Технология - портфолио ученика по математике
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Данный материал содержит информацию о технологии портфолио, который можно использовать учителю предметнику в работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_-_portfolio_uchenika_po_predmetu.doc | 40 КБ |
anketa_dlya_uchashchihsya.doc | 27.5 КБ |
list_refleksii.doc | 105 КБ |
refleksiya.doc | 32 КБ |
recenziya_na_portfel_-_otchyot_po_matematike_uchenicy_9-v.doc | 22.5 КБ |
uroven_izucheniya_programmnogo_materiala.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1
1.ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ К ТЕМЕ.
В 2008 – 2009 учебном году ШМО учителей математики МОУ СОШ №14 работали над темой « ОСВОЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ».
Эта проблема является актуальной ,т. к. в последние годы как в западной,
так и в отечественной педагогике идет процесс радикального переосмысления традиционной системы оценки учебных достижений учащихся. Среди новых подходов к этой проблеме можно выделить следующие:
--ориентация на конечные результаты обучения ;
--ориентация на стандарты обучения;
--опора на концепцию компетентности;
--ориентация на уровень исполнительского мастерства.
В связи с этим мною в качестве темы для самообразования была выбрана тема «ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФЕЛЬ»».
2.ЧТО ТАКОЕ «ПОРТФЕЛЬ».
В наиболее общем понимании учебный портфель представляет собой форму и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников(от одноклассников,
Учителей , родителей, из тестовых центров, общественных организаций и т.д.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальней шей коррекции процесса обучения
Конечная цель компоновки учебного портфеля сводится к доказательству прогресса в обучении по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д.. Основной смысл учебного портфеля—«показать, все на что ты способен».
Педагогическая философия учебного портфеля как формы оценки предполагает:
-- смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет , на то, что он знает и умеет по данной теме и по данному предмету;
--интеграцию количественной и качественной оценок;
--перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Итак, «Портфель ученика»--инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика.
2
3.КАК ВЕЛАСЬ РАБОТА НАД ОСВОЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФЕЛЬ».
1)Были определены ПРИНЦИПЫ технологии:
--самооценка результатов;
--систематичность и регулярность самомониторинга;
--структуризация материалов «Портфеля», логичность и лаконичность всех его письменных пояснений;
--аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля»;
--целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфеле» материалов;
--наглядность и обоснованность презентации «Портфеля».
2)Были сформулированы ЦЕЛИ «Портфеля» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
--подготовить учащихся к выбору профильного направления в обучении и к обучению в классах профильного направления;
--определить рейтинг учащихся по предмету;
--формировать у учащихся умение самонаблюдения , самоанализа,
самооценки;
--показать, что учащийся на своем уровне справился с программой обучения, доказать прогресс в обучении.
3)Также были определены ЦЕЛИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
--подготовить себя к выбору профильного направления в обучении и к обучению в классах профильного направления;
--определить свой рейтинг по математике;
--формировать умения самонаблюдения, самоанализа, самооценки.
4)Был выбран тип «Портфеля»--ДНЕВНИК-ОТЧЕТ.
Дневник-отчет содержит индивидуальные текущие работы на занятиях, тесты, контрольные работы, проектные и групповые работы и др.. Его основная цель—показать, что учащийся справился с программой обучения.
5) На следующем этапе были сформированы ГРУППА УЧАЩИХСЯ, желающих работать над созданием «Портфеля» :
9-в класс -15 человек.
3
Основной принцип формирования групп – добровольность. Посоветовавшись с родителями , с учителем , учащиеся самостоятельно принимали решение об участии в экспериментальной работе. Для учащихся были проведены консультации , на которых они были ознакомлены с целями «Портфолио» , а также с особенностями работы по сбору материалов в «Портфель».
Учащиеся на любом этапе могли выйти из группы . Так , 2 учащихся класса вышли из группы в процессе работы.
6)Далее был определен СПИСОК РАБОТ И ДОКУМЕНТОВ , входящих в «Портфель»:
-- лист успеваемости;
--лист самоконтроля;
-- контрольные работы ;
--творческие работы ;
-- домашние работы ;
--классные работы ;
--грамоты , сертификаты ;
-- анкеты.
7)Затем был разработан ЛИСТ УСПЕВАЕМОСТИ.
Данный аттестационный лист отражает работу ученика на уроке и во внеурочное время. Он состоит из 4 разделов:
--работа на уроке;
--внеклассная работа по предмету;
--уровень изучения программного материала (по алгебре и геометрии);
--мнение родителей об успехах школьника на уроках.
Данный аттестационный лист позволяет выявить отношение учащегося к предмету, к выполнению домашних и классных заданий , уровень его знаний ,а также мнение родителей об успехах учащегося.
Заполняется такой лист в конце триместра на консультациях .
Работа с листом успеваемости способствует формированию у учащихся навыков самонаблюдения, самоанализа, самооценки.
4
8)На следующем этапе был разработан ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ.
Данный лист позволяет учащимся высказать свое мнение о работе в классе ,об отношении к предмету , о глубине понимания предмета и т. д.. Затем по тем же самым вопросам высказывается учитель. Таким образом,
школьник имеет возможность проанализировать свое отношение к предмету , а также определить , насколько он объективен в своих оценках.
Лист заполняется трижды в год на консультациях.
9)Далее было продумано ОФОРМЛЕНИЕ «ПОРТФЕЛЯ».
Его содержание должно включать:
--титульный лист( с указанием фамилии, имени учащегося, класса, даты начала и окончания работы);
--цели «Портфеля»;
--оглавление;
--лучшие работы школьника и документы , оговоренные в п. 6;
--рецензию учителя на «Портфель».
Кроме того, было оговорено, что вовсе не обязательно ограничиваться этими материалами.
10) На следующем этапе были разработаны АНКЕТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Анкетирование учащихся и их родителей проводится в конце учебного года с целью изучения мнения о «Портфеле».
11)Далее был разработан ПЛАН РЕЦЕНЗИИ на «Портфель».
Данный план облегчит работу по составлению рецензии , позволит проанализировать все основные этапы работы , а также позволит определить, реализованы ли цели «Портфеля».
Предварительный просмотр:
Анкета для учащихся.
Цель: изучить мнение уч-ся о « Портфеле» .
1. Каково было ваше первое впечатление от «Портфеля»? |
2. Что вызвало трудности при создании « Портфеля»? |
3.Нужна ли была вам помощь родителей? Помогали ли они вам? |
4. Какие материалы, собранные в « Портфель», являются для вас более значимыми? |
5.Какие материалы вы бы ещё хотели включить в «Портфель»? |
6.Была ли работа над «Портфелем» полезна для вашего продвижения в области получения знаний по математике? |
7.Считаете ли вы, что «Портфель» необходим? Почему? |
Дата:
Подпись:
Предварительный просмотр:
1. Работа в классе |
Ученик | Учитель |
.I | II | III | IV | .I | II | III | IV |
ВСЕГДА |
РЕГУЛЯРНО |
В 50% |
РЕДКО |
ПОЧТИ НИКОГДА |
2.Выполнение домашних работ |
Ученик | Учитель |
.I | II | III | IV | .I | II | III | IV |
ВСЕГДА |
РЕГУЛЯРНО |
В 50% |
РЕДКО |
ПОЧТИ НИКОГДА |
3.Отношение к редмету |
Ученик | Учитель |
.I | II | III | IV | .I | II | III | IV |
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ |
БЕЗРАЗЛИЧНОЕ |
НЕГАТИВНОЕ |
4.Участие в работе класса |
Ученик | Учитель |
.I | II | III | IV | .I | II | III | IV |
ИНИЦИАТИВНОЕ |
ПОСТОЯННОЕ |
ЧАСТНОЕ |
РЕДКОЕ |
НИКАКОЕ |
5.Глубина понимания предмета |
Ученик | Учитель |
.I | II | III | IV | .I | II | III | IV |
ОТЛИЧНОЕ |
ХОРОШАЯ |
СЛАБАЯ |
ОЧЕНЬ СЛАБАЯ |
НУЛЕВАЯ |
6.Отношение к выполнению заданий |
Ученик | Учитель |
.I | II | III | IV | .I | II | III | IV |
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ |
НУЖД. В ПОМОЩИ |
РЕДКО ДЕЛАЮ САМ. |
УКЛОН. ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ. |
7.Внимание на уроке |
Ученик | Учитель |
.I | II | III | IV | .I | II | III | IV |
ОТЛИЧНОЕ |
СРЕДНЕЕ |
ЛЕГКО ОТВЛЕКАЕТСЯ |
НА ШУМ |
НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ |
САМ ПО СЕБЕ |
8.Поведение на уроке |
Ученик | Учитель |
.I | II | III | IV | .I | II | III | IV |
ОТЛИЧНОЕ |
ХОРОШЕЕ |
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ. |
ПЛОХОЕ |
9.Отношение учителя |
Ученик | Учитель |
.I | II | III | IV | .I | II | III | IV |
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ |
ХОРОШЕЕ |
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ |
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ |
Дата: 1.__________________ 3.__________________________
2.__________________ 4._________________________
Предварительный просмотр:
- Рефлексия
СОДЕРЖАНИЕ | ОТВЕТЫ УЧЕНИКА |
1 ЧЕТВЕРТЬ | 2 ЧЕТВЕРТЬ | 3 ЧЕТВЕРТЬ | 4 ЧЕТВЕРТЬ |
Мне нравится (да , нет, не знаю, иногда) А) алгебра как предмет; Б) геометрия как предмет; В) преподавание математики |
Я всегда стараюсь выполнить домашнее задание (да , нет, не знаю, иногда, чаще списываю, делаю сам, использую помощь репетитора, помогают родители) |
Больше всего на уроках математики мне нравится……. |
Мне не нравится на уроках математики: А) решать задачи; Б) учить определения и теоремы; В) выполнять самостоятельные и контрольные работы; Г) решать вычислительные примеры; Д) решать уравнения и неравенства; Е) выполнять построения |
Что (кто) мешает учиться по математике на «4» и «5» (сосед(ка),лень, невнимательность, медлительность, плохая память, не понимаю объяснение учителя,несерьёзное выполнение дом.заданий, другие причины) |
Что ( кого) и как ты хотел (а) бы изменить на уроках алгебры и геометрии ( себя, учителя, изложение материала, учебник, количество уроков,…) |
Предварительный просмотр:
Рецензия на портфель достижений по математике ученицы 9-в класса Кузьминой Анны .
Форма данного «Портфеля»- дневник- отчет. Он содержит индивидуальные текущие работы на занятиях, тесты, творческие работы и другие материалы.
Материал портфеля организован логично, представлены все заявленные в оглавлении компоненты. В портфель вложены все удачные работы ученицы.
Портфель использовался для ученической самооценки. В конце каждого триместра ученица заполняла лист успеваемости , в котором оценивала свою работу на уроке, а также внеклассную работу по предмету. Кроме того, ученица отслеживала уровень изучения программного материала по математике. Работа с листом успеваемости способствовала формированию навыков самонаблюдения, самоанализа, самооценки.
Работа с листом успеваемости также позволила ученице определить свой рейтинг по алгебре и геометрии.
В каждой работе , вложенной в портфель, сделана, если было необходимо, работа над ошибками. Работа над ошибками проверена учителем.
Портфель создавался ученицей под руководством учителя. Работы в портфель ученица отбирала самостоятельно.
Портфель выглядит эстетично, ученица творчески подошла к его оформлению.
Ученица подготовила себя к выбору профильного направления в обучении.
Обсуждение портфеля прошло на заключительном уроке. В обсуждении приняли участие все учащиеся класса. Жюри выразило мнение, что портфель заслуживает оценки «отлично».
Учитель математики Дмитриева М.Ю,
Предварительный просмотр:
III.Уровень изучения программного материала.
По алгебре |
№ | Тема контроля | С «2» | З «3» | Ж «4» | К «5» |
1. | Линейные и квадратные неравенства |
2. | Рациональные неравенства и их системы |
3. | Системы уравнений |
4. | Числовые функции |
5. | Прогрессии |
6. | Повторение уч. материала за курс основной школы |
I триместр |
II триместр |
III триместр |
Тест за I полугодие |
Тест за II полугодие |
Предэкз контр.работа |
Экзамен. работа |
Итоговая оценка |
По геометрии |
Тема контроля | Зачёт |
№ | Теория | Практика |
1. | Векторы |
2. | Метод координат |
3. | Соотнош. между сторонами и углами треугольника. |
4. | Длина окружности и площадь круга. |
5. | Движения. |
I триместр |
II триместр |
III триместр |
Тест за I полугодие |
Тест за II полугодие |
Итоговая контр. работа |
Оценка за год |
Условие : закрасить
соответствующим цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся в портфолио ученика
Различные памятки для учеников как учить заданный материал, стихи, составлять план и т.п....
Портфолио ученика
Разделы, которые могут быть использованы для создания ПОРТФОЛИО учащихся...
Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса
Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...
Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.
В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....
Портфолио ученика на конкурс "Ученик года"
В нашей школе традиционно каждый год проходит конкурс "Ученик года". Для каждого ученика вместе с активом класса мы создаем его персональное портфолио, исходя из склонностей и интересов ученика. Наши ...
Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.
СодержаниеРаздел I. Мой портрет ...
Портфолио ученика как технология работы
Презентация к выступлению "Портфолио ученика как технология работы"...