метод проектов
презентация к уроку по алгебре на тему

Шмырева Марина Алексеевна

описание одной из педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc66 КБ
Office presentation icon metod_proektov.ppt1.01 МБ

Предварительный просмотр:

                           

                          Метод проектов

Если каждый человек на кусочке

своей земли сделал все, что

он может, как прекрасна была

бы земля наша!

А.П. Чехов

        Проект (перев. с лат. - "брошенный вперед") - форма совместной деятельности педагогов и учащихся, в процессе которой достигается изначально запланированный результат.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована,  при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Таким образом, проекты отличаются по количеству участников, по продолжительности, по содержанию и виду деятельности. По количеству учащихся различают парные, групповые и индивидуальные. По времени- краткосрочные и долгосрочные. По содержанию- монопредметные и межпредметные.  В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты. Рассмотрим  особенности каждого из них.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждения результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьной и городской научно- практической конференции.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовывается только к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников. (разработать учебное пособие для пользования кабинетом математики)

Этапы работы над проектом:

  1. В подготовительный этап входит выбор темы, постановка целей и задач, формирование проектной группы.
  2. На этапе планирования разрабатывается план и структура исследования, распределяются учебные задачи, устанавливаются сроки, обсуждаются возможные результаты.
  3. Организационно-исследовательский этап предполагает сбор и обработку информации, сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы, оформление результатов исследования.
  4. На заключительном этапе проходит оформление своей работы( презентация, альбом, сценарий и т.д.), публичное выступление, анализ проделанной работы, оценка работы проектной группы и каждого его участника.

Какова роль учителя?

  Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.

   Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей и быть инициатором интересных начинаний, бросать вызов их сообразительности  и изобретательности.

Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:

  1. Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
  2. Методы-виды деятельности.
  3. Результат.

Анализируя опыт работы, можно прийти к выводу, что результат зависит от состава и организации работы.

Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  1. баланс ролей;
  2. четкость целей;
  3. согласованность задач, поставленных перед каждым членом;
  4. выработка единой системы ценностей;
  5. формирование умения выходить из конфликтных ситуаций;
  6. воспитание поддержки и взаимного доверия;
  7. разработка подходящей методики работы;
  8. обеспечение успешного руководства со стороны учителя;
  9. регулярный отчет о проделанной работе;
  10. ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;
  11. развитие навыков общения.

   В результате формируются у детей:

1. Рефлексивные умения (осмысление задачи)

2.Поисковые умения.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.

5. Менеджерские умения и навыки.

6. Коммуникативные и презентационные умения и навыки.

  Результативностью является побуждение к самостоятельной учебной

 деятельности, происходит плодотворное развитие личности.

 

Что является критериями успеха работы над проектом?

  1. Достигнут конечный результат.
  2. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
  3. Результат проекта может быть использован другими коллективами.
  4. Информация о проекте широко распространена.
  5. Получено удовольствие от своей деятельности.

            Что дает работа над проектом?

Эта работа позволяет учащимся увидеть взаимосвязь предмета  с окружающим миром:

  1. дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
  2. приносят в класс литературу, анализируют статьи;
  3. делают вырезки и группируют их по тематическим блокам; и т. д.

На основе полученной информации:

  1. выполняют презентации;
  2. выступают с ними перед публикой;
  3. составляют сценарии;
  4. выпускают стенгазету.

Формой продуктов проектной деятельности могут быть: web – сайт, сборник задач, бизнес-план, клип, учебное пособие, журнал, праздник, чертеж, и т.д .

Оформление проекта

На титульном листе:

Название учреждения;

Название проекта;

Руководитель проекта;

Консультанты проекта;

Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту;

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта;

Возраст учащихся, на который рассчитан проект;

Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, ролевой и т.д.);

Цель проекта (практическая и педагогические цели);

Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах);

Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения);

Необходимое оборудование;

Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, краткое содержание);

Предполагаемые продукты проекта;

Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа);

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Проектная папка

Проектная папка (портфолио проекта) – обязательная часть проекта, предъявляемая в процессе защиты (презентации) проекта.

Цель: показать ход работы проектной группы.

Паспорт проекта;

Планы выполнения проекта и отдельных его этапов

(для долгосрочных проектов это могут быть отдельные недельные или помесячные планы. Для проекта, выполняемого в ходе проектной недели – ежедневные. В планах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа);

Промежуточные отчеты группы;

Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета;

Результаты исследований и анализа;

Записи всех идей, гипотез и решений;

Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»;

Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

Эскизы, чертежи, наброски продукта;

Материалы к презентации и черновики группы.

Отчет должен содержать следующие разделы:

  1. Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, строки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы
  2. Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.
  3. Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
  4. Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.
  5. Список использованной литературы.

      С позапрошлого года я занимаюсь исследовательской деятельностью со школьниками. В 2006-2007 учебном году мы работали над темой «Симметрия», в прошлом году над темой «Математика вокруг нас». Обе работы представляли на школьной и городской научно- практической конференции, со второй работой выступали на региональной конференции. Паславской Кристине был вручен сертификат на 1000 рублей.

Я вам представлю готовый продукт (научно-исследовательские работы).

   В этом учебном году мы с учащимися 8 класса работаем над творческим проектом, это будет сценарий внеклассного мероприятия «Лучший счетовод», который будет проводиться в марте. Так же учащиеся 8 класса будут выполнять творческие краткосрочные проекты по теме «Преобразование графиков функций» по окончании изучения факультативного курса «Графики улыбаются». Учащиеся 5 класса будут выполнять краткосрочные проекты по теме «Дроби» в апреле месяце. Многие учителя-предметники являются еще и классными руководителями, поэтому над проектами можно работать и со своим классом. Например, мы с 5 «В» готовим проект « Итоговый классный час», который состоится в конце декабря.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.

«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических во...

Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде"

Данную методическую разработку "Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде" можно рекомедовать педагогам дополнительного образования ОУ в помощь при реализации творческих...

Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.

Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....

Метод проектов и дифференцированный метод обучения

Сущность собственной методической системы...

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...