Сложение натуральных чисел и его свойства.
| ФИО (полностью) | Евланова Нина Григорьевна |
| Место работы | МОУ СОШ № 3 г.Аткарска |
| Должность | Учитель математики |
| Предмет | математика |
| Класс | 5 |
| Тема и номер урока в теме | Сложение натуральных чисел и его свойства. (первый урок). |
| Базовый учебник | 1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009 |
Цель урока: актуализировать знания учащихся о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения; повторить свойства сложения натуральных чисел. Учить применять свойства сложения.
Планируемые результаты: Выполнять сложение натуральных чисел. Верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
10. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить использовать понятия слагаемое, сумма, периметр; научить применять свойства сложения; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях, находить периметр многоугольника
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
11.Тип урока : усвоение новых знаний.
12 .Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
14.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
16.Структура и ход урока
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.
№ |
| Этап урока |
| Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
| Формируемые УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Познаватель- ные |
| Регулятивные |
| Коммуникатив- ные |
| Личностные |
1 |
| 2 |
| 3 | 5 | 6 | 7 |
| 8 |
| 9 |
| 10 |
|
|
1 |
| Организацион-ный этап |
| Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; |
| 2 |
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
| Прогнозирование своей деятельности |
| Умение слушать и вступать в диалог |
| Умение выделять нравственный аспект поведения. |
2 |
| Актуализация знаний |
| Актуализация опорных знаний и способов действий | Вступительное слово учителя. Устный счет. Повторение пройденного на прошлом уроке. Беседа с проблемным вопросом по будущей теме (игра «Математическое лото»). Задает учащимся наводящие вопросы. Историческая справка. | Решают примеры устного счета. Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопросы. | 6-7 |
| Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. |
| Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. |
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог |
| Самоопределение |
3 |
| Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся |
| Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Вместе с учениками определяет цель урока. | Определяют цель урока. | 4-5 |
| Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. |
| Целеполагание |
| Постановка вопросов |
| Самоопределение |
4 |
| Первичное усвоение новых знаний |
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение натуральных чисел и его свойства. | Создает ситуацию, входе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. | Вспоминают названия компонентов при сложении. Делают выводы по свойствам сложения натуральных чисел. | 6-7 |
| Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. |
| Планирование, прогнозирование |
| Умение слушать и вступать в диалог |
| Самоопределение |
5 |
| Физкультминутка |
|
| Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
| Первичная проверка понимания |
| Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Направляет работу учащихся. | Самостоятельно решают задачи. Отвечают на вопрос. | 4-5 |
| Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез |
| Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
| Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) |
| Ориента- ция в межлично-стных отношениях |
6 | Первичное закрепление |
| Установление правильности и осознанности изучения темы. |
| Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении творческого задания. | Учащиеся выполняют в группах творческое задание Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку. |
| 10 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция |
| Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу; Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. |
| Профессионалное самоопределение, смыслообразование |
|
7 | Подведение итогов урока |
| Самооценка результатов своей деятельности и всего класса |
| Подводит итоги работы в классе. | Отвечают на поставленные вопросы. Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке |
| 2-3 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция |
| Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. |
| Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся |
|
8 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
| Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
| Задает дозированное домашнее задание | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока |
| 2 |
| Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности |
| управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна |
| Нравственно -этическая ориентация |
|
9. | Рефлексия. |
| Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
| -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уйдете с урока? | Оценивают свою работу и работу одноклассников. |
| 1-2 |
| Оценка своей деятельности и других людей |
|
|
| Смыслообразование |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики? (слайд 1) Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это математика! |
|
II . Актуализация знаний. 1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета (работа в парах) (слайды 2-3). Возьмитесь за руки, покажите, что вы пара. У вас на столах лежит карточка лото и полоски бумаги. Ребята, вы сможете сложить слово, если правильно решите примеры и закроете ответы в своей карточке. 1) 153 увеличить на 7; 2) 100 вычесть 6; 3) 90 разделить на 90; 4) 15 умножить на 3; 5) 284 увеличить на 6; 6) 17 увеличить в 3 раза; 7) 200 уменьшить на 10; 8) 238 увеличить на 3; 9) 80 уменьшить в 4 раза; 10) 40 уменьшить на 17; 11) 18 увеличить в 4 раза. Какие числа остались открытыми? Из соответствующих букв составьте слово. (СУММА) Какое действие мы будем сегодня повторять? 2. Мотивация С какими числами вы работали на предыдущих уроках? Так что мы будем сегодня делать на уроке? Запишите тему сегодняшнего урока: Сложение натуральных чисел и его свойства. Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо уметь складывать натуральные числа? Может это вам как-то пригодиться в жизни? | 1 Учащиеся решают примеры устно. 12 С | 1 З | 13 М | 20 Н | 160 П | 21 У | 241 О | 23 Т | 48 М | 290 Е | 51 Ь | 336 А | 94 Р | 45 И | 190 Е | 72 Р |
153 + 7 = 160; 100 – 6 = 94; 90 : 90 = 1; 284 + 6 = 290; 15 · 3 = 45; 238 + 3 = 241; 17 · 3 = 51; 200 – 10 = 190; 80 : 4 = 20; 40 – 17 = 23; 18 · 4 = 72. Отвечают на вопросы, составляют слово сумма. Сложение. 2. – С натуральными числами. Складывать натуральные числа. Отвечают на вопрос. |
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. 1. Немного из истории (слайд 5) В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму? Запишите в тетради: Карл Гаусс, 18 век, Германия. Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100? Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока? | Слушают рассказ учителя. Цель урока: научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения. |
IV. Первичное усвоение новых знаний. 1. Работа по учебнику. Стр.33-34 - Какое число следует прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее при счете? (слайд 6) - Как называются компоненты действия сложения? (слайд 7) 2. На доске: 563; 300; 3; 312; 464. (слайд 8) -Прочитайте числа. - Из двух чисел составьте такой пример, чтобы сумма была четырехзначным числом (563 + 464 = 1000) - Прочитайте пример всеми возможными способами. - Придумайте задачу, чтобы она имела такое решение. - Ребята, сложение чисел можно изобразить на координатном луче. Для этого отметим первое слагаемое на координатном луче. Это точка с координатой 2. (слайд 9) - Что значит прибавить 4 ? - В какую сторону следует отложить четыре единичных отрезка? - Определяем координату точки в которую мы попали. Назовите результат. - Изобразите на координатном луче сумму 4 + 2.(слайд 10-11) - Что получилось? Какой вывод можно сделать? (слайд 12). Как называется это свойство? - Изобразите сложение на одном координатном луче (слайд 13) 1 + 2 = 3 3 + 4 = 7 Сколько чисел мы прибавили к 1. Как эту сумму записать по- другому? Мы видим, что 1 + (2 + 4) = (1+ 2) + 4 - Какой можно сделать вывод? (слайд 14) - Как называется это свойство? -Найдите результат сложения 9 + 0; 0 + 9 (слайд 15) - Какой вывод можно сделать? (слайд 16) - Ребята для чего нам надо знать свойства сложения? Где они пригодятся нам на уроках, в жизни? (слайд17 -18) | - Чтобы получить следующее при счете число, надо к натуральному числу прибавить 1. - Результат сложения называют суммой, числа, которые складывают, называют слагаемыми. 563 + 464 = 1000. -Сумма 563 и 464 равна 1000; -563 прибавить 464 равно 1000; - 563 плюс 464 равно 1000. Сумма двух слагаемых 563 и 464 равна 1000. Придумывают задачу. - Это значит к числу 1 четыре раза прибавить 1. - В правую сторону. - 2 + 4 = 6 - 4+2 = 6 - Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых. - Переместительное свойство сложения. - Два числа . - 1 + ( 2 + 4) = 7 - Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое. - Сочетательное свойство сложения. - Если прибавить к числу нуль, то получится данное число. - Свойства нужно знать, чтобы проще считать |
V. Физкультминутка ( слайд 19) Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем , как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вдохнули. Отдохнули? Отдохнули! | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
VI. Первичное усвоение новых знаний. Решите самостоятельно задачи по вариантам. Направляет работу учащихся. (слайд 20) Вариант 1. | Вариант 2. | 1. Как называется результат сложения? | 1. Как называются числа, которые складывают? | 2. Чему равна сумма чисел 2538 и 3462 ? | 2. Чему равна сумма чисел 5632 и 4368 ? | 3. Чему равна сумма 5432 и 0 ? | 3. Чему равна сумма 0 и 2538? | 4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 385 + 548 + 615 | 4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 221 + 427 + 373 |
| Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам. Обмениваются тетрадями и проверяют решение. I вариант 1. сумма; 2. 6000; 3. 5432; 4. 1548. II вариант. 1.слагаемые; 2. 10000; 3. 2538; 4. 1021. |
VII. Первичное закрепление. Вернемся к задаче Гаусса. Кто-нибудь догадался как маленький Гаусс решил задачу? Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания. | По группам выполняют творческое задание |
VIII. Подведение итогов урока. -Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Что еще нужно сделать? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? -Наш урок подходит к концу. Выставление отметок. | Отвечают на поставленные вопросы. |
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Сегодня мы говорили о сложении натуральных чисел и его свойствах. На следующем уроке мы будем решать задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.6 на стр.33 и решите № 239. 238. (слайд 21) А еще я вам предлагаю (по желанию) выполнить дополнительное задание (слайд 22)Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся внимательно слушают. Всем: п 18, с 108, выучить формулы. По желанию: определить стоимость ремонта своей комнаты. |
X.Рефлексия. (слайд 23) -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уйдете с урока? | Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока. |