Технология - портфолио ученика по математике
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Дмитриева Марина Юрьевна

Данный материал содержит информацию  о  технологии портфолио, который можно использовать учителю предметнику  в  работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 1

1.ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ К ТЕМЕ.

   В 2008 – 2009  учебном году  ШМО учителей математики МОУ СОШ №14 работали над темой « ОСВОЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ».

Эта проблема является актуальной ,т. к. в последние годы как в западной,

так и в отечественной   педагогике идет процесс радикального переосмысления традиционной системы оценки учебных достижений учащихся. Среди новых подходов к этой проблеме можно выделить следующие:

--ориентация  на  конечные результаты обучения ;

--ориентация на стандарты обучения;

--опора на концепцию компетентности;

--ориентация на уровень исполнительского мастерства.

В связи с этим мною в качестве темы для самообразования была выбрана тема «ТЕХНОЛОГИЯ  «ПОРТФЕЛЬ»».

   

2.ЧТО ТАКОЕ «ПОРТФЕЛЬ».

       В наиболее общем понимании учебный портфель представляет собой форму и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной  деятельности  обучаемого,  а также соответствующих информационных материалов из внешних источников(от одноклассников,

Учителей , родителей, из тестовых центров, общественных организаций и т.д.), предназначенных для последующего  их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальней шей коррекции процесса обучения    

          Конечная цель компоновки учебного портфеля сводится к доказательству  прогресса в обучении по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д.. Основной смысл  учебного портфеля—«показать, все на что ты способен».

        Педагогическая  философия  учебного портфеля как формы оценки предполагает:

-- смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет , на то, что он знает и умеет по данной теме и по данному предмету;

--интеграцию количественной и качественной оценок;

--перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

        Итак, «Портфель ученика»--инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной  деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика.

                                                  2

3.КАК ВЕЛАСЬ РАБОТА НАД ОСВОЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ  «ПОРТФЕЛЬ».

1)Были определены ПРИНЦИПЫ  технологии:

--самооценка результатов;

--систематичность и регулярность самомониторинга;

--структуризация материалов «Портфеля», логичность и лаконичность всех его письменных пояснений;

--аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля»;

--целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфеле» материалов;

--наглядность и обоснованность презентации «Портфеля».

2)Были сформулированы ЦЕЛИ «Портфеля» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

--подготовить учащихся к выбору профильного направления в обучении и к обучению в классах профильного направления;

 --определить рейтинг учащихся по предмету;

--формировать у учащихся умение самонаблюдения , самоанализа,

самооценки;

--показать, что учащийся на своем уровне справился с программой обучения, доказать прогресс в обучении.

3)Также были определены ЦЕЛИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

--подготовить себя к выбору профильного направления в обучении и к обучению в классах профильного направления;

--определить свой рейтинг по математике;

--формировать умения самонаблюдения, самоанализа, самооценки.

4)Был выбран тип «Портфеля»--ДНЕВНИК-ОТЧЕТ.

Дневник-отчет содержит индивидуальные текущие работы на занятиях, тесты, контрольные работы,  проектные и  групповые работы и др..  Его  основная цель—показать, что учащийся справился с программой обучения.

5) На следующем этапе были сформированы ГРУППА УЧАЩИХСЯ, желающих работать над созданием  «Портфеля» :

9-в класс -15 человек.

3

   Основной принцип формирования групп – добровольность.   Посоветовавшись с родителями , с учителем , учащиеся самостоятельно принимали решение об участии в экспериментальной работе. Для  учащихся были проведены консультации , на которых они были ознакомлены с целями «Портфолио» , а также с особенностями работы по сбору материалов в «Портфель».

    Учащиеся  на любом этапе могли выйти из группы . Так , 2 учащихся класса  вышли из группы в процессе работы.

   

6)Далее был определен СПИСОК РАБОТ И ДОКУМЕНТОВ , входящих в «Портфель»:

-- лист успеваемости;

--лист самоконтроля;

-- контрольные работы ;

--творческие работы ;

-- домашние работы ;

--классные работы ;

--грамоты , сертификаты ;

-- анкеты.

7)Затем был разработан   ЛИСТ УСПЕВАЕМОСТИ.

   Данный аттестационный лист отражает  работу ученика на  уроке и во внеурочное время. Он состоит из 4 разделов:

--работа на уроке;

--внеклассная работа по предмету;

--уровень изучения программного материала (по алгебре и геометрии);

--мнение родителей об успехах школьника на уроках.

   Данный аттестационный лист позволяет выявить  отношение учащегося к предмету, к выполнению домашних и классных заданий , уровень его знаний ,а также мнение родителей об успехах учащегося.

   Заполняется такой лист  в конце триместра на консультациях .

  Работа с  листом успеваемости способствует формированию у учащихся навыков самонаблюдения, самоанализа, самооценки.

4

  8)На следующем этапе был разработан  ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ.

Данный лист позволяет учащимся высказать свое мнение о работе в классе ,об отношении к предмету , о глубине понимания предмета и т. д.. Затем по тем же самым вопросам высказывается учитель. Таким образом,

школьник имеет возможность проанализировать свое отношение к предмету , а также определить , насколько он объективен в своих оценках.

Лист заполняется трижды в год на консультациях.

9)Далее было продумано ОФОРМЛЕНИЕ «ПОРТФЕЛЯ».

Его содержание должно включать:

--титульный лист( с указанием  фамилии, имени учащегося, класса, даты начала и окончания работы);

--цели «Портфеля»;

--оглавление;

--лучшие работы школьника  и документы , оговоренные в  п. 6;

--рецензию учителя на «Портфель».

Кроме того, было оговорено, что вовсе не обязательно ограничиваться этими материалами.

10) На следующем этапе были разработаны АНКЕТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.  

Анкетирование учащихся и их родителей проводится в конце учебного года с целью изучения мнения о «Портфеле».

11)Далее был разработан ПЛАН РЕЦЕНЗИИ на «Портфель».

Данный план облегчит работу по составлению рецензии , позволит проанализировать все основные этапы работы , а также позволит определить, реализованы ли цели «Портфеля».



Предварительный просмотр:

                                     Анкета для учащихся.

Цель:  изучить мнение уч-ся о « Портфеле» .

1. Каково было ваше первое впечатление от «Портфеля»?

2. Что вызвало трудности при создании « Портфеля»?

3.Нужна ли была вам помощь родителей? Помогали ли они вам?

4. Какие материалы, собранные в

« Портфель», являются для вас более значимыми?

5.Какие материалы вы бы ещё хотели включить в «Портфель»?

6.Была ли работа над «Портфелем» полезна для вашего продвижения в области получения знаний по математике?

7.Считаете ли вы, что «Портфель» необходим? Почему?

Дата:

Подпись:



Предварительный просмотр:

                                           1. Работа в классе

                    Ученик

              Учитель

.I

    II

   III

   IV

.I

    II

   III

   IV

ВСЕГДА

РЕГУЛЯРНО

В 50%

РЕДКО

ПОЧТИ НИКОГДА

                                       2.Выполнение домашних работ

                    Ученик

              Учитель

.I

    II

   III

   IV

.I

    II

   III

   IV

ВСЕГДА

РЕГУЛЯРНО

В 50%

РЕДКО

ПОЧТИ НИКОГДА

           3.Отношение к редмету

                    Ученик

              Учитель

.I

    II

   III

   IV

.I

    II

   III

   IV

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ

БЕЗРАЗЛИЧНОЕ

НЕГАТИВНОЕ

                                     4.Участие в работе класса

                    Ученик

              Учитель

.I

    II

   III

   IV

.I

    II

   III

   IV

ИНИЦИАТИВНОЕ

ПОСТОЯННОЕ

ЧАСТНОЕ

РЕДКОЕ

НИКАКОЕ

                                     5.Глубина понимания предмета

                    Ученик

              Учитель

.I

    II

   III

   IV

.I

    II

   III

   IV

ОТЛИЧНОЕ

ХОРОШАЯ

СЛАБАЯ

ОЧЕНЬ СЛАБАЯ

НУЛЕВАЯ

        6.Отношение к выполнению заданий

                    Ученик

              Учитель

.I

    II

   III

   IV

.I

    II

   III

   IV

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ

НУЖД. В ПОМОЩИ

РЕДКО ДЕЛАЮ САМ.

УКЛОН. ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ.

        7.Внимание на уроке

                    Ученик

              Учитель

.I

    II

   III

   IV

.I

    II

   III

   IV

ОТЛИЧНОЕ

СРЕДНЕЕ

ЛЕГКО ОТВЛЕКАЕТСЯ

НА ШУМ

НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

САМ ПО СЕБЕ

        8.Поведение на уроке

                    Ученик

              Учитель

.I

    II

   III

   IV

.I

    II

   III

   IV

ОТЛИЧНОЕ

ХОРОШЕЕ

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ.

ПЛОХОЕ

        9.Отношение учителя

                    Ученик

              Учитель

.I

    II

   III

   IV

.I

    II

   III

   IV

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ

ХОРОШЕЕ

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ

Дата:  1.__________________         3.__________________________

2.__________________        4._________________________



Предварительный просмотр:

  1. Рефлексия

СОДЕРЖАНИЕ

                                                     ОТВЕТЫ УЧЕНИКА

 1 ЧЕТВЕРТЬ

2 ЧЕТВЕРТЬ

3 ЧЕТВЕРТЬ

4 ЧЕТВЕРТЬ

Мне нравится (да , нет, не знаю, иногда)

А) алгебра как предмет;

Б) геометрия как предмет;

В) преподавание математики

Я всегда стараюсь выполнить домашнее задание (да , нет, не знаю, иногда, чаще списываю, делаю сам, использую помощь репетитора, помогают родители)

Больше всего на уроках математики мне нравится…….

Мне не нравится на уроках математики:

А) решать задачи;

Б) учить определения и теоремы;

В) выполнять самостоятельные и контрольные работы;

Г) решать вычислительные примеры;

Д) решать уравнения и неравенства;

Е) выполнять построения

Что (кто) мешает

учиться по математике на «4» и «5»

(сосед(ка),лень, невнимательность,

медлительность, плохая память, не

понимаю объяснение учителя,несерьёзное выполнение дом.заданий, другие причины)

Что ( кого) и как ты хотел (а) бы изменить на уроках алгебры и геометрии

( себя, учителя, изложение материала, учебник, количество уроков,…)



Предварительный просмотр:

 Рецензия на портфель достижений по математике ученицы 9-в класса Кузьминой Анны .

    Форма данного «Портфеля»- дневник- отчет. Он содержит индивидуальные текущие работы на занятиях, тесты, творческие работы и другие материалы.

    Материал портфеля организован логично, представлены все заявленные в оглавлении компоненты. В портфель вложены все удачные работы ученицы.

     Портфель использовался для ученической самооценки. В конце каждого триместра ученица заполняла лист успеваемости  ,  в котором  оценивала свою работу на уроке, а также внеклассную работу по предмету. Кроме того, ученица отслеживала уровень изучения программного материала  по математике. Работа с листом успеваемости способствовала формированию навыков самонаблюдения, самоанализа, самооценки.

  Работа с листом успеваемости также позволила ученице определить свой рейтинг по алгебре и геометрии.

    В каждой  работе ,  вложенной в портфель, сделана, если было необходимо, работа над ошибками. Работа над ошибками проверена учителем.

    Портфель создавался ученицей   под руководством учителя. Работы  в портфель ученица отбирала самостоятельно.

   Портфель выглядит эстетично, ученица творчески подошла к его оформлению.

   Ученица подготовила себя  к выбору профильного направления в обучении.

   Обсуждение портфеля прошло на заключительном уроке. В обсуждении приняли участие все учащиеся класса. Жюри выразило мнение, что  портфель заслуживает оценки «отлично».  

Учитель математики Дмитриева М.Ю,



Предварительный просмотр:

III.Уровень изучения  программного материала.

                           По алгебре

Тема контроля

С

     «2»

     З

    «3»

      Ж

«4»

    К

   «5»

1.

Линейные и квадратные неравенства

2.

Рациональные неравенства и их системы

3.

Системы уравнений

4.

Числовые функции


5.

Прогрессии



6.

Повторение уч. материала за курс основной школы

 I      триместр

II     триместр

III   триместр

Тест за  I       полугодие

Тест за  II      полугодие

Предэкз контр.работа

Экзамен. работа

Итоговая оценка                      

                                 По геометрии

    Тема контроля

                              Зачёт

       Теория

    Практика

1.

Векторы



2.

Метод координат


3.

Соотнош. между сторонами и углами треугольника.

4.

Длина окружности и площадь круга.

5.

Движения.

I    триместр

II   триместр

III  триместр

Тест за  I       полугодие

Тест за   II        полугодие

Итоговая контр. работа

Оценка за год

 Условие : закрасить

соответствующим цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся в портфолио ученика

Различные памятки для учеников как учить заданный материал, стихи, составлять план и т.п....

Портфолио ученика

Разделы, которые могут быть использованы для создания ПОРТФОЛИО учащихся...

Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Портфолио ученика на конкурс "Ученик года"

В нашей школе традиционно каждый год проходит конкурс "Ученик года". Для каждого ученика вместе с активом класса мы создаем его персональное портфолио, исходя из склонностей и интересов ученика. Наши ...

Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.

                                      СодержаниеРаздел I. Мой портрет         ...

Портфолио ученика как технология работы

Презентация к выступлению "Портфолио ученика как технология работы"...