Занятие элективного курса «Решение задач практической направленности»
элективный курс по алгебре (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Занятие №12 элективного курса «Решение задач практической направленности»
Тема. ЗАДАЧИ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
Цели:
Образовательные: научить решать задач на проценты с экономическим содержанием с помощью формул “сложных процентов”, формирование умений решать задачи повышенной сложности.
Развивающие: через решение задачи развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы, оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению, самостоятельность, гибкость, учить учащихся корректировать свою деятельность в ходе урока; формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы
Воспитательные: формирование элементов социально-личностной компетентности на основе умения проектировать и осуществлять алгоритмическую и эвристическую деятельность, проверять и оценивать результаты деятельности.
Этапы занятия:
I Организационный момент.
II. Введение нового материала.
III. Первичное закрепление.
IV. Домашнее задание и итоги урока.
Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
2 мин | Организационный момент. |
12 мин | Объяснение нового материала Говорят, что имеем дело со «сложными процентами» в том случае, когда некоторая величина подвержена поэтапному изменению. При этом каждый раз ее изменение составляет определенное число процентов от значения, которое эта величина имела на предыдущем этапе. Рассмотрим 2 случая. Случай 1. В конце каждого этапа величина изменяется на одно и то же постоянное количество процентов – р%. Тогда в конце п-го этапа значение некоторой величины А, исходное значение которой равнялось А0, определяется формулой: Задача. Сберкасса выплачивает 3 % годовых. Через сколько лет внесенная сумма удвоится? Поиск решения. Как мы обозначим первоначальная величину вклада? Если А0 – сумма первоначального вклада, как тогда мы запишем выражение для удвоенного вклада? Какова процентная ставка банка? Запишите формулу для вычисления размера этого вклада через n лет: Итак, через n лет размер вклада удвоится. Можно ли составить уравнение на основе этих данных? Запишите решение самостоятельно. Случай 2. Прирост величины А на каждом этапе различный. Пусть величина А в конце 1-го этапа испытывает изменение на р%, а в конце 2-го этапа – на р% и т.д. Если рк > 0, то величина А возрастает; если рк < 0, то величина А убывает. Тогда в конце п-го этапа значение величины А, первоначальное значение которой равнялось А0, будет определяться формулой: Случай 3. Иногда в задачах встречается понятие «средний процент прироста». Под этим понимают такой постоянный процент прироста, который за п этапов давал бы такое же изменение величины А, которое она получает в действительности, при неравных поэтапных процентах изменения. Средний процент прироста q% можно найти из равенства: Обратите внимание средний процент прироста не равен среднему арифметическому процентов прироста. | Принято первоначальную величину вклада обозначать через А0 - Удвоенный вклад будет равен: 2·А0 - три процента Решение. Пусть первоначальная величина вклада составляет А0 рублей. Тогда через п лет эта величина равняется 2А0 р. или р. Составим уравнение: Решаем его. Ответ: вклад удвоится через 23 года. |
25 мин | Рассмотрим задачу: Акционерное общество «МММ-лимитед» объявило котировку своих акций на ближайшие 3 месяца с приростом в процентах последовательно по месяцам на 243 %, 412 % и 629 % по отношению к каждому предыдущему месяцу. Каков средний ежемесячный рост котировок акций за указанный период? Поиск решения. Как вы думаете, на какой из трех случаев данная задача? Какой формулой мы будем пользоваться? На какой срок объявлена котировка акций? Каковы значения приростов котировок акций за эти 3 месяца? Подставим эти данные в формулу. Запишите решение самостоятельно. | -На третий случай. - Сроком на 3 месяца, причем каждый месяц процентная ставка меняется - p1=243%, p2=412% и p1=629%. Решение. Ответ: 404 % – средний ежемесячный рост котировок акций. |
15 мин | Решите следующую задачу самостоятельно. Задача. Себестоимость изделия понизилась за 1 полугодие на 10 %, а за второе – на 20 %. Определить первоначальную себестоимость изделия, если новая себестоимость стала 576 руб. Проверка решения. | Решение: А0 – исходная себестоимость товара Ответ: исходная себестоимость 800 руб. |
5 мин | Самостоятельная работа Решите любые три задачи на выбор: 1. Пусть вкладчик положил на счет в банке 25000р. и в течение 3-х лет не будет снимать деньги со счета. Подсчитаем, сколько денег будет на счете вкладчика через 3 года, если банк выплачивает 30% в год, и проценты после каждого начисления присоединяются к начальной сумме 25000р., т.е. капитализируются. 2. Зарплата служащему составляла 20000р. Затем зарплату повысили на 20%, а вскоре понизили на 20%. Сколько стал получать служащий? 3. На товар снизили цену сначала на 20%, а затем еще на 15%. При этом он стал стоить 23,8 тыс.р. Какова была первоначальная цена товара? 4. Завод увеличивал объем выпускаемой продукции ежегодно на одно и то же число процентов. Найти это число, если известно, что за 2 года объем выпускаемой продукции увеличивался на 21%. 5. Цену товара первоначально понизили на 20%, затем новую цену снизили еще на 30% и, наконец, после пересчета произвели снижение на 50%. На сколько процентов всего снизили первоначальную цену товара? |
3 мин | Подведение итогов занятия. Постановка домашнего задания. Итоги: Что узнали нового? Чему научились? Что необычного и интересного было на занятиях? В каких задачах вы столкнулись с трудностями? Домашнее задание: Задачи с экономическим содержанием: №1 Завод выпускал 12000 наручных часов в месяц. После повышения цен на отдельные детали завод стал выпускать 9000 часов в месяц. Как изменилась при этом производительность труда, если вместе с сокращением выпуска часов на заводе сократили 20% рабочих? №2 Некоторая фирма начинает выпускать кофемолки, которые предполагает реализовать по 10$ за штуку. При этом фирма должна уплатить 6$ за приобретенные детали для каждой кофемолки. Кроме этого, за аренду помещения и рекламу фирма должна уплачивать 10000$ ежегодно. Считая, что других статей расхода у фирмы не будет, определите, какое минимальное количество кофемолок должна реализовывать фирма ежегодно, чтобы не нести убытков. №3 В банк внесли сумму 50 000 руб. Банк начисляет сложные проценты по ставке 15% годовых. Какая сумма будет на счете вкладчика через 8 лет? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект практического занятия элективного курса по химии по теме: «Домашняя химчистка»
Практическое занятие проводится по программе элективного курса для 9 классов «Химия в моем доме». Занятие разработано с использованием проблемного подхода на основе личностно-ориентированной тех...
Конспект занятия элективного курса "Основы механизации сельского хозяйства" Занятие 21 "Косилка роторная КРН-210"
На сегодняшнем занятии мы детально познакомимся с другой косилкой. Эта косилка отличается от уже изученной тем, что в ней ножи вращаются, причем навстречу друг другу. Называется она косилка рото...
План практического занятия элективного курса "Астрономия" для 9 класса на тему "Солнечные затмения"
Занятие элективного курса "Астрономия" для 9 класса на тему "Солнечные затмения"...
Тематическое планирование элективного курса «Основы практической грамотности» 10 класс
Тематическое планирование элективного курса «Основы практической грамотности» 10 класс...
Программа элективного курса физкультурно-спортивной направленности "Лёгкая атлетика" .
Лёгкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а ...
Элективный курс гражданско – правовой направленности «Я и закон».
Гражданско-правовая направленность в современной педагогике имеет очень большую актуальность. Происходящие в нашей стране экономические, политические, социальные изменения в последние 10 – 15 ле...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант) (2 – 3 классов)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...