Урок "решение уравнений в комплексных числах" в 11 классе
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Урок "решение уравнений в комплексных числах" рекомендован для проведения в классах с углубленным изучением математики в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_uravneniy_v_kompleksnyhchislah.doc | 584 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Решение уравнений в комплексных числах»
(11 класс с углубленным изучением математики, учитель Кабанова И.В., лицей №32 г.Белгорода)
Тип урока: урок закрепления и комплексного применения знаний и способов деятельности.
Цели урока:
1) способствовать закреплению умения решать уравнения в комплексных числах
2) содействовать развитию у учащихся умения систематизировать материал, сравнивать различные способы решения уравнений, выбирать оптимальный из них.
В ходе урока используется компьютерная презентация.
Ход урока
- Организационный момент:
- Приветствие
- Постановка задач урока, плана его проведения.
II.Проверка домашнего задания.
У доски три ученика выполняют задания:
1) Решить уравнение: 12х4+37х3+49х2+37х+12=0
Решение:
уравнение возвратное, разделим почленно на х2 (х=0 не является корнем уравнения)
12х2+37х+49+37/х+12/х2=0
12(х2 +1/х2) +37(х+1/х)+49=0
пусть х+1/х =t, тогда х2 +1/х2 =t2-2. Имеем:
12t2+37t+25=0
t1 =-1, t2= -25/12.
х+1/х=-1 или х+1/х=-25/12
Ответ: ; .
2) Решить уравнение:
Ответ: i
3)Решить уравнение: (z2-z)4=16
Пусть z2-z=t, тогда имеем:
t4 -16=0, (t2-4)(t2+4)=0,
(t-2)(t+2)(t-2i)(t+2i)=0,
t=2, t=-2, t=-2i, t=2i
1) z2-z=2 2) z2-z=-2 3) z2-z=-2i
z2-z-2=0 z2-z+2=0 z2-z+2i=0
z1=-1, z2=2
Ответ: -1; 2; ; .
В это время идет фронтальная работа с классом.
III. Этап актуализации и проверки знаний и умений.
- Фронтальная работа по вопросам:
- что называется комплексным числом?
- что такое мнимая единица?
- как изображается комплексное число на плоскости?
- какую форму записи может иметь комплексное число?
- что такое модуль комплексного числа, как его вычислить?
Демонстрация слайда №2. Определить условия, задающие данное изображение множества точек на комплексной плоскости:
Проверка знаний основных формул и правил операций над комплексными числами. Учащимся предлагается выполнить на листочках задания по вариантам (слайд №3)
Учащиеся меняются вариантами, идет взаимопроверка (ответы демонстрируются через проектор). Обсуждение результатов.
Слайд №4. Учащимся дается задание по рядам: выполнить задания, ответ найти в таблице, выписать соответствующие буквы или их сочетание на листочке.
В это время учитель проверяет выполнение домашнего задания работавших у доски.
1 ряд. а) i121 = i120∙i=i
б) ; r = 2,
в) x2 +7ix – 12 = 0, D= - 49 + 48 = - 1,
- ряд. а) i-38 =
б) r = 2,
в) z4 – 16 = 0, (z2-4)(z2+4) = 0, z1,2=±2, z3,4=±2i
- ряд . а) i18(3 – 6i) = -(3 – 6i)= -3 + 6i
б) r = 2,
в) x2 + 10x + 50 = 0, D = 100 – 200 = - 100,
Проверяем выполнение задания по таблице с помощью проектора: должно получиться имя английского математика Абрахам де Муавра. Учащимся демонстрируется его портрет (слайд №5), дается краткая информация об этом ученом.
Листочки с решением сдаются на проверку.
- Этап применения знаний и способов действий.
Какими основными методами мы пользуемся при решении уравнений с комплексными числами?
Сколько корней имеет уравнение n-й степени с действительными коэффициентами?
Что можно сказать о комплексных корнях уравнения с действительными коэффициентами? (сопряженные)
Учащимся предлагается набор уравнений, к каждому из которых они предлагают способ решения. (слайд №6)
- (z-i)6 =z2+2iz-1
- z4 =1
- 6x4 +19x3+25x2+19x+6=0
- |z|-2z=2i-1
- (z+1)4 =(z-i)4
- z 12 -65z6 +64=0
- z3 +z 2+z+1=0
- (z2 +3z+6) +2z(z2 +3z+6)-3z =0
Работа в группах: по одному представителю у доски решают уравнения №3,4,5.
Пока учащиеся работают, учитель проверяет самостоятельную работу, выполненную на листочках.
Решение уравнения №3:
6x4+19x3+25x2+19x+6=0 :x2
6x2+19x+25+
Решение уравнения №4:
Решение уравнения №5:
(z+1)4 = (z-i)4
(z+1)4 - (z-i)4 = 0
((z+1)2 – (z-i)2)((z+1)2 + (z-i)2) = 0
(z2 + 2z + 1 – z2 + 2zi + 1)( z2 + 2z + 1 + z2 - 2zi – 1) = 0
(2z + 2zi + 2)( 2z2 + 2z - 2zi) = 0
2z + 2zi + 2 = 0,
2(z + zi + 1) = 0
z(1+i) = -1
z =
2z2 + 2z - 2zi = 0
2z(z + 1 – i) = 0
z = 0; z = -1 + i
Ответ: 0; -1 + i; .
После обсуждения и проверки решений, учитель комментирует итоги самостоятельной работы.
- Применение знаний и умений при выполнении более сложных заданий.
Демонстрация слайда №7
- Найти значения а и b, при которых i является корнем уравнения х4-(2а +b+1)х3 +(3а+5b)х2- -8х+13=0 . При найденных значениях а и b найти остальные корни уравнения.
- Составить уравнение наименьшей степени с действительными коэффициентами, имеющего корни х1=1, х2 =х 3=1-i .
Учащиеся обсуждают ход выполнения первого и второго задания . Класс работает самостоятельно, один ученик решает у доски.
VI. Домашнее задание: решить уравнения со слайда №6: № 1,2,6,7,8.
VII. Рефлексия (слайд №8)Выбрать ту четверть, которая соответствует отношению к изучаемой теме.
VIII. Подведение итога урока, оценка работы учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Показательные и логарифмические функции, уравнения и неравенства", 10 класс
Презентация к уроку...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....
Решение сложных иррациональных уравнений и систем, содержащих иррациональные уравнения. Профильный уровень. 11 класс
Конспект урока содержит теоретический материал, в котором представлены следующие методы решения иррациональных уравнений: возведение обеих частей уравнения в одну и ту же натуральн...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Уравнения". УМК: «Математика 5 класс» автор А.Г.Мерзляк
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Уравнения". (УМК"Математика 5 класс автор А.Г.Мерзляк)Технологическая карта урока содержит материал соответствующий ФГОС, исп...
Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений
Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений...