метод проектов
презентация к уроку по алгебре на тему
описание одной из педагогических технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.doc | 66 КБ |
metod_proektov.ppt | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов
Если каждый человек на кусочке
своей земли сделал все, что
он может, как прекрасна была
бы земля наша!
А.П. Чехов
Проект (перев. с лат. - "брошенный вперед") - форма совместной деятельности педагогов и учащихся, в процессе которой достигается изначально запланированный результат.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Таким образом, проекты отличаются по количеству участников, по продолжительности, по содержанию и виду деятельности. По количеству учащихся различают парные, групповые и индивидуальные. По времени- краткосрочные и долгосрочные. По содержанию- монопредметные и межпредметные. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждения результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьной и городской научно- практической конференции.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовывается только к моменту завершения действия.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников. (разработать учебное пособие для пользования кабинетом математики)
Этапы работы над проектом:
- В подготовительный этап входит выбор темы, постановка целей и задач, формирование проектной группы.
- На этапе планирования разрабатывается план и структура исследования, распределяются учебные задачи, устанавливаются сроки, обсуждаются возможные результаты.
- Организационно-исследовательский этап предполагает сбор и обработку информации, сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы, оформление результатов исследования.
- На заключительном этапе проходит оформление своей работы( презентация, альбом, сценарий и т.д.), публичное выступление, анализ проделанной работы, оценка работы проектной группы и каждого его участника.
Какова роль учителя?
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.
Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей и быть инициатором интересных начинаний, бросать вызов их сообразительности и изобретательности.
Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:
- Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
- Методы-виды деятельности.
- Результат.
Анализируя опыт работы, можно прийти к выводу, что результат зависит от состава и организации работы.
Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
- баланс ролей;
- четкость целей;
- согласованность задач, поставленных перед каждым членом;
- выработка единой системы ценностей;
- формирование умения выходить из конфликтных ситуаций;
- воспитание поддержки и взаимного доверия;
- разработка подходящей методики работы;
- обеспечение успешного руководства со стороны учителя;
- регулярный отчет о проделанной работе;
- ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;
- развитие навыков общения.
В результате формируются у детей:
1. Рефлексивные умения (осмысление задачи)
2.Поисковые умения.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.
5. Менеджерские умения и навыки.
6. Коммуникативные и презентационные умения и навыки.
Результативностью является побуждение к самостоятельной учебной
деятельности, происходит плодотворное развитие личности.
Что является критериями успеха работы над проектом?
- Достигнут конечный результат.
- Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
- Результат проекта может быть использован другими коллективами.
- Информация о проекте широко распространена.
- Получено удовольствие от своей деятельности.
Что дает работа над проектом?
Эта работа позволяет учащимся увидеть взаимосвязь предмета с окружающим миром:
- дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
- приносят в класс литературу, анализируют статьи;
- делают вырезки и группируют их по тематическим блокам; и т. д.
На основе полученной информации:
- выполняют презентации;
- выступают с ними перед публикой;
- составляют сценарии;
- выпускают стенгазету.
Формой продуктов проектной деятельности могут быть: web – сайт, сборник задач, бизнес-план, клип, учебное пособие, журнал, праздник, чертеж, и т.д .
Оформление проекта
На титульном листе:
Название учреждения;
Название проекта;
Руководитель проекта;
Консультанты проекта;
Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту;
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта;
Возраст учащихся, на который рассчитан проект;
Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, ролевой и т.д.);
Цель проекта (практическая и педагогические цели);
Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах);
Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения);
Необходимое оборудование;
Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, краткое содержание);
Предполагаемые продукты проекта;
Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа);
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Проектная папка
Проектная папка (портфолио проекта) – обязательная часть проекта, предъявляемая в процессе защиты (презентации) проекта.
Цель: показать ход работы проектной группы.
Паспорт проекта;
Планы выполнения проекта и отдельных его этапов
(для долгосрочных проектов это могут быть отдельные недельные или помесячные планы. Для проекта, выполняемого в ходе проектной недели – ежедневные. В планах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа);
Промежуточные отчеты группы;
Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета;
Результаты исследований и анализа;
Записи всех идей, гипотез и решений;
Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»;
Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
Эскизы, чертежи, наброски продукта;
Материалы к презентации и черновики группы.
Отчет должен содержать следующие разделы:
- Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, строки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы
- Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.
- Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
- Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.
- Список использованной литературы.
С позапрошлого года я занимаюсь исследовательской деятельностью со школьниками. В 2006-2007 учебном году мы работали над темой «Симметрия», в прошлом году над темой «Математика вокруг нас». Обе работы представляли на школьной и городской научно- практической конференции, со второй работой выступали на региональной конференции. Паславской Кристине был вручен сертификат на 1000 рублей.
Я вам представлю готовый продукт (научно-исследовательские работы).
В этом учебном году мы с учащимися 8 класса работаем над творческим проектом, это будет сценарий внеклассного мероприятия «Лучший счетовод», который будет проводиться в марте. Так же учащиеся 8 класса будут выполнять творческие краткосрочные проекты по теме «Преобразование графиков функций» по окончании изучения факультативного курса «Графики улыбаются». Учащиеся 5 класса будут выполнять краткосрочные проекты по теме «Дроби» в апреле месяце. Многие учителя-предметники являются еще и классными руководителями, поэтому над проектами можно работать и со своим классом. Например, мы с 5 «В» готовим проект « Итоговый классный час», который состоится в конце декабря.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.
Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...
ПРОГРАММА ПК: «Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС».
Эта программа была представлена в рамках конкурса РОСАТОМ....
«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.
«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических во...
Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде"
Данную методическую разработку "Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде" можно рекомедовать педагогам дополнительного образования ОУ в помощь при реализации творческих...
Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.
Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....
Метод проектов и дифференцированный метод обучения
Сущность собственной методической системы...
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...