+у+3х-у=11+9
5х=20
Х=4
Подставим значение х в 1-ое
уравнение системы 2х+у=11:
2*4+y=11
8+y=11
y=3
Ответ: (4;3)
Вариант 2 (правое крыло)
Сложим уравнения
2x+11y+10x-11y=15+9
12x=24
X=2
Подставим X=2 в 1 уравнение
:
4+11y=15
11y=11
y=1
Ответ:(2;1)
Вариант 3 (боковая доска)
Умножим все члены 2 уравнения на (-1)
Сложим уравнения системы
x+y+(-x)+3y=12
4y=12
y=3
Подставим y=3 в исходное уравнение системы
X+y=7
X+3=7
X=4
Ответ: (4;3)
- У кого задание вызвало затруднение?
На каком шаге алгоритма ?
В чём причина затруднения ?
У кого правильно ?
8. Включение в систему знаний.
- Новый способ можно использовать при решении уравнений с параметрами
1. При каких значениях а и b решением системы уравнений является пара чисел (2;-1) ?
а) Ответ: a = 11 b = -14
- При составление уравнения прямой, проходящей через 2 точки
2. A(2;3) B(-1;4) Составить уравнение прямой АВ.
Ответ:
9. Рефлексия деятельности на уроке.
- Что нового узнали сегодня?
- Что создали вы ?
- Где сможете применять новые знания?
-Оцените свою деятельность на уроке :
Нарисуйте в тетради
- если все поняли
- если не все понятно.
Домашнее задание: п. 13 № 1 – 4 (г).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по алгебре в 9 классе на тему "Решение систем уравнений второй степени"
Тема урока: « Решение систем уравнений второй степени»Тип урока: урок формирования новых умений.Цели: 1) Закрепить умение решать системы уравнений второй степени;Повторить алгоритм решения систем урав...
Урок по алгебре в 9 классе "Графический способ решения систем уравнений"
На уроке повторяются графики различных уравнений и рассматривается графический метод решения систем уравнений с двумя переменными...
Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: «Решение систем уравнений второй степени» + презентация.
Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: «Решение систем уравнений второй степени» + презентация....
Открытый урок по алгебре в 9 классе «Графический способ решения систем уравнений»
«Графический способ решения систем уравнений»...
Презентации по теме "Системы двух линейных уравнений", "Метод подстановки для решения систем уравнений", "Метод сложения для решения систем уравнений" .
Презентации проедполагает использование при проведении онлайн урока по теме "Системы двух линейных уравнений", "Метод подстановки для решения систем уравнений", "Метод сложени...
Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений"
1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.2. Технологическая ...
План-конспект открытого урока по алгебре в 9 классе по теме "Решение систем уравнений второй степени"
Конспект урока по алгебре...