Геометрическая прогрессия, 9 класс
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему

Опалева Ольга Адольфовна

Презентация + подробный конспект для изучения темы "Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon формула суммы геометр.прогрессии951.64 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Коляновская СОШ, Опалева О.А.

Подробный конспект урока

 Организационная информация

Тема урока

Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии

Предмет

алгебра

Класс

9

Автор урока

Опалева Ольга Адольфовна, учитель математики

Образовательное учреждение

МОУ Коляновская СОШ, Ивановский муниципальный район, Ивановская область

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

 

Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы: «Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии», способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных, здоровьесберегающих компетенций.

Задачи урока

Образовательные:

рассмотреть примеры геометрической прогрессии; вывести формулу для нахождения суммы n первых членов геометрической прогрессии; выработать навыки её применения.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, исследовательские качества учащихся; рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока.

Воспитательные:

Развивать речь как показатель интеллектуального и общего развития обучающегося; воспитывать аккуратность, точность; развивать коммуникативные качества; показать практическую значимость математики.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

информационно-коммуникационных технологии

проектный метод обучения

здоровьесберегающие технологии

Время реализации урока

45 минут


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Повторяют определение геометрической прогрессии.

Знакомятся со способом нахождения суммы n первых членов геометрической прогрессии.

Отрабатывают умение нахождения n-ого члена, знаменателя, суммы n первых членов геометрической прогрессии.

Приобретают опыт анализа информации и публичного выступления на уроке.

Необходимое оборудование и материалы

Проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, математические энциклопедии, желательно выход в интернет.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Презентация

Список учебной и дополнительной литературы

Алгебра.9класс.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ (А.Г.Мордкович и др.); под редакцией А.Г.Мордковича.-11-е изд., стер.-М.:Мнемозина, 2009.-255 с.: ил.


Ход и содержание урока,

деятельность учителя и учеников.




Подготовительный этап





Организационно-мотивационный момент

      (3 мин)





















Актуализация знаний

       (2 мин)






Изучение нового материала


Мотивация учащихся через установление необходимости изучения нового материала для решения практических задач.


  (18 мин)























Закрепление материала

     (15 мин)









Рефлексия.

(2 мин)


Подведение итогов урока. Домашнее задание.

(3 мин)


Деятельность

 Учителя

Учитель организует формирование групп





Учитель приветствует детей.

Цитата урока: (слайд2)

Эти слова, сказанные немецким философом несколько столетий назад, актуальны и сегодня.



Работа по слайду4.

Дополнительные вопросы:

Что задают размножающиеся бактерии? Дайте определение геометрической прогрессии. Назовите первый член заданной прогрессии, знаменатель.



(Слайд5) Задаётся проблемная ситуация.





Если требуется, план  корректируется (слайд6)



По ходу работы проверка, корректировка (слайды 7,8,9).





Объявляется тема урока: «Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии»


Предлагается ребятам самостоятельно найти необходимую формулу и рассмотреть доказательство.

Группы работают с разными источниками информации  (слайд 10)



Предлагается, используя формулу, продолжить исследование.


(Слайды 11,12) Ответ на поставленный в начале исследования вопрос.


Переход по ссылке Слайд 20

 


Предлагается задача №2 (раздаточный материал)

Проверка слайд13.


Самостоятельная обучающая работа

(состоит из обязательной части и дополнительной, что обеспечивает дифференцированный подход) слайд 14

Проверка слайды 15, 16 (переход по ссылкам).

Слад 17



Работа с учебником п.16 (часть2) вернуться к формуле суммы  первых членов геометрической прогрессии; рассмотреть примеры 8,9.

Слад 18

Прокомментировать домашнее задание.

Деятельность

учащихся


Учащиеся разбиваются на 3 группы произвольно (например, по цвету квадратов) и рассаживаются за столы









Фронтальная работа.

Ребята отвечают на поставленные вопросы






Групповая работа. Метод мозгового штурма.

Разрабатывается план исследования.

Высказываются предло-жения, выбирается наиболее рациональный план дальнейшей работы.


Продолжается работа в группах по составленному плану.



Ребята приходят к выводу о необходимости  знания формулы суммы nчленов геометрической прогрессии.







Поиск и запись в тетрадях вывода формулы.




Продолжают исследование, делают вывод.




Ребята выполняют упражнения по инструкции.


Групповая работа.




Индивидуальная работа.







Ответы учащихся.




Фронтальная работа.



В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа

     Данная разработка позволяет в полной мере реализовать исследовательский метод обучения. Учитель выступает в роли координатора работы, мультимедиа позволяет своевременно и наглядно корректировать работу учащихся. Задавать необходимый темп работе. Благодаря мультимедиа  появляется возможность предъявлять учащимся большой объём материала, задания занимательного, творческого и развивающего характера, которых нет в учебнике. Появляется возможность иллюстрировать задачи, что способствует повышению мотивации обучающихся. Благодаря презентации организованы начало и окончание урока.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Урок занимает привычное место в разделе «Прогрессии»

Дополнительная информация

На этапе закрепления нового материала необходим раздаточный материал

Задача №2.

В старинной арифметике Магницкого мы находим следующую забавную задачу, которую привожу здесь, не сохраняя языка подлинника:

Некто продал лошадь за 156 руб. Но покупатель, приобретя лошадь, раздумал ее покупать и возвратил продавцу, говоря:

- Нет мне расчета, покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит.

Тогда продавец предложил другие условия:

- Если по - твоему цена лошади высока, то купи только ее подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне всего 0,25 коп., за второй - 0,5 коп., за третий - 1 коп. и т.д.

Покупатель, соблазненный низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 руб.

На сколько покупатель проторговался?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"

В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...

Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.

Открытый урок алгебры в 9 классе.  Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.Цели: 1.  Расширить и углубить знания о прогрессиях, продолжить форм...

Презентация к уроку алгебры в 9 классе по теме "Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии"

Презентация содержит подробный план урока, историческую справку, тренировочные задания и задания для первичного контроля знаний....

Конспект урока по теме: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии"

Конспект урока изучения нового материала. Поможет учащимся самостоятельно дать определение геометрической прогрессии, вывести формулу n-ого члена и доказать свойство членов геометрической прогрессии....

Урок алгебры 9 класс по теме "Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии".

  Целями данного урока являются:  1. обобщение и систематизация знаний по теме, контроль  теоретического материала, закрепление навыков применения формул при решении задач....

Технологическая карта по алгебре 9 класс "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии"

Технологическая карта по алгебре 9 класс "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической  прогрессии" (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворов)...